Игры в солдатики своими руками. Как устроить поле боя на одном столе или Варгеймы — солдатики по-взрослому

Книга рядом с куклой 18 см ростом для размера.

Удивительная книга, которую обязательно нужно прочитать каждому мальчишке! Причём вторую часть книги - о литье солдатиков - лучше читать вместе с папами! :-)

Увлечение оловянными солдатиками было традиционным для петербургских мальчишек в конце XIX и на всем протяжении XX века. достаточно прочесть воспоминания графа А. А. Игнатьева и А. Н. Бенуа, Д. С. Лихачева и Б. Б. Пиотровского.

Оловянные солдатики являются и героями книги, которую вы держите в руках. С удивительной интонацией ее автор, художник Рюрик Попов, говорит о серьезных вещах: истории своей семьи и истории нашей страны . XX век, пропущенный через призму оловянной армии, через игрушечный магазин, через форму для отливки фигурок, выглядит совсем не так, как написано в учебниках истории.

Оловянные солдатики - это игрушки, но с какой любовью и каким увлечением о них рассказано в книге!

О самом издании: белая бумага, цветные "карандашные" иллюстрации, их здесь очень много, хороший четкий шрифт. Сама книга довольно объёмная - читать много и интересно. И полезно - большой пласт истории затронут, мальчишки читают с увлечением.

Издательство - ДетГиз.

История оловянных солдатиков семьи Поповых началась почти сто лет назад, семья жила сначала в Санкт-Петербурге, после революции – в Южной России, потом Поповы вернулись, но уже не в Петербург, а в Ленинград. В 1935 году семью выслали в Западную Сибирь, отец Поповых был художником и работал в Новосибирском театре Красный факел, в театре г.Сталинск (Новокузнецк), в 1940 г. Семья переехала в Казань, потом была война… И всё время солдатики были любимой игрушкой детей и взрослых. Солдатики справедливо делились между братьями и сёстрами, каждый создавал свою страну, придумывал для неё название, рисовал герб, гимн, строилось целое королевство! Сначала это были Шунгия и Иллирия. Шунгия зачахла, позже на её месте появилась Веллия. Между государствами шли сражения…

Но книга Рюрика Попова не только о детской игре, хотя это уже само по себе занимательно. Ведь читать о чужих играх – это такой удивительный способ побудить ребёнка к игре, показать ему пример сложной многовариантной сюжетно-ролевой игры или не менее захватывающей игры-стратегии со строгими правилами. В книге речь идёт о сложных, трагических временах, упомянута гражданская война и то, как она повлияла на жизнь многих семей. Семья автора книги была сослана в Западную Сибирь, дедушка был объявлен врагом народа и посажен в лагерь… После Великой отечественной войны из 4 членов семьи в живых остались только двое.

Речь в книге идёт и о важных нравственных вопросах. Как-то раз двое соседских мальчиков, попросились поиграть у Поповых и на следующий день хозяева обнаружили пропажу 100 лучших коллекционных солдатиков. Игрушки так и не нашли. Прошло много лет с тех пор, но эти братья мне всё так же отвратительны. Я жалею папиных солдатиков, которые попали в подлые руки и которых мы так и не смогли спасти из вражеского плена.

Спустя годы мальчик Рюрик, тот самый, который в детские годы увлечённо играл в солдатиков и придумывал восстания под руководством карабасистов, стал художником и написал для нас эту книгу.

Правила игры и литьё солдатиков


Один из разворотов с рисунками.

Вторая часть книги посвящена описанию правил игры-стратегии. Автор подробно, с рисунками и пояснениями, объясняет, как солдатики ходят, как сражаются, кого считать победившим, как брать в плен и т.п. Это подсказка и ребёнку, и взрослому, ведь многие взрослые сегодня увлекаются подобными играми, настольными и компьютерными.

Игра в солдатики хороша тем, что игровой материал может быть самым разнообразным, а сами солдатики – это не просто карточки с обозначением героя, его силы и т.п., это маленькая человеческая фигурка, объёмная и со своей индивидуальностью. Также автор рассказывает, как и из чего самому делать солдатиков, как их правильно раскрашивать, как создать для них страну. Это отличное пособие для мальчишек - и рисовать себе солдатиков, делать их из палочек, картона, строить замки и крепости из подручных материалов, и т.п.

Великолепные рисунки к этой книге делал сам автор, который, как и его отец, стал художником. Не исключено, что выбором профессии он обязан и своему детскому увлечению – игре в солдатики, ведь, как оказалось, придумывать их, делать и раскрашивать – работа, которая требует высокого мастерства, игра в солдатики – на грани искусства, а коллекционирование солдатиков требует знания истории и культуры.

Наверняка всем, кто прочитает эту книгу, захочется поиграть в оловянных солдатиков или хотя бы полюбоваться на них в музее.

  • Издательство: ДЕТГИЗ, 2009 г.
  • Масса: 358 г
  • Размеры: 247x199x10 мм

Начало.

С книгой словно вся история перед глазами раскрывается... После неё очень хочется купить оловянных солдатиков, к счастью сегодня среди партворков уже идут две серии - Наполеоновский войны и Солдаты Великой Отечественной Войны - две серии с оловянными солдатиками, и книгу мы покупали, чтобы о них почитать.

Вторая часть книги целиком и полностью посвящена вопросам создания игрушечной армии. Как сделать город, оружие, что должно быть на карте сражения и даже.

Пластилин, гипс, масло - и форма готова! Мы отливать солдатиков не рискнули, покупаем готовых, но... потом - вполне возможно, попробуем, инструкция теперь есть! Рассказано об интересных способах отливки солдатиков и создания городов (делать чуть сложнее и дольше, чем в некоторых современных справочниках книгах, но зато мы делаем более долговечных солдатиков, с выпиливанием лобзиком и изготовлением нужного сплава).

Книга вдохновляет детей по-другому играть в игрушки, осмысленнее, в том числе в лего, и т.п. Можно строить замки из лего и расставлять по своим правилам пластмассовых солдатиков (рыцарей).

Книга отлично разнообразит военные игры мальчишек - более классическим и живым подходом.

Книга рассказывает об искусстве (именно искусстве) игры в солдатики. Ведь не секрет, что даже хорошо играть нужно уметь, и это не так просто!

Наверное, примерно так играли в солдатики дети из знаменитой азбуки в картинках Бенуа, а может давно-давно и сам великий Суворов...

Стиль рассказа - не как надо играть, что вызывает отторжение, а как мы играли - это читается с огромным интересом.

Страницы книги. Оловянные солдатики: как в них играть и как их отливать

Публикую некоторые страницы (не все, книга большая!).

Настольная история

Сражения Отечественной войны 1812 года, Крестовые походы или битвы Второй мировой - все эти баталии можно воссоздать на столе у себя дома при помощи игрушечных солдатиков. Такая история не имеет ничего общего с сухим изложением учебника и будет интересна и детям, и взрослым.

Помню, как в детстве мы с друзьями создавали игрушечные армии. Подручными средствами служили пластилин и «золотце» - разноцветная фольга от конфет. Для нас, мальчишек конца 1960-х, эта фольга была действительно на вес золота. Выпрашивали, обменивали, выискивали, где только можно. Фольга позволяла одевать солдатиков в красивую форму; фольгой мы обклеивали дверцы карет, седла и копыта скакунов, башни пластилиновых крепостей. Времена изменились: сегодня можно купить готовые наборы солдатиков разных армий мира, но с какой ностальгией вспоминаются те времена, когда мы сами лепили мушкетеров и гвардейцев кардинала, пиратов и индейцев, рыцарей и гренадеров.

