О чем говорится в главе максим максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”

Урок литературы

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 9 класс

«История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Цель урока. Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина.

Задачи. 1. Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя.

2. Совершенствование навыка выразительного чтения.

3. Формирование способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.

4. Развитие рефлексивно – аналитического мышления.

5 . Нравственно – эстетическое воспитание.

Оборудование, ТСО, наглядность.

    Мультимедийный проектор, экран.

    На доске – тема урока, эпиграф.

Эпиграф.

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя…

М. Ю. Лермонтов

Ход урока.

    Слово учителя.

Слайд 1

Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Ле рмонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».

Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».

Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.

Ценность романа в том, что в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию?

И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.

Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно, от главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

    Сообщение и запись темы урока . Слайд 2

- Наш урок мы так и назовем - «История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Слайд 3

- Читая первую повесть «Бэла», мы были захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке.

- Каким увидели вы главного героя из рассказа о нем Максима Максимыча?

Почему он кажется Максиму Максимычу странным?

- У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата, - «Завещание»(читает учитель)

Слайд 4

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж … Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен…

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

- Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности.

- Что вы узнали о нем?

(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

- П омните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

- К ому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

- Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!

- Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но п оследний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

    Анализ первичного восприятия . Слайд 5

Глава «Максим Максимыч»…

Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте».

- О чем она? Каков ее сюжет ?

/ сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.

- Какое впечат ление произвела на вас повесть?

Почему?

- Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим Максимыч»? Попробуйте объяснить причины этого.

    Переход к теме урока (слайд 5)

- Почему так грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.

    Слово учителя. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.

Ег о глазами дается портрет главного героя романа.

    Введение понятия «психологический портрет». Противоречия в образе Печорина.

- Только здесь, в середине из пяти частей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина, причем так, как до него не делал никто.

Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к Пушкину.

Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.

Слайд 6

В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»,

Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила».

«Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…»

Н. Г. Долинина

(дать справку о Наталье Григорьевне Долининой - учителе и авторе книг о русской классике).

Слайд 7

- У Лермонтова задача иная : «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.

Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

-Итак, запишем в тетрадь: «Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе».

- Ч то же такое психологический портрет? Попробуйте сформулировать самостоятельно.

Слайд 8

Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.

    Слайд 9

Ч тение учителем отрывка – портрета Печорина.

Задание (дать перед чтением).

Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

Какие детали позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

    Повторение понятия «художественная деталь».

Слайд 10 «Художественная деталь»

Слайд 11.

Анализ портрета Печорина.

Сначала описаны рост, сложение героя .

«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов , не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»

- Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.

Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.

«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»

Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отм етив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.

Та же странность, необычность, противоречивость – в лице .

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».

«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….

Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.

Все необычно в этом лице.

- Говорят , глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.

« Они не смеялись, когда он смеялся!»

- Обобщим наши наблюдения.

/ портрет Печорина свидетельствует, с одно й стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (глаза) /

-Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.

Этому научились у него Гоголь, Достоевский, Толстой – те великие писатели, которых мы называем классиками.

    Анализ иллюстрации - портрета Печорина.

- Какие черты характера переданы в этом портрете?

    Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина.

Составление «партитуры чувств» к их диалогу.

- Переходим к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча и Печорина.

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)

2) Чтение эпизода встречи в лицах

(со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

3) Постановка проблемного вопроса.

С лайд 12

- Проанализируем первый момент встречи. Из лексических средств отметим роль наречий.

- Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче (текст).

- Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании М аксима Максимыча так же неоспоримо, как мы слышали в «Бэле» страстную речь Казбича на его родном языке.

И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным.

- Печорин протянул Максиму Максимычу руку. Как?

/«он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно , хотя и с приветливой улыбкой,протянул ему руку.»/

Два длинных похожих слова: «довольно холодно»- и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой»- и снова длинное протяжное слово «протянул» так непохожи на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча!

- А Максим Максимыч? /жадно сватил/

- Почему Максим Максимыч сначала «остолбенел»?

Вывод: так в одной фразе раскрываются обе души (какие?): любящая, ждущая, открытая - и холодно-равнодушная, замкнутая.

/дети пробуют сделать вывод сначала сами/.

Прочитайте их. Какие ремарки их сопровождают?

/ сказал – пробормотал со слез ами на глазах/ .

- В сравнении со словами Максима Максимыча реплики Печорина оказываются какими?

/убийственно холодными, пустыми, бездушными/.

- Как синтаксис предложений передает душевное состояние героев?

(Чтение 4, 5 фраз).

-Речь Максима Максимыча эмоционально окрашена. Какие знаки завершения преобладают в ней?

/Восклицательный, вопросительный/.

- Какой знак постоянно прерывает его реплики? Что обозначают многочисленные многоточия?

/Максим Максимыч растерян, взволнован, его речь сбивчива/.

- Фразы Печорина спокойны, гладки. О чем это говорит?

