Цель урока: познакомиться с идеалом материнства и жертвенной любви к людям. План урока: - Повторение

1 из 18

Презентация - Священный лик Богоматери

Текст этой презентации

Тема: Священный лик Богоматери
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 7 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что такое Герб? Как называется наука, изучающая гербы? Что значит прочитать герб? С каким фоном герб нашего села получился лучше, выразительнее? Чтение герба семьи.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Главным и неизменным оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.

«Венеры» первых художников Земли
Палеолитическая Венера - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками.
Палеолитические Венеры

«Палеолитические Венеры»: Найдены во время раскопок в разных странах мира (более 150 женских статуэток). Каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров. Лица заменены гладкой выпуклостью без прорисовки. Руки и ступни ног едва намече-ны или отсутствовали вообще. Туловище излишне вытянуто. Непомерно большие груди и бёдра. Выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Прорисованы сложные узоры женской причёски.
Палеолитические Венеры

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. С женщиной были связаны идеи пло-дородия и охраны домашнего очага. В палеолитических Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетичес-кий идеал наших далёких предков. Каждое из подобных изображений - настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.
Палеолитические Венеры

Священный лик Богоматери
Не на троне - на Ее руке, Левой ручкой обнимая шею, Взор ко взору, щеку прижав к щеке, Неотступно требует... Немею - Нет ни сил, ни слов на языке... А она в тревоге и печали Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, Где закат пожарами повит... (отрывок из поэмы М. Волошина «Владимирская Богоматерь»).
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви

Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запёчатлённого образа Богоматери. Искусство высокого Возрождения принесло понимание красоты, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом – возвышенный идеал материнства и жертвенной любви к людям.

Деревянная скульптура Михаэля Эрхарта «Мадонна Милосердия» - особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распространение в произведениях готического средневековья. Спасительный плащ Богоматери, раскинутый над верующими, - яркое выражение заступнической роли матери Христа.
Э.Михаэль. Равенсбургская "Мадонна Милосердия" (ок. 1490) Высота 135 см. Берлин.

Витраж - произведение декора-тивного искусства, картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях), с давних пор витраж использовался в храмах.
Мадонна с младенцем из «прекрасного окна» - один вели-чественных витражных ансамблей Средневековья XII-XIV вв. «Богородица из красивого стекла» - витраж собора в Шартре. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях.
Богоматерь «прекрасного окна». Витраж собора в Шартре. Франция Вторая половина XII века.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв.
Шартрский собор (1194-1225). Франция. Действующий собор
Витраж Шартрского собора.

Витраж «Богоматерь прекрасного окна» заполняет собой стрельчатое окно 5 м высоты при ширине 2,2 м. В образованном среднике, на глубоком красном фоне изображена восседающая на престоле Богоматерь в светло-голубом одеянии с младенцем Христом на коленях. В боковых клеймах, на синем фоне размещены малые фигуры ангелов в красных нимбах и в одеяниях разных цветов, славящие царицу небесную

В прекрасный образ Богоматери внесены определенные черты отстранения: ее фигура так сильно вытянута по вертикали, что сидя она кажется стоящей. В еще большей мере это относится к фигуре Христа - его нарочито спрямленный силуэт, выделенный золотисто-пурпурным одеянием и вынесенный вперед, на зрителя, словно бы парит уже не над, а перед коленями Марии.
Богоматерь «прекрасного окна». Вторая половина XII века.

Взгляд Марии, исполнен уверенной силы и доброжелательности. Зрелая красота Марии и присущая образу внутренняя гармония далеки от иконных ликов. С уверенностью можно утверждать, что это раннее произведение, возникшее в самом начале готического этапа, оказалось непревзойденным среди родственных ему витражных.
Богоматерь «прекрасного окна». Вторая половина XII века.

Искусство высокого Возрождения принесло такое понимание красоты, когда ярко стремление создать образ совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно.