ИГРЫ АРИСТОКРАТОВ
История игрушечных солдатиков уходит в далекое прошлое. Так, в одной из гробниц египетского фараона была найдена великолепная армия деревянных солдатиков. В древние времена фигурки изготовлялись также из глины, воска и свинца. Французский король Людовик XIV заказал для своего сына 300 игрушечных солдатиков, повелев отлить их из серебра. Наполеон также позаботился о том, чтобы его маленький сын имел собственную армию. Ювелир Жан-Батист Клодио создал похожую на шахматную доску площадку, на которой демонстрировали боевое искусство 117 миниатюрных золотых воинов.
Игрушечными армиями увлекались и взрослые. Замечательные коллекции солдатиков имели А. В. Суворов, российский император Петр III, британский премьер-министр Уинстон Черчилль, фантаст Герберт Уэллс. Другой английский писатель, Роберт Стивенсон, автор «Острова сокровищ», даже выпустил книгу «Маленькие войны» с разработанным им сводом правил военных игр, которые можно вести игрушечными солдатиками на полу, на столе и даже на подоконнике.
Массовая мода на солдатиков началась в ХVIII веке, когда они перестали быть привилегией знати. Первыми в массовое производство попали фигурки гвардейцев Фридриха Великого. Их делали по образу и подобию человечков, которыми нюренбергские жестянщики украшали оловянную посуду. Маленькие плоские фигурки из олова, названные «нюренбергскими», очень полюбились детям и быстро стали самой массовой игрушкой. Позднее этот образ увековечил Г. Х. Андерсен в знаменитой сказке «Стойкий оловянный солдатик».
В середине XIX века был изобретен предельно дешевый материал для изготовления игрушечных воинов - смесь из клея и опилок. Пластмассовые солдаты появились в 1930-х гг., однако особой популярности не снискали.
В наше время солдатиков изготавливают разными способами. Классический - это отливка из олова. Созданный художником образец помещается между двумя резиновыми дисками, на которых под нагревом и давлением отпечатывается его оттиск. Затем в получившуюся пресс-форму по специальным желобам подается горячий металл. Остывшие «болванки» раскрашивают масляными или акриловыми красками. Другой популярный способ - лепка из специального художественного пластика, который затем также расписывают. Бывают и комбинированные варианты, когда используют и олово, и пластик, и даже керамику.

СДЕЛАЙ САМ
Создание военно-исторических миниатюр в домашних условиях - замечательная возможность увлечь детей историей. Одно дело - материалы учебника, и совсем другое - когда персонажи прошлых веков словно оживают под вашими руками. Конечно, можно покупать штампованных солдатиков, но, во-первых, это будут унифицированные, шаблонные игрушки, а во-вторых, куда интереснее, азартнее воссоздавать игрушечных героев самому. В этом случае мир военной истории открывается в его многообразии: атакующие бенгальские уланы, марширующие шотландские стрелки, американские офицеры времен Гражданской войны, буры, сражающиеся с англичанами, матросы английского флота времен адмирала Нельсона, средневековые тевтонские рыцари и т. д.
Технология изготовления солдатиков в домашних условиях может быть разной. Самый сложный путь - создание пресс-формы и отливка из металла. Для упрощения задачи можно соорудить каркас будущего человечка из проволоки и уже на него «надевать» остальные детали фигурки, которые можно отлить из смеси олова и свинца или вылепить из затвердевающего пластика. Вспомогательными материалами могут также служить эпоксидный клей, различные виды автомобильной шпаклевки. Самый простой вариант - купить заготовку и самому раскрасить набор уже отлитых солдатиков нужного вам рода войск (краски обычно прилагаются к набору).

Чтобы оттачивать мастерство, стоит посещать выставки солдатистов (так называют коллекционеров игрушечных солдатиков), организуемые клубами любителей военно-исторической ми¬ниатюры. Ежегодно в мире, в том числе и в России, проходят десятки подобных выставок (в частности, в московском Фонде народных промыслов). Как знать, может быть, в один прекрасный день на такую выставку попадут и солдатики, сотворенные вашим ребенком.

ГЛАВНОЕ - ДЕТАЛИ
Создавая набор солдатиков или панораму какого-нибудь сражения, придется провести исследова¬ние. Во-первых, важно в точности воссоздать военную одежду, которая имела много мелких деталей. Свои особенности в обмундировании были у каждого рода войск, у каждого полка, а порой и эскадрона. При этом нельзя забывать, что в походах и битвах одежда изнашивается и это требует внесения соответствующих деталей, чтобы придать игрушечным воинам максимальное правдоподобие. Ну а для воспроизведения батальной сцены нужно изучить массу историче¬ских фактов: реальный ход сражения, особенности местности и диспозицию армий.
Самая популярная тема у создателей игрушечных баталий - эпоха наполеоновских войн благодаря ярким, выразительным мундирам европейских армий того времени. Как известно, покрой военной формы менялся вслед за штатской модой. Менялись формы, цвета, технологии производства тканей и кожи. После эпохи камзолов появились мундиры фрачного типа. Самой необычной считается униформа французского пехотинца XVIII века: фески на голове и широкие восточные штаны. Забавно, что в се¬редине XIX века эту форму переняли американцы, а затем русские: в марте 1855 г. вместо прежних белых панталон российским генералам велено было носить шаровары из красного сукна.
Можно, впрочем, придумывать и собственные модели солдатиков на основе изучения иллюстраций военных книг, картин, исторических опи¬саний, присовокупив к этому собственное воображение.

Любители военно-исторической миниатюры изготавливают не только солдатиков. Популярны и персонажи исторических фильмов, короли, цари. Между прочим, правители многих стран лично утверждали, а иногда и сами придумыва¬ли военную форму для своих войск. Так поступали императоры Петр I, Павел I и Николай I. В указе Александра I от 24 июля 1801 г. повелевалось «с меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший». Александр II, любивший яркие цвета, наградил кавалеристов красивой и стильной формой, при этом у каждого полка были свои цвета.

Кратко о статье: Забава полководца В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame) играли почти все: мы двигаем армии солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами, уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр попадают в другое измерение, другой мир. Цель данной статьи - познакомить читателей с этим миром, который тесно связан и с фантастикой, и с фэнтези.

Настольные военно-тактические игры

Игра в солдатики или образ жизни?

В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame ), играли почти все: мы двигаем армии солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами, уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр попадают в другое измерение, другой мир.

Штабные игры

Прообраз современных настольных варгеймов - штабные тактические учения. Впервые они стали проводиться в 1860-70 годах. В это время численность средней европейской армии превысила отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения с вовлечением в них настоящей армии с финансовой точки зрения было равносильно настоящей войне сроком 2-3 недели. Ни одна страна не была готова к подобным расходам.

В то же время было необходимо прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, потому что без подобных исследований нельзя изучать методы ведения глобальной войны.

Выход был очевиден. Штаб армии, который в ответе за военное планирование, разбивали на две группы. Эти группы изолировались друг от друга на неделю-другую и принимали участие в командных военно-тактических играх. Одна группа думала за противника, вторая - за "свою страну". Функции третейского судьи взяли на себя посредники - самые опытные боевые офицеры. Посредники разъясняли вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, отвечали на вопросы участников игры. Они описывали развитие воображаемой ситуации, исходя из таблиц передвижения армий, корпусов и дивизий, таблиц снабжения и вооружения. Посредники учитывали даже вероятную погоду, разлив рек или засуху, отслеживали по реальной карте воображаемые передвижения полков и дивизий, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение - кто победил в каждом конкретном случае.

