Что такое племя? Древние и современные племена. Понятие племя Дайте определение понятию племя

И найти пути выхода из кризиса.

Понятие племя

1.2. Племя это - ПЕРВАЯ единица человечества , представляющая собой стаю наземных гоминид , избравших особый путь становления хищником - не через изменение тела ради появления хищнических приспособлений, а через создание орудий охоты.

1.3. Дело в том, что у нас нет критерия для определения момента, когда СТАЯ гоминид стала ПЛЕМЕНЕМ людей. Это была одна и та же единица вида, в которой гоминиды эволюционировали в людей.

1.4. Единственное, что можно сказать - тот вид гоминид, от которого пошли люди, сумел добиться большой численности своих стай, тогда как остальные виды древних обезьян, вступившие на путь освоения степей, видимо, не сумели достичь большой численности особей, проживающих в одной стоянке. Ведь именно численность стаи оказалась критичным условием для появления системы разделения труда, глубина которой вызвала синергию . Синергический эффект оказался столь высок, что высвободилось время для занятия переработкой потребляемых предметов и пищи, которые теперь имелись в избытке. Но, все же - численность была лишь условием, позволившим появиться высокой степени разделения труда, так как в цепочки переделов были включены все члены стаи.

1.5. Теперь сырье, чтобы стать предметом потребления людей, могло и должно было пройти через процесс обработки трудом, чаще трудом нескольких человек, так что мы по-праву можем называть эту систему словом экономика племени . Кроме того, появление этапов переделов в процессе потребления людьми природных ресурсов - позволяют говорить, что люди вычленили из окружающей средой свою сферу потребления, как среду искусственную, куда сырье попадало лишь через прохождение по цепочке разделения труда.

1.6. Однако сама по себе экономика, как система разделения труда, позволяла лишь улучшить качество потребляемых предметов. Но людям повезло, так как по наследству от гоминид им достался еще и , под влиянием которого улучшение качества превратилось в соревнование , плоды которого мы сегодня пожинаем в виде материального богатства современного нам мира.

Например:

  • соединение (синергизм) двух и более кусков радиоактивного материала, при превышении критической массы в сумме дают выделение энергии, превосходящее излучение энергии простого суммирования отдельных кусков;
  • знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются;
  • прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения.

1.8. Стабильное поступление всех жизненно важных продуктов высвободило время для повышения качества и удобства пользования этими продуктами, которые при этом становились продуктами потребления разной степени обработки. Избыток пищевых продуктов как некоего запаса на продолжительное время - дал возможность для термической обработки пищи на огне. Началось совершенствование орудий труда - не просто найденный по дороге более-менее подходящий предмет, а более удобный для узкой сферы применения, так как подвергнут специальной обработке. Стало складываться не только предметное множество, теперь уже из предметов, просто необходимых для обеспечения жизни на уровне людей, а не гоминид , но и возникла необходимость в ЗНАНИЯХ . Не было смысла передавать следующему поколению множестово предметы, если вместе с ними не передавать знания о том, как ими пользоваться и как воспроизводить (технологии).

1.9. Собственно и гоминиды передавали часть личных навыков потомкам, но у людей было все намного серьезней, ведь если не передать следующему поколению не просто знания, а знания, наколенные всеми предыдущими поколениями людей , то поколение вымрет, так как даже не сможет обеспечить себе уровень потребления гоминид, который является критически важным для биологического тела человека, которое сохраняет потребности тела гоминида.

1.10. Гоминиды так и остались точкой отсчета людей, так как человек при потреблении на уровне гоминид может выживать в течение непродолжительного времени.

1.4. При этом надо понимать, что найденные останки неких гоминид во многих концах света, лишь свидетельствуют о нескольких волнах экспансии гоминидами нашей планеты, но они все вымерли или были уничтожены настоящими предками человека во время последней и окончательной экспансию, начатой кроманьонцами около 200 тысяч лет назад. Мы не можем отрицать, что форма сообществ в виде племени была присуща лишь предкам современного человека.

1.5. Некие аналоги племени мы можем увидеть в образе жизни человекообразных обезьян . Если травоядным массивным гориллам не нужно существовать многочисленными группами в джунглях , богатыми растительностью, то наши ближайшие родственники - шимпанзе - вынуждены жить многочисленными группами, сложная иерархия которых позволяет вожаку производить управление . Скорей всего, именно группы шимпанзе, которые являются всеядными в силу скудности ресурсов их среды обитания, показывают нам, как начинался эволюционный пути сообществ людей . Ведь группы шимпанзе уже - не семья, а скорее род, если не - малочисленное племя .

Появление племен

2.1. Похолодание климата планеты Земля началось 36 миллиона лет назад в конце эоцена , что вызвало смену тропических лесов в Северной Африке саваннами, лесо-степями , степями , переходящими в тундры в полосе у кромки ледника в Европе . Обезьяны, которым богатые ресурсы джунглей позволяли добывать еду в достаточном количестве традиционным методом собирательства - оказались на грани вымирания, так как лесо-степи при способе добычи пищи, свойственном животным, не могли предоставить достаточных ресурсов. Единственным богатым ресурсом степей были крупные копытные, недоступные малочисленным группам приматов, что и заставило их проживать более многочисленными группами, которые мы называем ПЛЕМЯ , членами которого были родственники из одного РОДА (СЕММЬИ), который прекратил практику почкования .

2.2. Весь верхний , который можно озаглавить - племя кратко , Я рассматриваю как некую ГИПОТЕЗУ №1 , которую постараюсь подтвердить доводами последующего текста.

