Оформление отрядной газеты в летнем лагере. Оформление отрядного уголка в летнем пришкольном лагере

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

  • название отряда
  • девиз отряда
  • отрядная песня
  • расписание кружков
  • распорядок дня (лагерный и отрядный)
  • списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);
  • списки именинников текущей смены
  • адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
  • грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:

  1. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)
  2. В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
  3. В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:
    • заезд ребят в лагерь в оргпериод;
    • основной период;
    • заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

  • "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);
  • поздравление с приездом;
  • законы лагеря;
  • адрес лагеря;
  • наказ ребят прошлой смены;
  • первые песни, лагерная песня;
  • план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

  • соревнования,
  • подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,
  • участие в творческих конкурсах, смотрах.
  • подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,
  • жизнь отряда
  • поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью, а напоследок я скажу, а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но иногда хочется внести свою особенность, отличающую их от других.

Итак, покреативим… ;)

  • Отрядный уголок желательно должен полностью занимать все стены в холле;
  • Соответственно нужно попытаться обеспечивать необходимым количеством бумаги (например, рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками;
  • Обязательным конечно остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, Поздравляем, Позора, Сегодня в отряде (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая;
  • На младших отрядах обычно дорисовывается в последнюю ночь перед сроком его сдачи, и обязательно всю ночь до утра (если же вы успеваете нарисовать раньше утра, то не торопитесь, рисуйте тщательней, иначе плохо получится);
  • Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже зубной пасты, а исключительно прозрачным скотчем, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки);
  • В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая-то его часть может понадобиться кому-нибудь для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта.

Отрядные уголки могут быть разными:

  • красочными и красивыми (как правило, у младших отрядов);
  • краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых);
  • весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку);
  • очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.);
  • долгорисуемыми (как, например, некоторые заканчивают рисовать свои уголки в конце смены, правда, получается обычно очень красиво);

Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными:

  • простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.);
  • со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот);
  • напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки);
  • очень величественными (Весы Человечества);
  • а так же названия, придуманные самими детьми (очень редко).

Рассмотрим процесс создания уголка с детьми примерно 12-14 лет. Прежде всего, надо решить, для чего он нужен. При его создании преследуются многие цели:

  1. Начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая на добровольной (!!!) основе к коллективному творчеству.
  2. Украсить помещение, где собирается отряд. Согласитесь, глядеть на голые стены не очень интересно.
  3. Получить место, где можно проводить интерактивную жизнь.
  4. Отмазаться от начальства (самое последнее по значимости).

Теперь поподробнее. Что именно нужно оформлять? Например, это могут быть две стены размером 2.5*7 метров. Согласитесь, много пространства. И заполнить хотелось все. Конечно не так, чтобы стен не было видно вообще, но и лепить листок А4 на 1 кв.м. тоже не дело.

Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течение смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению. Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."

Отдельно пройдемся по обязательным пунктам.

  • План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.
  • План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.
  • Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей.
  • Позор - надеемся, этим пользоваться не придётся, но можно использовать для подстёгивания провинившихся. Только необходимо так это поставить, чтобы он не отмахивался: "Да, опять в Позоре вишу, ну и пусть", а чтобы это была небольшая трагедия для ребёнка, и повод подумать и исправиться.
  • Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями обычно ситуация похуже.
  • И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть, что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка можно завести своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.
  • Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.

В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру, сетку шахматного турнира, или соревнования по армрестлингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.

Каждый холл должен нести в себе какую-то изюминку. Даже если он 10 раз красив, через пару-тройку дней будет досконально изучен и к интерес к нему охладится. Поэтому необходимо делать целые произведения искусства, на которые хочется смотреть снова и снова.

Оформление уголка

Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным! Кто они - наши вожатые, чем они живут, увлекаются, о чем мечтают, почему мы можем им доверять?

Также отрядный уголок традиционно содержит:

  • краткие данные о лагере (желательно с яркими фото);
  • режим дня (чтобы ребята не умучали постоянными вопросами: «А почему так рано зарядка?» или «Уже отбой???»);
  • адрес лагеря и телефон для родителей;
  • рейтинг чистоты - “Чистюльку” - так легче следить, чтобы ребята содержали комнаты в порядке, ведь кому приятно вместо улыбающейся рожицы или солнышка, клубнички и т.п., получить грустный смайлик или ядро - значки с низкой оценкой?
  • «Законы отряда» или «10 самых главных слов отряда». Это важно делать вместе с ребятами.Они сами должны отобразить здесь то, что действительно важно и ценно для них. Эти правила или договоренности будут действовать лучше навязанных взрослыми.