Вам это ничего не напоминает? Берусь утверждать, что офицер-посредник - косвенный предшественник мастера-ведущего в высокоуровневой ролевой кампании. А весь справочный материал, которым пользовались посредники - не что иное, как свод правил. С таблицами, но пока без красивых картинок.

Уэллс - не только автор "Войны миров"

К началу XX века индустрия по выпуску солдатиков (или, правильнее - военных миниатюр) выросла настолько, что купить коробку оловянных воинов можно было в любом крупном магазине Лондона, Берлина, Парижа, Санкт-Петербурга или Нью-Йорка. В моде были так называемые "немецкие", нюрнбергские фигурки, изображавшие солдат Тридцатилетней, Семилетней и наполеоновских войн. Но правил для игры в солдатиков не существовало, по крайней мере в том виде, в каком они существуют сейчас.

Родиной же военно-тактических настольных игр традиционно принято считать Англию. Несмотря на то, что многие великие люди играли в "солдатиков" - Наполеон, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен - именно англичанин подвел теоретическую базу и в начале 1900-х гг. опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: "Война на полу" и "Битвы солдатиков".

Звали этого англичанина Герберт Уэллс - вы его хорошо знаете по эпохальным фантастическим романам "Человек-невидимка" и "Машина времени". Именно Уэллс применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий-промахов, брони и психологических тестов оловянных армий. Пройдет 70 лет, и его система станет основой для знаменитой "Вселенной Боевого Молота" - миров Warhammer английской фирмы Games Workshop .

Америка как родина настольных войн

Две мировые войны похоронили игры в солдатиков - слишком много было реальных сражений и смертей. Но игровая индустрия возобновила работу в 50-х годах - сначала это были самые простые модели солдатиков Второй мировой войны, выполненные из дешевого пластика. Предназначались они для детей, а толковых и емких правил по-прежнему не было.

В своем нынешнем, современном виде варгеймы получили широкое распространение в США в середине 60-х гг. В 70-е увлечение варгеймами, продававшимися в "боксах" (больших коробках), приобрело столь массовый характер, что с тех пор "wargames" у янки - своего рода визитная карточка "традиционного" стиля жизни. Наряду с Голливудом, бейсболом и бродвейскими мюзиклами.

Молодые люди, увлеченные моделизмом и военной историей, объединялись в клубы по интересам. Это движение, сначала стихийное, а потом - организованное, поддерживаемое государством, дало толчок к появлению фирм, занятых производством исключительно настольных игр. Американская индустрия поставила производство "настолок" - в первую очередь это были именно варгеймы - на поток, и сейчас в этом виде бизнеса задействованы десятки компаний и тысячи людей.

В девяностые годы бум варгеймов начался и в Европе.

Как играют в варгейм?

Говоря далее о варгеймах, я буду иметь в виду именно коммерческие военно-стратегические настольные игры от Avalon Hill , GMT Games , SPI и некоторых других компаний. Их основное отличие от профессиональных штабных игр - отсутствие посредника. Вместо него выступают правила: от 4 до 300 страниц документации, которую обычно следует внимательнейшим образом изучить, прежде чем приступать к игре.

В качестве армий оппоненты используют выставляемые на стол фишки. Выглядеть фишки в разных играх могут по-разному: от примитивных картонных кружков до детализированных оловянных миниатюр, изображающих воина с высокой степенью реалистичности. Одна фишка может обозначать войсковое соединение (от взвода до группы армий) или одиночного бойца.

Противники ходят по очереди, придерживаясь указаний правил. Руководства описывают особые способности представителей различных родов войск на игровом столе, их характеристики, правила перемещения, стрельбы, рукопашной схватки, нанесения урона. Вероятность того или иного действия рассчитывается при помощи бросков игральных костей.

Самое слабое место всех варгеймов - это объем правил. Чтобы претендовать на "реалистичность", свод правил должен оперировать сотнями параметров, учитывать тысячи мелочей, и все это приходится впихивать в одну книгу (иногда это не удается, и полные правила занимают несколько томов). Человек практичный не будет двадцать раз кидать кубы и проводить дифференциальные вычисления, чтобы выяснить, попал "фаустпатрон" в его "КВ" или рикошетировал от башни. Ему играть хочется! Однако существуют и сверхсложные системы, которым место на компьютере, и предназначены они для одержимых, "хардкорных" варгеймеров.

У всех варгеймов есть общая черта - они походовые . Но это очевидно - "реальное время" сымитировать можно лишь на компьютере. Для удобства ходы в настольных варгеймах разбиты на фазы: движение, стрельба, рукопашная и т.п.

Что в коробке?

Варгеймы часто сравнивают с шахматами, но это сравнение надуманно. Прообраз варгеймов - древняя индийская тактическая игра чатуранга, в которую сражались индийские раджи. Каждая фишка обозначала определенный отряд - и была на него похожа. Кавалерию изображала фигурка всадника, боевых слонов - фигурка слоника; колесницу, пехоту - аналогичные фигурки. Самой слабой фигуркой была одинокая фигурка раджи, а самой сильной - фигурка его гвардии, конных ветеранов, закованных в броню и лихо носящихся по полю боя.

Игра появилась около V в. н.э. и отображала встречное сражение за провинцию. В нее играли четыре человека с четырьмя армиями, каждый начинал со своей стороны доски. Собственно, потому ее так и назвали - "чатур " по-индийски - четыре, "анга" - часть.

Иранцы, которые играли в поздний вариант чатуранги (на двоих, на поле в 64 клетки) обозвали ее "шахтуранг" - а потом и просто "шахматы" ("убей шаха" - просто и понятно, отражало тактику и цель игры: кто первый уничтожит вражеского полководца - тот и выиграл.) Иранцы, как великие математики, взяли и выкинули из игры кубик, который каждый игрок кидал перед своим ходом, чтобы определить количество фишек, которые он сможет передвинуть. По мнению иранцев, фактор случайности только мешал игре и портил ее. Так появились шахматы - и погиб первый варгейм. Ведь на поле боя фактор случайности решает очень многое (и делает игру непредсказуемой и интересной) - мудрые индусы это знали.

История или фэнтези?

Warhammer Fantasy: черные орки в атаке.

Все современные варгеймы делятся на две группы: исторические и неисторические, а последние - на фэнтези, научно-фантастические и... юмористические.

Настольные баталии изначально задумывались как симуляция исторических процессов. Любой желающий мог вообразить себя Наполеоном или Жуковым, и у кухонного стола пережить неповторимый миг славы, когда враг бежит и трубят победу!

Само собой разумеется, что человек, играющий в варгеймы, интересуется военной историей и знает подробности любимого сражения. Верно и обратное утверждение: интерес к военной истории может появиться после игры с другом. Обычно в правилах игры приводится краткая историческая справка, но всегда хочется узнать о разыгрываемой битве больше.

"Роботех": первый отечественный варгейм жанра sci-fi.

Потом человек может задуматься: а что, если? Сначала вопросы носят вполне исторический характер: а что, если Груши успел бы на поле Ватерлоо раньше Блюхера? Французские рыцари не стали бы пороть горячку и атаковали англичан при Креси не вечером того же дня, а на следующее утро? Мудрые разработчики настольных варгеймов обычно включают в набор правил несколько сценариев на тему "А если?".

Для многих поклонников варгеймов подобных ответов было недостаточно - возник вопрос: "А если бы все происходило в другой вселенной?". В конце 60-х в мир исторических варгеймов ворвался Толкин, а затем - научная фантастика, и появились неисторические игры, хотя сами правила от исторических в действительности отличались мало. Зато игровые миры отличались разительно!