- Продолжаем наблюдения над важными деталями в речи и поведении Печорина. На пылкие вопросы штабс-капитана: «Ну что, в отставке?»- односложно отвечает, улыбаясь: «Скучал». В этом слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все 5 лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука!

- О чем говорит его улыбка? Как понять странного человека?

Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча или улыбка его насмешлива? / это скорее горькая ирония над самим собой/

- Максим Максимыч полон воспоминаниями, не может удержаться и говорит о том, о чем, пожалуй, бестактно напоминать /текст/.

«Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся … (Пауза!)

- Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

-Какая очень важная деталь привлекает наше внимание ? (Печорин чуть- чуть побледнел и отвернулся (заметим – он отвечает не сразу!)

- Почему «чуть-чуть побледнел и отвернулся»? Почему « принужденно зевнул»?

- Может быть, он до сих пор не простил себе происшедшее с Бэлой и ему все еще очень больно?

Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!

Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

Наталья Долинина с читает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» (слайд 13 )

- Согласны вы с ее мнением?

- Как реагирует Максим Максимыч на отказ Печорина остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние?

Эпизод с дневником

И снова странен этот человек.

- Как он предлагает поступить с его дневником?

Оттолкнув, может быть, единственного любящего , преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается.

-Что же ему дорого на свете? Неужели - ничто?

- Р ебята, наши наблюдения над текстом я представила в этой таблице

( Слайд14)

    Итоговая беседа .

- Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.

Образ Максима Максимыча

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».

Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.

Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).

- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?

К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.

Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!

/ Духовно сломленным, разочаровавшимся/.

    Анализ эпиграфа.

От былой неуемной энергии интереса к людям не остало сь и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»).

Равнодушие и апатия воц арились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)

Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.

Он говорит Максиму Максимычу : «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?

/От самого себя/.

Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.

Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.

13 . Анализ иллюстрации . Слайд 15 .

- Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текст а, соответствующий ему. Что он передает?

/Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости»./

- И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

- О че м же рассказ? Нравственные уроки (о боли и одиночестве, о счастье понимания, о вечных ценностях - любви к людям, к родине, о дружбе …)

14 . Слово учителя . Слайд 16

«Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.

В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.

Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…

Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?

Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

Но это тема следующего урока.

15 . Домашнее задание : перечитать «Тамань», ответить на вопросы:

    Какова роль пейзажа в повести?

    Как постепенно разрушается романтическая обстановка?

    Как раскрывается характер Печорина в повести?

«Герой нашего времени» - самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав - законченная история, отражающая одну из граней характера главного героя. Но мы рассмотрим не все произведение, а лишь одну часть, точнее, ее краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, ценная для нас тем, что отражает отношение Печорина к близким людям. Поэтому остановимся именно на ее разборе.

Роман «Герой нашего времени»

Это произведение стало первым в русской литературе романом, вобравшим в себя нравственно-философские и социально-психологические проблемы 30-х годов XIX столетия. К моменту опубликования произведения сам жанр романа был еще не до конца сформирован и разработан.

Уникальность этого произведения состоит в сочетании двух различных и даже противоречивых литературных направлений, используемых Лермонтовым: романтизма и реализма. Также произведению присущи черты социально-психологического романа. Несмотря на разрозненность повествования, состоящего из небольших рассказов, описывающих фрагменты жизни Печорина, роман не теряет своей целостности и законченности.

Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», по сути, синтезировал такие жанры, как заметки, новелла, исповедь, дневниковые записи, философско-психологическая повесть. Совместив все эти формы, поэт добился того, что предстает перед читателем сложным, многогранным, неоднозначным, но невероятно живым и реальным. Главы романа по-своему высвечивают каждую из сторон личности героя. Эта особенность влияет на объем частей. То же можно сказать и про наше краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, написанная в жанре рассказа.

Хронология повествования

Как было отмечено выше, «Герой нашего времени» отличается фрагментарностью и несвязанностью повествования. Единственное, что объединяет все части романа, - главный герой. И персонажи, возникающие в повествовании, связаны с образом Печорина. Однако они не просто бледные тени, призванные оттенить главного персонажа, сами по себе они вполне полнокровные и живые личности. И это можно заметить, просто прочитав краткое содержание. Максим Максимыч, Бэла, Вулич, Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вернер - все они наделены своими характерами, привычками, историей. Подобное отношение к созданию персонажей было необходимо, чтобы в общении с этими реальными и полноценными персонажами личность и характер Печорина проявились еще отчетливее и ярче.

Главы в романе представлены в следующем порядке: «Бэла», затем «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», после которого приводятся главы из него: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Если же рассматривать события в хронологическом порядке, то их следовало бы выстроить так: «Тамань», затем «Княжна Мери», потом «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» и замыкающее список предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов неспроста избрал хронологически непоследовательный способ изложения жизни Печорина. Именно в романной последовательности главы точнее всего рисуют портрет главного героя. Особое же значение имеет повесть «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы приведем ниже.

