Знаки препинания в спп с несколькими придаточными. Тема: «Сложноподчиненное предложение Задания на спп с несколькими придаточными

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
  • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
  • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

  1. Языковая разминка
  1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю - это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? - подумал Едук. - Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь...

  1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

Калданка (в пр. 3) – лодка

Увал (в пр. 16) – возвышенность, косогор

  1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

16 – как цыплята

17 – глухаркой (форма творительного падежа)

18 – гребешком (форма творительного падежа)

  1. Выпишите номер предложения с вводным словом.
  1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

7 – мир большой , беспокойный

12 – он не мог не верить

20 – Едук смог бы отличить

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

Связь – управление; таёжные звери

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

Согласование; мир без покоя

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

6, 10, 13

  1. Актуализация знаний

Выпишите из текста предложение 10.

Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).

Определите вид подчинения (последовательное).

Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

Приведите примеры.

  1. Закрепление
  1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

Предложение

Вид подчинения

Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем

Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)

не приводят , что только скрупулёзная работа позволит ему выйти прийти

Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

Если обратиться

Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)

придётся преодолеть множество препятствий,

Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые учить родной язык, предпочитают

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)

роль фигурирует в легендах.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)

За права народа, который обращается поэтом , который взывает

Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить

Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

  1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

  1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

Ответ: 4

  1. Используя текст рассказа-были Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

  1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.

(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) «Сейчас будет «жик»!» - объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог, как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», - охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

Ответы

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
  • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
  • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
  • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
  • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
  1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
  1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
  2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
  3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
  4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

Список литературы

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
  3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru
  2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru

Приложение 1.

ПАМЯТКА

ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

1. Параллельное подчинение

При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

2. Однородное подчинение

При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

3. Последовательное подчинение

При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.

Исторический опыт доказывает , что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят , что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.


Урок в 9 классе

Тема: СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

 обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;

 развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;

 воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.

Методы работы: частично-поисковый, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, контрольно-оценочный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.

Наглядность урока: интерактивная доска, слайдовая презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний. (Презентация)

Блиц-опрос:

1) Какие предложения называются сложноподчиненными?

2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных?

3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

4) Назовите виды придаточных предложений.

5) Как мы определяем вид придаточного предложения?

6) Как связываются простые предложения в составе СПП?

7) Как отличить союз от союзного слова?

8) Верно ли утверждение, что союз или союзное слово всегда подскажет, к какому виду относится придаточное?

9) Если в придаточном предложении есть

1. Частица ли – это изъяснит.

2. Союз так что – следствия.

3. Союзы если, ежели, коли, кабы, раз – условия.

4. Союзы несмотря на то, вопреки…, как ни, хотя - уступки.

5. Союзы потому что, так как, ибо – причины.

6. Союзы едва, пока, с тех пор как, до тех пор как – времени.

Введение в тему урока:

Учитель: Перед вами демоверсия ОГЭ по русскому языку 2016 года(демоверсия взята с сайта http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/1982-demoversii-ege-2016-fipi.). Какие задания тестовой части направлены на проверку знаний синтаксических норм? (предполагаемый ответ: задания 6-14)

Учитель: Что необходимо знать, чтобы правильно выполнить задания:

- № 7? (ответ: определение словосочетания и способы связи в нем);

- №№8 и 11? (ответ: главные члены предложения и способы их выражения)

- №12? (ответ: признаки ССП и СПП, сочинительные и подчинительные союзы)

- № 13? (теоретически мы уже сталкивались с предложениями, в которых несколько придаточных предложений, но мы не умеем определять виды подчинения придаточных)

Учитель: Действительно, до сих пор мы изучали с вами СПП с одним придаточным.

Тема сегодняшнего урока:«Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них».

Итак, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида подчинения:

1) последовательное 2) параллельное 3) однородное

Погружение в тему урока.

Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

(Материалом для наблюдения служит упр. 167, стр.105 учебника «Русский язык» 9 класс Р.Н.Бунеев)

Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте схемы предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений.

Предложения упражнения проецируются на экране

Учитель: заметьте, главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

Учитель: заметьте, оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ

Учитель: заметьте, придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.одинаковый вопрос мы задаем от одного и того же слова к двум придатоным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.