На волне популярности орков, эльфов и гномов у производителей солдатиков серьезно расширился ассортимент. Как следствие, развивались и компании, выпускающие миниатюры и военные игры. Это уже не маленькие фирмы из двух-трех человек (при тиражах 100-1000 экз.), а корпорации типа WizKids или Hasbro (c тиражами 100 тыс.-1 млн. экземпляров), которые вовсю продают права на миры и игровые механики компьютерным издателям и голливудским киностудиям! Ведутся сложные маркетинговые исследования, игры тестируются в закрытых клубах, прежде чем появиться на прилавках.

Фэнтези и фантастика традиционно предназначены для молодых людей от 14 до 30 лет (и старше), именно на нас работает лидер и гигант современной индустрии Games Workshop . Ну а старшее поколение продолжает в стотысячный раз мрачно штурмовать Шевардинский редут, отдавая дань традиции.

Одна коробка или несколько?

Второй признак, по которому классифицируют варгеймы - это комплектация. Игры делятся на "боксовые" и "коллекционные".

Боксовые предлагают игроку все, что понадобится для игры, в одной коробке ("боксе"): правила, карта, фишки, игральные кости и таблицы. Такой продукт обычно посвящен отдельной битве или военной кампании. Наиболее удачные разработки позже сопровождаются выпуском новых сценариев сражений и карт, в этом случае их зачастую бесплатно распространяют среди людей, купивших бокс. Стоимость бокса (от ведущих компаний типа GMT Games или Avalon Hill ) - от 35 до 65 долларов. Боксы удобны тем, что вы сразу получаете "на руки" готовую игру.

Коллекционные варгеймы продаются "по частям". Отдельно - книга правил, отдельно - коробка с отрядом (или даже пакетик с одиноким солдатом). По такому принципу пошла уже упоминавшаяся Games Workshop . Удобство заключается в том, что игроку предлагается приобрести только необходимые ему самому компоненты игры. Если вы не собираетесь влезать в шкуру эльфийского полководца, зачем вам платить за эльфийскую армию? Достаточно приобрести войска гномов. А вот ваш друг может разориться на гвардию Императора, а другой приятель - на орочьи отряды...

Комвзвода или командарм?

Третий и самый главный признак, по которому делятся варгеймы - сложность, глубина охвата событий и уровень командования.

Условно варгеймы можно разбить на три уровня командования: на уровне отряда и подразделения, на уровне батальона, полка или дивизии и на высшем уровне, когда игрок управляет армией или группой фронтов. Высший уровень - не означает "самый сложный" или "самый интересный", наоборот, для удобства игры такой уровень максимально упрощен. А вот уровень отряда или взвода по общему объему различных учитывающихся факторов может быть очень сложным. Именно он оптимально подходит для игры миниатюрами, когда каждый боец обозначается на столе отдельной фигуркой.

Варгеймы как повседневное хобби

Огромный пласт варгеймерского хобби составляет работа по созданию собственной армии из "солдатиков", которые называют миниатюрами.

В коллекционных варгеймах используются пластиковые или металлические миниатюры. Фигурки могут быть разных масштабов: 1/72, 1/300, но наибольшее распространение получили миниатюры высотой 25-32 мм. Они монтируются по 3-4 солдатика на одной подставке и изображают, в зависимости от правил, роту, батальон или полк.

Играют миниатюрами или на специальных столах с пластиковыми шестиугольниками (если правила вводят условное деление территории на "гексы"), или на макетах местности, используя различные варианты правил и линейки для перемещения фигурок и определения дальности орудийного и стрелкового огня.

Опорой военно-тактических игр считаются англо-американские фабрики по литью миниатюр, вроде Foundry Miniatures или Old Glory Miniatures . Они занимаются выпуском солдатиков из "белого металла": именно металлические, а не пластиковые солдатики ценятся выше за богатство деталировки. Само собой, собирать армию солдатиков - дело долгое и дорогое (особо редкая фигурка может стоить 50-100 долларов), но впечатляющее. Английский военный историк, председатель Британского военно-исторического общества Дэвид Чандлер, специалист по наполеонике, собрал одну из самых больших коллекций военной миниатюры. Французская армия, собранная им, состоит из 9 корпусов (Великая армия 1805 г.) и занимает в длину более 30 метров - это при росте солдата в 25 мм! Настоящие коллекционеры собирают свои армии всю жизнь.

Увлекающися варгеймер - это историк, моделист и художник в одном лице. Для того, чтобы боец вашей армии производил впечатление на зрителей, миниатюру придется сперва собрать, загрунтовать и тщательно покрасить. Существует множество конкурсов по покраске моделей (например, Golden Demon ). Несмотря на появление на рынке военных игр с фабрично покрашенными роботами и солдатиками, по-прежнему высоко ценится ручная роспись, всевозможные конверсии (переделка внешнего вида миниатюры) и оригинальные, штучные работы. Для большинства варгеймеров коллекционирование и роспись армий сродни искусству. Средних размеров армия в магазине стоит около 300 долларов, и вдвое-втрое больше, если она качественно и красиво расписана.

Пособие по выбору варгейма

Самый массовый варгейм среди представителей фэнтези-жанра - Warhammer Fantasy Battles (производство Games Workshop ). На настоящий момент издана уже 6 редакция правил, а также доступен русский перевод. Детализированный мир "Боевого молота" появился в 1984 г. в виде настольной ролевой игры. С точки зрения суровой военной истории, WFB - скорее приключение, чем война. Рассчитанный на молодых поклонников, WFB поражает богатством красок, эпох, рас и... тактической упрощенностью ведения войны на столе.

С одной стороны, 288 стр. правил очень подробно и толково введут вас в курс игры, но приготовьтесь к тому, что герой верхом на драконе - гораздо опаснее тысячи солдат, как и положено в фэнтези. Правила сбалансированы, кроме того, WFB - это самый богатый выбор миниатюр и армий. 15 различных сторон и соответственно 15 "книг армий" (включая вампиров, гномов, лесных и темных эльфов), по 3-4 спецперсонажа на каждую армию, широчайший выбор ведения боевых действий - от забрасывания противника камнями и дротиками до расстреливания его из пушек и магии. Правила по магии, кстати, самые продуманные из всех фэнтези-варгеймов. WFB жил, живет и будет жить - можете смело вливаться в его ряды! Оппонентов вы найдете легко, благо обеспечивается массовая поддержка турниров.

Для новичков и для тех, кто не может позволить себе армию в две-три сотни миниатюр, как в WFB , я могу порекомендовать еще одну игру от Games Workshop : Lord of the Rings (да-да, основывается она именно на тех книгах и фильмах, о которых вы подумали). Легкие правила во многом напоминают боевую часть ролевой игры, а красивейшие миниатюры точно изображают героев кинокартины. Для игры достаточно двух десятков миниатюр, так как это "скирмиш"-игра (от англ. "skirmish" - стычка). Этот момент косвенно является минусом: при наличии на столе более 200 фигурок игра "тормозит". Сторон в конфликте всего две - Светлые и Темные Силы, и все боевые единицы вам известны по книгам Толкина: от балрога до эльфов и от роханцев до гоблинов. Games Workshop будет поддерживать систему еще лет пять - вполне достаточно, чтобы всласть наиграться. Правила на русском языке уже продаются.

