Презентация на тему греческая культура. Презентация к уроку МХК "Художественная культура Древней Греции"10 класс

Класс: 10

Презентация к уроку





































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствовать формированию знаний учащихся о художественной культуре Древней Греции.

Задачи:

  • дать представление о характере древнегреческой архитектуры и скульптуры;
  • познакомить с понятием “ордер” в архитектуре; рассмотреть их виды;
  • выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры;
  • воспитывать интерес к культуре других стран;

Тип урока: формирование новых знаний

Оснащение урока : Г.И. Данилова МХК. От истоков до XVII века: учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2013. Презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Подготовка к восприятию новой темы

III. Изучение нового материала

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.

Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.

На островах греки построили города. В каждом городе жили талантливые люди, способные говорить на языке линий, красок, рельефов. СЛАЙД 2-3

Архитектурный облик древней Эллады

“Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции. СЛАЙД 5

Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нём нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н.э.): “прочность, польза и красота”.

Ордер (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) и в меньшей степени позднее (конец V – начало IV в. до н. э.) - коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени. СЛАЙД 6-7

В дорическом храме колонны встают прямо из постамента. У них нет украшений, кроме полосок-каннелюр–вертикальных желобков. Дорические колонны с напряжением держат крышу, видно как им тяжело. Верх колонны венчает капитель (голова). Ствол колонны называют ее телом. У дорических храмов капитель очень проста. Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племён дорян.

Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. СЛАЙД 8-9.

Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу она приподнята над постаментом. Желобки-каннелюры на ее стволе расположены чаще и струятся как складки тонкой ткани. А капитель - имеет два завитка. СЛАЙД 9-11

Название происходит от города Коринфа. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Иногда в качестве колонны использовали вертикальную опору в виде женской фигуры. Она называлась – кариатида. СЛАЙД 12-14

Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые как известно служили жилищем для богов. Наиболее распространенным видом греческого храма стал периптер. Периптер (греч.- “птерос”, т.е. “оперенный”, окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. СЛАЙД 15

Афинский Акрополь

V века до н.э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть “золотым веком Афин”. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это время - время правления вождя афинской демократии Перикла. СЛАЙД 16

Самые замечательные постройки находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел

Акрополь. СЛАЙД 17

Акрополь – в переводе с греческого “верхний город”. Располагался на холме. Здесь строили храмы в честь Богов. Всеми работами на Акрополе руководил великий греческий архитектор Фидий. Целых 16 лет своей жизни Фидий отдал Акрополю. Он возродил это колоссальное творение. Все храмы возводились целиком из мрамора. СЛАЙД 18

СЛАЙД 19-38 На данных слайдах представлен план Акрополя, с подробным описанием памятников архитектуры и скульптуры.

На южном склоне Акрополя располагался театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. СЛАЙД 39-40

Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись.

В историю мировой художественной культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений.По словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше статуй, чем живых людей. СЛАЙД 41-42

Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений – это куросы и коры, созданные в эпоху архаики.

Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого. Достигал значительных размеров (до 3 м). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. СЛАЙД 43-45

Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. На всех лицах загадочная улыбка. СЛАЙД 46

Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу его разума. Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Главной темой работ скульпторов был человек - самое совершенное создание природы.

Изображения людей у художников и скульпторов Греции начинают оживать, двигаться, они учатся ходить и чуть отставлять ногу назад, замерев в полушаге. СЛАЙД 47-49

Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы, спортсменов. Самыми известными скульпторами того времени считаются: Мирон, Поликлет, Фидий. СЛАЙД 50

Мирон самый любимый и популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов-победителей. СЛАЙД 51

Статуя “Дискобол”. Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль.

Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях мира. СЛАЙД 52

Поликлет - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Поликлет написал трактат “Канон”, где впервые рассказал о том какие формы может и должна иметь образцовая скульптура. Разработал своего рода “математику красоты”. Он внимательно всматривался в красавиц его времени и вывел пропорции, соблюдая которые можно построить правильную, красивую фигуру. Самое знаменитое произведение Поликлета – “Дорифор” (Копьеносец) (450–440 до н. э.). Считалось, что скульптура создана на основе положений трактата. СЛАЙД 53-54

Статуя “Дорифор”.