Прочитайте теоретический материал п. 22 и сопоставьте его со своими наблюдениями. Составьте и напишите простой план текста. Расскажите о СПП с несколькими придаточными своему соседу по парте.

Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

Алгоритм (П резентация)

    Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.

    Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

    Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Практическая часть: Тест с использованием предложений упр. 169. (Задания составлены учителем)

1. Все предложения в упражнении пронумерованы. Распределите предложения по количеству грамматических основ. Сколько всего групп у вас получилось? (ответ: две, в предложениях №№ 1,2,3,4,7 по три ГО, в предложениях №№ 5,6,8-по 4 ГО)

2. Распределите СПП по способам подчинения: (ответ: с последовательным -2,3; с параллельным – 1,4,7; с однородным – 5.)

Какие предложения у вас не названы и почему (ответ 6 и 8, так как в них совмещены разные способы подчинения: последовательное и однородное подчинение, предл. №6; паралелльное и последовательное, предл. №8)

(Предложения упр.160 также проецируются на экране)

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем.

2. То, что увидел он, было так неожиданно, что он испугался.

3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.

4. Если завтра увидите его, то попросите. Чтобы он ко мне заехал на минутку.

5.Кто же, наконец, это неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине?

6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…

7.Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весела. Молодая трескотня, какой не бывает днем…

8. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»

Работа у доски (вызываются три человека).

Составьте схемы предложений по одному на каждое подчинение: 1 ученик – с последовательным, 2 ученик – с однородным, 3 ученик- с параллельным)

Закрепление.

Проба сил Разбор заданий ОГЭ по теме «СПП с несколькими придаточными» (задание № 13 взяты из Сборника материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия, 2013 года, источник http://www. school422.ru/system/files/)

(Карточки с заданиями находятся на каждой парте)

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.

(37)А по небу планетария летело небесное светило - солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…

(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)- Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:

(35)- Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

(52)- Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца, на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»

9. Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

10. Среди предложений 6 - 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.

Подведение итогов.

Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных?

Рефлексия

Сегодня я узнал об СПП…

Об СПП с несколькими придаточными в дальнейшем хочу узнать…

Интересной была мысль о…

Выставление оценок за урок

Домашнее задание: выучить теорию п.22, выполнить упр. 172

УМК и оценочное средство

    Учебник «Русский язык», 9 класс под редакцией Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Москва «Баласс» 2012.

    Демо-версия ОГЭ по русскому языку 2016 года. Источник http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/1982-demoversii-ege-2016-fipi.

    Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия, 2013 года. Источник http://www. school422.ru/system/files/

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Сложноподчиненное предложение минимального типа составляют две предикативные части: одна главная и одна придаточная. Однако в русской речи (в первую очередь, в научной, официально-деловой речи и в публицистических, художественных произведениях) активно используются предложения более сложные, состоящие из более чем двух предикативных частей. Их называют многокомпонентными, или многочленными, сложноподчиненными предложениями: Когда взошло солнце, дружно запели птицы и лес ожил; Он мечтал о том, что побывает в той стране, которая так часто ему снилась . Чаще в речи употребляются многочленные сложноподчиненные предложения с одной главной частью и несколькими придаточными. Например: Не помню, кто из писателей сказал, что сказки делаются из того же вещества, из которого состоят сны (К. Паустовский). В данном предложении 4 предикативные части: одна - главная Не помню и три придаточных: 1) кто из писателей сказал , 2) что сказки делаются из того же вещества , 3) из которого состоят сны .

Придаточные части в многочленном СПП связаны с главной в основном по тем же правилам, что и в СПП минимального типа, теми же подчинительными союзами и союзными словами, характеризуют всю главную часть в целом или одно слово (словосочетание) в ней.

Однако для многочленных СПП характерны и некоторые, только им присущие, структурные и семантические особенности:

1) стечение сочинительных и подчинительных союзов или союзных слов на месте соединения предикативных частей, например: Помните, что наука требует от человека всей его жизни и что , если бы у вас было две жизни, и их не хватило бы вам (И. Павлов). В этом предложении можно наблюдать стечение сочинительного союза и и двух подчинительных союзов что, если . Подчинительный союз что присоединяет вторую придаточную часть - что и их не хватило бы вам - к главной части. Подчинительный союз если прикрепляет третью придаточную часть - если бы у вас было две жизни - ко второй придаточной. Сочинительный союз и связывает первую придаточную часть со второй;

2) придаточные части, соединенные с главной при помощи подчинительных союзов, между собой могут связываться сочинительными союзами (соединительными: и, да, ни-ни , разделительными: или, либо , сопоставительно-противительными: а, однако, зато и др.). Например: Он [Григорий] писал, что был ранен на врангелевском фронте и что после выздоровления будет, по всей вероятности, демобилизован (М. Шолохов). Схема этого предложения:

Изъяснительн.