Молодая игра MageKnight также эксплуатирует модный нынче жанр скирмиш-фэнтези. MageKnight рассчитан на любителей Magic The Gathering и прочих карточных игр, ибо продается в "бустерах", куда уже покрашенные миниатюрки вкладываются случайным образом. Правила занимают пару десятков страниц и доступны на русском языке. Главная особенность игры - в ней не применяются "листы армий", в ходе боя вам не придется ничего записывать. Все характеристики изменяются на встроенных счетчиках в подставках фигурок. Мир MageKnight напоминает фэнтези-вселенную Arcanum: гномы вооружены пороховыми ружьями, люди производят техноголемов... Идеальный варгейм для тех, кто не любит много записывать, а также красить фигурки.

Российская фирма Звезда в прошлом году выпустила Кольцо Власти - это попытка скрестить "Властелина Колец" с "Вархаммером". Но поскольку большинство наборов системы все еще числятся заявленными к выпуску, а полноценные правила с цветными обложкой и иллюстрациями, а также историей мира, все еще в верстке - будем считать, что у "Кольца" все впереди. Пока же главный плюс игры - это ее цена и доступность (приобрести "Кольцо" можно практически в любом магазине игрушек).

Фантастика

BattleTech от FASA - c одной стороны, классика жанра, легенда, разошедшаяся миллионными тиражами и известная по многочисленным компьютерным инкарнациям. С другой стороны, классический BT уже не выпускается, а эстафету переняла WizKids со своей новой игрой о шагающих роботах Mechwarrior: Dark Age. Дизайн боевых машин был изменен, а сами миниатюрки, подобно игре MageKnight, случайным образом пакуются в бустеры и раскрашиваются на конвейере. Многих, правда, оттолкнула от игры упрощенная механика боя. Зато есть правила на русском!

Российские же игры пока представлены только Роботехом, техногенной игрой от компании Технолог . Игрок, собирающий армию, может включать в нее транспортные средства различных типов: роботы, танки, флаеры. Игра находится только в начале своего развития, а потому в продаже пока есть всего несколько наборов. Как обычно, большим плюсом является невысокая цена и доступность.

И, наконец, Warhammer 40k. Несмотря на то, что это не совсем фантастика, а скорее космическая опера с барочными элементами, текущая на фоне далекого мрачного будущего, я рискну назвать W40k самым красивым фантастическим варгеймом. И дело не в том, что меч тут подчас страшнее лазерной пушки, и с легкостью полосует танковую броню. Warhammer 40k использует декорации первой-второй мировых войн (здесь даже танки ромбической формы!), обладает богатством выбора миниатюр, оружия и тактик. О да, это самый тактически богатый массовый варгейм!

Мир Warhammer 40k на данный момент является развивающимся, он постоянно поддерживается разработчиками, а проходившая этим летом всемирная кампания "Глаз Ужаса" оказала глубокое и непосредственное влияние на дальнейшие события во Вселенной игры.

Исторические варгеймы

Исторических варгеймов так много, что их обзор, пожалуй, может занять отдельную статью. Учитывая, что основанные на реальной истории игры лежат несколько за пределами интересов нашего издания, отметим здесь только самых-самых: DBA/DBM, Pike&Musket, Advanced Squad Leader, Platoon Leader, Combat! Warhammer Ancient Battles и красивую игру Рика Пристли "1644" , посвященную Гражданской войне в Англии. В России же единственный лидер - Эпоха Битв от Звезды , покрывающая человеческую историю от Александра Великого до Наполеона.

Ради чего играют в варгеймы?

Самое важное в варгейме - это прикосновение к военной истории, реально-исторической или сказочной (сказочная военная история для варгеймов по детализации порой превосходит то, что пишут ученые о реальных событиях). Варгейм - это и поединок умов, и общение.

Для игры вам понадобятся оппоненты. Своеобразный клуб по интересам формируется вокруг определенной игровой системы. Как правило, увидев миниатюру, например, средневекового рыцаря, темного эльфа или космодесантника, человек влюбляется в нее и в игру, к которой она принадлежит, и начинает сбор информации - подбор правил, чтение художественной литературы и "книг армий". Потом до $100 тратится на стартовую армию, краски и кисти, и через месяц-другой войска начинают свой боевой путь. Со временем армия будет расти и перестанет вмещаться на одну полку.

Мастерство полководца шлифуется на турнирах, которые проходят в клубах или дома у приятеля. Помимо однодневных турниров, устраиваются длительные кампании, участие в которых сопоставимо с переживаниями за собственные войска на настоящей войне. Каждое сражение превращается неповторимую эпическую баталию.

Если вы решили стать варгеймером, готовьтесь к тому, что домашние могут не понять вашего "увлечения солдатиками", а постоянные поездки с чемоданами, полными миниатюр, научат вас не печалиться от вида расколотой фигурки... Но все напасти с лихвой компенсируются радостями от побед, набора опыта и интересных встреч с единомышленниками. Такова жизнь варгеймерская!

Что в коробке?

В комплект практически любого "боксового" варгейма обязательно входит карта, как правило, изображающая реальный участок местности площадью от десятка (Ватерлоо) до сотни (Нормандия) квадратных километров, с наложенной сверху сеткой из шестиугольников-гексагонов, или "гексов". При создании карт авторы игры используют данные аэрофотосьемки, исторические архивы, поэтому по карте можно изучать военную историю.

Кроме того, в набор обязательно входят картонные или пластиковые фишки, представляющие реальные боевые части, участвовавшие в сражении или кампании. На фишках указывается национальная принадлежность к той или иной армии, суммарная сила отряда (выражена одной цифрой с учетом численности отряда, его рода войск, типа вооружения, качества командного состава), движение (тоже одной суммарной цифрой, учитывающей способ передвижения части), умение организовывать марш или развертывание. Также обычно указывается мораль подразделения. Главным связующим звеном этой системы выступают правила, именно от них зависит сложность и реалистичность игры, а также подробность информации на фишках.

В коробку также кладут кубики и таблицы модификаторов. Разные системы используют и разные игральные кости - от d100 (стогранник) и d30 (тридцатигранник) до d10 (десятигранник) и d6 (обычный кубик) - последние два встречаются наиболее часто. Таблицы делятся на три наиболее распространенные группы - перемещение отряда по различным типам местности, таблица огня и таблица ближнего боя. Обычно игрок кидает кубик и ищет в таблице ближнего боя пересечение двух столбцов - соотношения сил атакующего и обороняющегося отрядов (6:1, 5:1, 3:2, 1:1, 1:4 и т.д.) и того, что выпало на верхней грани. В таблице написан заранее продуманный разработчиками игры результат: атакующий уничтожен, обороняющийся дезорганизован и бежит, и т.д. Различные варианты и издания одной и той же игры могут содержать разные таблицы столкновения.

В начале 1913 года в книжных магазинах туманного Альбиона появилась очередная книга от известного английского фантаста. Книгочеи охотно покупали ее, соблазнившись знакомой фамилией на обложке. Каково же было их удивление (а, быть может, и разочарование), когда оказывалось, что им подсунули не роман, не повесть, а правила настольной игры в оловянные солдатики. Книга называлась "Маленькие войны", а написал ее сэр Герберт Уэллс. Оказывается, классик научной фантастики интересовался не только боевыми марсианскими табуретками, вивисекцией и путешествиями во времени, еще он любил ползать по полу с друзьями, разыгрывая "войнушки" с игрушечными солдатиками. Так и было придумано то, что позже нарекут настольным варгеймом. И кто теперь скажет, что настольные игры - удел задротов и гиков?

