И.С.Тургенев. «Муму»

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Урок литературы в 5 классе И.С. Тургенев «Муму»

Жизнь Герасима в доме барыни.

Герасим находит щенка.

Любовь Герасима к Татьяне.

Расставание с Татьяной.

Встреча Муму и барыни

Нет ошибок – «5».

Одна или две

ошибки – «4».

Три, четыре

ошибки– «3».

Жизнь Герасима в доме барыни.

Герасим находит щенка.

Любовь Герасима к Татьяне.

Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

Расставание с Татьяной.

Барыня требует уничтожить собаку.

Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Герасим подчиняется воле помещицы, топит собаку.

Встреча Муму и барыни.

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Лишённый способности говорить

вследствие врождённой или приобретённой глухоты

литературного

Значение

Отношение

Обстановка,

в которой

(интерьер)

Отношение

Герасиму.

Герасим и

дворовые: А) отношение

к нему, Б) отношение

Герасима к ним.

Герасим и

Внутренние

переживания

Герасим и

И.С.Тургенев «Муму».

Образ Герасима

(Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.)

Анализировать…

  • Анализировать…
  • Оценивать …
  • Обогащать …
  • Учиться уважать…

Цели урока:

«День её, нерадостный и ненастный, давно

прошёл; но и вечер её был чернее ночи»

Рисунки Ольги Громовой

Замечательный - 1.Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. Славный - 1.Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2.Симпатичный, очень хороший – разг.

12 вершков - 195.5см

1 вершок = 4,44 cм.

Портрет Герасима

ПРИВЕЗЛИ...

КУПИЛИ...

СШИЛИ...

ДАЛИ...

ОПРЕДЕЛИЛИ...

Старуха - помещица

Герасим – крепостной

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО -

КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ -

Старуха - помещица

Герасим – крепостной

«Барскую просьбу

почитай за приказ!»

В XIX веке капризы

богатых хозяев часто

решали судьбы

крепостных

работников.

Историческая справка

«вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле» «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле» «скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо» «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»

СРАВНЕНИЕ - …

это художественное определение

одного предмета или явления

при помощи сопоставления с другим

Художник А. И. Кулешов «Каморка Герасима».

ГИПЕРБОЛА - ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

П. Боклевский

А.И.Кулешов

Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный». Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный».

«Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой - предвещанием несчастной жизни...»

Имя это в христианской истории

принадлежало греческой великомученице

Татьяне. В народе считалось, что человек,

который был крещен именем мученика, и в

жизни будет мучиться. Так и говорили:

«По имени и житие».

Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна.

Рисунки Ольги Громовой

Эпизод прощания Герасима с Татьяной...

Великодушен;

Не утратил доброго

расположения к Татьяне;

Пожалел ее и сумел

облегчить минуты

расставания с домом;

Не испугался

насмешек,

«вышел из своей

каморки, приблизился к

Татьяне и подарил ей

на память красный

бумажный платок...».

Составьте небольшую характеристику Герасима,

используя материалы сегодняшнего урока,

в виде синквейна.

Синквейн

Цзацзуань -

оригинальный вид китайской художественной литературы, метко,

образно, живо и остроумно повествующий о различных

жизненных ситуациях.

Со словом "НЕЛЬЗЯ"

Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)

Информация о домашнем задании.

План

1. Экспозиция: дом барыни.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Барыня решает женить пьяницу Капитона Климова.
4. Привязанность Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Герасим находит Муму и выхаживает ее.
7. Барыня велит прогнать собачку.
8. Герасим прячет Муму от барыни.
9. Барыня велит убить собаку, Герасим обещает это сделать сам.
10. Герасим сдерживает свое обещание.
11. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Пересказ

На одной из отдаленных улиц Москвы в окружении многочисленной дворни проводила последние годы своей скупой и скучающей старости барыня. Самым примечательным лицом из всех ее слуг был глухонемой от рождения дворник Герасим. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых, причем с усердием и на совесть.