,

Изъяснительн.


Что что

3) один из одинаковых подчинительных союзов может опускаться в речи, например: Море волновалось, хотя ярко светило солн-це и погода казалась безветренной (А.Чаковский). В данном предложении две придаточные части: первая - хотя ярко светило солнце , вторая - погода казалась безветренной . Во второй придаточной части союз хотя опущен. Схема этого предложения:

несмотря на что?

Придаточные части в многочленном СПП могут быть связаны с главной частью и друг с другом: с помощью однородного соподчинения, последовательного и параллельного подчинения.

Однородное соподчинение - такая связь придаточных с главным предложением в многочленном СПП, при которой одинаковые по значению придаточные части, сочиненные между собой, подчиняются одному и тому же члену главной части или главной части в целом. Например: Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши закаты в наших местах (В. Солоухин). Придаточные части: 1) что природа хороша и 2) что особенно хороши закаты в наших местах - являются придаточными изъяснительными, поясняют одно и то же слово главной части - сказуемое отвечал , при этом к придаточным ставится один и тот же смысловой вопрос (отвечал что? ), между собой придаточные связаны сочинительным союзом и . Схема этого предложения:

,

Изъяснительн.

Изъяснительн.

Что что

Параллельное (неоднородное) подчинение в многочленном СПП - такая связь, при которой разные по значению придаточные части подчиняются разным компонентам главной части или главной части в целом, характеризуя их в разных аспектах. Например: Когда настанет вечер ясный, люблю на берегу пруда смотреть, как гаснет день прекрасный (Н. Огарев). В предложении две придаточные части: 1) Когда настанет вечер ясный - придаточная часть со значением времени, с главной частью составляет расчлененную структуру, характеризуя главную часть в целом, отвечает на вопрос люблю на берегу пруда смотреть когда? , прикрепляется к главной части при помощи подчинительного союза когда ; 2) вторая придаточная часть как гаснет день прекрасный - придаточная изъяснительная, с главной частью составляет нерасчлененную структуру, относится к одному компоненту главной части - сказуемому «люблю смотреть», отвечает на вопрос люблю смотреть на что? , прикрепляется к главной части при помощи союза как . Таким образом, две придаточные части в данном многочленном СПП характеризуют главную часть с различных сторон, между ними нет сочинительной связи - нельзя употребить сочинительный союз. Схема этого предложения:

Когда? на что?

Изъяснительн.

Когда как

Придаточные части при параллельном (неоднородном) подчинении могут разрывать главную часть, то есть находиться внутри глав-ной части. Например: Смотритель осведомился, куда надобно было ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки (А. Пушкин). Схема этого предложения:


Изъяснительн.

Изъяснительн.

О чем? что? (о чем?)

Куда? что?

Последовательное подчинение - такая связь придаточных в многочленном СПП, при которой первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная - к первой придаточной, третья придаточная - ко второй придаточной и т.д., получается своего рода цепочка последовательного подчинения предикативных частей друг другу. Например: Он молчал, потому что не знал, что ответить . В этом предложении одна главная часть - Он молчал , к которой относится первая придаточная, отвечающая на вопрос он молчал по какой причине? - потому что не знал ; вторая придаточная - что ответить - относится к первой придаточной и отвечает на вопрос не знал чего? Схема этого предложения:

чего?

Изъяснительн.

Потому что

При последовательном подчинении одна придаточная часть может быть внутри другой, например: Известно, что, сколько бы осел ни рос, он не станет конем . Схема этого предложения:


Что несмотря на что?

Уступительн.