Хороша рубрика “Именинники”. Если в отряде нет ребят, которые родились в эту смену, можно указать даты рождения известных писателей, актеров, музыкантов. Рекомендуем прикрепить веселенький конверт, чтобы «виновник торжества» мог найти там какую-нибудь приятную мелочь в день рождения: послания, поздравления, праздничные телеграммы от ребят и вожатых! Также можно сделать календарь (это понятнее для ребят, чем план-сетка), где были бы отражены основные ожидающие ребят мероприятия в течение смены.

Ключевое слово отрядного уголка - название и номер отряда. Нужны девиз/слоган, символ, кричалка, а лучше несколько. Очень важно, чтобы грамоты и награды, честно заработанные ребятами в различных конкурсах и соревнованиях, не пылились у вожатых на столе или у детей в шкафчиках, где они почему-то обязательно мнутся! В начале смены стоит договориться о том, что все достижения (отрядные и личные) будут вывешиваться и храниться в отрядном уголке, а в конце смены обязательно будут розданы самым активным - это хороший стимул! В отрядном уголке обязательно стоит уделить внимание тематике смены. Например, если это кинофестивальная смена, то сам уголок можно оформить в виде афиши, а также разместить там фото любимых актеров, а возможно, устроить хит-парад или рейтинг популярности. Если это международная смена, то к месту будет информация о стране, из которой приехали дети, флаг, герб и даже гимн. Если это кулинарная смена, используйте интересные рецепты. Здесь нет никаких ограничений: все, что интересно детям, может и должно применяться в отрядном уголке. В начале и в конце смены ребята обычно рисуют газеты, где пишут, соответственно, о своих ожиданиях и впечатлениях об отдыхе. Эти газеты также становятся частью отрядного уголка. Различные рисунки, пожелания, советы, письма - все это может создать неповторимый эксклюзивный стиль отрядного уголка.

Придумывайте вместе нескучные названия рубрик, лучше даже смешные, главное - привлекающие внимание, чтобы хотелось прочесть, запомнить!

Например:

· План смены/календарь – «Веселыми тропами лета», «Наша стратегия»; · Поздравляем – «Целуем в щечку», «Гип – гип – ура»; · Спорт – «От старта до финиша», «Назло рекордам»; · Список отряда – «Знакомьтесь, это мы», «Наша тусовка»; · Наша песня – «А мы поем…», «Музыкальный граммофон»; · Адрес – «Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»; · Достижения – «Страна должна знать своих героев!», «Наши взлеты и залеты»; · Всякая всячина – «А вы знаете, что…», «Всяко разно…»; · Скоро в отряде – «Новости», «Что пишут в газетах»; · Законы, правила отряда – «Это должен каждый знать обязательно на “пять”», «Кодекс справедливости»;

Выводы: отрядный уголок должен быть ярким, позитивным. Состоять из множества элементов, чтобы привлечь внимание. Чем веселее, красочнее и насыщеннее он будет, тем лучше и благоприятнее будет впечатление ребят.

Как создать отрядную газету?

Когда и зачем? В организационный период (первые три дня смены) очень важно познакомить, сдружить ребят, предоставить им поле для совместного творчества, возможность ощутить первый успех. именно он окрыляет и вдохновляет на новые свершения! Создание отрядной газеты - именно то, что надо. Кто? Рисуют газету дети. Даже если рисовать не умеют. работа найдется для всех. Важен эффект соучастия! Можно работать в технике коллажа - выкладывать композиции из вырезок. Одна группа отбирает картинки, еще одна - вырезает, третья - наклеивает. Кто-то придумывает девиз (слоган).

А что еще можно изобразить в газете? Название - достаточно крупное, чтобы сразу хорошо читалось, яркое. Название газеты-отряда выбирают сами ребята, вожатые только координируют этот процесс, чтобы название соответствовало общему имиджу отряда и возрастной группе. Тут важно общаться, убеждать, аргументировать.

Слоган - короткий, емкий, желательно с рифмой, чтобы использовать как кричалку. Вообще избегайте “классических” уже заезженных тем - все это должно быть эксклюзивным, созданным для ваших детей! Актуальным для них, достаточно современным.

Информация о каждом ребенке: имя, город, откуда приехал, хобби. Еще интереснее - ожидания от смены, каким он/она хотели бы видеть свой отряд. Все это дети пишут самостоятельно. Будьте рядом, помогите с правописанием. чтобы все это разместить на одной отрядной газете, нужно выбрать подходящую оригинальную форму: солнышко с лучиками, подсолнух, ваза с фруктами, корабль, ладошки, сердца (можно подвесить их к основному полотну даже на ниточках-ленточках), альбом визитных карточек, пингвин с кармашком, в котором лежат рыбки с информацией каждого ребенка - и это только примеры.