Закрепление материала. Какое воплощение находит культ женщины-матери в первобытном искусстве? Как вы думаете, почему «палеолитические Венеры» получили такое название? Назовите автора «Мадонны Милосердия. В чем особенность ее изображения? Что вы знаете о соборе Шартр? Где он находится? Каким витражом прославился этот собор? Что такое витраж? Объясните значение этого слова.

Почему даже в самые древние времена облик женщины имел такое огромное значение?

Литература. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007. Мировая художественной культуры (поурочное планирование), 7 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2011 год. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. http://chartresvitr.narod.ru/nom6.html

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Cлайд 1

Образ женщины-матери сквозь века. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 2

«Венеры» первых художников Земли. Палеолитическая Венера - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 3

Существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 4

Священный лик Богоматери По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в 5 в. н. э. при императоре Феодосии. Владимирская Богоматерь. 12 век Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 5

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 6

Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 7

Типы изображений Богоматери Ора нта - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 8

Знаменует рождение Спасителя, воплощение новой жизни Богоматерь Знамения Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 9

Одиги трия. Путеводи тельница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 10

Изображение Елеуса сложилось в Византии в XI в. Особенно распространился вариант, в котором Богоматерь, представленная по пояс, держит на руках сына, припавшего к ее щеке. Склонив голову, Мария поддерживает младенца, порывисто обхватившего ее шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка». Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 11

«Богоматерь Донская» Она относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века Феофаном Греком. Такое название получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 12

Мадонны титанов Возрождения. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – стремятся к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 13

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи Основной смысл, идейное содержание произведения: человечность, любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 14

«Сикстинская мадонна» Рафаэль Полотно было создано Рафаэлем в 1512-1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием II, и Святой Варвары. Фигуры образуют треугольник, поднятые занавеси лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

1. Развивать эстетическую, эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства, понимать их художественный образ.

2. Применять в работе выразительные средства (эффекты освещения, композиции, колорита).

3. Воспитывать бережное, доброе отношение к людям.

Оборудование

1. зрительный ряд: Икона "Владимирская Богоматерь”

  • "Мадонна Липта"Леонардо да Винчи
  • А. Г. Венецианов “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”.
  • “Сикстинская мадонна"Рафаэль.
  • К.С. Петров- Водкин “Петроградская Мадонна”
  • А. А. Дейнека “Мать"
  • Тоидзе "Родина- мать зовет”.
  • Б. Йеменский “Тишина”.
  • 2. музыкальный ряд: песни о женщинах, маме.

    Ход урока

    I Организационный момент.

    Проверка подготовки к уроку.

    Организация внимания учащихся.

    II. Постановка целей и задач урока.

    1. Сообщение темы урока.

    2. Постановка целей и задач урока.

    Знакомство с творчеством художников-живописцев, изображавших, воспевавших в своих произведениях образ женщины. Выполнить композицию "Мать и дитя”.

    III. Работа по теме урока.

    Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины.

    Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по своему.

    Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

    Икона “ВладимирскаяБогоматерь”

    Ребята, обратите внимания на изображение иконы “Владимирская Богоматерь”.

    Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси - с Богородицей, которая воспринималась как защитница и покровительница родной земли, заступница людей перед Богом.

    Одним из лучших образов византийской живописи являлось эта икона, написанная в Константинополе в XII в. Затем была привезена на Русь.

    Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше.

    Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею.

    Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

    Художник Грабарь эту икону назвал “ несравненной, чудесной, извечной песнью материнства”.

    В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства:

    "Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля" - гласит народная мудрость.

    Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

    Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина- мать"в живописи не исчезает.

    Искусство Возрождения (xv в.) принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

    Одним из лучших произведений на эту тему станет “Мадонна Лита”. Леонардо да Винчи.

    На доске “Мадонна Литта" Леонардо да Винчи.