Сколько бы

В русском языке имеются такие многочлены СПП, в которых сочетаются различные способы связи придаточных частей с главной и друг с другом: Как ни владела собой Одинцова, как она ни стояла выше всяких предрассудков, но и ей было неловко, когда она явилась в столовую (И. Тургенев). В предложении сочетаются однородное соподчинение и параллельное (неоднородное) подчинение. Схема этого предложения:

несмотря на что? ,

Когда?

Как ни как ни когда

Еще ряд примеров:

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось (К. Паустовский). В предложении сочетаются параллельное и последовательное подчинение. Схема этого предложения:

Когда? о чем?

Когда что не как?

.

Я подумал о том, что не знаю, где берег, и что, если бы сейчас остался один, совершенно не знал бы, куда плыть, чтобы причалить к санаторию (В. Солоухин). В предложении семь предикативных частей. Придаточные части связаны однородным соподчинением (первая и третья придаточные с главной частью), последовательным подчинением (вторая придаточная часть с первой и с главной; шестая придаточная часть с пятой придаточной, третьей и главной частью) и параллельным (неоднородным) подчинением (пятая и четвертая придаточные части с главной частью). Схема этого предложения:

,

О чем? о чем?

Что что при каком усл? чего?

С какой целью?

где если куда
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Необходимо помнить следующие правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными частями:

1. Придаточные части отделяются от главной и друг от друга запятыми.

2. При однородном соподчинении придаточных, связанных одиночным соединительным или разделительным союзом (и, или, либо ), запятая между придаточными не ставится. Например: Я заметил, что стало теплее и что ветер перестал дуть .

3. При последовательном подчинении придаточных частей со стечением подчинительных союзов и союзных слов включенная придаточная часть

а) выделяется с двух сторон запятыми, если присоединяется одиночным союзом, например: Врач сказал, что, если все будет в порядке, он скоро выпишет меня ;

б) не отделяется запятой от перового подчинительного союза, если присоединяется двойным подчинительным союзом (если…, то; если…, так; когда…, то; хотя…, но и др.); запятая ставится только в конце включенной придаточной части, например: Врач сказал, что если все будет в порядке, то он скоро выпишет меня .

Практикум

Упражнение 15. Докажите, что данные предложения являются многочленными сложноподчиненными.

1. Когда она говорила, ее голос поминутно вздрагивал, и вздрагивала ее рука, гладившая его голову. 2. Ромашову почудилось, что черные стволы дубов покачнулись в одну сторону, а земля поплыла в другую и что время остановилось. 3. Чаще же всего ему, точно неопытному игроку, проигравшему в один вечер все состояние, вдруг представлялось с соблазнительной ясностью, что вовсе ничего не было неприятного, что красивый подпоручик Ромашов отлично прошелся в церемониальном марше перед генералом, заслужил общие похвалы и что он сам теперь сидит вместе с товарищами в светлой столовой офицерского собрания, и хохочет, и пьет красное вино. 4. Когда я вошел, Борис обернулся медленно, и на лице у него было какое-то ровное, умиротворенное, детское выражение. 5. Просто-напросто я решил свести его в какое-нибудь место злачное, где пьют и танцуют, где люди сами не знают, что делают, но уверены, что веселятся, и этой уверенностью заражают других. 6. Пятые этажи тонули во мгле, которая, точно обвисшее брюхо черной змеи, спускалась в коридор улицы и затаилась и замерла, нависнув, как будто приготовилась кого-то схватить... 7. Для Ромашова вдруг сразу отверзлась целая бездна практической мудрости, скрытой в этой бесхитростной притче, которую он знал и понимал с тех пор, как выучился читать. 8. Но когда полковник заговорил о его матери, кровь вдруг горячим, охмеляющим потоком кинулась в голову Ромашову, и дрожь мгновенно прекратилась. 9. Так как все эти помещения, кроме столовой, были обыкновенно необитаемы и никогда не проветривались, то в них стоял сыроватый, кислый, нежилой воздух, к которому примешивался особый запах от старой ковровой обивки, покрывавшей мебель. 10. Он не без некоторого стыда понимал теперь, что многое в этом очаровании было почерпнуто из чтения французских плохих романов, в которых неизменно описывается, как Густав и Арман, приехав на бал в русское посольство, проходили через вестибюль. 11. - Суд общества офицеров N-ского пехотного полка, в составе - следовали фамилии и чины судей - под председательством подполковника Мигунова, рассмотрев дело о столкновении в помещении офицерского собрания поручика Николаева и подпоручика Ромашова, нашел, что, ввиду тяжести взаимных оскорблений, ссора этих обер-офицеров не может быть окончена примирением и что поединок между ними является единственным средством удовлетворения оскорбленной чести и офицерского достоинства (А.И. Куприн).