2.3. Само почкование семей, родов и племен - легко объясняется необходимостью ежедневной доступности к природному комплексу , который обеспечивает группу ресурсами , необходимы для жизнедеятельности , и который объективно ограничен - т.е. имеет границу , до которой члены группы могут подойти в течение дня и вернуться в стоянку . Превышение некоего предела численности вместе живущих членов - могло привести к голоданию группы, поэтому группа, чтобы выжить, обязана была делиться, чтобы отпочковавшаяся новая группа могла выжить путем освоения собственного природного комплекса.

Численность племени

3.1. Численность племен порядка нескольких сотен или около тысячи членов - была результатом эволюции, так как выживали лишь те роды (семьи) человекообразных обезьян, которые увеличили свою численность, что позволяло им повысить эффективность охоты на крупных животных. Причем, в далекой древности для объединения первобытных людей в какую-либо устойчивую группу ( , КЛАН , ПЛЕМЯ ), трудно себе представить иную причину, кроме как родственных отношений, - родства - обусловленных происхождением от общего предка или возникших в результате заключения брачного союза .

3.2. С другой стороны, средняя численность племени не могла быть намного больше тысячи членом, так как ограничена "сверху" эмпирическим законом тысячи (эмпирические законы Паркинсона), потому что социальные группы с большей численностью просто теряют управление, не говоря уже про размывание критерия родства.

3.3. Ограничение численности племен цифрой 1000 членов и ниже - было обусловлено не только законами управления, но и способностью предков людей изготавливать орудия охоты, которые были способом использовать силы Природы, что многократно увеличивало силы вооруженного человека по сравнению с невооруженным. Направление на совершенствование оружия - было способом увеличить потребление , так как природный комплекс племен был ограничен фактором ежедневной доступности , то есть - был сравнительно равным у всех племен в эпоху свободных земель .

3.4. Совершенствование оружия позволяло выживать даже немногочисленных племенам или после катастрофического уменьшения численности, что объясняет продолжение существования отсталых племен в джунглях бассейна Амазонки.

3.5. Если численность племен гоминид напрямую зависела от богатства природного комплекса, то единица человечества имела численность, определяемую действием разнонаправленных факторов: - (1) способностью осуществит охоту (эволюционно толкающую к росту численности) и (2) совершенствованием оружия, позволяющего меньшим числом убить объект охоты. Ведь теоретически - меньшая численность позволяла отдельному члену племени получать бОльший объем благ , как свою относительную долю из объема ресурса, в предположении равной добываемости из "равных" природных комплексов. Мы можем предположить, что люди сами определяли время необходимости "почкования", ориентируясь на объем потребления, уменьшение которого служило индикатором.

Определение ПЛЕМЯ

4.1. Гипотеза 2 : Термин племя мы можем применять в отношении новой единицы человечества - социальной группы людей , в которой человекообразные обезьяны вошли в антропогенез . Рассматривать значение понятия племя мы можем лишь как абстрактную сущность - МОДЕЛЬ ПЛЕМЕНИ , которая должна представят собой набор неких характерных признаков, которые можно было бы найти лишь у самых ранних племен, но большей частью восстановить методом исторической реконструкции. Собственно, модель племени - это некая конструкция, которой не соответствует ни одна группа с отставшей организацией общества, которое ортодоксальные антропологи выставляют нам в качестве примера племени.

4.1. Очевидно что племя у людей есть всего лишь наследии от гоминид , так как этот групповой образ жизни - предки людей получили 6 миллионов лет назад от приматов, решивших выжить в суровых условиях полосы степей Северной Африки и тундры вдоль кромки ледника в Европе . Потребность жить многочисленными группами возникла ради возможности осуществлять группового способа охоты на крупных копытных. Поэтому можно сказать - нет никакой фантастической причины для появления племен - просто, в степях был богатый ресурс в виде крупных копытных и, для получения этого ресурса - эволюция сообществ гоминид пошла в сторону роста численности, так как осуществить убийство крупного животного могла лишь очень многочисленная группа.

4.2. Племя - является лишь развитием семьи , как естественной формы организации человекообразных обезьян, с которой они вступили в антропогенез . Конечно, повышение численность в племени у гоминид происходило лишь ради повышения безопасности и охоты на крупных животный, но для людей - неожиданным результатом стало появление среди членов племени, запустившего внутреннюю фабрику , позволявшую повысить потребление путем переработки доступного и неценного сырья в процессе общественного труда в ценные продукты потребления. Просто в малочисленной группе нельзя организовать достаточную , позволяющую производить большой ассортимент продуктов, которые стали необходимыми для выживания людей по мере изменения их тела .

4.3. Жизнь в прохладных степях, переход к прямохождению и лишение волосяного покрова - были невозможны без овладения людьми навыков изготовления одежды и обуви . Когда мы говорим про эволюцию человека , то большую ее часть люди делали как селекцию самих себя по причине появления у людей возможности производить новые искусственные продукты - напр. одежду прежде, чем лишится волосяного покрова .

4.4. Под давлением эволюции люди пришли к совместному проживанию в племенах, как наилучшей формы сообщества, обеспечивающей выживание. Но это - эволюционно выбранное природное - направление на увеличение численности единицы прото-человечества, которое было не только лишь у людей, именно люди сумели использовать для своего уникального направления развития как экономических субъектов . Всего лишь ради собственного выживания потомки обезьян смогли переломить условиях скудных ресурсов лишь единственным путем - не поиском готовых продуктов в природе, которых там или мало или вовсе нет, а способом их искусственного (в смысле - противоположно естественному) производства в , условием возникновения которой стала многочисленность племен.

