А.С.Пушкин Барышня-крестьянка. Презентация на тему "барышня-крестьянка " История создания повести барышня крестьянка презентация

Cлайд 1

Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Рамазанова Ляззат Каппаровна Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №95 г.Караганды Казахстан

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: научиться видеть роль портрета в раскрытии образов главных героев ЗАДАЧИ: развивать навыки работы с текстом; умение составлять по опорным словам портрет персонажа; развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся; Содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.

Cлайд 3

ПРОБЛЕМА: Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир? ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Совершенствуют навыки работы с текстом; научатся составлять портретные характеристики героев,

Cлайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина» – это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С.Пушкин

Cлайд 5

Блицопрос Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»? Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…» Какого цвета был сарафан Акулины? Каково назначение в повести дупла старого дуба? Что носил Алексей Берестов? Во что была обута Акулина? Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов? На какую службу намеревался вступить Алексей? О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»?

Cлайд 6

Портре т (фр. portrait, от старофранцузск. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту»; устаревшее парсуна - от лат. persona - «личность; особа»)

Cлайд 7

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 8

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: средствами: , графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Внутренний мир героя Лиза Балованное дитя Чопорная англичанка Шалунья Смуглая красавица Высокомерная Жизнерадостная Молодая проказница Артистичная Прелесть Юная жеманница Доверчивая Молодая

Cлайд 12

Вопросы: 1)Какие портреты получили предпочтение автора и почему? 2) Меняется сам характер Лизы или только её роли?

Cлайд 13

Распределите эпитеты соответствующие герою Алексей Добрый малый Бескорыстный Высокомерный Удивительно хорош Чёрствый Благородный Верный Англоман Образованный Сердце чистое

А.С.Пушкин «По страницам
повести «Барышня – крестьянка»

Словарная работа

Де́нди - социально-культурный тип XIX века: мужчина,
подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и
поведения, изысканностью речи.
Русофил – человек, который имеет пристрастие ко всему
русскому.

Последняя пятая повесть из
цикла «Повестей покойного
Ивана Петровича Белкина»,
Начата 19 и закончена 20
сентября 1830 и издана
Александром Пушкиным в 1831
году.
Иван Петрович Белкин -
персонаж, вымышленный
Пушкиным
“Повести Белкина” являются
образцом реалистической
прозы XIX века.

Эпиграф

«Во всех ты, Душенька,
нарядах хороша…»
Автор взял в качестве эпиграфа цитату
из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька».
Смысл эпиграфа в том, что не платье
красит человека, что подлинная красота
– это красота Души, и она не зависит от
положения человека в обществе.

Прилучино (имение Муромских)
Первая встреча Лизы и Алексея
Тугилово (имение Берестовых)

Елизавета Муромская

Воспитывалась отцом - Григорием
Ивановичем Муромским
Семнадцать лет
Отец называл ее на английский
манер «Бетси»
Типичная уездная барышня, но
отличалась сообразительностью и
развитой смекалкой
Имя Лиза означает «божья
помощь»
Акулина – что в переводе значит
«орлица»

Алексей Берестов

Не получил благословления от Берестова - старшего
на военную службу
Бездельник, англоман и повеса
«Он был добрый и
пылкий малый и имел
сердце чистое»
Подчиняется только
девушке, в которую
влюблен, остальным
трудно справиться с его
желаниями

Берестов Иван Петрович

Подчёркнутый русофил, в
молодости своей служил в
гвардии
Был женат на бедной
дворянке, которая умерла в
родах
Выстроил дом по
собственному плану, завёл у
себя суконную фабрику
Почитает себя умнейшим человеком во всем
околотке
Он не читает ничего, кроме газеты "Сенатские
ведомости»

Муромский Григорий Иванович

Настоящий русский барин,
транжира и проказник
Англофил по современной
моде
Давно лишившийся жены,
он потакает дочери во всём и
души в ней не чает
Беспечный,
легкомысленный человек
Он постоянно входит в
новые долги. Его хозяйство
не приносит доход

Отношение публики к повести

Публикой и журналами
«Повести» были приняты
довольно холодно.
«Некоторые критики считали
повесть недостойной
пушкинского таланта, осуждали
ее несерьезность».
(В.Г.Белинский)
Сам же автор говорил:
«Точность и краткость – вот
первые достоинства прозы»
Были и те, кто оценил повести
по достоинству.
(В.Кюхельбекер, П.А.Плетнев,
Баратынский, П.А.Катенин)