Упражнение 16. Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, определите вид связи придаточных с главной частью (однородное соподчинение, неоднородное (параллельное) или последовательное подчинение).

1. Сейчас же за окном начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, точно толпа девочек в белых платьях. 2. Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опаздывали на занятия и потихонечку убегали с них, если знали, что им за это не достанется. 3. Ромашов глядел в седое, красное, раздраженное лицо и чувствовал, как у него от обиды и от волнения колотится сердце и темнеет перед глазами. 4. И пока он шел к себе, пока ложился в постель, пока засыпал, он верил тому, что ему будет легко сдержать свое слово. 5. - Если придут от Петерсонов, скажешь, что подпоручик ушел, а куда - неизвестно. 6. В то время как денщик Николаевых снимал с него грязные калоши и очищал ему кухонной тряпкой сапоги, а он протирал платком запотевшие в тепле очки, поднося их вплотную к близоруким глазам, из гостиной послышался звонкий голос Александры Петровны. 7. Ромашову показалось, что голос у него какой-то чужой и такой сдавленный, точно в горле что-то застряло. 8. И вдруг, вся оживившись, отнимая из рук подпоручика нитку, как бы для того, чтобы его ничто не развлекало, она странно заговорила о том, что составляло весь интерес, всю главную суть ее теперешней жизни. 9. Тотчас же после ужина Николаев, который ел так же много и усердно, как и занимался своими науками, стал зевать... 10. … И когда этот момент наступил, то он до такой степени весь ушел душой в это очаровательное пожатие, что не слышал, как Шурочка ему сказала, [чтобы он не забывал их]. 11. - И вот я делаю вещи, к которым у меня совершенно не лежит душа, исполняю ради животного страха жизни приказания, которые мне кажутся порой жестокими, а порой бессмысленными. 12. Все, что я видел, о чем читал или слышал, - все оживляется во мне, все приобретает необычайно яркий свет и глубокий, бездонный смысл. 13. Он стал с особенной горячностью, комичность которой усиливалась его хохлацким говором, убеждать меня, что в его лице даровитый, широкий провинциальный юг побеждает анемичный, бестемпераментный, сухой столичный север. 14. Может быть, это происходит оттого, что вообще человек бодрый и самоуверенный в такой же степени умеет подчинить себе судьбу, в какой степени судьба вертит и швыряет в разные стороны людей растерянных и слабых. 15. Кончилось все тем, что он представил своему начальству такую схему движения пассажирских и товарных поездов, которая совмещала в себе и простоту, и наглядность, и многие другие практические удобства. 16. Когда я его спрашивал, для чего это ему нужно, он отвечал с лукавым простодушием. 17. Однако, хотя я сразу узнал его голос с этими гортанными, мягкими «г», с провинциальной широтой диапазона, - я не могу сказать, чтобы в первый момент я особенно сильно обрадовался. 18. Я вынужден был ему напомнить, что все жильцы в номерах еще спят, что перегородки сделаны из папье-маше и что мне не хотелось бы выслушивать от хозяйки замечания. 19. Она искоса посматривала на Бориса с таким же выражением недоверия и тревоги, как глядела бы лошадь, которую ввели в комнату (А.И. Куприн).

Упражнение 17. Проанализируйте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; начертите их схемы. Выделите подчинительные союзы и союзные слова, охарактеризуйте их значение и функцию в предложении.