Прекрасный и могучий юноша – видимо, победитель олимпийских игр, медленно идет с коротким копьем на плече.В этой работе воплотились представления древних греков о красоте. Скульптура долго оставалась каноном (образцом) красоты. Поликлет стремился изображать человека в покое. Стоящим или медленно идущим. СЛАЙД 55

Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился мальчик, которому суждено было стать самым знаменитым скульптором всей греческой культуры. Он заслужил славу величайшего скульптора. Все, что сделал Фидий, по сию пору остается визитной карточкой искусства Греции. СЛАЙД 56-57

Самая знаменитая работа Фидия – статуя “Зевса Олимпийского” Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, рук и другие части тела были из слоновой кости – она довольно близко по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление “что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу”. СЛАЙД 58-59

Скульптурные шедевры эллинизма.

На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание внутреннего мира человека. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Среди скульптурных шедевров эллинизма следует назвать: “Венеру Милосскую” Агесандра, скульптурные группы для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме; “Нику Самофрокийскую неизвестного автора, “Лаокоона с сыновьями” скульпторов Агесандра, Афинадора, Полидора. СЛАЙД 60-61

Античная вазопись.

Такой же прекрасной, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры – для хранения оливкового масла и вина, кратеры – для смешивания вина с водой, лекиф – узкий сосуд для масла и благовоний. СЛАЙД 62-64

Сосуды лепили из глины, а затем расписывали специальным составом – его называли “черным лаком”.Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины. Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил черный цвет, а изображения имели цвет обожженной глины. Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Время не пощадило античные вазы - многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, но и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. СЛАЙД 65-68

Культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира. СЛАЙД 69

IV. Закрепление пройденного материала

V. Домашнее задание

Учебник: глава 7-8. Подготовить сообщения о творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа.

VI. Итог урока

Слайд 1

Слайд 2

Цели проекта:

Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого искусства и историческими этапами его развития; Определить наиболее распространенные жанры древнегреческой литературы; Выявить особенности возникновения древнегреческой письменности.

Слайд 3

Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом?

Слайд 4

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Слайд 5

Слайд 6

Скульптура

Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их вклад в том, что они за какие-то два века совершили невероятный шаг к превращению её в современный тип искусства. Греки раскрашивали статуи, однако делали это со вкусом, сообразуясь с качеством материала из которого она была изготовлена.

Слайд 7

Греческая архитектура

Афинский Акрополь

Дворцовые росписи на о. Крит

Слайд 8

Слайд 9

Древнегреческая письменность

Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.

Слайд 10

Литература Древней Греции

Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.

Слайд 11

Мифы о греческих богах

Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе.

Посейдон Гермес Афродита

Слайд 12

Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов.

ГИПНОС - бог сна - помощник Аида.

Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН.

Слайд 13

Ораторское искусство

Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.

Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.

Слайд 14

В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов:

Перикла /490-429гг.до н.э./

Демосфена /384-322гг.до н.э./

Сократа /469-399гг.до н.э./ Платона /427-347гг.до н.э./

Слайд 15

Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Слайд 16

Литература

Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994 Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997 Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971 «Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993 Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.

Слайд 17

Работу выполнил ученик 10 «А» класса МОУ СОШ № 2 Татаринцев Антон

Классическая Греция Самый яркий и значимый период развития греческой культуры - период классики, связанный с расцветом Афин, названный «золотым веком». Перикл, возглавивший афинскую демократию, начинает реконструкцию Акрополя, руководит этими работами скульптор Фидий.








Пинакотека "Налево от Пропилей, сообщает автор "Описания Эллады" Павсаний, - находится здание с картинами; на тех, которым время не судило ещё стать неузнаваемыми, изображены Диомед и Одиссей; последний на Лемносе похищает лук Филоктета, а первый уносит из Илиона изображение Афины. Тут же изображен Орест,


Храм Ники Аптерос справа от Пропилей был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники. Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос.


Пропилеи Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных.


Статуя Афины Промахос Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине.


Фидий. Афина Промахос Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян


Акрополь. Эрехтейон Одним из священных храмов Акрополя считается Эрехтейон, построенный неизвестным зодчим на месте мифического спора Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Этот храм знаменит своим портиком, которые поддерживают грациозные женские фигуры- кариатиды. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.


Эрехтейон до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона.