Каким должен быть фон? Не просто белым. Газета должна быть информативной, поэтому и фон - это тоже сигнал! Выберите тон и затирайте карандашной мелкой стружкой или мелками. Можно изначально тонировать легкой акварельной дымкой, а потом только сделать контуры поярче. Когда работают дети, вожатые активно наблюдают, как происходит взаимодействие, кто более активный, кто креативный…

Вот так с помощью одной только отрядной газеты можно решить множество важных задач. Дерзайте!

Еще вариант рублик для отрядного уголка

  • Календарь.
  • План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).
  • Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).
  • Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.
  • Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).
  • Режим дня.
  • Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка; Ба, знакомые все лица).
  • За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).
  • Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).
  • Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам). Телефон, полный адрес лагеря.
  • Экран настроения.

По окончании организационного периода у вашего отряда может появиться “рабочий уголок”. В него войдут все произведения искусства отряда, а также:

  • “Название отряда”;
  • Девиз, отрядная песня;
  • Заполненная декларация;
  • Стена гласности;
  • Почтовый ящик;
  • План-сетка с результатами планирования;
  • Рубрика “Эти песни мы поем”.

Постепенно ваше отрядное место будет “обрастать” всевозможными новыми и интересными идеями, вы можете пополнять его работами и ребят из других смен.

В конце смены ваш уголок может превратиться в “прощальный”.

Оформляем отрядный уголок

ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему

интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих

сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день

недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день

отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об

этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда

называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает

деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне

расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре

оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива .

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд,

отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы

отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная

газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но

тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т. е. содержание и его рубрики должны

меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда

(самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения,

перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить

три периода:

заезд ребят в лагерь в орг. период;

основной период;

заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые

а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

Д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая

группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в

соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания

названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

Соревнования,

Подготовка к отрядным и дружинным делам, празд­никам,

Участие в творческих конкурсах, смотрах.

Подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

Жизнь отряда

Поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ­лена рубрика «Как мы

жили» с фотографиями или же

мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за­крепляют рядом с

отрядным уголком лист ватмана с над­писью «А напоследок я скажу.»», а дети

пишут на проща­ние друг другу и лагерю пожелания.

Календарь

План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела. Еще не вечер. Ни

дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и

Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до

вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).

Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.

Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло

рекордам, Физподготовка).

Режим дня

Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;

Ба, знакомые все лица).

За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у

соседей).

Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.

Музыкальный граммофон).

Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).

Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).

Добьемся.

Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...).

Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).

А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том

что...) - Наше настроение.

Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия.

Отрядная почта).

Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что ни­когда не видели...)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обяза­тельно на «пять»).

ЗАКОНЫ ОТРЯДА

У каждого отрада должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые

популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеем­ся, что у Вашего

отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти.

Ребятам они очень нравятся. .

1. ________________.

2. _________________.

3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

4. За двумя воспитателями погонишься - ни одного не поймаешь.

5. Поспешишь. - весь отрад насмешишь.

6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой

7. Воспитатель - всему голова.

8. Увидел, услышал - запомни, доложишь!

9. Зовут, есть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

10. Хочешь, есть - умей вертеться.

11. Съел сам - помоги другому.

12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

15. Не храпеть!

16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС? ,

17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...

18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

19 Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с

победой в соревнованиях, но и...

всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!

всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);

с первым днем лета;

всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!

всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить

столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

с первым дождем в лагере!

всех нас любимых!

всех нас с хорошим настроением воспитателей!

всех с полным последним днем смены!

всех с последним воскресеньем смены!

всех с родительским днем!

любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в

«Звёздочке»!

всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!

всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!

всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!

всех нас со спокойно проведенной ночью!

всех, кого намазали (не намазали)!

всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто

решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных

мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только

смотрели, смотрели, смотрели...

в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день,

какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята

придумывают, какое же время настало:

собирать шишки;

убирать палаты;

пылесосить пустыню;

убирать территорию;

делать ноги;

сматывать удочки;

сушить сухари;

собирать потерянные вещи;

срывать цветы удовольствия;

ловить момент;

играть на дудке;

сверять часы;

пухнуть с голоду;

давать обещания;

сушить весла;

одевать носки.

СТИХОТВОРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть

попробуют придумать его сами.

9:00 Утро. Солнышко встает - спать ребятам не дает.

9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.

9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.

10:00 Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь

такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)

10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет

нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше

отряда нет места на свете - знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты

час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.

13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16.30Вот уже в который раз повара встречают нас.

18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники

час этот маются, а все ребята в кружке занимаются..Если не поленимся

сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой,

танцуй, рисуй и клей.

19.00 Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет.

20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть

конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.