1. Далеко вперед, до самого вокзала, откуда ждали корпусного командира, тянулась цепь махальных, которые должны были сигналами предупредить о прибытии начальства. 2. Посмотрев роту, генерал удалял из строя всех офицеров и унтер-офицеров и спрашивал людей, всем ли довольны, получают ли все по положению, нет ли жалоб и претензий. 3. На секунду ему кажется, что это музыка обдает его волнами такого жгучего, ослепительного света и что медные, ликующие крики падают сверху, с неба, из солнца. 4. Это случилось от того, что подпоручик, упоенный своим восторгом и своими пылкими мечтами, сам не заметил того, как шаг за шагом передвигался от середины вправо, наседая в то же время на полуроту, и, наконец, очутился на ее правом фланге, смяв и расстроив общее движение. 5. Молодой офицер по опыту знал, как тяжело переживать подобные минуты, когда слова, много раз повторяемые, точно виснут без поддержки в воздухе и когда какой-то колючий стыд заставляет упорно и безнадежно к ним возвращаться. 6. - Он вам таких вещей наговорит, что не будете знать, куда деваться. 7. Они вошли в маленькую голую комнату, где буквально ничего не было, кроме низкой походной кровати, полотно которой повисло, точно дно лодки, да ночного столика с табуреткой. 8. Подъезжая около пяти часов к дому, который занимали Николаевы, Ромашов с удивлением почувствовал, что его утренняя радостная уверенность в успехе нынешнего дня сменилась в нем каким-то странным, беспричинным беспокойством. 9. - Я слышала, какая-то легенда говорит, что бог создал сначала всех людей целыми, а потом почему-то разбил каждого на две части и разбросал по свету. 10. И вдруг опять он увидел, точно в горячечном сне, что все, кто были в комнате, сразу закричали, забегали, замахали руками. 11. Ромашов видел, как постепенно бледнело его лицо и как в глазах его разгорался зловещий желтый блеск. 12. И когда они уже сидели рядом и Ромашов, наклоняясь вправо, глядел, как лошади стройным галопом, вскидывая широкими задами, вывозили экипаж на гору, Бек-Агамалов ощупью нашел его руку и крепко, больно и долго сжал ее. 13. Когда Ромашов, обходя стол, приблизился к нему, Николаев быстро взглянул на него и тотчас же отвернулся, чтобы не подать руки, и с преувеличенным интересом заговорил с своим соседом. 14. До сих пор он совсем не замечал, точно забыл, что в правой руке у него все время находится какой-то посторонний предмет. 15. Он чувствовал себя таким затравленным, неловким и растерянным, как бывало с ним только в ученические годы на экзаменах, когда он провалился. 16. Как это скверно, когда не ты ведешь мысль, а она тебя ведет. 17. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. 18. - И подумайте, как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором я чувствую равного себе, светлого бога? 19. Жизнь похожа на огромное здание с тысячами комнат, в которых свет, пение, чудные картины, умные, изящные люди, смех, танцы, любовь - все, что есть великого и грозного в искусстве. 20. - Неужели вы думаете, что мой муж был так великодушен после вашей драки, что удержался от удовольствия рассказать мне, откуда вы приехали тогда в собрание? 21. Если я только могу, я сделаю все, что ты хочешь. 22. Ромашов стоял и слушал до тех пор, пока не скрипнула калитка и не замолкли тихие шаги Шурочки. 23. Это было зимою, в семь часов утра, когда на петербургских улицах еще горят фонари, а усталые клячи влекут по домам спящих ночных извозчиков (А.И. Куприн).

Упражнение 18. Расставьте недостающие знаки препинания; определите вид сложноподчиненных предложений; начертите их схемы.

l. Bce вещи и лица которые я вызываю стоят передо мною так рельефно и так восхитительно ясно точно я вижу их в камере-обскуре. 2. Сначала когда я впервые испытал этот судный подъем внутренней жизни я думал что это - само вдохновение. 3. Ромашов поглядел ему вслед на его унылую узкую и длинную спину и вдруг почувствовал что в его сердце, сквозь горечь недавней обиды и публичного позора, шевелится сожаление к этому одинокому огрубевшему, никем не любимому человеку у которого во всем мире остались только две привязанности: строевая красота своей роты и тихое уединенное ежедневное пьянство по вечерам - «до подушки» как выражались в полку старые запойные бурбоны. 4. Со странным очарованием взволнованно следил он как к станции стремительно выскочив из-за поворота подлетал на всех парах этот поезд состоявший всего из пяти новеньких блестящих вагонов как быстро росли и разгорались его огненные глаза бросавшие вперед себя на рельсы светлые пятна и как он уже готовый проскочить станцию мгновенно с шипением и грохотом останавливался - «точно великан, ухватившийся с разбегу за скалу...» 5. Но когда, пройдя десять шагов Ромашов внезапно обернулся назад чтобы еще раз встретить взгляд красивой дамы он увидел что и она и ее спутник с увлечением смеются глядя ему вслед. 6. …И чудилось что в этом далеком и сказочном городе живут радостные ликующие люди вся жизнь которых похожа на сладкую музыку у которых даже задумчивость даже грусть - очаровательно нежны и прекрасны. 7. Вот он приезжает сюда - изящный снисходительно небрежный корректный и дерзко-вежливый, как те офицеры генерального штаба которых он видел на прошлогодних больших маневрах и на съемках. 8. Ромашов часто разговорил с Гайнаном о его богах о которых впрочем сам черемис имел довольно темные и скудные понятия а также в особенности о том как он принимал присягу на верность престолу и родине (А.И. Куприн).