    Выступление ученицы

    На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось пtредать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

    Выступление ученика

    Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля "Сикстинская мадонна”, в которой гениально воплощена идея материнства. Земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Ее движение спокойно и величаво. Создается впечатление, что она не идет, а парит в облаках. Она слегка привлекает младенца, словно боится расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери ощущается глубокий трагизм происходящего. Глаза Мадонны смотрят доверчиво и открыто. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

    Выступление ученицы

    Ребята, мы познакомились с творчеством художников Возрождения, но ведь и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины - матери. Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г., писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой.

    На доске “На пашне. Весна”

    "На пашне. Весна"- на этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль.

    А вот другое полотно Венецианова "На жатве. Летом" Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки стихотворения Н.А. Некрасова:

    В полном разгаре страда деревенская,
    Доля ты! - русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать....
    Зной нетерпимый: равнина безлесая.
    Нивы, покосы да ширь поднебесная.
    Солнце нещадно палит...

    На доске “ПетроградскаяМадонна”

    Вот и наступил XX век.

    В искусстве XX века совершенно по новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

    Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). После октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира. Своё осмысление происходящих исторических событий воплотил в прославленной “Петроградской Мадонне”.

    Молодая женщина с ребёнком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но всё это лишь временный фон основного изображения женщины-матери.

    Не случайно она повернулась спиной к городу. Её главные забота - это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

    На доске “Родина мать зовёт”

    “Мать” Интересно воплощена эта тема в картине “Мать"художника худ. А.А. Дейнеки (1899-1969).

    Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.

    Противопоставляя хрупкое, разморёное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка.

    По новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны.

    Все знают плакат Тоидзе “Родина мать зовёт”. В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого открытого взгляда женщины-матери.

    Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Органы, молящейся за спасение человечества.

    Вывод: Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты.

    IV. Обобщение и закрепление знаний

    А сейчас переходим к практической части урока.

    V. Самостоятельная работа

    Задача: Найти свой идеал женщины-матери, продумать композицию и выполнить портрет "Мать и дитя”

    Этапы работы.

    1. Выбор положения листа.

    2. Компоновка рисунка.

    3. Набросок карандашом.

    4. Прорисовка деталей.

    5. Пропорции человека.

    6. Работа в цвете.

    VI. Итог урока.

    1. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художников, воспевших красоту женщины. Что являлось и является главным идеалом в красоте женщины в творчестве этих художников? Да, идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства. Красота женщины - это красота материнства

    Какое воплощение находит образ женщины матери в средневековом искусстве?

    Какому идеалу стремились художники всех времён и народов?

    В чём особенность воплощения образа женщины - матери в произведениях искусства в XX веке. ?

    Выставка и анализ лучших работ.

    VI. Домашнее задание.

    Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонны героиня картины.

    Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы ее постичь. НО главной и неизменной темой оставалась тема материнства.

    Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено много маленьких женских статуэток, которые получили название «палеолитические Венеры». Они были крайне примитивны и грубы. Их высота составляла 10-15 см. Их лица не имели прорисовки черт, а руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению всего, что подчеркивало женское начало: непомерно большая грудь, бедра, огромный живот, в котором зреет новая жизнь.

    Дело в том,что в первобытную эпоху женщина – мать занимала особое место в жизни племени. Существовал культ женщины, продолжательницы рода. С женщиной были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. В палеолитической Венере заключался не только магический культ, но и эстетический идеал далеких предков, связанный с полезностью. Красиво то, что приносит пользу. А женщина приносит потомство.

    В средние века изменился образ женщины – матери. В западной Европе он был связан с культом Мадонны. А на Руси- с Богоматерью т.е. Богородицей. Этот образ запечатлен во многих произведениях искусства. Одна из лучших работ византийской живописи икона «Владимирской богоматери», созданная в Константинополе в XIIвеке.

    Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала земли русской. Долгое время она находилась в Успенском соборе во Владимире, а недавно ее перевезли в Успенский собор в Москву.