2300. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»

1. Название(крупно)

3. Гимн лагеря (если есть)

4. Карта лагеря (не обязательно)

5. Список отряда («Это – мы!», «Разрешите представиться», «Приятно познакомиться»)

6. План смены («Наша стратегия», «Калейдоскоп наших дел», «Веселыми тропами лета»)

7. Самоуправление отряда (командир, заместитель командира, санитар, хореограф)

8. Дни рождения

9. Поздравляшки (поздравлять ребят можно не только с др, но и с с тем, что мы вообще сегодня проснулись, с тем, что Воспитатели сегодня выспались, с первым днем лета; с хорошо прожитой неделей в лагере, с последним воскресением смены, с открытием купального сезона, с родительским днем)

10. Экран настроения

В виде таблицы (в клеточку поставить балл-оценку дню, смайлик, закрасить определенным цветом)
Роза настроения.
Выполняется на листе ватмана: вырезается круг с максимальным диаметром. Внутри маленького круга либо рисунок, либо пестрая картинка из журнала, либо эмблема отряда. Остальное пространство делится на сектора, количество которых соответствует количеству дней смены. Вводятся цветовые обозначения:

красный – восторженное, очень радостное настроение;

желтый – радостное, светлое, приятное настроение;

зеленый – спокойное, уравновешенное;

синий – грустное, печальное тоскливое.

«Ночные окна » - на темном фоне рисуются дома (многоэтажки) с окошками. Количество окошек в каждом доме равно дням смены. Ребята закрашивают каждый свое окошко.

желтый – отличное настроение

желтый с приспущенными шторками – среднее

темное окно – плохое настроение

Можно дополнять разными фишками:

горшок с цветком на окошке – у нас в отряде/палате день рождения/победа, призовое место/

кот на окошке – сегодня наша палата самая чистая

паутина – соответственно самая неаккуратная палата

. «Чайки над морем » - чайки рисуются по количеству дней в смене карандашом

белая чайка – отличный день

серая чайка – хороший день

чёрная чайка – неудачный день

чайка с рыбкой в лапках – победа отряда в мероприятии в лапах у чайки может быть всё что угодно, лишь бы это отражало происходящее в отряде

«Закат » - рисуется солнце, погружающееся в море, делится на сектора, которые зарисовываются разными цветами: красным, желтым, темно-бордовым. К концу смены получается очень-очень красивое солнце.

11. Экран дежурства

12. Доска гласности (не обязательно)

13. Информация на каждый день ((«День за днем», «А что у нас?», «сегодня»)

14. Режим дня, кружки

15. Награды

16. Эмблема

18. Законы лагеря, отряда

Закон точности (0-0). (Закон 0-0 для нас закон, без громких фраз нам нужен он)

  1. Закон поднятой руки(правой руки)
  2. Закон территории (уходишь за территорию лагеря без вожатого – захвати с собой чемодан)
  3. Закон «Без дыма» (мы против курения)
  4. Закон песни (уважительно относимся к орлятской песне)
  5. Закон «Живи для улыбки друга» (твори добро, и оно вернется к тебе)
  6. У нас нет слова «не могу», «не хочу», а есть слова «надо», «сделаю»(все ради общего дела)
  7. Критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
  8. Закон «Будь осторожен». (Никогда не рискуй ни своей, ни чужой жизнью).
  9. Закон «Мы в ответе». (Всегда отвечай за свои поступки и результат своих действий, отвечай за тех, кого ведешь за собой)
  10. Закон «Природа». (Никогда не причиняй вреда природе. Не мусори на территории лагеря).
  11. Закон «Только лицом к лицу». (Нельзя говорить за спиной у человека то, что не можешь сказать ему в лицо).
  12. Закон вежливости. (Будь корректен с человеком, как бы ты к нему ни относился).
  13. Один за всех и все за одного.
  14. Каждое дело – творчески, а иначе зачем? (Творить – твори, но меру знай, и в облаках ты не летай)
  15. Думать коллективно, работать оперативно, спорить доказательно – для всех обязательно.
  16. Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

1.Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

2. За двумя воспитателями погонишься - ни одного не поймаешь.

3. Поспешишь. - весь отрад насмешишь.

4. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.

5. Воспитатель - всему голова.

6. Увидел, услышал - запомни, доложишь!

7. Зовут, есть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

8. Хочешь, есть - умей вертеться.

9. Съел сам - помоги другому.

10. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

11. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

12. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

13. Не храпеть!

14. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС? ,

15. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...

16. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

17 Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

Общие Правила оформления отрядного уголка :

В оформлении должны быть использованы три-четыре хорошо сочетающихся цвета.

Яркие чистые цвета аппликации из цветной бумаги гораздо предпочтительнее грязных гуашевых разводов.

Следуйте принципам газетного листа. Сверху поместите название, эмблему, девиз отряда. Все, что будет помещаться ниже, мысленно разделите на три части. Слева – «передовица» (календарь памятных дат, выдержки из газет), посередине – постоянная информация об отряде, справа – сменная информация. В нижней правой части – «подвал», где помещаются самые «несерьезные» материалы.