Образ Печорина

Печорин - представитель своего времени, он офицер и дворянин, умен и образован. Но он неудовлетворен своей жизнью, не знает, куда применить свои таланты, его мучают тоска, одиночество и неприкаянность. Он неустанно стремится найти смысл существования, бросает вызов судьбе, но ему все быстро надоедает.

Печорин всегда в пути, он не остается надолго нигде, даже смерть настигает его в дороге. Лермонтов словно желает подчеркнуть неприкаянность героя и его желание найти свое место в мире. Мучимый скукой, главный герой может не только пойти на авантюру, но и начать играть судьбами других людей. Однако ничто не может доставить ему радости и удовлетворения. Печорин - эгоист и не привык ценить тех, кто его окружает. Особенно ярко эта черта характера персонажа проявилась в главе «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы опишем ниже.

Даже любовь не способна надолго отвлечь Печорина от его тоски, он быстро разочаровывается и приводит своих возлюбленных к страданиям и гибели.

Образ Максима Максимыча

Сведения об этом герое содержит в себе глава «Бэла» и глава «Максим Максимыч», краткое содержание которых помогают раскрыть и понять образ.

Максим Максимыч - один из центральных персонажей в романе. Его глазами мы видим Печорина, он одновременно рассказчик и герой. Максим Максимыч - штабс-капитан, давно служит на Кавказе, отлично знает местность, природу и обычаи здешних обитателей. Этот персонаж наделен добрым сердцем и широкой душой, он ценит покой и не стремится к приключениям. Главное для него - исполнить свой долг. Все эти особенности характера персонажа можно найти, прочитав краткое содержание.

Максим Максимыч никогда не злоупотреблял своим чином и с подчиненным вел себя по-приятельски. Только во время службы он вспоминал о своем звании, но вмешивается лишь тогда, когда кто-то из подчиненных совершает неправильные поступки. Дружба для этого человека стоит на первом месте, поэтому холодность Печорина так сильно обижает его.

Глава "Максим Максимыч": краткое содержание

Пересказ этой главы можно начать с описания встречи Максима Максимыча и Печорина. Штабс-капитан давно не видел своего друга, его внимание привлекает щегольская коляска. Лакей, охраняющий ее, сообщает, что принадлежит она Печорину, который остановился у полковника. Максим Максимыч, считая, что старый друг будет рад его видеть, просит слугу доложить хозяину о месте своего пребывания. Однако проходит вечер, а Печорин так и не появляется.

Утром штабс-капитан отправляется по служебным делам, и почти сразу после его ухода является главный герой - он собирается уезжать. И тут рассказчик видит бегущего к ним Максима Максимыча, который готов броситься другу на шею. Но Печорин холодно улыбается и протягивает руку для пожатия. Штабс-капитан хочет пообщаться с другом, но главный герой торопится. На вопрос же о том, заберет ли он бумаги, которые бережно хранил Максим Максимыч, Печорин отвечает, что их судьба его не интересует. Главный герой уезжает. Открытость и радость в образе старого офицера рисует Лермонтов.

«Максим Максимыч», краткое содержание которой мы пересказываем, - глава очень показательная в плане отношения Печорина к другим людям.

Максим Максимыч сильно расстроен холодностью главного героя, он даже готов заплакать. И не задумываясь, отдает рассказчику бумаги, от которых так легко отказался Печорин. Штабс-капитан желает как можно скорее уехать, но из-за нерешенных дел вынужден задержаться еще на день.

Вывод

Интересна и важна в отношении понимания образа Печорина глава «Максим Максимыч». Краткое содержание ее дает исчерпывающую информацию об отношении главного героя к близким людям.

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

– поэт и прозаик. Его роман «Герой нашего времени» отличается новизной описываемых характеров, любопытной композицией и сюжетным построением. Каждая глава произведения представляет собой отдельную историю, благодаря которой все точнее становится портрет главного героя – . Максим Максимыч – персонаж, позволяющий провести анализ героя на фоне сравнения действующих лиц.

История создания

«Герой нашего времени» освещает ситуацию в России начала 19 века, поднимает массу нравственных и социальных вопросов, освещает философские и психологические проблемы, царившие в обществе того времени. Жанр романа в России развивался, и к моменту публикации творения Лермонтова вряд ли мог считаться до конца сформировавшимся. В произведении сочетаются романтизм и реализм. Критики отмечают в романе и социально-психологические линии.

Повествование не создает ощущения целостности из-за того, что роман разбит на главы, которые освещают историю жизни Печорина, но выглядит как законченное произведение, доступное для восприятия. В «Герое нашего времени» стилистически отображаются жанры заметок, новеллы, повести и очерка. Собрав воедино черты этих жанров, автор представил публике разностороннего героя, чья биография полна непредсказуемых жизненных поворотов. Каждая глава описывает Печорина с неизведанной ранее стороны


В образе Максима Максимыча Лермонтов представил публике героя и рассказчика, от лица которого ведется повествование. Должность персонажа – штабс-капитан. Он служит на Кавказе не первый год, хорошо разбирается в местности и традициях. Офицер и простой человек, Максим Максимыч вызывает уважение у автора и читателей. Его сердце наполнено добротой, тяга к приключениям либо никогда не охватывала его, либо давно отпустила, а главным в жизни для Максима Максимыча остался долг. Глава, названная по имени этого персонажа, позволяет разобраться в характеристике Печорина.