Но прежде чем продолжить, важно уточнить: не Уэллс первым придумал использовать некие правила для симуляции военных баталий, разыгрывая сражения в миниатюре. Еще в девятнадцатом веке подобными делами занимались офицеры прусской армии, создавшие военную настольную игру Kriegsspiel (в переводе на великий и могучий - "Военные игры"). Причем не праздной забавы ради, а чтобы обучать военный персонал премудростям ратного дела. Поэтому Kriegsspiel с дотошностью, свойственной всему немецкому, требовала от, хм, игроков изучения громоздкого свода правил, в которых учитывалось практически все: от погоды и типа местности до морального духа солдат. Поскольку прусским военным было не до игрушек, они использовали не миниатюры солдатиков, а деревянные "блоки". Да и сложно назвать игрой обкатку, скажем, реальной наступательной операции армии, - ошибки в такой забаве дорого бы стоили полководцам.

А вот Герберт наш Уэллс смог создать именно развлекательную настольную игру. Концептуально немногим отличавшуюся от этих ваших современных вархаммеров. Но обо всем по порядку.

Стойкий оловянный

Герберт Уэллс, как и многие другие достойные мужи того времени, был страстным коллекционером оловянных солдатиков. Он собрал внушительную коллекцию в своем доме. Одним прекрасным (для будущего варгеймов и не только) утром, знаменитый писатель завтракал с другом, не менее известным мастером словесных форм, Джеромом К. Джеромом. Ну, который "Трое в лодке, не считая собаки" написал. Откушав, джентльмены решили поразвлечься. Внимание Джерома привлекли солдатики, размещенные на специальном столе. Стойкие оловянные. А рядом игрушечная пружинная пушка с винтом для вертикальной наводки, стреляющая деревянными снарядами, - мечта любого мальчишки того времени. И не только. Джером с интересом осмотрев игрушечную коллекцию, взял в руки пушку, повертел, примерился, да и выстрелил, сбив с ног солдатика.


Эхо этого выстрела, ознаменовавшего рождение эпохи настольных военных игр, до сих пор отдается во всем мире.

Писатели начали шутливое сражение, мол, кто первым перебьет весь игрушечный отряд. Эта забава натолкнула Уэллса - знакомого не понаслышке с Kriegsspiel - на мысль о том, что было бы неплохо придумать какие-то правила, превратить возню с солдатиками в упорядоченное и зрелищное состязание. Так мастер фантастики начал работу над тем текстом, что позже получит название "Маленькие войны".

От идеи до модели

В первом приближении игра основывалась на двух идеях. Первая заключалось в том, что реальные войска будут представлены миниатюрными моделями, а рельеф местности - подручными средствами. Вторая - любые перемещения юнитов определяются относительно простыми правилами. Дело было за малым: попробовать сыграть партию-другую. Поскольку Джером больше не изъявлял желания тратить время на солдатиков, Уэллс на следующий вечер пригласил к себе другого приятеля, некоего W . Вместе они с энтузиазмом принялись осваивать премудрости игры в солдатики. Однако сражение, едва начавшись, было сорвано появлением в комнате домочадцев писателя. Леди застали странную, по их мнению, картину: два почтенных главы семейств ползают на четвереньках по полу, увлеченно передвигая солдатиков и пушки, расставленные на томах Британской Энциклопедии. В общем, занятие, не совсем подобающее для уважающих себя взрослых мужчин. Из-за сердитых шушуканий Уэллсу и W . пришлось завершить игру.


Однако целеустремленный писатель на следующий же день продолжил свои изыскания, подключив к ним третьего приятеля, по натуре очень игривого и веселого человека. Тот с радостью воспринял идею Уэллса. Они разложили на ковре тома "Британники", расставили на "местности" две армии оловянных солдатиков и пушки. Грянул бой!

Правила были очень простыми (здесь и далее цитаты из английского издания книги Little Wars ). "Игроки поочередно передвигают своих воинов; пехотинец перемещается за один ход на фут, кавалерист - на два, пушка - тоже на два. Последняя может произвести до шести выстрелов за один раз. Если солдат приближается вплотную к противнику, подбрасывается монета, чтобы определить, кто из комбатантов умрет в результате рукопашной схватки".


"Игра получилась не особо хорошей, но воевать было забавно". Часто сражение сводилось к тому, что войска прятались за толстыми томами Энциклопедии, где их не могли достать пушечные выстрелы. Когда же солдатики сталкивались лицом к лицу, происходили непредсказуемые рукопашные схватки. Солдатская участь решалась вращением монеты. Это приводило к забавным курьезам. "Так, одному удачливому бойцу удалось уложить в схватке девятерых противников, что переломило ход битвы".

Вскоре обнажились проблемы. Львиную долю времени занимала возня с пушками, которые нужно было заряжать, затем тщательно наводить на цель. Кроме того, миниатюры самопроизвольно падали или соскальзывали с импровизированной "местности". "На ковре солдатики стояли неустойчиво, - писал Уэллс. - Не лучше обстояло дело и с томами Энциклопедии". Но больше всего проблем доставляла комната, в которой велись сражения. Она стала объектом регулярного вторжения особ женского пола. Леди сердито обсуждали происходящее, не особо вдохновленные тем, что двое мужчин средних лет играют с детскими солдатиками. Да еще и занимаются этим с превеликим удовольствием!

Играя в Бога

Уэллс и его оппонент по игре были изгнаны в детскую. Но дамы, сами того не подозревая, поспособствовали развитию варгеймов. Так, пол комнаты был выстлан пробковым напольным покрытием - идеальной поверхностью для проведения игрушечных баталий. Еще в детской обнаружилась большая коробка с деревянными панелями и брусками, из которых Уэллс вместе с сыновьями строил миниатюрные города и острова. Последней находкой стала плоская доска, удачно заменившая тома Энциклопедии.


Вот как иронично описывает дальнейшее сам Уэллс в книге: "Главе семейства сразу же удалось выставить из комнаты своих отпрысков и аннексировать их игровые принадлежности, чтобы приступить к созданию более реалистичной Страны для баталий".


Толстые доски, наваленные друг на друга, стали холмами игрушечной местности, воткнутые в них веточки - деревьями, принесенные из сада камни - скалами, цельные бруски дерева - домами, сараями и стенами, а нарисованные мелом круги - прудами и болотами. Вот так и была создана страна для настольной военной игры. Важно отметить, что двумя годами ранее Г. Уэллс написал книгу "Игры на полу", которая как раз таки и была посвящена возведению миниатюрных городов и прочих детских радостей (ага, детских).

Вскоре Уэллс и единомышленники придумали, как усовершенствовать здания, сделав их более красивыми и реалистичными на вид. "Мы обнаружили, что из бумаги и картона легко клеить модели построек, затем наполняли их деревянными кирпичиками. Получившиеся постройки можно разрисовывать, нанося на них окна, двери, трубы и так далее. Каждый, которому в детстве доводилось клеить модели домов, знает, как делать такие вещи".

Значит, война?

Позже выяснилось, что воевать в детской неудобно: маленькая Страна была перенаселена солдатиками, а дома - расположены слишком близко друг к другу. Что не давало возможности эффективно использовать артиллерию. Поэтому баталии стали проводиться на открытом воздухе, в саду Уэллса. Один игрок планировал расположение всех зданий и объектов, а другой - выбирал, с какой стороны будут выдвигаться его войска.

Претерпели изменения и правила игры. Решено было отказаться от подбрасывания монеты; было принято за правило, что два солдата, сошедшиеся в рукопашной, погибают. Ограничили использование артиллерии: за один ход пушки могли либо стрелять, либо перемещаться по полю боя (для этого требовался один пехотинец или кавалерист). Чтобы произвести залп, вокруг орудия нужно было разместить шесть канониров (в последующей редакции правил - четырех). Однако варгейм был далек от совершенства. "По этим правилам мы отыграли немало сражений. Они были интересными, но не всегда удовлетворяли нас. Битвы длились очень долго, так как требовалось немало времени для точной наводки пушек. Да и мы стреляли чрезвычайно осторожно". Нужно было что-то менять.