Помочь в оформлении отрядного места помогут следующие способы иллюстрирования:

Красочные, интересные открытки и вырезки из журналов;

Эмблемы, вымпелы и различные сувенирные «безделушки»;

Напыление, которое делается с помощью зубной щетки или жесткой кисти: на оформляемом пространстве раскладываются шаблоны (из бумаги, картона, листья, цветы и т.д.), которые должны заходить друг за друга. Напыление проводится в несколько этапов. Каждый раз «опыляется» все пространство, а шаблоны постепенно удаляются один за другим;

Выдувание: на гладкую бумажную поверхность наносят каплю туши и с помощью трубочки из нее выдувают лучики, ветки, щупальца, кустарники и т.д.;

Граттаж: делается заготовка – плотную бумагу натирают свечой до получения ровного слоя, затем прокрашивают гуашью и дают подсохнуть. Все надписи и рисунки наносятся на поверхность заостренным предметом, а восковую стружку снимают мягкой кисточкой.

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в степени большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

  • название отряда
  • девиз отряда
  • отрядная песня
  • расписание кружков
  • распорядок дня (лагерный и отрядный)
  • списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);
  • списки именинников текущей смены
  • адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
  • грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)

Отрядный уголок призван : развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.



Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:

  1. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)
  2. В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
  3. В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:
  • заезд ребят в лагерь в орг. период;
  • основной период;
  • заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для орг. периода):

  • "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);
  • поздравление с приездом;
  • законы лагеря;
  • адрес лагеря;
  • наказ ребят прошлой смены;
  • первые песни, лагерная песня;
  • план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В орг. период можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.



В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

  • соревнования,
  • подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,
  • участие в творческих конкурсах, смотрах.
  • подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,
  • жизнь отряда
  • поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью, а напоследок я скажу, а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но иногда хочется внести свою особенность, отличающую их от других.

Итак, покреативим … ;)

  • Отрядный уголок желательно должен полностью занимать все стены в холле;
  • Соответственно нужно попытаться обеспечивать необходимым количеством бумаги (например, рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками;
  • Обязательным конечно остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, Поздравляем, Позора, Сегодня в отряде (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая;
  • На младших отрядах обычно дорисовывается в последнюю ночь перед сроком его сдачи, и обязательно всю ночь до утра (если же вы успеваете нарисовать раньше утра, то не торопитесь, рисуйте тщательней, иначе плохо получится);
  • Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже зубной пасты, а исключительно прозрачным скотчем, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки);
  • В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая-то его часть может понадобиться кому-нибудь для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта.

Отрядные уголки могут быть разными:

  • красочными и красивыми (как правило, у младших отрядов);
  • краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых);
  • весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку);
  • очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.);
  • уголки, которые долго рисуются (как, например, некоторые заканчивают рисовать свои уголки в конце смены, правда, получается обычно очень красиво);

Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными:

  • простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.);
  • со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот);
  • напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки);
  • очень величественными (Весы Человечества);
  • а так же названия, придуманные самими детьми (очень редко).

Рассмотрим процесс создания уголка с детьми примерно 12-14 лет . Прежде всего, надо решить, для чего он нужен. При его создании преследуются многие цели:

  1. Начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая на добровольной (!!!) основе к коллективному творчеству.
  2. Украсить помещение, где собирается отряд. Согласитесь, глядеть на голые стены не очень интересно.
  3. Получить место, где можно проводить интерактивную жизнь.
  4. Отмазаться от начальства (самое последнее по значимости).

Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течение смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению. Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."

  • План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.
  • План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.
  • Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей.
  • Позор - надеемся, этим пользоваться не придётся, но можно использовать для подстёгивания провинившихся. Только необходимо так это поставить, чтобы он не отмахивался: "Да, опять в Позоре вишу, ну и пусть", а чтобы это была небольшая трагедия для ребёнка, и повод подумать и исправиться.
  • Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями обычно ситуация похуже.
  • И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть, что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка можно завести своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.
  • Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.

В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру, сетку шахматного турнира, или соревнования по армрестлингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.

Каждый холл должен нести в себе какую-то изюминку. Даже если он 10 раз красив, через пару-тройку дней будет досконально изучен и к интерес к нему охладится. Поэтому необходимо делать целые произведения искусства, на которые хочется смотреть снова и снова.

Оформление уголка

Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным! Кто они - наши вожатые, чем они живут, увлекаются, о чем мечтают, почему мы можем им доверять?