    Глаза матери полны чувства, которое раньше определяли как «радость святой печали». Грядущее неотвратимо. Младенец ласково прожимается личиком к щеке матери и обвивает ее шею. Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На лице затаилась печаль. В облике чувствуется неизбежная жертвенность.

    В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери- земли. В сознании русского человека образ богоматери всегда был окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

    Существует четыре основных типа изображений Богоматери: Знамение (рождение Спасителя, воплощение новой жизни), Богоматерь Оранта (молящаяся с воздетыми к верху руками), Одигитрия(путеводительница, указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках) и Елеуса (умиление).

    К шедеврам древнерусской иконописи относятся «Богоматерь Донская», созданная Феофаном Греком в 14 веке и «Богоматерь Оранта Панагия Великая» и другие.

    Открытый урок

    По МХК

    по учебнику Г. Даниловой «Мировая художественная культура» 8 класс

    Организационная информация

    АРМ (автоматизированное рабочее место) педагога, АРМы учащихся (компьютерный класс на 12 мест).

    Интернет, локальная сеть.

    Проектор.

    Интерактивная доска.

    Традиционная доска.

    Раздаточные материалы:

    Задания для групп (приложение №1);

    Таблица «Ключевые слова» (приложение №2) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу;

    Тексты (приложение №3);

    Таблица для сравнения картин (приложение №4) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу.

    Цветы-шаблоны

    Здравствуйте ребята!

    Все мы помним строчки из детского стихотворения "Мамы разные нужны. Мамы всякие важны!». Действительно это неоспоримый постулат.

    Образ матери, мамы, мамочки неисчерпаем. Кажется, какой стороны быта или бытия ни коснись - везде найдешь ее отзвук. "Вся гордость мира от матерей,- сказал А.М.Горький,- без. солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет ни поэта ни героя."

    Не случайно эти слова матери звучат как гимн самой жизни, и не случайно через мировую культуру образ матери проходит яркой линией: так в эпоху Возрождения -мадонна с младенцем на руках, в русской культуре- обожествление в иконах.

    Мама -поистине одна из сложнейших профессий на Земле, это испытание на Доброту и Великодушие. Это она научила нас ходить, говорить, понимать язык народа. Это она открыла красоту жизни. Весь мир держится на материнской любви .

    Ребята, вы видите на доске схему – солнышко. Давайте запишем ключевые слова нашего занятия вместо лучей.

    На диске солнышка запишем цель нашего занятия.

    Зарисуйте схему-солнышко в тетрадь.

    Эпиграф нашего занятия слова М.Кузмина; «Ведь каждая мать - Мадонна, И всякий ребенок свят!». Почему я предлагаю этот эпиграф? Как вы его понимаете?

    Беседа учителя на фоне слайд-шоу.

    Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

    (Г. Данилова Мировая художественная культура. 7-8 класс.-М.: Дрофа, 2006.-С. 83

    Сегодня, мы с вами будем знакомиться с женскими образами самостоятельно.

    Ребята делятся на группы (по количеству компьютеров), получают задания алгоритм выполнения, законы презентации (приложение №1). При выполнении заданий используется учебник и электронные тексты (сканированные страницы учебника или Интернет-сайты). Иллюстративный материал необходимо найти самостоятельно, используя Интернет-ресурсы, либо картинки размещены в папках на компьютере.

    Ребята мы начинаем презентацию работ.

    Группа представляет тему. После каждой темы ребята записывают в тетради ключевое слово и его объяснение. Одновременно ключевое слово и объяснение пишется в таблице на доске (приложение №2).

    Ребята на интерактивной доске представлены две картины. Познакомимся с картинами, используя раздаточный материал (приложение №3)Попробуем сравнить эти картины. Красным маркером мы будем соединять общее, а зеленым маркером – различия.

    Сейчас мы вместе будем заполнять таблицу «Мадонны: движение навстречу»(см. приложение №4)

    Таблицу мы заполнил можем сделать. Ребята предлагают выводы, которые фиксируются на доске. Затем записи обобщаются учителем в один общий вывод, который и записывается в тетрадь.