Акрополь.Парфенон В нем находилась двадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), покровительницы города, сделанная из золота и слоновой кости. Пропорции колонн и плана, тонкость прорисовки деталей и нюансы архитектурного решения – все свидетельствует о стремлении архитекторов достичь гармонии. Говоря о нюансах, мы имеем в виду, например, легкий наклон колонн внутрь, сообщающий силуэту еле уловимую пирамидальность формы и создающий ощущение ее почти органического роста; едва заметное смещение крайних колонн к углам, придающее им дополнительную силу и устойчивость; наконец, небольшой подъем всех горизонталей от краев сооружения к центру. Афина Варвакейон" (мраморная копия статуи Афины Фидия)









Хрисоэлефантинная техника Его обвинили в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. (Фидий так прикрепил съемные золотые пластины по совету Перикла, чтобы их можно было в любой момент взвесить).




«Афина Парфенос».Фидий 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), мрамор. Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством.




Фидий. Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян


« Афина Промахос» Фидий колоссальное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.




Фидий. Золото́е сече́ние золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Интересные факты Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.










Греческая скульптура.«Лаокоон» В последний, эллинистический период, начинает утрачиваться оптимизм и гармония греческой культуры, культура эллинизма утонченна, отличается сложным художественным языком и стремится выразить всю гамму душевных переживаний.











Н.В.Загладин Поход Македонского напоминал набег варваров, разоряющих все на своем на пути, чем продуманное завоевание. Разгромив войска персидской деспотии, которые составляли костяк цивилизации он не смог создать своей системы управления, попытки приблизить персидскую знать не удались (10 тысяч македонцам он приказал жениться на дочерях персидской знати)




Эллинизм Синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции -Родственники и полководцы Македонского объявили себя царями. Опирались на армию из македонян, греков и чиновников местной знати -Эллинская правящая элита оказалась встроенной в в систему отношений власти и собственности Востока. Через два поколения они не отличались от восточных вельмож. -Города Востока стали центрами греческой культуры


В это период главными архитектурными сооружениями становятся не храмы, а театры, гимнастические залы и другие гражданские сооружения. Для эллинистической архитектуры характерно использование прихотливого коринфского ордера и смешение элементов всех трех ордеров. Появляется новый тип постройки - мавзолей в Галикарнасе (Гробница царя Мавсола), которая дала название памятникам такого рода, призванного увековечить конкретное лицо, героического правителя.













Кризис полиса - гибель греческой цивилизации. бесконечные пелопонесские войны разорили полисы, активная продажа земельных участков поколебала главную опору полиса – связь гражданина с землей гражданское ополчение уступало место наемнику росла социальная напряженность (в Афинах это было связано с отсутствие дани, поступавшей в прежние времена от союзников, В Спарте разрушение общины равных привело к конфликтам между бедными и богатыми) Рост численности населения











Висячие сады Семирамиды Навуходоносор из любви к жене и, не скроем, из-за собственного тщеславия, решил разбить не обычный парк, а сказочный, который бы прославил Вавилон на весь мир. Геродот писал о столице мира: «Вавилон превосходит великолепием любой другой город на земле».


Вавилонские сады Однако висячими сады только казались. Для их устройства рылись специальные подвалы, перекрытые сверху несколькими рядами сводов. На сводах лежали большие каменные плиты, на которые выкладывали слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада.




Храм Артемиды Эфесской Храм Артемиды был расположен около древнего города Эфеса, приблизительно в 50- километрах к югу от современного портового города Измир в Турции. В наше время Эфес переименован в город Сельчук. Руины храма находятся рядом с курортом Кушадасы, к востоку от Памуккале Галикарнасский мавзолей. Мавсол царствовал с 377 по 352 (353) год до н.э. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии (Артемизии). В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.


Галикарнасский мавзолей. Мавсол царствовал с 377 по 352 (353) год до н.э. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии (Артемизии). В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.


Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа – тонких одиночных башен, а скорее,напоминал Футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.


Колосс Родосский В основе статуи находились три гигантские каменные колонны, на которых базировалась сама скульптура. Колосс Родосский был сделан из бронзовых пластин, укрепленных на железной основе (подобная конструкция у Статуи Свободы, чей каркас изготовлен из стали, а оболочка - из меди). По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.





Земледельческий труд Он рассматривался как труд первого сорта, тогда как ремесло, торговля и прочее, несмотря на большую доходность, были занятиями второго сорта. Эти занятия были более присущи чужеземцам и рабам. По этой причине античные граждане стремились использовать своих рабов (чужеземцев, чаще всего варваров) на вспомогательных работах, оставив труд на земле за своей семьей.