4.4. Именно возникновение племен в далекой древности можно считать точкой отсчета возникновения современного человека . Энгельс был прав, когда предложил тезис: - труд сделал из обезьяны человека , который мы должны подправить в определении этого труда - не всякий, а труд в системе разделения труда между многим людьми.

4.5. Такое объяснение причин появления системы разделения труда как неотъемлемого человека, которого самого нельзя представить живущим по одиночке, а лишь как в составе единицы человечества - не оставляет никакого шанса Теории рационального выбора . У предков людей не было альтернативы объединению в племена, кроме вымирания, а вот появившееся как результат совместной хозяйственной деятельности многочисленной группы людей - было всего лишь как положительное следствие, которое - раз заработав, привело к современному материальному богатству человечества.

3.2. В контексте же моей статьи - понятие племя - это многочисленная патриархальная семья , что ближе к википедиевскому понятию этнос , но с ограниченным количеством членов в этой социальной группе, не превышающей несколько тысяч людей:

3.3. Википедия: Этнос (греч. ἔθνος - народ) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.

3.4. Вообще-то рассматривая понятие племя , принятое в ортодоксальной антропологи, мы имеем дело с парадоксом , когда ослепленные европоцентризмом историки всюду вставляют слово племя при описании ранних исторических событий в Европы, при этом, даже не отдавая себе отчет, что эталон племени в антропологии был создан на основе наблюдений за современными патриархальными группами негроидов в Африке и индейцев Америке. Критика ортодоксальной теории племени будет ниже, но вряд ли правомочно применять термин племя в отношении социальных групп индоевропейцев, несколько десятков тысяч лет назад колонизировавших Европу. Беда историков в представлениях о племени , как о статичной формации, не изменившейся с времен гоминид до начала процесса возникновения государств, который в Европе массово происходил уже в новой эре.

Ученые расходятся во мнении. С одной стороны, племена - это пережиток прошлого, а современные этнические объединения не считаются племенами в историческом понимании. Однако в современном мире еще сохранилось некоторое число политических союзов, которые соответствуют основным критериям племени.

Трактовка термина

Нет единого понимания того, что такое племя. Исследователями даются несколько определений.

  1. Племя - это общность, которая определяется едиными чертами, характерными для всех членов, такими как язык, происхождение, традиции, обычаи.
  2. Племя - политические союзы с верой в общую связь, объединение нескольких групп народов разного происхождения. Как правило, имеют свою историю, некую легенду появления племени.
  3. Племя - это тип этнической общности, особой социальной организации общества до разделения по классам. В первоначальном виде племена возникают одновременно с родами.

Характерные черты сформировавшегося племени

Понять, что такое племя, во многом помогают критерии, по которым этническое объединение считается таковым:

  • наличие отдельной территории, отграниченной от территории других племен естественным рубежом;
  • определенная экономика;
  • взаимопомощь соплеменников, общность выполнения действий, например коллективные охоты, собирательство;
  • единый язык племени;
  • племенное самоназвание;
  • самосознание себя как коллективной единицы;
  • наличие общих ритуалов, традиций, соблюдаемых племенем.

История возникновения

Что такое племя и когда оно было сформировано?

Археологически возникновение племен зафиксировано только в мезолите, в период окончания их формирований как социальных и этнических общностей.

В отличие от следующих типов (таких как народность и нация), племя основано на едином происхождении родов, входящих в него, на связях кровного родства между всеми его членами. Именно связь кровного родства, которая объединяет два и более рода, делает их племенем.

Развитые племена в конце эпохи первобытно-общинного строя уже имели племенное самоуправление, которое состояло из племенного совета и двух вождей - гражданского и военного. Со временем в племени развивается расслоение по имуществу, появляются богатые и бедные роды, племенная знать, растет роль военных предводителей. В более поздних формах племенные организации сохраняются и в классовом обществе, где переплетаются рабовладельческими, а порой и капиталистическими отношениями (к примеру, кочевые племена Аравийского п-ова, бедуинов Северной Африки, и пр.).

Древние племена

Понятие «древние племена» весьма сложное и многогранное. С одной стороны, жившие в прошлом, а с другой - народы, сохранившие уклад жизни, сформировавшийся много столетий назад.

Уклад быта древних племен формировался постепенно. В ранний период неолита появляются ремёсла, что стало предпосылкой к появлению города. Люди, которые объединяли общину, назывались жрецами. Во главе племени стоял военный вождь. Длительное время древнее племя сохраняло свой традиционный уклад, защищая его даже при столкновении с развитыми цивилизациями.

Современные племена

В современном обществе до сих пор живут племена, которые сохранили древний уклад. Большинство из них находится в Африке, Южной Америке, на Индонезийских островах, а также на островах Филиппинского архипелага и в сельве Амазонки. Общение с такими племенами требует особенного поведения в определенной культуре. Следует учитывать тот факт, что в среде данных народностей вы можете поплатиться жизнью за любую ошибку в поведении. Необходимо запомнить, что в этих культурах превыше всего следующие ценности: порядочность в личной жизни, скромность, мужество, бесстрашие, умение достойно переносить физические страдания, целомудрие и стыдливость.

Самые знаменитые племена

Самыми известными древними племенами считаются:

  • славяне;
  • древляне;
  • анты;
  • скифы;
  • варяги;
  • готы;
  • готтентоты;
  • кельты;
  • тевтоны;
  • хазары;
  • печенеги;
  • половцы;
  • гунны;
  • кочевники;
  • номады;
  • романцы;
  • финикяне;
  • мавры.

А вот некоторые современные племена, существующие в наше время:

  • Народ Сурма.
  • Первийское племя.
  • Рамапо.
  • Бразильские.
  • Племена Новой Гавайи.
  • Сентинельцы.