«Герой нашего времени»

Автор не случайно описывает Максима Максимыча. С помощью этого образа он показывает, что в представляемую эпоху быть отличным от Печорина не так уж сложно. Герои жили в одно и то же время, но получили различные отклики у публики. Максим Максимыч и Печорин, взаимоотношения которых ярко преподнесены в романе, выстраивали эти отношения с разными целями. Поэтому добродушный Максим Максимыч, ожидавший отзывчивости от приятеля, получил симпатии читателей а черствый Печорин – осуждение.


Вполне вероятно, что «Героем нашего времени» мог быть вовсе не Печорин. Вряд ли авторский идеал совпадает с перечнем качеств, которыми наделен главный герой. А вот Максим Максимыч располагает к себе с первых строк повествования. Он помогает рассказчику справиться с осетинами, перевозящими груз. Понимая менталитет местных, герой выручил автора так, будто это было для него простым житейским делом. При этом он ни на секунду не раздумывал над необходимостью его помощи, а просто делал то, что подсказывало сердце.


Роман Хрущ в ленте «Печорин», вышедшей на экраны в 2011 году, также уменьшил значение персонажа и не стал освещать его в проекте.

Лермонтов явно пародирует "Ашик-Кериба". Вот первые строки повести:

"Расставшись с Максимом Максимычем, я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел в Владыкавказ".

Сказочный герой Ашик-Кериб за день преодолевает расстояние, которое не под силу ни одному коню, – поспеть из Арзиньянской долины в Тифлис можно, и вправду, только на крыльях. Остановки в пути он делает для того, чтобы сотворить намаз, то есть молитву.

Автор повести "Максим Максимыч" завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, ужинал во Владикавказе (теперь город Орджоникидзе) – останавливался, чтобы поесть, а не помолиться. Между завтраком и ужином он проскакал 42 версты вполне реальный путь.

Автор начинает с того, что подсмеивается над самим собой, сравнивая себя со сказочным Ашик-Керибом, а затем описывает и горы, и дорогу, и гостиницу все тем же насмешливым тоном: "Избавляю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают..." Это пишет тот же самый человек, который в первых своих записях восклицал: "Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные..." – и подробно описывал горы, скалы, реки. Что же произошло, что заставило Автора перейти от восторгов к ироническому раздражению? Ответ на этот вопрос мы получим в конце повести о Максиме Максимыче, потому что запись о новой встрече с добрым штабс-капитаном сделана, очевидно, после этой встречи, и причины раздражения Автора следует искать в ней.

"Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие, и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы или так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться".

Инвалиды глупы и пьяны, гостиница плоха, и вдобавок приходится задержаться в этой гостинице на три дня – казалось бы, достаточно причин для раздражения. Однако Автор "для развлечения вздумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле", в котором, как мы видели, никакого раздражения нет – наоборот, Автор полон впечатлениями от прекрасной природы, сочувствует Бэле, симпатизирует штабс-капитану. Гостиница, инвалиды, задержка в пути начнут раздражать его позднее, когда он примется описывать свое новое приключение.

"Первый день провел я очень скучно; на другой день рано утром въезжает на двор повозка... А! Максим Максимыч!.." Здесь нет никакого чувства, кроме радости, и в восклицании, которым Автор приветствует доброго старика, и в прямом признании: "Мы встретились, как старые приятели. Я предложил ему свою комнату». Но в следующих строчках уже начинает звучать странное пренебрежение, которого мы до сих пор не замечали в отношении Автора к Максиму Максимычу: "Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!.."

В "Бэле" Автор не раз восхищался многообразными уменьями Максима Максимыча; теперь он говорит о них с чуть заметной насмешкой, неуважительно. Даже то, что штабс-капитан "удивительно хорошо зажарил фазана", раздражает Автора. В "Бэле" он старался расспросить Максима Максимыча, не сомневаясь, что тот может рассказать немало интересного. Теперь он замечает: "Мы молчали. Об чем было нам говорить?.."

Что же заставило Автора изменить свое отношение к доброму Максиму Максимычу? Очевидно, здесь, в этой скучной гостинице, произошли какие-то события – в них-то и кроется причина раздражения Автора. Мы ждем описания этих событий, но Автор не спешит удовлетворить наше любопытство. Пауза затягивается. "Так сидели мы долго. Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков".

Звон дорожного колокольчика и крик извозчиков – первые вестники появления Героя. Лермонтов нагнетает ожидание. Холодные вершины гор и беловатый туман дополняют спокойно-равнодушное настроение двух офицеров, молча сидящих у огня. Но ведь должны произойти какие-то важные события. "Когда же?" – ждет читатель.