"Барышня-крестьянка"
представляет собой
опровержение трагедии на
«Ромео и Джульетта»
Многие видели схожесть этой
повести с «Бедной Лизой»
Карамзина

Композиция

Завязка - принятие Лизой
решения под видом
крестьянской девушки
познакомиться с Алексеем и
начало осуществления этого
плана
Кульминация - сцена приезда
Алексея в дом Муромского,
«дабы откровенно с ним
объясниться», встреча с Лизой и
узнавание в ней любимой
Акулины
Развязка - родительское
благословение и дальнейшая
счастливая судьба молодых

Идея повести
Счастье человека в
простом народном его
понимании
Отрицать
предрассудки, иметь
добрый взгляд на жизнь и
человека, а главное,
показать нам, на что
способна настоящая,
искренняя любовь-
основная идеяДавняя вражда
соседей
Приезд Алексея
Берестова в своё
имение
Авантюрный план
Лизы Муромцевой
Первая встреча
«Акулины» и
Алексея.
Встречи в роще.
Примирение давних
врагов, помещиков
Муромцева и Берестова
Неудачное знакомство
Алексея и Лизы.
Лиза и Акулина - одно
лицо

Как вы думаете, в чем главная идея повести?

Главной темой повести является тема любви и ее
безграничности. Ради любви человек готов без
сомнений преодолеть все предрассудки. Основная
идея - показать нам, на что способна настоящая,
искренняя любовь.
Авторская позиция видна также и в эпиграфе,
предваряющем повесть. «Во всех ты, душенька,
нарядах хороша». Любят человека не за
положение в обществе, не за что-либо, а просто
так. Несмотря на то, что Акулина была
крестьянкой, Алексей предпочёл её, а не богатую
наследницу Лизу.

Викторина

1. Как вы поняли главную идею повести?
2. Зачем Алексей приехал в деревню к отцу?
3. Каково значение эпиграфа?
4. Почему Лиза переоделась крестьянкой и
представилась Акулиной, а не барышней Лизой?
5. Кто такая Настя и какова её роль в произведении?
6. Кратко расскажите про отца Лизы.
7. Как повела себя Лиза, узнав о том, что Алексей и
его отец придут к ним на обед?
8. Почему враждовали отцы Лизы и Алексея?
9. Каким образом они помирились?
10. Чем заканчивается произведение?

Повести написаны в селе Большое Болдино
осенью 1830 года.
В произведение входят следующие повести:
- «Выстрел»;
- «Метель»;
- «Гробовщик»;
- «Станционный смотритель»;
- «Барышня-крестьянка».
Иван Петрович Белкин - персонаж,
вымышленный Пушкиным. Это молодой
помещик,
занимавшийся
на
досуге
сочинительством и умерший в 1828 году. Его
краткая
биография
описывается
в
предисловии к книге.
«Повести» вышли в октябре 1831 года под заголовком: «Повести покойного
Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.». Это был литературный прием,
некая мистификация.

Читатели и критики о «Повестях»

«Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь –
мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в
памяти нет ничего, кроме приключений. Повести
Белкина читаются легко, ибо они не заставляют
думать» («Северная пчела», 1834, №192, 27 августа).
«Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без
удовольствия: это происходит от прелестного слога, от
искусства рассказывать, но они не художественные
создания, а просто сказки и побасенки» (В.Г. Белинский).
«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне
дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо
изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и
не могу вам передать того благодетельного влияния, которое
имело на меня это чтение» (из письма Л.Н. Толстого
П.Д. Голохвастову).

Пушкин так перерос
читателя, что между
ними начинает исчезать
взаимопонимание.
Пушкин
хотел,
чтобы
читатели
в
повестях
увидели
правду
и
противоречия в жизни
России того времени.

Барышня-крестьянка

Повесть
была
написана
Пушкиным 20 сентября.
В главе «От издателя» сказано,
что данную повесть Иван
Петрович Белкин не выдумал,
а записал со слов девицы К.И.Т.
(все остальные повести также
были записаны автором со
слов «той или иной особы»).