Также отрядный уголок традиционно содержит:

  • краткие данные о лагере (желательно с яркими фото);
  • режим дня (чтобы ребята не мучали постоянными вопросами: «А почему так рано зарядка?» или «Уже отбой???»);
  • адрес лагеря и телефон для родителей;
  • рейтинг чистоты - “Чистюлька” - так легче следить, чтобы ребята содержали комнаты в порядке, ведь кому приятно вместо улыбающейся рожицы или солнышка, клубнички и т.п., получить грустный смайлик или ядро - значки с низкой оценкой?
  • «Законы отряда» или «10 самых главных слов отряда». Это важно делать вместе с ребятами. Они сами должны отобразить здесь то, что действительно важно и ценно для них. Эти правила или договоренности будут действовать лучше навязанных взрослыми.

Хороша рубрика “Именинники”. Если в отряде нет ребят, которые родились в эту смену, можно указать даты рождения известных писателей, актеров, музыкантов. Рекомендуем прикрепить веселенький конверт, чтобы «виновник торжества» мог найти там какую-нибудь приятную мелочь в день рождения: послания, поздравления, праздничные телеграммы от ребят и вожатых! Также можно сделать календарь (это понятнее для ребят, чем план-сетка), где были бы отражены основные ожидающие ребят мероприятия в течение смены.

Ключевое слово отрядного уголка - название и номер отряда. Нужны девиз/слоган, символ, кричалка, а лучше несколько. Очень важно, чтобы грамоты и награды, честно заработанные ребятами в различных конкурсах и соревнованиях, не пылились у вожатых на столе или у детей в шкафчиках, где они почему-то обязательно мнутся! В начале смены стоит договориться о том, что все достижения (отрядные и личные) будут вывешиваться и храниться в отрядном уголке, а в конце смены обязательно будут розданы самым активным - это хороший стимул! В отрядном уголке обязательно стоит уделить внимание тематике смены. Например, если это кинофестивальная смена, то сам уголок можно оформить в виде афиши, а также разместить там фото любимых актеров, а возможно, устроить хит-парад или рейтинг популярности. Если это международная смена, то к месту будет информация о стране, из которой приехали дети, флаг, герб и даже гимн. Если это кулинарная смена, используйте интересные рецепты. Здесь нет никаких ограничений: все, что интересно детям, может и должно применяться в отрядном уголке. В начале и в конце смены ребята обычно рисуют газеты, где пишут, соответственно, о своих ожиданиях и впечатлениях об отдыхе. Эти газеты также становятся частью отрядного уголка. Различные рисунки, пожелания, советы, письма - все это может создать неповторимый эксклюзивный стиль отрядного уголка.

Придумывайте вместе нескучные названия рубрик, лучше даже смешные, главное - привлекающие внимание, чтобы хотелось прочесть, запомнить!

Например:

· План смены/календарь – «Веселыми тропами лета», «Наша стратегия»;

· Поздравляем – «Целуем в щечку», «Гип – гип – ура»;

· Спорт – «От старта до финиша», «Назло рекордам»;

· Список отряда – «Знакомьтесь, это мы», «Наша тусовка»;

· Наша песня – «А мы поем…», «Музыкальный граммофон»;

· Адрес – «Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»;

· Достижения – «Страна должна знать своих героев!», «Наши взлеты и залеты»;

· Всякая всячина – «А вы знаете, что…», «Всяко разно…»;

· Скоро в отряде – «Новости», «Что пишут в газетах»;

· Законы, правила отряда – «Это должен каждый знать обязательно на “пять”», «Кодекс справедливости»;

Выводы: отрядный уголок должен быть ярким, позитивным. Состоять из множества элементов, чтобы привлечь внимание. Чем веселее, красочнее и насыщеннее он будет, тем лучше и благоприятнее будет впечатление ребят.

Лето предназначено школьникам для отдыха. Об этом знают все: педагоги, родители и дети, но как руководство к действию воспринимают только последние. Дети стремятся к свободной от принуждения жизни. Они мечтают о походах и путешествиях, хотят насладиться чтением любимых книг, играми на компьютере, просмотром телепередач. У школьников много планов на лето. Летом ребенок не должен быть обременен такими же требованиями, нормами, запретами, заданиями, как в учебном году, однако ожидания его чаще не оправдываются. Взрослые даже летом «загоняют» детей в рамки своих интересов, снова заставляют жить «по расписанию».

Летние каникулы- время для ребенка идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития самостоятельности и творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста.

Оформление отрядного уголка – одно из первых коллективных творческих дел, которое и объединяет детей, и раскрывает их творческие способности.

В отрядном уголке, помимо названия, могут быть помещены: девиз, речевка, песни, заповеди, список отряда, путевка дня, поздравления (именинникам или победителям каких-либо конкурсов, соревнований). Можно добавить в уголок такие рубрики: «Я хочу», «Вопрос вожатому», «Мое предложение» и другие.

В вашем отряде есть доска объявления? А экран чистоты? А где вы разместили план работы на смену и план на каждый день? А список отряда?..

Можно, конечно, написать списки, начертить графики и закрепить все это на планшете. Но как это все скучно…

Мы предлагаем вам собрать творческую группу детей, снабдить их всем необходимым, и пусть они, исходя из названия отряда, оформят отрядный уголок, чтобы он привлекал к себе внимание окружающих своим необычным, ярким, интересным видом.

Здесь огромное поле деятельности как для воспитанников лагеря, так и для воспитателей, вожатых. Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно. Желательно отойти от стандартных названий и заменить их на более яркие, но похожие по смыслу. Например, орган детского самоуправления назвать «Совет старейшин», название творческой мастерской «Веселая нотка» заменить на «Музыкальную хижину» и т. д.

Предлагаем возможные рубрики для отрядного уголка:

  • Календарь.
  • План на смену («План-сетка»; «Еще не вечер»; «Ни дня без приказа»; «Веселыми тропинками лета»; «Наша стратегия).
  • Сегодня («Сегодня у нашего костра»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «А у нас сегодня…»).
  • Поздравляем («Гип-гип, ура!!!»; «Маэстро, музыку!»; «Целуем в щечку»).
  • Спорт («От старта до финиша»; «Точно в кольцо!»; «Наша стометровка»; «Назло рекордам»; «Физподготовка»).
  • Список отряда («Знакомьтесь, это мы!»; «Ба, знакомые все лица!»).
  • За бугром («В других отрядах»; «За горами, за долами»; «А в это время у соседей»).
  • Наша песня («А мы поем…»; «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»; «Музыкальный граммофон»).
  • Наши достижения («Страна должна знать своих героев»; «Наши взлеты и падения»).
  • Добьемся.
  • Всякая всячина («А вы знаете, что всяко разно…»).
  • Очень важная информация («Скоро в отряде»; «Что пишут в газетах»).
  • Наше настроение («Дерево настроения»).
  • Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений»; «Озеро доверия»; «Отрядная почта»).
  • Законы отряда («Это должен каждый знать обязательно на пять»).

Законы и традиции лагеря

Зачем в лагере законы?

Выполнение их дисциплинирует детей, приучает быть более ответственными. Но важно, чтобы законы не насаждались взрослыми, а предлагались, обсуждались и принимались детьми. Принятые таким образом законы легче воспринимаются и лучше выполняются ребятами.

Какими могут быть законы?

  • Закон доброго слова.
  • Закон уважения к старшим.
  • Закон уважительного отношения друг к другу.
  • Закон бережного отношения к природе.
  • Закон 0:0 (бережного отношения ко времени).
  • Закон чистоты.
  • Закон справедливости и т.д.
  • Закон 00:
    Законы надо выполнять,
    Нельзя друзей заставить ждать.
  • Закон правой руки:
    В лагере закон един:
    Все молчат, когда говорит один.
  • Закон территории:
    Здесь хозяин ты и житель,
    За оградой – нарушитель.
  • Закон зелени:
    Прекрасен лагеря зеленый наряд,
    О добрых руках нам цветы говорят.
  • Закон пруда:
    Пруд бывает и добрым и злым.
    Не выходи с ним один на один.
  • Традиция доброго отношения:
    Доброе утро, добрый день,
    Добрый вечер,
    Будь рад новой встрече.
  • Традиция огонька:
    Огонек откровения – святая пора,
    Это правда крутая,
    Это друга слова,
    Разговор по душам,
    По делам, по сердцам,
    То, что редко судьба
    Преподносит всем нам.
  • Традиция сюрприза:
    Неожиданный подарок –
    Задорная шутка,
    Улыбок на час
    И дел на минутку.
  • Традиция песни:
    Песен много, традиция одна –
    Помни мелодию, не путай слова;
    Помни, кто песню тебе подарил
    И подари эту песню другим.
    Песню нельзя оборвать,
    Песню нельзя прокричать.
    Пой от души, меньше фальшивь.

Примерный режим дня:

8:00 – Подъем
8:10 – Зарядка
8:30 – «Чистодвор» (время Мойдодыра)
9:00 – Завтрак
9:30 – Линейка
10:00 – Спортчас, танцевальный час
11:00 – Лагерные КТД, занятия в кружках
13:00 – Обед
14:00 – 15.30 – Тихий час
16:00 – Полдник
16:30 – Лагерные КТД
19:00 – Ужин
19:30 – Лагерные и отрядные КТД, дискотека
21:15 – Предсонник
21:30 – Отрядный огонек
22:00 – Подготовка ко сну
22:30 – Отбой