Герасима привезли в Москву из деревни помимо его воли. Его занятия в новой должности казались ему слишком легкими. За полчаса он выполнял всю свою работу... Но порой он в растерянности останавливался посреди двора и замирал, а то уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и часами лежал, как пойманный зверь. Все в округе, в том числе дворовые, боялись его. Однажды ночью, поймав двух воров, он стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води.

Однажды старая барыня надумала остепенить пьяницу Капитана Климова — женить его на Татьяне. Татьяна была прачкой. С самого детства она не видела ласки, поскольку родни у нее не было. Нрава она была весьма смирного. Когда из деревни привезли Герасима, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры и старалась избегать встреч с ним. Герасим сначала не обращал на Татьяну особого внимания, потом стал посмеиваться, когда встречался с ней. Кротким ли выражением лица, робостью ли движений, но Татьяна полюбилась ему. Как-то раз Герасим угостил Татьяну пряничным петушком с сусальным золотом на хвосте и крыльях.

Скоро все узнали о привязанности немого дворника и стали подшучивать над Татьяной. Герасим же шуток над нею не позволял. Однажды Герасим заметил, что Капитон слишком любезно раскланялся с Татьяной, он подозвал его к себе, отвел в каретный сарай, а там, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, многозначительно пригрозил им Климову. С тех пор никто уже не заговаривал с Татьяной.

Татьяна поневоле дала согласие выйти замуж за Капитона, хотя и опасалась гнева Герасима. Барыня торопила подготовку к свадьбе. Дворецкий Гаврила собрал совет, на котором было принято решение обмануть Герасима, который терпеть не мог пьяниц: научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной. Татьяна поддалась уговорам, и хитрость удалась. Герасим поверил, что Татьяна напилась. Он привел ее в комнату, толкнул прямо к Капитону, а сам ушел к себе в каморку. Целые сутки не выходил Герасим из каморки. На следующий день он не обращал ни на Татьяну, ни на Капитона никакого внимания.

Через неделю состоялась свадьба. Герасим не изменил своего поведения ни в чем. Прошел год. Капитон спился и за это вместе со своею женой был отправлен в дальнюю деревню. На прощание Герасим подарил Татьяне бумажный платок, который хранил для нее все это время. Женщина расчувствовалась, поцеловала Герасима по-христиански три раза. С отъездом Татьяны Герасим лишился единственного близкого ему человека.

Герасим на берегу реки нашел собачонку (щенка), принес ее к себе в каморку и стал за ней ухаживать. Назвал ее Муму. Дворовым понравилась эта собачка. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам любил ее без памяти, ему даже было неприятно, когда другие ее гладили. Собачка помогала охранять дом по ночам, но попусту никогда не лаяла. Куда бы ни пошел Герасим, она бежала за ним. В господский дом Муму не входила, но в каморке Герасима чувствовала себя хозяйкой.

Так прошел год. Как-то барыня была в духе, смеялась и шутила. В доме не очень любили, когда на барыню находил веселый час, потому что эти вспышки продолжались у нее недолго и сменялись мрачным и кислым расположением духа. Глядя в окно, барыня увидела собачку и велела привести ее к себе. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. Барыня приказала покормить собачку. Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму, дрожа и озираясь вокруг, даже не принюхалась. Барыня подошла к собачке и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку... Внезапное движение собаки ее испугало.

— Отнесите ее вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! Какая она злая!

До самого вечера старая барыня быта не в духе... Утром она спросила Гаврилу: «Что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? мне спать не дала?» Гаврила отвечал, что, может быть, это собака немого. Барыня велела сделать так, чтобы ее сегодня же здесь не было. Гаврила велел слуге Степану увезти собаку. Степан поймал Муму и отвез ее в Охотный ряд. Там он продал собачку за полтинник.