Место и время действия

События, описываемые в повести, происходят
в конце 18 – начале 19 веков.
Место действия:
- д.
Тугилово
(деревня
помещика Берестова);
- д. Прилучино (деревня
помещика Муромского).

Герои повести

Главных героев данной повести можно
разделить на 3 группы:
1 группа – старшее поколение – Иван
Петрович Берестов, Григорий Иванович
Муромский.
2 группа – младшее поколение – Алексей
Иванович Берестов (сын Берестова),
Елизавета Григорьевна Муромская (дочь
Муромского).
3 группа – слуги – Настя и мисс Жаксон.

Помещики Берестов и Муромский
Сначала не ладили. После того, как И.П. Берестов помог
Муромскому оправиться после тяжелого падения, они стали
общаться.
Постепенно, их общение переросло в «дружбу», и они даже
задумали поженить своих детей.
Цель брака – соединение капиталов и связей.

Лиза (Акулина) и Алексей
Для того, чтобы познакомиться с Алексеем,
Лиза и Настя придумали переодеть Лизу в
обычную крестьянку (Акулина).
Акулина – крестьянка, дочь Василия Кузнеца.
Алексей и Акулина встречались много раз,
полюбили друг друга, вели тайную переписку.
Алексей, после того как узнал о грядущей
женитьбе с Лизой, решил пренебречь своим
положением и жениться на Акулине.
«Он ушел в свою комнату и стал размышлять о пределах власти родительской, о Лизавете
Григорьевне, о торжественном обещании отца сделать его нищим, и наконец об Акулине. В
первый раз видел он ясно, что он в нее страстно влюблен; романическая мысль жениться на
крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сем
решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия. С некоторого времени
свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды. Он написал Акулине письмо
самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и
тут же предлагал ей свою руку. Тотчас отнес он письмо на почту, в дупло, и лег спать
весьма довольный собою»

Эпиграф повести

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
Богданович
Эпиграфом «Барышни-крестьянки» являются строки из
поэмы Богдановича «Душенька» - переложение сказки
Апулея «Амур и Психея». Важно отметить то, что в данной
поэме героиня, как и героиня в «Барышне-крестьянке»,
очень часто меняет одеяние.

Основные темы и проблемы

1. Тема любви (раскрывается на примере взаимоотношений
Алексея и Акулины).
Чувства искренние, живые, друг перед другом они предстают такими,
какие есть, без прикрас и масок.
2. Конфликт культур.
Конфликт культур самобытной России и Европа. Герои повести
(Муромский, Алексей, Лиза) увлечены европейской модой (англомания и
романтизм). Свою жизнь они подчиняют канонам данного модного
течения, забывая о глубоко развитой культуре своей страны.
3. Конфликт города и деревни.
Город делает людей серыми, скучными, однообразными, в то время как в
деревне живут люди самобытные, которые могут совершать красивые
и смелые поступки.

Слайд 2

Работу выполнила: Квардакова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Слайд 3

А.С.ПУШКИН Повесть БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА

Слайд 4

1. Выявить жанровые особенности повести; 2. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; 3. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения. ЦЕЛЬ УРОКА:

Слайд 5

Вот из моря вылез старый Бес:«Зачем ты, Балда, к нам залез?»-«Да вот веревкой хочу море морщитьДа вас, проклятое племя, корчить». Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.

Слайд 6

«Повести Белкина» ВЫСТРЕЛ БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА МЕТЕЛЬ СТАНЦИОННЫЙСМОТРИТЕЛЬ ГРОБОВЩИК

Слайд 7

Повести Белкина»-первое законченное произведение А.С. Пушкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц. Образ повествователя

Слайд 8

«Барышня-крестьянка»

ПРИЛУЧИНО ТУГИЛОВО Григорий Иванович Муромский Лиза-Бетси-Акулина МиссЖаксонНастя ИванПетровичБерестов Алексей Крепостныепомещиков

Слайд 9

Происходит много событий в жизни главного героя; Много действующих лиц, а главных героев 2; Одна сюжетная линия, связанная с главными героями; Характеры героев не меняются; Важен образ повествователя. "Барышня-крестьянка "- повесть (жанровые особенности)

Слайд 10

Средства раскрытия характера ПОРТРЕТ Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо.

Слайд 11

ПОСТУПКИ Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца. «Ах, Настя! Наряжусь я крестьянкою!» РЕЧЬ Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему.