Понятие, цель и задачи ревизии. Ревизия как форма контроля

Ревизия – средство, как правило, внешнего контроля, – направлена в интересах внешних пользователей – лиц, заинтересованных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.

Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Ревизия использует систему внутреннего контроля, а система внутреннего контроля получает независимую оценку степени ее эффективности и надежности при проведении ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными средствами и нематериальными активами;

10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

11) операции, связанные с инвестициями;


12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия расходования и поступления средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Существенные вопросы ревизии оговариваются в программе или перечне основных вопросов.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.

В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно - правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно - хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно - ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.

Из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации содержит определение ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

  • - проверки;
  • - обследования;
  • - надзор;
  • - анализ финансового состояния;
  • - наблюдение (мониторинг);
  • - ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России -- за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) -- постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия -- наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство ведомство -- предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Виды ревизий:

  • - в зависимости от объема проверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочной проверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежуток времени;
  • - в зависимости от направленности и круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все его операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектам деятельности одного или нескольких объектов, по использованию ими государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности.

Дополнительно может проводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.

Переходя к методике проведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимо отметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но все же следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречная проверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение; способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка); технико-экономические расчеты.

К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие, цель, задачи и принципы проведения ревизии 4-6

2. Виды ревизий 7-8

3. Основные этапы и последовательность работы по проведению

ревизии 9-11

4. Ревизия расчетов с подотчетными лицами 12-15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Обязательным и непременным элементом государственной финансовой политики является организация и функционирование эффективной системы финансового контроля.

Без должного контроля невозможно организовать рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов деятельности.

Сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль – одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно действующий контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Исходя из этого, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.

Необходимость решения этих задач требует совершенствования форм и методов контроля, среди которых наиболее действенными являются ревизия и аудит.

Цель работы изучить содержание, задачи и виды ревизии как инструмента контроля, разобраться в организационных аспектах подготовки и проведения ревизии, а также рассмотреть ревизию расчетов с подотчетными лицами.

1. Понятие, цель, задачи и принципы проведения ревизии

Слово «ревизия» происходит от латинского rivisio, что означает «пересмотр». Поэтому ревизовать означает пересматривать, изучать вновь в целях внесения изменений, поправок и т.п. Ревизия основана на специальных методах и приемах выявления отрицательных и обобщения положительных сторон деятельности организации, изучения, сбора и фиксации хозяйственных нарушений в целях установления эффективности и законности деятельности организации.

При ревизии изучают только уже совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Цель ревизии – выявить недостатки в деятельности предприятий (организаций), обобщить их, разработать мероприятия по улучшению работы подведомственных подразделений и проконтролировать выполнение решений и соблюдение законодательства Российской Федерации. Эта цель обусловливает задачи ревизии:

Проверка соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам; обоснованность расчетов смет; исполнение смет расходов; использование бюджетных средств по целевому назначению; обеспечение сохранности денежных и материальных средств; соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; операции с основными средствами и нематериальными активами; расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; обоснованность произведенных затрат; формирование финансовых результатов и их распределение.

Проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;

Выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

Проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

Исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Ревизия в отличии от проверки охватывает все стороны деятельности объекта контроля.

В процессе ревизии разрабатываются предложения по дальнейшему повышению эффективности и качества работы ревизуемых объектов, принимаются необходимые меры по фактам злоупотреблений, хищений, безхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового конроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Принципы проведения ревизии

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки.

3. Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

2. Виды ревизий

Виды ревизии принято классифицировать по следующим признакам.

По субъекту контроля:

- ревизии государственных органов ;

- внутрихозяйственные ревизии ;

- ревизии, проводимые аудиторскими фирмами .

По организационному признаку:

- плановые (проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год);

- внеплановые (проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям), при замене руководителя или главного бухгалтера организации).

По объему проверки:

- сплошные (предусматривают проверку финансово - хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период);

- выборочные (предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций).

- полные (проверяется вся деятельность организации);

- частичные (проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.));

- комбинированные (представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство - выборочно)).

По кругу вопросов, подлежащих проверке:

- тематические (частичные) (предусматривают проверку

ряда организаций по отдельным специальным вопросам (темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности организации);

- сквозные (охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений, цель сквозной ревизии - наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью);

- комплексные (ревизии, в ходе которых изучается широкий

круг вопросов хозяйственной деятельности организации). Цель таких ревизий объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации;

- некомплексные (проводит обычно один ревизор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности).

По способу контроля за результатами ревизионной работы:

- дополнительные (ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации);

- повторные (практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы).

Виды ревизии

Правила проведения ревизии (принципы)

Основные этапы ревизии и последовательность работы

Понятие, цели и задачи ревизий и проверок

Ревизия: это система обязательных контрольных действий по доку­ментальной и фактической проверки законности и обоснованности совер­шенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций реви­зуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалте­ра и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и норма­тивными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка: это единичное контрольное действие или исследование со­стояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организа­ции.

Цель ревизии или проверки: осуществление контроля за соблюдени­ем законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имуще­ства и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормам, нормативами и сметами.

Основная задача ревизии: это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации учреди­тельным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценно­стей;

6) обоснованность образования и расходования государственных вне­бюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бух­галтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бу­магами, расчетных и кредитных операций;

9) полнота и своевременность расчетов с бюджетными и внебюджет­ными фондами;

10) операции с основными средствами и нематериальными активами;

11)операции, связанные с инвестициями;

12)расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13)обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей дея­тельностью, и затрат капитального характера;

14)формирование финансовых результатов и их распределение.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой дея­тельности проверяемых предприятий, организаций. При ее проведении ши­роко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволяет более глубоко изучить проверяемые вопросы.

Виды ревизии

1. По органам осуществления:

а) Ведомственные (не реже одного раза в год):проводятся контрольно-ревизионным аппаратом системой каждого Министерства и ведомства в соответствии с действующим законодательством.

б) Вневедомственные: осуществляется контрольно-ревизионным аппаратом государственного контроля, наделенным контрольным правом по отношению к предприятиям, организациям независимо от их ведомственной подчиненности.

в) Внутрихозяйственные: проводят штатные или общественные службы предприятия.

2. По отношению к плану:

а) Плановые: предусматриваются в планах работы контрольно-ревизионного аппарата соответствующих органов, что обусловлено необходимостью осуществления систематического контроля за деятельностью предприятия.

б) Внеплановые: проводятся в силу возникшей необходимости в течение периода.

Так же ревизии могут быть вызваны неблагоприятным положением дел на предприятии, при обнаружении злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д.

3. По объему вопросов хозяйственно-финансовой деятельности:

а) Полные: охватывают все стороны хозяйственно-финансовой деятельности реализуемого предприятия и направлены на выявление общей картины состояния сохранности собственности.

б) Частичные: заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности реализуемого предприятия. Эти ревизии, как правило, внеплановые и проводятся по сигналам или по просьбе судебно-следственных органов. Разновидностью частичной ревизии является тематическая ревизия.

4. По охвату единичных объектов контроля:

а) Сплошные: изучают все объекты контроля, относящиеся к тем или иным сторонам хозяйственно-финансовой деятельности реализуемого предприятия.

б) Выборочные: ограничиваются изучением отдельных объектов контроля, относящихся к соответствующим сторонам хозяйственно-финансовой деятельности, реализуемого предприятия.

5. По составу специалистов:

а) Комплексные: проводят специалисты различных профилей, что позволяет более квалифицированно проверить все стороны хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

б) Не комплексные: осуществляют специалисты учетного и финансового профилей. Здесь предусматривается проверка, главным образом, финансовой деятельности предприятий и организаций.

6. По характеру проведения:

а) Сквозные: проверка объектов контроля на всех этапах их движения, начиная от производственных подразделений и кончая первичными вышестоящими органами хозяйственного управления.

б) Комбинированные: включает различные виды ревизии:

Кассу и расчетный счет проверяют сплошным способом;

Другие операции - выборочно.

Данная классификация не является исчерпывающей.

Вопросы классификации ревизий остаются предметом споров специалистов. На основе обобщения отечественной теории и практики ревизионной работы выделим следующие основные виды ревизий (рис. 7).

Рис. 7.

По ведомственным признакам обычно различают ведомственные, вневедомственные, внутрихозяйственные и смешанные ревизии.

Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов в подведомственных им организациях.

Вневедомственные ревизии проводятся органами государственного контроля (Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, налоговыми органами и т.д.), которые наделены контрольными правами по отношению ко всем организациям, независимо от их ведомственной подчиненности.

Внутрихозяйственные ревизии - проводятся работниками организации, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии - осуществляются органами ведомственного, государственного и общественного контроля.

По организационным признакам целесообразно выделить плановые, внеплановые и перманентные ревизии.

Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год.

Внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, в случае стихийного бедствия), при смене руководителя или главного бухгалтера организации.

Перманентные ревизии проводятся непрерывно контрольным аппаратом организации в структурных подразделениях.

По объему проверки подразделяют сплошные, выборочные, частичные и комбинированные ревизии.

Сплошные ревизии предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период. Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям финансово-хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений. Такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко.

Выборочные ревизии предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а за отдельные отрезки времени.

Частичные ревизии , в ходе которых проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.).

Комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки. Например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей финансово-хозяйственной деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство - выборочно.

По масштабам проверки обычно выделяют тематические (частичные), сквозные, однозвенные, отраслевые, комплексные и некомплексные ревизии.

Тематические (частичные) ревизии предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам (темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности организации, например, ревизия сохранности и правильности использования материальных ценностей, ревизия правильности использования фонда оплаты труда и расчетов с рабочими и служащими. Цель тематической ревизии - получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу. Такие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономической и социальной деятельности организаций, а также по требованию правоохранительных органов.

Сквозные ревизии охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии - наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления.

Однозвенные ревизии предполагают проверку деятельности одного хозяйственного звена, например, склада, цеха и т.п.

Отраслевые ревизии включают проверку деятельности организаций отрасли.

Комплексные ревизии - представляют собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности организации. Проводятся группой специалистов разных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности организации и поиска внутрихозяйственных резервов. Цель таких ревизий -- объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации.

Некомплексные ревизии - это, как правило, документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ее проводят один или несколько специалистов определенного профиля.

По способу контроля за результатами ревизионной работы различают дополнительные и повторные ревизии

Дополнительные ревизии проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации.

Повторные ревизии практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после плановой ревизии за тот же период. Цель повторной ревизии - выяснить, как организация ликвидирует замечания, отмеченные в акте плановой ревизии.