Герой, Печорин, появляется далеко не сразу. Его появлению предшествует длинная церемония. Во двор въезжает несколько повозок, «за ними пустая дорожная коляска». Путешественнику, скучающему в скучной гостинице скучного города, интересно всякое новое лицо - но лица-то и нет: есть только пустая коляска, невольно привлекающая внимание. Да к тому же "ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток". Такая коляска – признак богатства ее владельца, она возбуждает в Авторе завистливый интерес.

За коляской "шел человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея… Он явно был балованный слуга ленивого барина".

"Несколько повозок" – это и была та самая оказия, которой дожидались путешественники, чтобы отправиться в путь. Но Автор так заинтересован коляской и дерзким лакеем, не отвечающим на расспросы, что даже забывает обрадоваться приходу оказии. Максим Максимыч радуется: "Слава богу!" – и привычно ворчит, заметив коляску: "Верно какой-нибудь чиновник едет на следствие в Тифлис. Видно, не знает наших горок! Нет, шутишь, любезный: они не свой брат, растрясут хоть английскую!" Читатель уже почти догадался, чья это коляска, но Максим Максимыч еще ничего не подозревает. Видя любопытство Автора, он обращается к слуге с расспросами – тон у него заискивающий, неуверенный – жалко становится старика, и недоброе чувство возникает против слуги (а заодно и против его неведомого господина).

"– Послушай, братец, – спросил… штабс-капитан: – чья это чудесная коляска? а?.. Прекрасная коляска!.."

Поведение лакея вызывающе дерзко: он "не оборачиваясь, бормотал что-то про себя, развязывая чемодан". Даже доброго Максима Максимыча рассердило такое поведение: "он тронул неучтивца по плечу и сказал: "Я тебе говорю, любезный..."

Из неохотных и невежливых ответов слуги возникает, наконец, имя героя:

"– Чья коляска? моего господина.
– А кто твой господин?
– Печорин..."

Читатель вместе с Максимом Максимычем вздрагивает от радости. Зная все, что связывает Печорина со штабс-капитаном, мы, как и он, не сомневаемся, что сейчас произойдет трогательная встреча друзей, сейчас появится Печорин и бросится на шею доброму старику – и мы, наконец, увидим человека, который успел занять наше воображение. . . Но, может быть, это не тот Печорин? Мысль эта возникает у читателя и у Максима Максимыча одновременно: "Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, боже мой!., да не служил ли он на Кавказе?"

Слуга по-прежнему груб и отвечает неохотно, но это уже не имеет значения, сейчас Максим Максимыч увидит своего друга, это он, его зовут Григорий Александрович.

Хмурые ответы лакея не беспокоят штабс-капитана. Но читателя они заставляют насторожиться. Уже зная, что Максим Максимыч с барином "были приятели", слуга говорит почти невежливо: "Позвольте, сударь; вы мне мешаете". Может быть, он знает, что барин не рассердится на него за такое обращение с приятелем?

Максиму Максимычу все это неважно, ему одно надо: увидеть Печорина. "Да где ж он сам остался?" – вот что интересует старика. "Слуга объявил, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. ..."

Ничего предосудительного в таком решении Печорина нет. Он ведь не знал, что в гостинице его ждет встреча с Максимом Максимычем. Конечно, приятнее остановиться у знакомого полковника, чем ночевать в скучной гостинице и ужинать стряпней трех глупых пьяниц. Но, тем не менее, читателю обидно, что Печорин не поспешил в гостиницу.

Максим Максимыч убежден, что Печорин "сейчас прибежит". Все дело теперь только в том, чтобы уговорить лакея сообщить Печорину, кто его ждет. Штабс-капитан почти униженно уговаривает слугу: "...ты, любезный, не пойдешь ли к нему за чем-нибудь? Коли пойдешь, так скажи, что здесь Максим Максимыч; так и скажи... уж он знает… Я тебе дам восьмигривенный на водку."

Пойти к полковнику сам Максим Максимыч не может: он не в том чине, чтобы запросто являться в дом к высшим чинам. Место свое он знает. В пушкинском "Станционном смотрителе" есть такая сцена. Смотритель Самсон Вырин приезжает в Петербург и является к гусарскому офицеру Минскому, похитившему у него дочь. "Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье.
– Что, брат, тебе надобно? – спросил он его.
Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес только:
– Ваше высокоблагородие! Сделайте такую божескую милость!"

Самсон Вырин – первый "маленький человек" в русской литературе – совсем низко стоит на служебной лестнице: он "сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда." По сравнению с ним, штабс-капитан Максим Максимыч занимает приличное положение в обществе. Но – все условно: Максим Максимыч столько же ниже полковника, сколько станционный смотритель ниже гусарского офицера. Оскорбленный отец по законам света может и должен вызвать похитителя дочери на дуэль, отомстить, ответить на оскорбление оскорблением. Все это так – при одном условии – если он и оскорбивший его человек равны по своему положению в обществе. Если же нет – как бы ни закипело сердце отца, он может только произнести дрожащим голосом: "Сделайте такую божескую милость" – он может только молить...