Придаточными изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные предложения , расставляя знаки препинания...

  • Пунктуация в сложносочиненном предложении

    Документ

    Холодным ветром. (И. Ефремов) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными А. I. 1) Мы все в доме, ... синим. (В. Песков) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными с союзами и союзными словами, ...

  • Наименований школьной медиатеки

    Документ

    ... Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов» Изучаем с Linux: Новый цифровой образовательный ресурс: «Русский язык. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными ... "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными ". ...

  • Урок

    Анализ § 52. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки § 53. Типы сложноподчиненных предложений § 54. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными § 55. Тестовые...

  • Однородное подчинение

    1. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

    2. Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать.

    3. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

    4. В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится загадка.

    5. До рассвета ни русские, ни союзники не подозревали, что их разделяет только тёмная ночь, что они находятся так близко друг от друга.

    6. Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

    7. Скажи мне, ветка, где ты росла, где ты цвела?

    8. Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив и кто отнят войной.

    9.Травы скашивают ранним утром, пока ещё нет росы, пока они нежатся в её прохладе под её дремотной сладкой тяжестью.

    10. Расскажите, что слышно на свете и поют ли ещё соловьи.

    11. В те края, где я рос под клёном, где резвился на жёлтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.

    12. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.

    13. Но и тогда, когда на всей планете пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть, я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

    14. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

    15. Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

    Последовательное подчинение

    1. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

    2. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

    3. Когда иду я Подмосковьем, где пахнет мятою трава, природа шепчет мне с любовью свои заветные слова.

    4. Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевёрнутое ведро ночная роса.

    5. Есть такие глухие озёра, где такая стоит тишина, что до них доберётся нескоро предзакатного ветра волна.

    6. Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень.

    7. В столовой стояли уже два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех летах, когда сажают уже за стол, но ещё на высоких стульях.

    8. Я знал, что существую, пока ты была со мной.

    9. Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.

    10. Было время, когда из предместья я мечтал по-мальчишески – в дым, что я буду богат и известен…

    11. Не знали вы, что я в сплошном дыму, в разворочённом бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий.

    12. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

    13.Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу.

    14. Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

    Параллельное подчинение

    1. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

    2. Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

    3. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился.

    4. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человеческий род свою судьбу устроит на планете.

    5. Когда поднялись на холм, стало видно, где дорога делает поворот.УПР 199

    6. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

    7. Когда прогремел гром, то не следует бояться молнии, потому что опасность её удара уже миновала.

    8. Если мы знаем скорость распространения звука, вполне возможно определить, как далеко проходит гроза.

    9. Когда тело опускается в жидкость, то оно теряет часть своего веса, которая равна весу вытесненной им жидкости.

    10. Хотя горы состоят из твёрдых каменных пород, они всё-таки постепенно разрушаются, так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.

    11. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

    12. Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

    СПП с несколькими придаточными

    Вид подчинения придаточной части

    Пример

    Последовательное

    Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

    Параллельное (неоднородное)

    Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

    Однородное

    Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть

    С разными видами подчинения

    Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

    1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.

    (37)А по небу планетария летело небесное светило - солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

    (42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

    2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

    3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

    (2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

    (3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

    (5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

    (6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

    4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…

    (39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

    5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

    (33)- Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

    (34)Вася думал вслух, не переставая играть:

    (35)- Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

    6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

    (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

    (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

    (52)- Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

    (53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

    7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

    1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

    5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

    8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

    14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца, на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

    15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

    16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»

    9. Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

    (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

    10. Среди предложений 6 - 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

    (6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.