Как мы видим, племя (определение его неоднозначно) как древняя форма существования почти не сохранилось. А те союзы, которые обнаруживают туристы, - скорее, этнические общности, нежели племена с исторической точки зрения.

ПОЯСНЕНИЕ . Статья Понятие ПЛЕМЯ входит в ЦИКЛ статей , как краткая теория племени . Ссылки и оглавление остальных статей вы найдете в конце статьи.

Определение понятия племя

Описание племени

1.2. По правилам научно-исследовательской программы в начале надо бы привести общепризнанное определение ПЛЕМЕНИ , с которым я буду спорить, но дело в том, что даже в современной антропологии нет научного определения племени . О том, почему антропология пользуется этнографическим определением племени можно подробнее прочитать в части , но в экономической теории нас должно интересовать определение ПЛЕМЕНИ как хозяйственной категории. И тогда мы приходим к пониманию ПЛЕМЕНИ как исторической общности - группы первобытных людей, структура и численность которой зависела от объема ресурсов, которые они могли добыть на территории , который теоретически представляет собой круг суши с центром в СТОЯНКЕ , радиусом шаговой доступности до границы в течении светового дня туда-и-обратно. - это хозяйствующая группа первобытных людей на участке суши, диаметром порядка 50 километров, так как до появления транспорта размеры природно-хозяйственных комплексов у всех ПЛЕМЕН были одинаковы.

1.3. ПЛЕМЯ есть первая , которая следовала непосредственно за СТАЕЙ предлюдей - степных гоминид , поэтому, по-сути, ПЛЕМЯ это СТАЯ, но ЛЮДЕЙ , так как отличало от СТАИ гоминид более высокий , для добычи сырья состав ПЛЕМЕНИ разделялся на отдельные отряды добытчиков, тогда как СТАИ гоминид передвигались всем составом. При людском способе обеспечения ресурсами - в СТОЯНКЕ должна была появиться система перераспределения, ведь иначе, член, занятый добычей одного вида сырья, не мог бы получить ассортимент остальных жизненно важных продуктов.

1.4. Обращаю внимание на подход в к ПЛЕМЕНИ, как закономерно возникающему в истории феномену устойчивой группы, в которой люди связаны настолько крепко, что существование каждого зависит от участия в этой . Ортодоксальные же социальные науки смотрят на общество, как на множество индивидов , по собственной воле решающих вопрос - состоять или не состоять в сообществе. Но первобытные люди не выбирали - состоять им в ПЛЕМЕНИ или нет? - они сами сформировались в СТАЕ предлюдей-гоминид, и в Природе по одиночке вне сообщества существовать не могли. Сама же возможность существования - обособленно малой группой (например, автономной семьей) или, тем более, как индивидуум - есть следствие достижений недавних технологий, но этот индивидуализм составляет «краеугольный камень» современных социально-экономических теорий. Поэтому можно смело утверждать: - современные социальные науки игнорируют историческую реальность.

1.5. Значение понятия ПЛЕМЯ в ортодоксии - это заслуга последующих истолкователей, большей частью советских. Поэтому в данном цикле статей объектом критики являются не столько высказывания Маркса и Энгельса про ПЛЕМЯ , которых крайне мало, а больше - советский учебник по истории первобытного общества для высшей школы, который я и считаю марксистской концепцией племени.

Структура ПЛЕМЕНИ

Линейнальная иерархия племени

Вождество есть размножившееся племя

4.1. Естественным направлением развития ПЛЕМЕНИ было . Если не было чужеродных соседских племен, осваивающих тот же регион, то отпочковавшиеся части ПЛЕМЕНИ могли занимать соседние участки, так что возникала сеть родственных СТОЯНОК. Близость с материнской СТОЯНКОЙ позволяла членам новой СТОЯНКИ по-прежнему считать ВОЖДЯ материнской СТОЯНКИ и своим ВОЖДЕМ. Фактически вся сеть родственных СТОЯНОК была одним разросшимся ПЛЕМЕНЕМ, так как возглавлялась одним ВОЖДЕМ. Почему ПЛЕМЯ развивается в ВОЖДЕСТВО? Дело в том, что ВОЖДЬ физически уже не мог руководить хозяйством всех отпочковавшихся СТОЯНОК, поэтому назначал туда помощников - естественно, из состава своих родственников. Привилегированное положение этого сословия управленцев, называемое термином - ПЛЕМЕННАЯ ЗНАТЬ, среди не особо родственных членов отпочковавшейся стоянки - обосновывалось лишь близким родством с ВОЖДЕМ. Но нынешний вождь мог умереть, поэтому для легитимизации своей власти ЭЛИТА ПЛЕМЕНИ создает моно теистический Культ общего предка , который является естественной идеологией ВОЖДЕСТВА. Так как целью культа была лишь организация всех членов общества по степени их родства с этим основателем рода, то «общий предок» мог быть кем угодно, даже животным. Ведь «общий предок» нужен был лишь как точка отсчета для принципа ранжирования - сам ВОЖДЬ считался прямым наследником, племенная знать отсчитывала свой ранг от ВОЖДЯ, остальные - по степени родства с вождем и знатью.