Посоветовавшись с несколькими друзьями, Уэллс внес немало корректив в правила. Так, например, появился десятиминутный (позже его сократили до четырех) лимит на время хода. Игроку приходилось выбирать: или тщательно наводить пушки на цель, или совершать больше перемещений солдатиков.

В общем, спустя некоторое время были сформированы окончательные правила, которые и были изданы как "Маленькие войны". Забавно, что изначально название книги Уэллса было слишком длинным. "Маленькие войны: игра для ребят от 12 до 150 лет и для тех умных девочек, которым нравятся мальчишечьи игры и книги".

Так Уэллсу удалось очеловечить Kriegsspiel , создав варгейм для всех. Правила вышли настолько удачными, что немало людей играют по репринтным изданиям книги до сих пор.

Конечно, настоящий расцвет "настолок" произошел намного позже, когда промышленность научилась изготавливать фигурки из резины, ибо оловянные солдатики на момент публикации "Маленьких войн" стоили недешево. Но это уже совсем другая история.

Отрывки из обзорной статьи по настольному варгейму и игре в солдатики Геннадия Григорьева aka Chaos Lord. Полностью статья впервые была опубликована в журнале “Мир Фантастики”. Так что такое игра в солдатики ?

В военно-тактические игры, которые также известны как варгеймы (англ. wargame ), играли почти все: мы двигаем фигурки солдатиков в детстве, собираем модели танков и самолетов в юности. А некоторые, как и автор данной статьи, продолжают заниматься и жить варгеймами , уже закончив институт. Поклонники военно-тактических игр в солдатики попадают в другое измерение, другой мир. Задача, которую ставит перед собой автор статьи, - познакомить читателей с этим миром.

Прообраз современных настольных варгеймов - штабные тактические учения. Впервые они стали проводиться в 1860-70 годах. В это время численность средней европейской армии превысила отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения с вовлечением в них настоящей армии с финансовой точки зрения было равносильно настоящей войне сроком 2-3 недели. Ни одна страна не была готова к подобным расходам.

В то же время было необходимо прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, потому что без подобных исследований нельзя изучать методы ведения глобальной войны.

Выход был очевиден. Штаб армии, который в ответе за военное планирование, разбивали на две группы. Эти группы изолировались друг от друга на неделю-другую и принимали участие в командных военно-тактических играх. Одна группа думала за противника, вторая - за “свою страну”. Функции третейского судьи взяли на себя посредники - самые опытные боевые офицеры. Посредники разъясняли вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, отвечали на вопросы участников игры. Они описывали развитие воображаемой ситуации, исходя из таблиц передвижения армий, корпусов и дивизий, таблиц снабжения и вооружения. Посредники учитывали даже вероятную погоду, разлив рек или засуху, отслеживали по реальной карте воображаемые передвижения полков и дивизий, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение - кто победил в каждом конкретном случае.

Вам это ничего не напоминает? Берусь утверждать, что офицер-посредник - косвенный предшественник мастера-ведущего в высокоуровневой ролевой кампании. А весь справочный материал, которым пользовались посредники - не что иное, как свод правил варгейма . С таблицами, но пока без красивых картинок.

К началу XX века индустрия по выпуску солдатиков (или, правильнее - военных миниатюр ) выросла настолько, что купить коробку оловянных воинов можно было в любом крупном магазине Лондона, Берлина, Парижа, Санкт-Петербурга или Нью-Йорка.

Набор фигурок солдатиков от Звезды

В моде были так называемые “немецкие”, нюрнбергские фигурки, изображавшие солдат Тридцатилетней, Семилетней и наполеоновских войн. Но правил для игры в солдатиков не существовало, по крайней мере в том виде, в каком они существуют сейчас.

Родиной же военно-тактических настольных игр традиционно принято считать Англию. Несмотря на то, что многие великие люди играли в солдатиков - Наполеон, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен - именно англичанин подвел теоретическую базу и в начале 1900-х гг. опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: “Война на полу” и “Битвы солдатиков “.

Звали этого англичанина Герберт Уэллс - вы его хорошо знаете по эпохальным фантастическим романам “Человек-невидимка” и “Машина времени”. Именно Уэллс применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий-промахов, брони и психологических тестов оловянных армий. Пройдет 70 лет, и его система станет основой для знаменитой “Вселенной Боевого Молота” - миров Warhammer английской фирмы Games Workshop.

Две мировые войны похоронили игры в солдатиков - слишком много было реальных сражений и смертей. Но игровая индустрия возобновила работу в 50-х годах - сначала это были самые простые модели солдатиков Второй мировой войны, выполненные из дешевого пластика. Предназначались они для детей, а толковых и емких правил по-прежнему не было.

В своем нынешнем, современном виде варгеймы получили широкое распространение в США в середине 60-х гг. В 70-е увлечение варгеймами , продававшимися в “боксах” (больших коробках), приобрело столь массовый характер, что с тех пор “wargames” у янки - своего рода визитная карточка “традиционного” стиля жизни. Наряду с Голливудом, бейсболом и бродвейскими мюзиклами.

Молодые люди, увлеченные моделизмом и военной историей, объединялись в клубы по интересам.

Молодые варгеймеры

Это движение, сначала стихийное, а потом - организованное, поддерживаемое государством, дало толчок к появлению фирм, занятых производством исключительно настольных игр. Американская индустрия поставила производство “настолок” - в первую очередь это были именно варгеймы - на поток, и сейчас в этом виде бизнеса задействованы десятки компаний и тысячи людей. В девяностые годы бум настольного варгейма начался и в Европе.

Говоря далее о варгеймах , я буду иметь в виду именно коммерческие военно-стратегические настольные игры от Avalon Hill, GMT Games, SPI и некоторых других компаний. Их основное отличие от профессиональных штабных игр - отсутствие посредника. Вместо него выступают правила: от 4 до 300 страниц документации, которую обычно следует внимательнейшим образом изучить, прежде чем приступать к игре.

В качестве армий оппоненты используют выставляемые на стол фишки. Выглядеть фишки в разных играх могут по-разному: от примитивных картонных кружков до детализированных оловянных миниатюр, изображающих воина с высокой степенью реалистичности. Одна фишка может обозначать войсковое соединение (от взвода до группы армий) или одиночного бойца.

Карта настольного сражения

Противники ходят по очереди, придерживаясь указаний правил. Руководства описывают особые способности представителей различных родов войск на игровом столе, их характеристики, правила перемещения, стрельбы, рукопашной схватки, нанесения урона. Вероятность того или иного действия рассчитывается при помощи бросков игральных костей.

Самое слабое место всех варгеймов - это объем правил. Чтобы претендовать на “реалистичность”, свод правил должен оперировать сотнями параметров, учитывать тысячи мелочей, и все это приходится впихивать в одну книгу (иногда это не удается, и полные правила занимают несколько томов). Человек практичный не будет двадцать раз кидать кубы и проводить дифференциальные вычисления, чтобы выяснить, попал “фаустпатрон” в его “КВ” или рикошетировал от башни. Ему играть хочется! Однако существуют и сверхсложные системы, которым место на компьютере, и предназначены они для одержимых, “хардкорных” варгеймеров.

У всех варгеймов есть общая черта - они походовые. Но это очевидно - “реальное время” сымитировать можно лишь на компьютере. Для удобства ходы в настольных варгеймах разбиты на фазы: движение, стрельба, рукопашная и т.п.