В неоконченной повести Лермонтова «Княгиня Лиговская» герой – Григорий Александрович Печорин – пролетая по улице на своем гнедом рысаке, едва не задавил молодого чиновника Красинского и в тот же вечер, смеха ради, жестоко оскорбил этого чиновника в ресторане. Красинский говорит Печорину: "... вы едва меня сегодня не задавили и этим хвастаетесь, вам весело! – а по какому праву? потому что у вас есть рысак, белый султан? Золотые эполеты? Я беден! – да, я беден! хожу пешком, – конечно, после этого я не человек..."

Человек – и богатство, человек – и чин, человек – и положение в обществе. Конфликт человеческого и античеловеческого, введенный в русскую литературу Пушкиным, был углублен и расширен его последователями. Маленький чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин в гоголевской "Шинели" даже помыслить не может о протесте – он терпит все издевательства своих товарищей по службе. "Только если уж слишком была невыносима шутка … он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" Мысль о протесте приходит к нему только в бреду, в беспамятстве перед смертью.

В "Записках сумасшедшего" титулярный советник (это очень маленький чин) Поприщин, сходя с ума, размышляет: "Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам... Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как и у меня, как и у всякого; ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет. Я несколько раз уже хотел добраться, отчего происходят все эти разности. Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?.."

В том несправедливом мире, в котором живут и смотритель Вырин, и Акакий Акакиевич, и Поприщин, – и Максим Максимыч! – в этом мире только безумный может восстать против узаконенного порядка: любой полковник – более значительная личность, чем любой штабс-капитан, и любой камер-юнкер лучше любого титулярного советника. А в повести Гоголя "Нос" человек оказывается ничем по сравнению с собственным носом только потому, что человек имеет чин коллежского асессора, а нос – чин статского советника. И это возможно в мире, где человеческое побеждено античеловеческим.

Ни о чем подобном Максим Максимыч, разумеется, не думает. За него думает Лермонтов – он понимает униженное положение старика и сочувствует ему, и читателя заставляет сочувствовать. А Максим Максимыч давно и прочно усвоил устои мира, в котором он живет. Штабс-капитан знает свое место и не идет к полковнику Н. искать Печорина.

Да, он знает свое место по отношению к полковнику. Но когда к нему в крепость был прислан молодой прапорщик, Максим Максимыч вел себя не как штабс-капитан, а как ч е л о в е к. Мы помним, как он встретил низшего по чину: "Очень рад, очень рад… пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч и пожалуйста – к чему эта полная форма?"

Вот почему нам так обидно за старика: мы-то знаем, что он – человек, что он достоин уважения и любви… Где же Печорин? Почему он не спешит принести Максиму Максимычу свое уважение и свою любовь?

"Максим Максимыч сел за воротами на скамейку… Через час инвалид принес кипящий самовар и чайник. – "Максим Максимыч, не хотите ли чаю?" – закричал я ему в окно.
– Благодарствуйте; что-то не хочется".

В этом простом разговоре нет, на первый взгляд, ничего примечательного. Но читатель, представляющий себе душевное состояние Максима Максимыча, понимает, чего стоил ему целый час ожидания. Старик сдержан: он ничем прямо не выдает своего волненья, но оно сквозит в коротком отказе пить чай и в молчаливом ожидании за воротами…

Печорин все не появляется, а Максим Максимыч уже исстрадался от ожидания. Отказавшись пить чай, он «минут через десять» все-таки оставил свой наблюдательный пост, «наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй и ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве». Он ждал Печорина до ночи; очень поздно он, наконец, лег, но «долго кашлял, плевал, ворочался.
– Не клопы ли вас кусают? – спросил я.
– Да, клопы – отвечал он, тяжело вздохнув».

Очень горько за старика. Ему и стыдно: похвастался, что Печорин «сейчас прибежит», а он не идет; и нетерпеливое желание увидеть человека, которого он так любил, все еще живо; и обида растет в нем, и беспокойство гложет: что же могло случиться, что могло задержать Печорина- уж не беда ли с ним стряслась?

Рано утром старик уже снова был на своем посту. Вдобавок ко всем мученьям, любовь к Печорину начинает мешать ему выполнять служебные обязанности: он должен пойти к коменданту, но боится уйти, пропустить своего друга… Может быть, он уже понял, что Печорин ждать его не будет! Оставив на посту своего спутника, он «побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу и гибкость». Было бы неудивительно прочесть такие слова о немолодом человеке, полюбившем женщину, – так бегут на свидание. Но Максим Максимыч бежит по служебным делам, боясь пропустить встречу с другом и не смея нарушить свой долг; еще обиднее становится за него: ничего нет в жизни у штабс-капитана – ничего и никого, кроме Печорина: это его единственная привязанность.