4.2. ВОЙНА МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ - этап развития ПЛЕМЕНИ после ВОЖДЕСТВА. При этом получается, что я думаю, что ВСЕ племена проходят стадию ВОЖДЕСТВА? Делов том, что при освоении региона - у племени, пришедшего сюда, как правило - есть довольно большая территория, которая позволяет ПЛЕМЕНИ развиваться по направлению ВОЖДЕСТВА. Фактически все ПЛЕМЕНА в случае соседского расположения отпочковавшихся стоянок начинают формироваться в ВОЖДЕСТВА, но при наличие соседей - создать масштабное ВОЖДЕСТВО не удается - последующие отпочковавшиеся части вынуждены уходить через соседей туда, где есть свободная земля. Поэтому для объяснения причин возникновения ВОЙНЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ интерес представляет лишь случай развитого ВОЖДЕСТВА, как некоторые исчезнувшие цивилизации Америки. Мальтузианская ловушка приводит к войне между даже родственными СТОЯНКАМИ в ВОЖДЕСТВЕ, поэтому они ломаются на несколько враждебных СОЮЗОВ. Я выдвигаю гипотез: - что любое ВОЖДЕСТВО возвращается на столбовую дорогу развития ПЛЕМЕН через войны между СТОЯНКАМИ-ПЛЕМЕНАМИ к заключению СОЮЗОВ ПЛЕМЕН.

4.3. Мы уже представили ВОЖДЕСТВО как одно размножившееся ПЛЕМЯ, которое лишь живет в разных СТОЯНКАХ, природные комплексы которых образуют сплошное расселение. Но когда есть чужеродные племена, занявшие соседние участки, то отпочковавшиеся части ПЛЕМЕНИ должны уходить через участки соседей на периферию региона, и, конечно, большое расстояние способствует потери связей с материнской СТОЯНКОЙ. Просто при мозаичном расселении - отношения с соседями оказываются важнее, чем связь с далеким материнским ПЛЕМЕНЕМ. Но даже при отсутствии соседей в любом по размеру регионе когда-нибудь свободные участки для почкования заканчиваются , и тогда начинаются за землю, и спасением от захвата природного комплекса мог служить лишь СОЮЗ с соседними племенами. Ведь лишится природного комплекса - означало верную смерть от голода, поэтому в отношениях между племенами территориальный признак соседства победил критерий кровного родства. СОЮЗ не спасал от захвата, но члены СОЮЗА не позволяли захватчику удержать природный комплекс, сообща нападали, выгоняли захватчика и возвращали участок прежнему владельцу.

4.4. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ возникают не по признаку родства, а лишь по территориальному признаку соседства . Когда начинаются войны, то кровнородственные ПЛЕМЕНА могут оказаться по разные стороны фронтов, которые становятся границами СОЮЗА. Возникает осознание общности, как принадлежность к одному СОЮЗУ, ведь критерий разделения на «свой» и «чужой» определяется по территориальному признаку - «теперь мы с соседями - общность, так как вместе воюем, потому что живем по одну сторону границы СОЮЗА». Именно создают этносы и народности, так как замыкание всех брачных отношений среди лишь ПЛЕМЕН, находящихся внутри границ СОЮЗА, за поколения создает этническую однородность населения СОЮЗА.

4.5. Считается, что типичный пример ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА - это тот Союз, который в приглашал на . Что сразу бросается в глаза, так то обстоятельство, что этот Союз создали явно не родственные племена: финно-угорские племена (чудь), славяне (ильменские словене и кривичи), балтские племена под именем весь . Не будем обсуждать, что антропологи ошиблись, как всегда, называя этот Союз типичным , там было еще довольно много свободных земель, поэтому ГЛАВНОЙ целью образования этого Союза следует считать - как раз организацию грабительских походов , для перехода к той экономической практике, к которой уже с 7 века перешли норманны , попавшие в жестокую мальтузианскую ловушку на суровом Скандинавском полуострове. Разнородные племена, жившие вокруг Ладожского озера, так же участвовали в грабительских походах, поэтому приглашаемый военный вождь обязательно должен был быть из викингов , чтобы мог возглавить АРМИЮ СОЮЗА, так как именно викинги-варяги лучше всех знали, как организовать грабительский поход в сторону богатых греческих поселений на берегах Черного моря.

4.6. Второй функцией приглашаемого викинга-варяга (это мы знаем из летописей) - была роль арбитра для разрешения споров между племенными группами, поэтому он должен был максимально объективным, что в старину понимали, как отсутствие у кандидата любых родственных связей с любым племенем из СОЮЗА. Ведь среди вождей не было недостатка кандидатов на роль главного арбитра, но тогда бы остальные вожди племен восприняли это не иначе, как притязание на роль главного вождя. А вот сторонний с небольшой дружиной - наилучшим образом удовлетворял интересам всех глав племен, так как был чуждым им всем по крови, что исключало получение привилегий каким-либо племенем. Поэтом, когда , бывший лишь одним из череды варягов, приглашаемых в качестве арбитра, совершил переворот в Новгороде, вожди не проявили особого сопротивления. Для племенной знати - главным было, чтобы к власти в СОЮЗЕ (на роль Главного вождя) не пришел какой-либо вождь одного из племени, входящего в состав СОЮЗА. А вот чужеземец на месте главного вождя не нарушал баланса между главами союзных племен, что вполне утраивало племенную знать местных племен.

4.7. Конечность поверхности суши является главным фактором развития человечества. Однако формирование СОЮЗОВ не разрешает кризис перенаселенности СТОЯНОК, который подпадает под определение - мальтузианская ловушка. Племена жили исключительно ресурсами собственного природного комплекса, поэтому для увеличения объема ресурсов надо было - или (1) увеличить размер имеющегося, или (2) освоить новую территорию. Размер собственного комплекса увеличить нельзя (до появления транспорта он ограничивался физической способностью людей дойти до границы и вернуться к ночи в СТОЯНКУ), а свободные участки при росте численности когда-нибудь должны были закончиться. Начавшаяся эпоха войн между племенами за землю не могла прекратиться, но с появлением СОЮЗОВ уже трудно удержать чужой участок, так как теперь члены СОЮЗА совместно отобьют и вернут участок прежнему хозяину. Потому в условиях перенаселенности - системы разделения труда всех СТОЯНОК переключаются в основном на производство еды. Ради вовлечения ранее не используемых видов сырья приходится отказываться от производства предметов быта.