Земля и труд на земле рассматривались как важнейший источник благосостояния и достойной жизни. В античном обществе сохранялись рецидивы архаической психологии, основанной на отношении к земле как к сакральному объекту. Поэтому труд на земле рассматривался как дело чести античного гражданина, а не средство обогащения. Разбогатеть можно было быстрее на торговле, ремесле, ростовщичестве, войне. Земледельческий же труд служил демонстрации качеств достойного гражданина. Земледельческий труд


Римская культура Римская культура сложилась под влиянием многих народов, но прежде всего культуры этруском и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многом превзошли своих учителей и подняли уровень развития своей державы до небывалых высот. Древнейшие религиозные верования римлян, известны очень плохо и были связаны прежде всего с культами ларов и пенатов - божеств домашнего очага и культом Гения- главы семьи и покровителя человека. Мифология римлян была лишена поэтики и одухотворенности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Тип прогрессивного развития в истории человечества представляют античная цивилизация Древней Греции, Древнего Рима и современная европейская цивилизация К концу XX в. сложилось обобщенное понятие - Западная цивилизация, что отражает единство народов и общность ценностей общеевропейского дома. Культуру США, Канады, Новой Зеландии и Австралии создали эмигранты, поэтому они не являются самостоятельными цивилизациями, а относятся к Западной цивилизации.

3 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации идея изначальности существования Западной цивилизации, основанная на концепции беспрерывного усвоения и преобразования исторического опыта древних народов (иудеи дали религиозные импульсы, греки - философию, римляне - «римское право» и высокую степень организованности государства; возникновение на основе великой формы человеческого духа - христианства («ось истории» - рождение Христа). Христианство стало источником западной свободы, а гуманизм - формой образованности и сознания; в отличие от замкнутых цивилизаций Китая и Индии, территория Запада разнообразна, поэтому страны имеют своеобразный облик; Западу, в отличие от Китая и Индия, присуща идея политической свободы;

4 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации в отличие от восточного мышления для Запада характерна последовательная рациональность, что позволило развить математику, логику и право; человек Запада осознал, что он есть начало и творец всего, он - «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»; если Восток - это состояние умиротворения, то Запад - постоянное духовное и политическое напряжение духовной энергии. Стремление к обновлению обусловило борьбу между государством и церковью, христианством и культурой, империей и отдельными народами, католицизмом и протестантизмом, философией и теологией; цивилизационные процессы Запада направлены на организацию комфортного пространства вокруг человека, Восток – на духовное совершенствование;

5 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Однако греки, как основатели Западной цивилизации, постоянно обращали взор на Восток; характерен постоянный процесс изменения человека на протяжении жизни одного поколения, неприятие молодыми образа жизни и опыта старшего поколения. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, а общество ориентировано на движение в будущее; европейцы веками планомерно осваивали пространство Земли: 1492 г. - Колумб открыл Америку; 1498 г. - Васко да Гама достиг Индии; 1519-1522 г. - Магеллан совершил кругосветное путешествие; западная наука и техника революционизировали весь мир, положив начало глобальной истории человечества. Зарождение и становление Западного типа цивилизации мы проследим на примере древнейших цивилизаций Европы

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - группа цивилизаций III тыс. до н. э. - I в. до н. э., созданных греко-язычным населением на территории современной Греция (южной части Балканского полуострова и прилегающих островов) и регионе Великой Греции (Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Малой Азии - современная Турция), Сицилия и юг Италии, побережье Средиземного, Чёрного и Азовского морей). Геки называли свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция» пришло со времён древнего Рима.

8 слайд

Описание слайда:

Истоки греческой цивилизации относятся к географически обособленным, но взаимосвязанным доисторическим культурам - Эгейской цивилизации бронзового века (3000 до 1000 гг. до н. э.) Кикладская; Троянская; Крито-Минойская; Элладско-Микенская (на материковой части Греции).

9 слайд

Описание слайда:

Кикладская цивилизация (3500-2000 гг. до н.э.) - процветала на островах Киклады в Эгейском море (буквальный перевод - «лежащие кругом» - отражает расположение относительно храма Аполлона на о-ве Делос). Поразительны достижения цивилизации: постройка 2-4-х этажных домов с терракотовыми ванными, каменными уборными и изящной деревянной мебелью; наличие системы каналов под улицами городов (о. Фера); высокий уровень исполнения мраморных ваз, керамических чаш, серебряных украшений и статуй; важная роль в искусстве и повседневной жизни имели обряды, празднества и боги; развитая торговля с Ближним Востоком, Египтом и островами Эгейского моря.