Уже не только Максим Максимыч, но и читатель устал ждать, и Автор «начинал разделять беспокойство доброго штабс-капитана». Пора бы герою появиться – но его появлению предшествует еще описание прекрасного утра с золотыми облаками, с толпами народа на широкой базарной площади; среди шума и золота появляется Печорин. Мы ждем: как он поведет себя? А он, «закурив сигару, зевнул раза два и сел на скамью по другую сторону ворот». Ожидание, нетерпение, длинный церемониал встречи – все это определяет состояние Максима Максимыча, не Печорина. Он холоден и спокоен – более того, ему скучно. Первое, что мы о нем узнаем: он «зевнул раза два» – никакого волнения при мысли о предстоящей встрече, никакого движения души. Только здесь, в середине второй из пяти повестей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина. Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к прозе Пушкина.

Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности. В «Арапе Петра Великого» «графиня Д., уже не в первом цвете лет, славилась еще своею красотою»; Наталье Гавриловне «было около шестнадцати лет, она была одета богато, но со вкусом…» В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою», о графине сказано: «В самом деле, она была красавица». Дуня в «Станционном смотрителе» – «девочка лет четырнадцати. Красота ее меня поразила». Изредка добавляется какая-нибудь одна деталь внешности: в «Метели» Бурмин был «с Георгием в петлице и с интересною бледностию » (курсив Пушкина), Минский в «Станционном смотрителе» «явился молодым стройным гусаром с черными усиками», об отце Дуни сказано: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

Может создаться впечатление, что Пушкину просто неважна внешность героя (тем более, что в его романе в стихах ни Онегин, ни Татьяна вообще внешне не описаны, а о Ленском известна только одна деталь: «кудри черные до плеч»). Такой вывод был бы слишком поспешен. Пушкинские портреты бывают безлики, формальны (Лиза Берестова, Маша Троекурова и прочие девушки мало чем отличаются друг от друга), но бывают и очень точны – при всей краткости. О Петре в одной строчке сказано очень много, его видишь: «высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняною трубкою в зубах».

В «Капитанской дочке» – последнем прозаическом произведении Пушкина – два портрета очень подробны. Вот один из них: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Так описана Екатерина ІІ. Вот второй портрет: «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Так описан Пугачев.

Исследователи литературы давно заметили, что Пушкин описал Екатерину не так, как он (или его читатели) себе ее представлял, не так, как могли описать ее старшие современники Пушкина, помнившие императрицу, а так, как она была нарисована на портрете Левицкого, до сих пор висящем в Русском музее. Это был официальный портрет – так полагалось представлять себе императрицу. Пушкин не добавил ни одной детали к официальному облику Екатерины. В «Капитанской дочке» она точно такая, как на портрете: белое платье, чепец, душегрейка, румяное лицо, и даже белая собачка не забыта (она напугала Машу Миронову). Императрицу Пушкин не хотел описывать от себя, своими глазами. Пугачева он описал так, как представлял себе его. Но принцип описания остался тот же: живописный. Как на портрете, сделанном художником. Это и есть главное во всех пушкинских портретах, даже самых кратких: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя.

Пушкин и не ставил перед собой этой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии; читатель познает внутренний мир героев, наблюдая их поведение, конфликт с обществом, отношения с другими людьми. У Лермонтова задача иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

Мы отвлеклись от Печорина. Пока он сидит, задумавшись, на скамейке, вспомним, как была построена первая повесть романа – «Бэла» . Сюжет в ней долго не начинался: путешественники встретились на горной дороге; мы прочли описание этой дороги, познакомились с природой и людьми Кавказа, выслушали суждения путешественников о природе и людях – только после этого Максим Максимыч начал свой рассказ. Напряженное ожидание Максима Максимыча, наконец, разрешилось: Печорин пришел. Но теперь нет штабс-капитана. А лошади уже заложены. Внутреннее напряжение рассказчика (а с ним и читателя) растет – ведь Печорин может так и уехать, не дождавшись Максима Максимыча. Правда, он не торопится. Но знает ли он, что здесь Максим Максимыч?

Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче: он бежал, «что было мочи. едва мог дышать; пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос. приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину».

Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании Максима Максимыча так же неоспоримо, как в «Бэле» мы слышали страстную речь Казбича на его родном языке.

Странный разговор происходит между Печориным и Максимом Максимычем. Если прочесть отдельно, подряд все реплики Печорина (как мы делали это в «Бэле»), вовсе не создастся впечатления, что Печорин холоден, неприветлив:

«– Как я рад, дорогой Максим Максимыч . Ну, как вы поживаете? – Еду в Персию – и дальше... – Мне пора, Максим Максимыч. – Скучал! – Да, помню! – Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч ... . Однако прощайте, мне пора. .. я спешу... Благодарю, что не забыли... – Ну, полно, полно!.. неужели я не тот же?... Что делать?... всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться – бог знает!...»