    Вывод: Леонардо да Винчи и Петров-Водкин выразили чувство материнства, которое проникает в глубину души и остается там навсегда.

    В начале урока мы с вами заполняли схему – солнышко. Мы знаем, что солнышко способствует росту всего живого на земле. Давайте, представим, что наше солнышко взрастила цветы –знаний. Посмотрите у вас на партах лежат шаблоны цветов. Напишите внутри каждого цветка, что вы нового узнали из нашего урока. Разместите цветы вокруг нашего солнышка на доске.

    Сегодня мы много узнали об образе женщины в разные века и в разных странах. Учитель может зачитать самые интересные предложения с цветов-шаблонов.

    Ребята, а какие еще ключевые слова мы можем добавить в нашу схему-солнышко.

    Дорогие ребята, наше занятие подходит к концу. Я получила большое удовольствие от нашей совместной работы. Я очень рада что вы такие творческие. Но я надеюсь, что выполнение домашнего задания поможет вам более глубоко изучить образ женщины в мировой художественной культуре.

    Первый вариант: Сравнить образы мадонн Рафаэля и Леонардо да Винчи.

    Второй вариант: Сравнить европейский образ Мадонны с образом Богородицы на Руси.

    Приложение №1

    Задания для групп

    Темы:

      «Венеры» первых художников Земли.

      Священный лик Богоматери

      Богоматерь Оранта

      Богоматерь Одигтрия

      Богоматерь Елеуса

      Русские иконописцы: Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий

      Мадонны титанов Возрождения. Леонардо да Винчи

      Мадонны титанов Возрождения: С. Рафаэль

      Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

      Женщина-мать в искусстве 20 века.

      Мадонны К.С. Петрова-Водкина

    Задание.

      Заполнить шаблон презентации 2 слайда.

      Подобрать фактуру (фон) для презентации по теме.

      Подобрать музыку для сопровождения.

      Подготовить презентацию. Распределить в группе текст так, чтобы были задействованы все участники.

    Приложение №2

    Слово

    Приложение №3

    К. Петров-Водкин

    Мать. 1915. Х.М. 107x98.5. ГРМ., Санкт-Петербург

    Материнство - одна из излюбленных тем художника - решена слишком в русском стиле. Образы русских женщин, которых любовно и бережно изображает художник, окрашены не столько в национальные, сколько в социальные оттенки. В них одухотворенность и сочетание целомудрия и жизненности.

    В 1910-х годах у мастера сложились как бы два образа, два типа крестьянской матери.

    С идеей целомудренной строгости и чистоты связано ощущение глубокого синего цвета. Начало же наполненной жизненности отливается в красном цвете не менее наполненном. В "Матери" 1913 года, этот цвет превращается как бы в цвет материнского лона, недаром он столь неизменно охватывает бедра петрово-водкинских женщин. И вот, в течение всей творческой эволюции у мастера укоренялся, приобретал все большую конкретность полнокровный женский облик. Он с полной законченностью определился в картине «Мать» 1915 года. Ряд исследователей искусства Петрова-Водкина высказывает мнение, что это полотно было окончательно переписано художником не ранее 1917 года. Если это так - а это представляется правдоподобным, - то с этой картины мы могли бы отсчитывать развитие этого жизненного материнского, или - шире - женского типа во всем послереволюционном творчестве мастера. Мать в этой картине Петрова-Водкина - молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко. Наклоненные линии стены, окна и божницы - они станут теперь неизменной деталью многих произведений художника - только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, обаяние ее простонародной и вместе почти что "царственной" осанки. А главное - решительно изменилось само выражение материнского «лика». На смену чуть "постно-смиренному" выражению крестьянской матери 1913 года, с ее "уныло-сонным" взглядом из-под полукруглых бровей, пришло выражение более открытое и смелое. Чего стоит один поворот головы - такой красивый и вольный, как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего!