Герасим искал собачку до позднего вечера, спрашивал у людей, но никто не знал, где находится Муму. На другой день Герасим не вышел из каморки. Лишь через день Герасим показался. Лицо его словно окаменело. Ночью он вдруг почувствовал, что кто-то дергает его за полу... Перед ним в каморке стояла с оборванной веревкой на шее Муму. Герасим схватил собачку, стиснул ее в своих объятиях: она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду... Герасим догадался, что собака не по своей воле пропала. Он понял по объяснениям людей, что Муму оскалилась на барыню... Чтобы сохранить возвращение Муму в тайне, он решил днем оставлять ее в каморке. Он закрыл армяком дырку в двери, чтобы собачка не могла выходить из нее. Глухому было невдомек, что собака своим визгом выдаст себя!

Возвращение Муму изменило настроение дворника. Он с большим старанием и усердием выполнял всю работу. В течение дня Герасим несколько раз ходил к своей затворнице, а ночью выводил ее погулять. Как-то ночью он уже собирался вернуться с Муму в каморку, как вдруг за забором раздался шорох. Муму принюхалась и залилась громким и пронзительным лаем. Какой-то пьяный человек вздумал устроиться переночевать. Барыня в это самое время собиралась уснуть. Внезапный лай разбудил ее... Она приказала послать за доктором и стала жаловаться, что собаки не дают ей покоя. Весь дом был поднят на ноги. Герасим увидел замелькавшие огни и тени в окнах, схватил Муму под мышку, вбежал в каморку и заперся.

Через несколько минут пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились. Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму. На следующее утро Герасим сам открыл дверь. Люди сначала испугались его. Но потом Гаврила знаками стал показывать, что барыня требует убрать его собаку. Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи и, как бы затягивая петлю, с вопросительным лицом посмотрел на дворецкого. Потом, посмотрев на Муму, он ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берется уничтожить Муму. Спустя час дверь каморки отворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан, он вел на веревочке Муму. Гаврила послал Ерошку проследить за глухим дворником. Ерошка увидал, что тот вошел в трактир вместе с собакой.

В трактире все знали Герасима и понимали его знаки. Он попросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла рядом с его стулом и спокойно поглядывала на него. Когда Герасиму подали щей, он накрошил туда хлеба, изрубил мелко мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась аккуратно есть. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на лобик собачки, другая — в щи. Он заслонил свое лицо рукой. Муму, съев полтарелки, отошла, облизываясь. Герасим, заплатив за щи, вышел из трактира. Он отправился к Крымскому броду. По дороге он зашел во двор дома и вынес оттуда два кирпича под мышкой.

От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до лодки и вскочил в нее вместе с Муму.

Герасим принялся сильно грести против течения реки. Когда уже позади осталась Москва, он положил весла, приник головой к Муму. Через несколько минут он выпрямился, опутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой и последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки... «Ерошка, как только Герасим скрылся у него из виду, вернулся домой и донес все, что видел».

В течение дня никто не видел Герасима. Не пришел он к обеду и ужину... Герасим отправился домой, в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, взял кое-какие пожитки и ушел со двора. Дорогу он запомнил, когда его везли из деревни. Через два дня он был уже дома, в своей избенке.

В Москве же, на другой день барыня, узнав об исчезновении Герасима, разгневалась, расплакалась и велела отыскать его во что бы то ни стало. Она не хотела признать, что велела погубить Муму.

Герасима в конце концов оставили в покое, в родной деревне. Всю оставшуюся жизнь он прожил бобылем.

5 класс Литература с элементами театрализации

Герасим в доме барыни

(по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Цели :

  1. образовательные:
  1. проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима
  2. показать авторское отношение к персонажам
  3. направить читательское восприятие
  4. выйти на проблематику рассказа
  1. развивающие:
  1. развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста
  2. развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы
  3. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  1. воспитательные:
  1. учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение
  2. воспитание нравственности через анализ поступков героев

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

Какие персонажи вам встретились?

/ Герасим и барыня

Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной .

Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его .

Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни .

Цели нашего сегодняшнего урока :

  1. познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,
  2. составить о них свое мнение,
  3. опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

/Отрицательно

Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/Не слышит, не говорит

А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

/Да

Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание :

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины» . Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования .

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы .

1 ряд представляет «живые картины»

Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь .

Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

/О деревне

Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации –

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный

Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

/Одиночество, произвол, крепостничество .

Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Приложение №1

Тема урока: И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XX века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать этапы жизни И.С.Тургенева; владеть понятием «сюжет»; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Ход урока

Каждому, кто видел его в первый раз,

он казался «олицетворением

русского богатыря, с серебристой

прядью волос на широком

полуотвесном лбу».

I . Оргмомент. Вступительное слово учителя. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя (учебник, с).

Известный французский писатель А.Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан…с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада»- именно так выглядел И.С.Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. (чтение статьи в учебнике.)

19 век. 1852г. Смерть Н.В.Гоголя. И.С.Тургенев был сильно поражен этим трагическим событием, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан- взят под арест и отправлен по присмотр на родину. Находясь под арестом, Тургенев продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть- эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы).2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни в повести «Муму», почти полностью повторяют реальные события из жизни дворника Андрея. Андрей, в отличие от Герасима, служил своей барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла его собачка.

II . Чтение I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Каковы ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму? (По 1 главе повести).

III . Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор посвящает хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы изобразить властную и капризную старуху. Однако не она является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)

2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди…» до слов «…всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)

3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему…» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопросы: 1. Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалось ему шуткой».)

2. Что значит «работа «казалась ему шуткой»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Как Герасим воду возил? («…Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)

Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло…»)

Как Герасим исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)

Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым)

4. В Каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах- истинно богатырскую кровать….» до слов «прочный и приземистый…».

Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

Почему Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием- гиперболу- чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?

IV . Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле - его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе- с метлой и бочкой- кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

V . Рефлексия.

VI . Домашнее задание: подготовить художественный пересказ 1 главы.

««Литература» 6 класс» - Блок Александр Александрович. Музей Дон Кихота (Испания). Ногавки – носки. Некрасов Николай Алексеевич. Ладило – бондарный инструмент. Изображение неживых предметов в виде живых существ. Литгородок. Пришвин «Кладовая солнца». Музей. Литературная гостиная. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Музей Шерлока Холмса в Лондоне.

«Нравственные ценности на литературе» - Духовно-нравственное воспитание. Подготовка широко образованных, высоконравственных людей. Урок литературы. Честь. Методологическая база. Образ Петра Первого. Любовь и уважение к Родине. Хорошее в человеке. Базовые национальные ценности. Духовно-нравственный идеал. Духовно-нравственные ценности на уроках литературы.

«Интеграция литературы и математики» - Записки маленькой гимназистки. УУД, которые формируются у ученика в процессе изучения литературного чтения. Литературное чтение. Формирование эмоционально-личностной децентрации. Название стихотворения. Сколько велосипедистов пришли к финишу. Моделирование. Формирование способности и готовности. Умение учиться.

«Литературные экскурсии» - Лучшие сочинения можно прочитать на специальном вечере, посвященном итогам конкурса. Постепенно усложняется материал и форы работы. Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. Например, урок-экскурсия «Природа Восточного Казахстана в творчестве местных авторов».

«Урок-исследование по литературе» - Твори добро. Сеятель. Плод в терпении. Подвиг есть сраженье. Небольшой рассказ. Ключевые слова и выражения. Раздолье. Ратный подвиг. Плод. Притча. Каким видим писателя. Андрей Платонович Платонов. Поучительная история. Удивительное дело. Человек. Без хорошего труда нет плода. Наши дневниковые (устные) записи.

««Литература» 7 класс» - Дворец. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Драма. Иван Сергеевич Тургенев. Константин Дмитриевич Бальмонт. Николай Алексеевич Некрасов. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Александр Сергеевич Пушкин. Эпиграмма. Лирика, послание. Иван Андреевич Крылов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Фёдор Иванович Тютчев.

Всего в теме 19 презентаций