4.8. Обращаю внимание читателя, что теория племени является больше экономической , чем антропологической, так как в ней - ПЛЕМЯ это экономическая категория , поэтому и и объясняется положениями (иначе ).

Племена и торговля

Появление обмена товарами

5.1. ПЛЕМЕНА не могли вести обмен, тем более торговлю, так как их экономика была замкнутой системой разделения труда. Казалось бы, перенаселенности можно было смягчить путем обмена, как это считают в ортодоксальных теориях, но дело в том, что экономически ПЛЕМЯ представляло собой , который не мог взаимодействовать с других ПЛЕМЕН. Конечно, между ПЛЕМЕНА, ради поддержания мира и обмена невестами - существовал реципрокный обмен или, как его называют в ортодоксии - экономика дара , но торговли или обмена в привычном понимании - быть не могло, так как ПЛЕМЕНА общались лишь с соседними ПЛЕМЕНАМИ, но в одном регионе у всех соседствующих племен был одинаковый ассортимент производимых продуктов. Поэтому люди не понимали, зачем меняться, если продукт они могли произвести и сами, кроме того, производить что-либо в избытке в надежде на обмен - означало отказать себе в производстве чего-то необходимого сегодня. Какая торговля, если люди редко ходили за переделы собственного природно-хозяйственного комплекса, да и не было никаких рынков.

5.2. Как появился товар ? Мальтузианский кризис перенаселенности, который лишь усиливался в СТОЯНКАХ племен, даже после объединения в СОЮЗЫ, способствовал появлению такой союзной структуре как АРМИИ. Ведь если нельзя увеличить объем ресурсов, торговли еще нет, захватить чужой природный комплекс стало невозможно, то остается лишь грабеж уже готовых продуктов у других племен, поэтому для ликвидации дефицита продуктов в СОЮЗАХ ПЛЕМЕН появляется экономический агент , которым стала АРМИЯ . Понятно, что содержать шайку грабителей одно ПЛЕМЯ было не в состоянии, поэтому АРМИЯ формируется из представителей отдельных ПЛЕМЕН, очевидно, в СТОЯНКЕ КОМАНДИРА, который сам становится ВОЕННЫМ ВОЖДЕМ СОЮЗА. Так как заметная часть добычи, принесенная из грабительских походов, оседала среди военных, то СТОЯНКА ВОЕННОГО ВОЖДЯ превращается в столицу новой единицы человечества, которую называют - . Читатель здесь может увидеть противоречие - я утверждал что ПЛЕМЕНА не могли торговать, а в контексте - я говорю о росте численности СТОЯНКИ ВОЕННОГО ВОЖДЯ больше возможной численности любой СТОЯНКИ, что можно объяснить только появлением предметов, которые могли служить предметом обмена для привлечения в СТОЛИЦУ дополнительных ресурсов, которые и поддерживали обычно невозможную для стоянки численности.

5.3. Однако вначале поймем - почему растет численность населения СТОЛИЦЫ СОЮЗА? Следом за членами армии из СТОЯНОК ПЛЕМЕН в СТОЛИЦУ перебираются ВОЖДИ ПЛЕМЕН, так как только здесь решаются межплеменные политические вопросы. Сюда же для обеспечения нужд АРМИИ из других СТОЯНОК переезжают мастеровые люди, в первую очередь - умеющие изготавливать оружие. И сама АРМИЯ и ее члены предъявляют СПРОС (желание иметь), который они уже способны «оплатить» предметами добычи, которые и становятся первыми товарами. Но чем отличался предмет из военной добычи, что стал первым товаром?

5.4. Объектами обмена и торговли могли быть лишь предметы из добычи, так как они были внешними для системы разделения труда ПЛЕМЕН и имели признаки прелестей , в смысле - владение ими не имело особо практического утилитарного смысла, кроме элемента престижа, а изъятие из хозяйственной деятельности (в отличие от местечковых) не нарушало эту деятельность. (См. ) Ведь ПЛЕМЯ - это , в котором всё что производилось, в нем же и потреблялось, точнее - не производилось ничего лишнего, в чем не было утилитарной сиюминутной нужды. Кроме того, что все предметы, произведенные в , были общими, а значит ни один нельзя использовать для обмена, так как и изъять - нельзя, ведь изъятие может нарушить сложившийся производственный процесс. Но, если не было лишних или свободных предметов, то в обмене могли использоваться лишь внешние предметы для ПЛЕМЕНИ.

5.5. Однако кроме предмета обмена нужно еще желание (точнее - вожделение ) им владеть, что называется словом СПРОС. Поэтому объектами торговли могли быть предметы из добычи, так как (1) владение этими предметами имело характер престижа, да и (2) обмен ими как внешними - был безопасен для племен. Ведь предмет из добычи обычно доставался лишь члену ЭЛИТЕ или воину, участнику похода, в руках которого он свидетельствовал об участии в походе, поэтому владение им поднимало статус владельца, т.е. удовлетворяло участников обмена.