    Леонардо да Винчи

    Мадонна Литта

    Madonna Litta 1478-1482

    Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

    Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.

    «Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

    Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

    Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963

    Приложение №4

    Мадонны: движение навстречу

    Параметры характеристики

    Аспектный анализ урока

    «Образ женщины-матери сквозь века»

    Для реализации цели были решены следующие задачи:

    Обучающие:

    Познакомить учащихся и показать разнообразие интерпретаций женских образов.

    Развивающие:

    Создать коллективную презентацию по теме.

    Воспитательные:

    Уважение к шедеврам мировой художественной культуры.

    Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества.

    Для эффективного решения задач урока использовались элементы здоровья-сберегающей системы образования.

    Межпредметные связи с историей, изобразительным искусством, культурой, традициями русского народа, поэзией, музыкой.

    На уроке использовались методы работы:

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

      Словесный ( рассказ) – ля активизации познавательной деятельности учащихся.

      Наглядный ( демонстрация , презентация, выставка)

      Практический работа по группам

      Репродуктивный

    Ученики применяли по образцу (последовательность ) ранее усвоенные знания

    5. Частично-поисковый

    Основной этап практической работы был связан с самостоятельным поиском

    6. Самостоятельная работа

    Самостоятельное изучение материала с использование ИКТ (информационно- коммуникационных технологий) способствует эффективному освоению новой информации и переработки ее в новое знание.

    Методы, которые использовались для стимулирования и мотивации обучения:

      Создание ситуации эмоционального переживания (презентация +рассказ+ музыка)

      Ситуация удивления ( использование поэзии и музыкм в водной части урока, рассказ о произведении художника)

      Ситуации успеха ( памятки таблицы, поощрение во время самостоятельной работы)

      Ситуаций занимательности ( сопоставление)

      Ситуации новизны, актуальности, (сведения о популярности данных картин)

    Тема рассчитана на 2 урока. Все этапы были связанны между собой логически и были направлены для реализации основной части.

    1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.

    2. Вводный – заинтересовывал и создавал интригу

    3. Рассказ – помогал создать художественный образ

    4 .Работа в группе позволяла настроиться, почувст вовать свое вдохновение.

    5. Практическая работа - функции мышления и восприя тия.

    6 Рефлексия. Создание «Цветника новых знаний». Подведение итогов – оценить результаты, понять самого себя.

    В каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий универсальных учебных действий. А именно:

    1. познавательные

    2. образно - символические

    3. регулятивные

    4. коммуникативные

    Метапредметная связь на уроке прослеживается и это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

    Ученики в процессе обработки информации по теме и на основе найденного создают новый групповой и коллективный информационный продукт;

    Закрепляют умение работать с различными источниками информации, выделять главные мысли, обобщать, высказывать свои мысли и защищать свою работу.

    Получают опыт взаимодействия в группе;

    Закрепляют изучение новых терминов, понятий, культурных явлений;

    Актуализируют и воспитывают свои эстетические впечатления

    Урок был направлен на :

      Развитие внимания, воображения, памяти учащихся.

      Осознание ими содержания урока, последовательности действий.

      Формирование рефлексивной, адекватной самооценки;

      Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающее культурное многообразие современного мира.

      Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

      Через освоение художественного наследия русского народа на развитие эстетического сознания и творческой деятельности.

    Использование электронных образовательных ресурсов на уроке повышает наглядность и качество образовательного процесса.

    Цели урока были достигнуты, план урока выполнен, каждый получил оценку своего труда, материал урока учениками усвоен.

    Литература и средства обучения:

      Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006

      Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.

      Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.

      МХК в активных методах обучения/авт.-сост. Ю.В.Гуща. – Минск:Красико-Принт, 2008.

    Использование медиаресурсов:

    • ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003

      Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002

      Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

      Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

      Русский музей.

      Шедевры русской живописи

      Собственные медиаресурсы.