10 слайд

Описание слайда:

Причина гибели цивилизации: угроза катастрофы из-за извержения вулкана заставила жителей отплыть в неведомое место. Мифы, собранные греческим поэтом Геосидом в VIII в. до н.э., иносказательно сохранили историю космической борьбы Зевса и чудища Тифона. Древнегреческий философ Платон повествовал о достижениях исчезнувшей цивилизации Атлантиды.

11 слайд

Описание слайда:

Троянская цивилизация (западная Анатолия, Турция) В ХІХ в. немецкий археолог-самоучка Г. Шлиман на холме Гиссарлык («малый замок») приподнял завесу забвения над историческим городом-крепостью Троя Раскопки дали миру 10 тысяч артефактов из золота. 10-летнюю Троянскую войну, проходившую в XIII в. до н.э., воспел великий Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея (VIII в. до н.э.). Греки воспринимают гомеровский эпос в качестве подлинного исторического повествования. Ученые считают, что причиной войны послужила не прекрасная Елена, а установление контроля над торговлей из Эгейского в Черное море.

12 слайд

Описание слайда:

Древние мифы: миф о похищении Зевсом в обличье белого быка финикийской царевны Европы. От этого союза на о. Крит родилось 3 сына (один из них - легендарный царь Минос); миф о том, как мастер Дедал построил в г. Кноссе для Миноса дворец-лабиринт. Герой Тесей победил чудовище Минотавра, найдя выход из лабиринта с помощью «нити Ариадны». Крито-Минойская цивилизация (2500-1400 гг. до н.э.) - самая могущественная цивилизация, подчинившая все Средиземноморье. Открыта английским археологом А. Эвансом Дворец-лабиринт в Кноссе

13 слайд

Описание слайда:

Достижения великой цивилизации: Нововведения в строительном деле: первая в мире высокоразвитая монументальная дворцовая культура (1900 г. до н.э., «золотой век» пришелся на 1700-1470 гг. до н.э.). Дворцовый комплекс - это многоэтажное сооружение с системой вентиляции, водоснабжением и световыми шахтами, соединенное сложной системой переходов, украшенное фресками. Центр хранения продовольствия, сырья и внешней торговли (земледельцы хранили излишки урожая); 2. Нововведения в государственном управлении: форма государства - талассократия - царство базировалось на продуманной общественной иерархии, где аппарат чиновников управлял обществом из некоего единого общественного слоя из кровных родственников. Это обеспечивало мир и социальное равновесие; 3. Нововведения в ремесле и обработке металлов - тонкая обработка бронзы (не знали железа); 4. Нововведения в мореплавании: создание сильного флота;

14 слайд

Описание слайда:

4. Нововведения в культуре: изобрели линейную письменность (не расшифровано) вместо иероглифического письма. 5. Нововведения в искусстве: создание морского стиля для росписи керамики (изображения осьминогов, дельфинов и кораллов на фоне скал и водорослей (1500 г. до н.э.). Искусство отразило любовь к морю, состязаниям и празднествам, роскоши и наслаждениям. Критский лабиринт Критский дворец фрески в дворцах Крита

15 слайд

Описание слайда:

Как и почему погибла цивилизация? В 1470 г. до н.э. минойская цивилизация рухнула под ударами Микен. За столетие дворцы (кроме кносского), погибли в огне. В 1380 г. до н.э. землетрясения заволокли тьмою эгейские царства, но их историю увековечили греческие мифы. керамика женские статуэтки Фрески Крита

16 слайд

Описание слайда:

Микенская цивилизация (XVI-XII вв. до н. э.) В отсутствии политического единства в позднеэлладский период центром греческой цивилизации стали Микены, расположенные в Балканской Греции и населенные греками-ахейцами. Отличительные черты цивилизации: ярко выраженный военный характер (главенство в Троянской войне, установление господства над Эгейским морем); деление государства на Ближние и Дальние провинции (16 областей); тип государства - древневосточная деспотия дворцовых царств; создание разветвленного бюрократического аппарата; дворец - центр управления и промышленно-хозяйственный средоточие зодчих, механиков, оружейников и ювелиров; отсутствие денег и рыночной торговли (оплата труда натурой); особое место занимала религия. Микенские дворцы