Этапы эволюции племени

Демографический кризис как фактор эволюции

6.1. Эпоха ПЛЕМЕН заканчивается по причине демографического кризиса перенаселенности (мальтузианская ловушка), который неминуемо наступает в любом регионе планеты. создают главы ПЛЕМЕН как гарантию от лишения ПЛЕМЕНЕМ своего природного комплекса в ходе , которые неминуемо начинаются ради выхода из демографического кризиса, в который попадают все ПЛЕМЕНА, осваивающий некий регион. Понятно, что при таком подходе - скорость эволюции племени зависит от темпов роста численности, что в эпоху ПЛЕМЕН определялось богатством региона ресурсами. Чем богаче была земля природно-хозяйственного комплекса ПЛЕМЕНИ, тем быстрее шел рост численности племен, а значить - тем исторически раньше начиналось движение в строну формирования ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ, которые являлись ПРОТОГОСУДАРСТВАМИ, так как с ними возникают и границы и НАДпленные союзные органы, главным из которых надо считать АРМИЮ.

6.2. Первые цивилизации - были следствием мальтузианских ловушек в природно-климатических оазисах Земли. Сразу становится понятным - почему самые богатые природно-климатические регионы стали местами появления древних цивилизаций. Долина Нила, Месопотамия, Индия, Китай и берега вокруг пресноводного озера, которое было на месте современного Черного моря, бывшее очагом индоевропейцев, уже на заре человечества стали местами демографического кризиса, так как имели самые благоприятные природно-климатические условия для размножения людей. Но в отличие от Америки, в АфроЕвроАзии было много разных племен, начинавших осваивать один регион, так что развитие по пути ВОЖДЕСТВА по причине войн за землю быстро прекращалось с возвратом на дорогу образования ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ. Мальтузианские ловушки, ставившие людей на грань голода, заставляли искать выход, который, по моей теории, состоял в росте масштаба системы разделения труда . Соответственно, в границах региона, охваченного кризисом, единицы человечества сливались в новые более многочисленные образования. После появления соответствующих систем управления СОЮЗА - системы разделения труда каждого ПЛЕМЕНИ начинали взаимодействовать через систему разделения труда СТОЛИЧНОЙ СТОЯНКИ СОЮЗА. Новая единица существования человечества имела на порядок большую численность, что было критичным условием, как для роста масштаба системы, так и роста уровня разделения труда, результатом которых было - увеличение ассортимента и объема потребляемых продуктов. Общества люде не переходили с одной абстрактной ступени формации на другую, они для реализации цели - сохранения достигнутой численности, вынуждены были соединять системы разделения труда в гораздо большие - не только по численности, и по размеру территории, обеспечивающией людей ресурсами.

6.3. Рост численности - и цель и средство развития человечества. До сих пор политики не поймут, что для достижение целей: - и одного человека, и отдельного государства, и всего человечества - жить лучше , что биологически означает - быстрее размножаться, нужно ЕДИНЕНИЕ в общепланетарную единицу человечества. Рост численности - это и условие и последующий результат глобализации систем разделения труда разных государств, а обратный процесс - ломка системы международной торговли - означает откат к предыдущим устойчивым единицам, меньшая систем разделения труда которых - не способна прокормить сегодняшнее размножившееся население.

6.4. Условием для развития является рост численности единиц человечества, так как только так можно повысить уровень потребления, но рост когда-никогда приводит к мальтузианскому кризису перенаселенности, для разрешения которого нужно слияния систем разделения труда предыдущих единиц человечества в новую СРТ, что мы называем термином - ЭВОЛЮЦИЯ человечества. Экономический подход, когда каждое ПЛЕМЯ , да и все остальные единицы человечества, считаются системой разделения труда, помогает представить социальную эволюции (как сказали бы марксисты - прохождение обществ по ступеням общественно-экономических формаций), как разрушение предыдущих систем в результате слияния-образования гораздо большей системы, которая, если она устойчива и есть следующая единица человечества. Представление всех единиц человечества как экономических категорий - позволило считать все исторические устойчивые сообщества одноранговыми явлениями, так что социальную эволюцию можно проиллюстрировать схемой смены единиц человечества, каждую из которых мы ассоциируем с определенной системой разделения труда:

СТАЯ гоминид-предков -> ПЛЕМЯ-СТАЯ людей -> ВОЖДЕСТВО -> ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ -> ГОСУДАРСТВО -> ОБЩЕПЛАНЕТАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Территориальный военно-политический союз племен

6.5. Данная СХЕМА имеет подкрепление экономическими положениями НЕОКОНОМИКИ и призвана заменить схему смены общественно-экономических формаций, которая утвердилась в мире, благодаря популярности марксизма. Схема смены единиц человечества демонстрирует связь вида людей с предшествующими видами гоминидам, так как ПЛЕМЯ как первая единица человечества непосредственно следовала за СТАЕЙ гоминид и потому наследовала иерархическую структуру СТАИ.

6.6. Реконструкция развития ПЛЕМЕНИ показала, что первобытнообщинный строй - это период существования не одной единственной формационной единицы существования людей , которую мы называем ПЛЕМЯ. Теория догосударственных обществ

Человечество состоит из народов - этносов. Этносы различны, и история у каждого из них - своя. Они различаются по численности, степени консолидированности и четкости этнического самосознания, характеру расселения и т. д. Мы знаем этносы, ведущие свое начало с рабовладельческой эпохи, как армянский, ассирийский или курдский. Известны этносы, родившиеся в XIX в., как долганы на полуострове Таймыр, и даже в XX столетии, как алтайцы в Горном Алтае. Также существуют различия между народами в общественном строе, социальной структуре, языковой ситуации (степень развития двуязычия) и по другим признакам. Таким образом, народы мира в типологическом отношении неоднородны. Обычно выделяют три основных исторических типа этноса: племя, народность, нация.