Режим работы лагеря

Подъем Солнышко встает –
спать ребятам не дает.
8.00
Зарядка Чтобы быть весь день в порядке,
надо сделать нам зарядку.
8.15 - 8.30
Время Мойдодыра Умывайся, одевайся
и вожатым улыбайся!
8.30 - 9.00
Завтрак Каша, чай, кусочек сыра –
вкусно, сытно и красиво!
9.00
Время отдыха, труда, игры Лишь услышим зов игры,
быстро на улицу выбежим мы!
9.30 - 13.00
Обед Нас столовая зовет:
суп отличный и компот!
13.00 - 13.30
Тихий час К нам приходит тишина –
отдыхает детвора.
14.00 - 16.00
Полдник Вот уже в который раз
Повара встречают нас!
16.00 - 16.30
Время отдыха, труда, игры Вместе с отрядом сил не жалей:
Пой, танцуй, рисуй и клей!
16.45 - 19.00
Ужин Ужина время настало и вот –
Отряд за отрядом к столовой идет!
19.00 - 19.30
Время отдыха, труда, игры Фильм или дискотека,
А может какая другая потеха?
19.30 - 20.30
Второй ужин Вот и снова горн поет.
Булка и йогурт в столовой нас ждет.
20.30
Время отдыха,труда, игры Кончим ужин, поиграем,
Сказки на ночь почитаем.
20.30 - 21.30
Время Мойдодыра На ночь надо нам умыться!
Вот вода, а вот корытце.
21.30 - 22.00
Отбой Спать, спать по палатам
Всем ребятам и вожатым!
22.00

Названия и девизы отрядов

Название отряда Девиз отряда
Одуванчики Держаться вместе, чтоб не сдуло!
Если сдует – сразу всех!
Лунатики Ходим ночью, ходим днем,
никогда не устаем!
Бригада Солнце в ладони, сердце в груди,
Наша бригада всегда впереди!
Маленькая страна Маленькая страна – это класс!
Посмотрите все на нас!
Мы вперед всегда идем,
Никогда не отстаем.
Тигры Пусть отряд наш полосат,
Зато талантами богат.
Винни-Пух и все, все, все Вини-Пух идет вперед,
он друзей не предает.
Он с друзьями отдыхает,
веселится, зажигает.
В общем весело живет
и всегда идет вперед!
Созвездие Звезды на небе, звезды в кино,
В нашем отряде их тоже полно!
Юность Место скуке не давай,
никогда не унывай!
Муравьи Больше дела, меньше слов –
Только так у муравьев!
РВС Разведай все сам!
Робинзоны Мы, робинзоны, вперед идем,
никогда не устаем.
Не нужны нам няни:
мы – островитяне!
Звездопад Мы звездопад, мы лучше всех.
Нас в эту смену ждет звездный успех!
Бобры Наши зубы хороши,
потому что мы Бобры!
Спортивные ребята Мы спортивные ребята, любим бегать и играть!
1, 2, 3, 4, 5 – и попробуй нас догнать!
Смешарики Мы смеемся, мы творим,
Жизнь себе продлить хотим!
Прометей Зажги огонь в сердцах людей,
Как это сделал Прометей!
Эдельвейс Всегда вперед, всегда в пути –
Свой Эдельвейс хотим найти!
Ритм Решать! Искать! Творить! Мечтать!
В ритме века быть человеком!
Туристы Ни шагу назад, ни шагу на месте
–Только вперед! И только все вместе!
Бригантина Пусть не будет скуки-тины
На борту у «Бригантины»!
Радуга Будем дружными всегда,
как у радуги цвета.
Ералаш Утром пользуйся девизом:
Будь готов к любым сюрпризам!
Улыбка Жить без улыбки –
просто ошибка!
Апельсин Словно дольки апельсина,
Мы дружны и неделимы.
Лучики Солнышко, солнышко, мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи!
Неугомон Скуку, лень из жизни вон –
Так живет «Неугомон»!
Задорный У «Задорного» девиз:
Где трудней – туда стремись!
Смешинки Лучше лопнуть нам от смеха,
Чем от скуки умереть!
Оптимисты Песни петь, шутить всегда,
Не падать духом никогда!
Данко Возьми свое сердце, зажги его смело,
Отдай его людям, чтоб вечно горело!
Смелый Побеждает лишь тот,
кто стремится вперед!
Алые паруса На корабле с парусами цвета зари
Сквозь шторм навстречу мечте плыви!
Светлячки Хоть свет наш мал и мы малы,
Но мы дружны и тем сильны!
Неуловимые Нас не поймаешь! Нас не найдешь!
Неуловимых не проведешь!
Искатели Копаем, ищем и бродим не зря –
Нам тайны дивные открыть пора!
Утята Никогда не унывать,
выше клювики держать!
Буратино Сую свой нос
в любой вопрос!

Таким образом, лето – период, благоприятный для развития физических и духовных сил ребенка, формирования его ценностных личностных качеств, для проявления творчества и самостоятельности в действиях, выборе и оценке своих поступков. Оформление отрядных уголков в летнем лагере – это увлекательное и познавательное воспитательное дело, которое объединяет всех участников педагогического процесса в каникулярный период.