17 слайд

Описание слайда:

Цивилизация оставила грандиозное наследие (археологические открытия Г. Шлимана) мощные оборонительные укрепления из огромных грубых каменных блоков; Львиные ворота, украшенные барельефом из 2-х львиц; золотую усыпальницу царей - гробницу Атрея - это расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами; дворцовые комплексы (заимствовали у критян); керамику; глиняные таблички с текстами; самое важное - мифы, ставшие отправной точкой развития Западной цивилизации. Львиные ворота Гробница Атрея Схема гробницы Золотая маска царя Атрея

18 слайд

Описание слайда:

В XII в. до н.э. микенская дворцовая система внезапно погибла. Неоднозначность с точки зрения разных ученых причин гибели цивилизации: гражданская война; социальный переворот или восстание рабов; иноземное вторжение; разрыв торговли с Востоком и голод; эпидемии; эрозия почв (вырубка лесов); землетрясения.

19 слайд

Описание слайда:

На данном этапе шли процессы: этнической консолидации греческого мира; становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности; достигнут наивысший культурный и научный расцвет древнегреческой цивилизации. Полисный период в истории Древней Греции (XI-IV вв. до н. э.) - Основные этапы полисного периода І этап: Гомеровский (предполисный) период XI-IX вв. до н. э. (назван по имени автора поэм «Илиада» и «Одиссея» - Гомера). В конце ІІ тыс. до н.э. из Центральной Европы на Балканский полуостров вторглись «варварские» племена легендарных дорийцев. Они не были причиной гибели микенской цивилизации, но окончательно разрушили ее. Местное население обратили в рабов. История Греции началась практически заново, поэтому этот период называют Темными веками. воин-дориец

20 слайд

Описание слайда:

Признаки общего упадка культуры: на месте разрушенных городов и дворцовой культуры возникли примитивные земледельческие поселения; снижение уровня культуры, потеря письменности (критское письмо); возрождение родоплеменных отношений; господство натурального хозяйства. В конце периода произошло становление дополисной общественной организации (раннеклассового общества) и возрождение материальной культуры. Заимствования дорийцами достижений микенцев: гончарный круг; технику обработки металлов; приемы кораблестроения; культуру выращивания винограда и оливок. Но именно дорийцы принесли искусство выплавки железа и использовали его для изготовления орудий.

21 слайд

Описание слайда:

ІІ этап: Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.) Социально-экономические и политические изменения широкое внедрение железа во все сферы производства; рост хозяйственной самостоятельности семей ослабило зависимость от рода; возникновение элементов частной собственности; отделение ремесел от земледелия; переход к рынку создало основы товарного производства; рост городов; торговля приобрела международный характер; этническая консолидация эллинского общества (свидетельствовало признание г. Дельфы с оракулом Аполлона и г. Олимпия с Храмом Зевса и Олимпийскими играми в качестве общегреческих религиозных центров). В период VIII-VI вв. до н. э. произошло становление полисов. Полис - мелкий суверенный город-государство, объединённый общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей.

22 слайд

Описание слайда:

Процесс расцвета великой греческой колонизации в VII-VI вв. до н.э. Экономические причины колонизации: недостаток продовольствия в связи с ростом населения Греции; потребность в увеличении количестве рабов в качестве основной рабочей силы. Политические причины колонизации: бегство политических противников в результате борьбы демоса и аристократии. Регионы колонизации: Средиземноморье (Италия, Испания, Северная Африка и острова в море); Северное Причерноморье и Приазовье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Боспорское царство); Побережье Малой Азии. Только выходцы из Милета основали 70 колоний на побережье Чёрного моря).