Первым по времени объединением людей, которое обычно определяется как этнос, является племя. (В литературе можно встретить мнение, согласно которому к самому раннему типу этноса относится род. Однако, как свидетельствуют исторические данные, род не может существовать вне племени, хотя бы слабо оформленного. Поэтому сам по себе род нельзя считать этнической общностью.) Появление племени, в основе которого лежат родовые отношения, вызвано возникновением экзогамии (заключение брака за пределами определенной общности) и родового строя и относится к эпохе перехода к верхнему палеолиту. Объединение родов в племя происходило на основе кровного родства и общей территории. Поэтому племя представляло собой такую форму общественной жизни, которая являлась и кровнородственным союзом, поскольку его образовывали роды, между которыми существовала кровная связь, и территориальным объединением, поскольку эти роды проживали на одной территории, а хозяйственные потребности и потребность в защите принуждали их объединяться в племя.

Наиболее характерным для этого типа этноса было то, что его внутренняя (родовая) структура основывалась на принципе кровного родства, при котором родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией (заключение браков в пределах определенной общности). Племена, как правило, имели сравнительно небольшую численность, что определялось, прежде всего, слабым развитием производительных сил. Племенное самосознание основывалось, главным образом, на представлении о непосредственной общности происхождения от какого-то, чаще всего мифического, предка; оно слабо связывалось с общностью языка, на диалектах которого обычно говорили несколько родственных племен, и с территорией, изменяющейся при миграции племени.

На ранней стадии своего развития племена представляют собой совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения . В развитом первобытнообщинном обществе племенам свойственны также органы власти, не носившей политического характера (наличие у племен военачальника или верховного вождя, народного собрания, совета старейшин и т. п.), единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени.

Весьма своеобразным было этническое сознание членов племенных общностей
. Одна из его особенностей состояла в том, что в нем своя группа трактовалась как нечто высшее по сравнению со всеми окружающими общностями. Даже при дружеских отношениях с соседями и взаимных браках члены племени гордились своими отличиями от них, питали к ним в душе вражду, а иногда приписывали им неэтичные поступки. Соответственно для такого непременного компонента этнического самосознания, как антитеза «мы - они», было характерно причисление только «нас», т. е. членов своего племени, к «настоящим людям».

В настоящее время племена в их классическом виде встречаются весьма редко. Кроме того, термином «племя» некоторые зарубежные исследователи обозначают этнические образования иного вида. Такие «племена» насчитывают десятки или сотни тысяч, а иногда даже миллионы человек. Ученые выделили одну общую черту для всех известных им племен, черту, которая отличает их от всех известных народностей, т. е. определили рубеж, пролегающий между племенем и народностью. Всякое племя состоит из родственников - близких, дальних и очень дальних.

Итак, племя - своеобразная сверхсемья . Это так, даже если племя насчитывает и десятки тысяч человек. Поэтому общность людей можно считать единым племенем, пока его члены помнят о своем родстве и даже знают в каждом случае степень этого родства. Задача, надо сказать, нелегкая. Но вот один из специалистов, изучающих системы родства у австралийских аборигенов отметил, что каждый коренной австралиец прекрасно представляет себе свои родственные отношения не только с любым членом собственного племени, но и с людьми ряда близких племен.

Племена, сохранившиеся до настоящего времени в ряде государств (кроме отдельных исключений), конечно, существенно отличаются от «классических» племен первобытнообщинного общества
. Только самые отсталые и малочисленные этнические общности обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам. Чаще же такие этносы сохраняют лишь некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры. Обычно современные племена уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений. Черты родоплеменной организации сохраняются, прежде всего, у кочевых и полукочевых народов.

Ср. (плод) в обширном значении: вид животных. Вся племена земная. Племя человеческое, все люди. | Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. | Приплод. | Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Он английского,… … Толковый словарь Даля

Колено, поколение, род, порода, потомство, раса. Оставить на племя. .. Ср. народ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. племя колено, поколение, род, пор … Словарь синонимов

ПЛЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племён. Кочевые племена. 2. перен. Народ, народность (во 2 … Толковый словарь Ожегова

Племяш, а, ом; мн.племяши, ей (разг. к племянник) … Русское словесное ударение

племя - племя, род. племени (неправильно племя); мн. племена, род. племён … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ПЛЕМЯ, тип социальной организации. Первоначально объединение 2 экзогамных родов, затем фратрий. Для племени характерны территориальная, языковая и культурная общность, эндогамия, на позднем этапе развитая политическая и военная организация,… … Современная энциклопедия

Тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и… … Большой Энциклопедический словарь

Тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества. Отличит. черта П. существование кровнородств. связей между его членами, деление на роды и фратрии. Другие признаки П.: наличие плем. территории, определ. экономич.… … Философская энциклопедия

Англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание, вождь, совет и т. д.), общеплеменными обычаями, культами. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

ПЛЕМЯ - ПЛЕМЯ, тип этноса и социальной организации доклассового общества. Отличается прежде всего внутр. структурой обычно чётким делением на экзогамные роды и фратрии, и в целом эндогамией. Др. признаки П.: наличие племенной терр., определ. экономич.… … Демографический энциклопедический словарь

Книги

  • Племя тьмы , Клайв Баркер. Издание 1993 года. Сохранность хорошая. В авторский сборник вошли повести и рассказы: "Восставшие из ада", "Племя тьмы", "Страх", "Козлы отпущения" и…
  • Племя , Давид Александрович Ватиашвили. В этой книге говорится о воюющих когда-то двух племенах, которые со временем стали единым племенам. Говорится о предательстве сына, который хотел занять…