Сами по себе слова Печорина даже могут показаться теплыми. Но мы ведь помним, что он мог прийти еще вчера вечером, а пришел только сегодня утром и чуть не уехал, забыв о Максиме Максимыче. И мы слышим, что говорит старик, – в сравнении с его словами реплики Печорина оказываются убийственно холодными, пустыми, бездушными:

«Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы подживаете? – сказал Печорин. – А.... ты... а... вы?.. – пробормотал со слезами на глазах старик… – сколько лет… сколько дней… да куда это? . .»

Печорин «сказал». Старик «пробормотал со слезами на глазах». Приветливые слова Печорина оказываются слишком спокойными, слишком гладкими и потому – пустыми рядом со сбивчивой речью Максима Максимыча: «а. . . ты... а... вы?» Обычно говорят: «сколько лет, сколько зим» – время измеряют годами. Максим Максимыч сказал иначе: «сколько лет... сколько дней» – каждый день без Печорина старик помнил о нем, мечтал хотя бы о случайной встрече, мечтал как о чуде, не веря, – чудо осуществилось, и что же?

Ответы Печорина на прерывистые вопросы старика оказываются нестерпимо холодными, даже грубыми: «Еду в Персию – и дальше», «Мне пора».

В этом одном слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все пять лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука. Почему он улыбается, произнося это горькое слово? Как понять странного человека? Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча, или улыбка его насмешлива: над собой усмехается, над своей скукой?

Максим Максимыч полон воспоминаниями, они вырываются – старик не может удержаться и говорит даже то, о чем, пожалуй, бестактно напоминать:

«– А помните наше житье-бытье в крепости? А Бэла?
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.
– Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...»

Так что же – он совсем бездушный человек? Можно понимать роман Лермонтова по-разному; каждый видит в нем снос, но все, конечно, видят и нечто общее. Я не верю, что Печорин забыл Бэлу – да и автор не верит: ведь он заметил, что Печорин зевнул «принужденно». Конечно, он помнит и не хочет вспоминать ее, не хочет ворошить прошлое, боится воскресить прежнюю боль.

А ведь это и называется: эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую. Неужели совсем нет в нем жалости к бедному штабс-капитану?

Отчего же, по-своему он жалеет. Категорически отказавшись задержаться, он вдруг заметил огорчение Максима Максимыча. «Благодарю, что не забыли... – прибавил он, взяв его за руку».

На большую сердечность он, видимо, неспособен. Но старик не принимает этой душевной милостыни. «Он был печален и сердит, хотя старался скрыть это». «Забыть! – проворчал он: – я-то не забыл ничего...»

В этом «я-то» – скрытый упрек: …вы забыли, а не я… Опять Печорин пытается как-то сгладить свою холодность: «Ну, полно, полно!» – говорит он Максиму Максимычу, «обняв его дружески». Слова его приветливы. Но, «говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи». Если раньше торопился Максим Максимыч навстречу Печорину, то теперь торопится Печорин – от старика, от воспоминаний. Дважды повторенное «уже» показывает, как быстр он теперь – сесть в коляску, отдать приказание ямщику успел за какие-то секунды...

«– Постой, постой! – закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски: – совсем было забыл… У меня остались ваши бумаги… Что мне с ними делать?..
– Что хотите! – отвечал Печорин. – Прощайте…»

И снова странен нам этот человек. Оттолкнув, может быть, единственного любящего, преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается. Что же ему дорого на свете? Неужели – ничто?

Максим Максимыч еще кричал вслед, но «коляска была уже далеко»; в ответ на последний вопрос штабс-капитана: «а когда вернетесь?..» Печорин «сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..»

Рассматривая то, что произошло, с позиции Максима Максимыча, мы осудим Печорина, он покажется нам холодным, равнодушным эгоистом.

Но если взглянуть на происшедшее сего позиции? Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, которые он приносил людям, Печорин одного только хочет: чтобы его останили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами, – и в этот самый миг встречает человека, который от чистого сердца, из самых лучших побуждений, непременно будет терзать его. . . В таком случае, если даже мы не сможем оправдать Печорина, то, по крайней мере, поймем его поведение.

А Максим Максимыч оскорблен – и это естественно.

«– Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах: – конечно, мы были приятели, – ну да что приятели в нынешнем веке!. .» Обида Максима Максимыча привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и взамен придумывает те, которые ему понятны: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара. Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге. . . Что за коляска! . . сколько поклажи! .. и лакей такой гордый! . . – Эти слова были произнесены с иронической улыбкой»

Мы сочувствуем Максиму Максимычу и в то же время понимаем его трагическую ошибку: в данном-то случае он неправ. Не потому Печорин пренебрег им, что он «не богат, не чиновен». Но как ему понять странного молодого человека, который и сам себя не понимает?

Обида Максима Максимыча тем больнее, чем она непонятнее: за что? Разве он хоть чем-нибудь виноват перед Печориным? Любил, помнил, возил за собой его бумаги...

Автор тоже помнит о бумагах - разумеется, они его заинтересовали. Максим Максимыч, хранивший их столько лет, теперь, под влиянием обиды, готов «наделать патронов» из записок Печорина, отдать их случайному спутнику: «.. .вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское... »