23 слайд

Описание слайда:

В Афинах архонт (избранный правитель) Солон провел реформу по отмене долгового рабства, что заложило основы афинской демократии (власть народа) и его антипода - особой формы тирании с целью защиты крестьян и ремесленников. В конце архаического периода рабство распространилось в городах независимо от формы организации полиса. В VI веке до н.э. развернулась борьба демоса (народа) против аристократии за землю борьба демоса с аристократией Рабство в Древней Греции

24 слайд

Описание слайда:

После победы в греко-персидских войнах самым влиятельным политическим и культурным центром стал город Афины. Максимального могущества Афины достигли в «Золотой век Перикла» (выдающийся политик, полководец, демократ, 15 раз избирался стратегом). Культурный расцвет обеспечили титаны греческой мысли - Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.) - эпоха наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры

25 слайд

Описание слайда:

Политическое и экономическое соперничество полисов привело к созданию военных союзов и войнам Причины: 1. Политические противоречия: борьба за установление собственного политического устройства полиса: Афины представляли демократию, Спарта - олигархию и главенство в Греции; 2. Этнические противоречия: афиняне были ионийцами, спартанцы - дорийцами; 2. Экономические противоречия: торговая война между Афинами и Коринфом. Гегемонию установила Спарта

26 слайд

Описание слайда:

Слабостью полисов воспользовалась Македонский царь Филипп II, который создал и возглавил Коринфский союз греческих государств (337 до н. э.). В результате Коринфской войны (395г. до н. э.) Персия навязала грекам унизительный мир, выполнение которого контролировала Спарта. Для борьбы со Спартой создали Второй афинский морской союз, который после войны распался.

27 слайд

Описание слайда:

Эллинизм - новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья, начавшийся с походов македонского царя Александра Великого в IV в. до н.э. и закончившийся завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н.э. Царствование Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) привело к кратковременному (12 лет) утверждению мировой державы (Греция, Персия, часть Индии, Египет). Александр энергично подавил мятеж на Балканах и вторгся в Азию. Причины вторжения войск Македонии в Азию: освобождение Анатолийской Греции от варваров; месть за беды во время греко-персидских войн; идея распространения на восток эллинской культуры. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР У ИСТОКОВ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IV-I вв. до н. э.) Царь Александр, воспитанный Аристотелем на образцах высокой эллинской культуры, был убежден, что происходит по отцовской линии от Геракла, а по материнской - от Ахилла. Умер в возрасте 33 года.

28 слайд

Описание слайда:

Поразительна незначительность греко-македонской армии при завоевании мира: 40 тысяч солдат в Азии, 120 тысяч - в Индии. Самый великий из полководцев, грозный повелитель проявил себя гениальным организатором. Империя держалась на личности Александра, который обладал нечеловеческой работоспособностью.

29 слайд

Описание слайда:

Главная цель Александра Великого - создание греко-восточного типа государственности, основанной на греческой философии и монархических традициях Востока Реформы Александра: создание сложной фискальной структуры по сбору налогов; введение единой денежной единицы - македонские монеты по аттическому весовому стандарту; меры по слиянию завоеванных народов и греков в единый народ. Способы: смешанные браки (во время «свадьбы в Сузах» 10 тыс. солдат за 1 день сочетались браком с девушками из Азии); строительство в империи 34 городов - Александрий, ставших проводниками греческой культуры и языка; воспитание 30 тысяч иранских детей на образцах греческой культуры; переселение людей в различные части империи; строительство дорог, каналов и кораблей. Идеал единства человечества, отрицавший различие греков и варваров, великие новаторства - блистательно подтвердили мысль Плутарха, что история иногда зависит от одного великого человека.

30 слайд

Описание слайда:

После разрушительных войн империя распалась на 3 больших государства: Египетское царство; Селевкидское (Сирийское) царство; Македонское царство. Это подтвердило значение политического новшества - института монархии. Однако царства сосуществовали с несколькими полисами (Афины и Коринф). С утверждение Римской империи в 27 до н. э. Греция превратилась в римскую провинцию Ахайя (кроме номинально свободного г. Афин). С IV в. н.э. Греция составила ядро Восточной Римской империи - Византию.

31 слайд

Описание слайда:

Мифология Древней Греции Объединяющую роль для древнегреческой культуры играла мифология, истоки которой относятся к крито-микенскому периоду. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи - земли и Урана - неба - появились титаны, старшим был Океан. Младший Кронос во сне убил отца из мести за заточение братьев циклопов в тартаре и стал царем богов. Дети Кроноса во главе с Зевсом в схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

32 слайд

Описание слайда:

Олимпийские боги - это боги 3-го поколения в древнегреческом пантеоне, верховные божества, обитавшие на горе Олимп В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний Гера (жена Зевса) - покровительница брака и семьи Посейдон - бог морей, источников и вод. Аид - бог подземного царства мёртвых Деметра - богиня плодородия и земледелия Гестия - покровительница домашнего очага Олимпийские боги, потомки Зевса Арес - бог войны Афина (появилась из головы Зевса в боевом шлеме и панцире) - богиня военной мудрости, покровительница наук и ремесел Афродита (родилась из пены морской на о. Кипр) - богиня любви и красоты Артемида - богиня плодородия, Луны, покровительница животных и охоты, позже - покровительница женского целомудрия и рожениц Гефест (муж Афродиты) - бог огня и кузнечного ремесла Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства, вестник олимпийских богов, покровитель путешественников и торговли Аполлон - бог света, верховный покровитель медицины и искусства, его спутницы - 9 муз Дионис - бог виноделия и веселья, посвящались особые празднества в конце сельскохозяйственного года - дионисии Персефона - богиня весны, королева Царства Мёртвых

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

35 слайд

Описание слайда:

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика - жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя Афина - покровительница города Афин; Олимпия- центр поклонения Зевсу, которому посвящались Олимпийские соревнования; Дельфы - центр Земли, место главного святилища Аполлона, где прорицал дельфийский оракул. Значение древнегреческой мифологии: источник развития древнегреческого искусства; влияние на формирование мифологии и религии Древнего Рима; в эпоху Возрождения включена в европейский культурный процесс; в современном мире имеет научный, познавательный и эстетический интерес. Афина Дельфийский оракул

36 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ НАУКИ Ученые Древней Эллады пытались дать всеобъемлющую картину мира, отличную от мифологии уровне. Шел процесс не просто накопления научных знаний (жрецами), а развитие профессиональной науки, которая впервые в истории выделилась в самостоятельную сферу зарождение философии как научной теории, давшей оригинальное решение основных философских проблем происхождения Вселенной и природы человекаАнаксимандр Анаксимен Демокрит Первые греческие философы из перечня «7-ми мудрецов»

37 слайд

Описание слайда:

Исследователем социально-этических проблем человека был Сократ Платон - основоположник школы идеализма Самый знаменитый философ в истории человечества - Аристотель - совершил огромное влияние на философию Средневековья и Нового времени. Величайшие философы всех времен и народов Платон и Аристотель

38 слайд

Описание слайда:

Основы исторической науки заложил Геродот Во время путешествий Геродот собирал различные сведения. Главный труд - «История» - посвящена греко-персидским войнам. Несмотря на отсутствие целостности и полной научности, записал преимущественно достоверные факты. Геродот дал первое в античной литературе системное описание жизни и быта скифов. Карта мира по Геродоту Геродот

39 слайд

Описание слайда:

В Греции в нескольких научных медицинских школах обобщались медицинские знания Достижения в классическую эпоху врача Гиппократа оказали большое влияние на развитие медицины: рассуждения о причинах болезней, 4-х темпераментах, роли прогноза при лечении. Клятва Гиппократа является моральным кодексом врачей всего мира

40 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Уникальная система воспитания и образования выработала идеал человека Эллады - гармоничное сочетание физической и духовной красоты. Впервые в истории встала задача обучения детей свободного населения (мальчиков). На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В центре просвещения - демократически Афинах -оформилась следующая система обучения: Низшая школа (с 7 лет) - дидаксалейон, где обучали грамоте, литературе, музыке, арифметике, рисованию; 2-й уровень начальных училищ - грамматические школы (от 12 до 15 лет) обучали астрономии и философии. Обучение физической культуре велось одновременно в специальном комплексе - палестре; Гимназии - государственные образовательные монументальные здания, центры интеллектуальной жизни полиса. Юноши 16-18 лет совершенствовались в риторике, этике, логики, географии и гимнастике. палестра

41 слайд

Описание слайда:

Самые знаменитые школы Древней Греции Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон; Ликей Аристотеля. 4. Высшее учебное заведение - эфеб (военное и гражданское образование). Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых (знаменитые беседы Сократа) Афинский гимнасий

42 слайд

Описание слайда:

В Спарте существовал жесткий контроль государства над развитием личности. Для оздоровления жителей царства члены городского совета старейшин сбрасывали в пропасть болезненных новорожденных детей Система государственного школьного обучения была обязательна для каждого мальчика и девочки 8-20 лет, при этом ребёнка отрывали от семьи. Детей с 12 лет делили на отряды, во главе которого стоял прен (старший авторитетный мальчик). Основные элементы обучения: охота, религиозные и военные танцы, физические упражнения. Умственное развитие было личным делом спартанца.

43 слайд