Все современные варгеймы делятся на две группы: исторические и неисторические, а последние - на фэнтези, научно-фантастические и… юмористические.

Настольные баталии изначально задумывались как симуляция исторических процессов. Любой желающий мог вообразить себя Наполеоном или Жуковым, и у кухонного стола пережить неповторимый миг славы, когда враг бежит и трубят победу!

Само собой разумеется, что человек, играющий в варгеймы , интересуется военной историей и знает подробности любимого сражения. Верно и обратное утверждение: интерес к военной истории может появиться после игры с другом. Обычно в правилах игры приводится краткая историческая справка, но всегда хочется узнать о разыгрываемой битве больше.

Потом человек может задуматься: а что, если? Сначала вопросы носят вполне исторический характер: а что, если Груши успел бы на поле Ватерлоо раньше Блюхера? Французские рыцари не стали бы пороть горячку и атаковали англичан в битве при Креси не вечером того же дня, а на следующее утро? Мудрые разработчики настольных варгеймов обычно включают в набор правил несколько сценариев на тему “А если?”.

Фэнтези и фантастика традиционно предназначены для молодых людей от 14 до 30 лет (и старше), именно на нас работает лидер и гигант современной индустрии Games Workshop. Ну а старшее поколение продолжает в стотысячный раз мрачно штурмовать Шевардинский редут, отдавая дань традиции.

Второй признак, по которому классифицируют варгеймы - это комплектация. Игры делятся на “боксовые” и “коллекционные”.

Боксовые предлагают игроку все, что понадобится для игры, в одной коробке (“боксе”): правила, карта, фишки, игральные кости и таблицы. Такой продукт обычно посвящен отдельной битве или военной кампании. Наиболее удачные разработки позже сопровождаются выпуском новых сценариев сражений и карт, в этом случае их зачастую бесплатно распространяют среди людей, купивших бокс. Стоимость бокса (от ведущих компаний типа GMT Games или Avalon Hill) - от 35 до 65 долларов. Боксы удобны тем, что вы сразу получаете “на руки” готовую игру.

Коллекционные варгеймы продаются “по частям”. Отдельно - книга правил, отдельно - коробка с отрядом (или даже пакетик с одной фигуркой солдатика ). По такому принципу пошла уже упоминавшаяся Games Workshop. Удобство заключается в том, что игроку предлагается приобрести только необходимые ему самому компоненты игры. Если вы не собираетесь влезать в шкуру эльфийского полководца, зачем вам платить за эльфийскую армию? Достаточно приобрести войска гномов. А вот ваш друг может разориться на гвардию Императора, а другой приятель - на орочьи отряды…

Третий и самый главный признак, по которому делятся варгеймы - сложность, глубина охвата событий и уровень командования.

Условно настольные варгеймы можно разбить на три уровня командования: на уровне отряда и подразделения, на уровне батальона, полка или дивизии и на высшем уровне, когда игрок управляет армией или группой фронтов. Высший уровень - не означает “самый сложный” или “самый интересный”, наоборот, для удобства игры такой уровень максимально упрощен. А вот уровень отряда или взвода по общему объему различных учитывающихся факторов может быть очень сложным. Именно он оптимально подходит для игры миниатюрами, когда каждый боец обозначается на столе отдельной фигуркой.

Огромный пласт варгеймерского хобби составляет работа по созданию собственной армии из “солдатиков “, которые называют миниатюрами.

В коллекционных варгеймах используются пластиковые или металлические миниатюры. Фигурки солдатиков могут быть разных масштабов: 1/72, 1/300, но наибольшее распространение получили миниатюры высотой 25-32 мм. Они монтируются по 3-4 солдатика на одной подставке и изображают, в зависимости от правил, роту, батальон или полк.

Аксессуары

Играют миниатюрами солдатиков или на специальных столах с пластиковыми шестиугольниками (если правила вводят условное деление территории на “гексы”), или на макетах местности, используя различные варианты правил варгейма и линейки для перемещения фигурок и определения дальности орудийного и стрелкового огня.

Опорой военно-тактических игр считаются англо-американские фабрики по литью миниатюр, вроде Foundry Miniatures или Old Glory Miniatures. Они занимаются выпуском солдатиков из “белого металла”: именно металлические, а не пластиковые солдатики ценятся выше за богатство деталировки. Само собой, собирать армию солдатиков - дело долгое и дорогое (особо редкая фигурка может стоить 50-100 долларов), но впечатляющее. Английский военный историк, председатель Британского военно-исторического общества Дэвид Чандлер, специалист по наполеонике, собрал одну из самых больших коллекций военной миниатюры. Французская армия, собранная им, состоит из 9 корпусов (Великая армия1805 г.) и занимает в длину более 30 метров- это при росте солдата в 25 мм! Настоящие коллекционеры собирают свои армии всю жизнь.

Увлекающися варгеймер - это историк, моделист и художник в одном лице. Для того, чтобы боец вашей армии производил впечатление на зрителей, миниатюру солдатика придется сперва собрать, загрунтовать и тщательно покрасить. Существует множество конкурсов по покраске моделей (например, Golden Demon ). Несмотря на появление на рынке военных игр с фабрично покрашенными роботами и солдатиками, по-прежнему высоко ценится ручная роспись, всевозможные конверсии (переделка внешнего вида миниатюры) и оригинальные, штучные работы. Для большинства варгеймеров коллекционирование и роспись армий сродни искусству. Средних размеров армия в магазине стоит около 300 долларов, и вдвое-втрое больше, если она качественно и красиво расписана.

Исторических варгеймов так много, что их обзор, пожалуй, может занять отдельную статью. Учитывая, что основанные на реальной истории игры лежат несколько за пределами интересов нашего издания, отметим здесь только самых-самых: DBA/DBM, Pike&Musket, Advanced Squad Leader, Platoon Leader, Combat! Warhammer Ancient Battles и красивую игру Рика Пристли “1644”, посвященную Гражданской войне в Англии. В России же единственный лидер - Эпоха Битв от Звезды, покрывающая человеческую историю от Александра Великого до Наполеона.

Самое важное в варгейме - это прикосновение к военной истории , реально-исторической или сказочной (сказочная военная история для варгеймов по детализации порой превосходит то, что пишут ученые о реальных событиях). Варгейм - это и поединок умов, и общение.

Для игры вам понадобятся оппоненты. Своеобразный клуб по интересам формируется вокруг определенной игровой системы. Как правило, увидев миниатюру, например, средневекового рыцаря, темного эльфа или космодесантника, человек влюбляется в нее и в игру, к которой она принадлежит, и начинает сбор информации - подбор правил варгейма , чтение художественной литературы и “книг армий”. Потом до $100 тратится на стартовую армию, краски и кисти, и через месяц-другой войска начинают свой боевой путь. Со временем армия будет расти и перестанет вмещаться на одну полку.

Масштабные армии солдатиков

Мастерство полководца шлифуется на турнирах, которые проходят в клубах или дома у приятеля. Помимо однодневных турниров, устраиваются длительные кампании, участие в которых сопоставимо с переживаниями за собственные войска на настоящей войне. Каждое сражение превращается неповторимую эпическую баталию.

Если вы решили стать варгеймером , готовьтесь к тому, что домашние могут не понять вашего “увлечения солдатиками “, а постоянные поездки с чемоданами, полными миниатюр, научат вас не печалиться от вида расколотой фигурки… Но все напасти с лихвой компенсируются радостями от побед, набора опыта и интересных встреч с единомышленниками. Такова жизнь варгеймерская!

,