Семейные отношения в романе "война и мир". Сочинение на тему семейные гнезда" в романе л н толстого "война и мир Тема настоящая семья в войне и мире

(375 слов)

Роман «Война и мир» Толстого был написан в 1869 году. Несмотря на то, что большую часть повествования занимают сцены битв и война с Наполеоном, основной сюжетной линией является история семей. Автор описывает русское общество в военный период, а через родословные связи лучше всего можно показать поведение и чувства людей во время исторического потрясения. Мысль семейная в романе-эпопее «Война и мир» также раскрывает философское и моральное кредо писателя.

Нам показаны жизни трех разных семей светского типа. Между собой они абсолютно не схожи, но их жизни тесно переплетены между собой. Это дома Болконских, Ростовых и Курагиных, на их примерах автор представляет фамильные устои нескольких поколений.

Читатель попадает в гости к Болконским. Самый главный член рода — князь Николай, он считал, что всё и все в его семье должно повиноваться строгому порядку. Герой самостоятельно обучал свою дочь наукам, а также воспитывал в ней такие качества как ум и деятельность характера.

Княжна Марья любила своего отца, она слушалась его и с усердием заботилась о нем. Ее брат Андрей тоже любил Николая Болконского и уважал его, но не мог долго терпеть его деспотичные нравы.

Отношения между ними были спокойными, каждый был занят тем, чем ему положено, и имел свое место. Они были честными и порядочными людьми и к тому же истинными патриотами, но не любили свет и празднословные выходы в высшее общество.

В отличие от предыдущей семьи, Ростовым были близки нежная любовь, искренность, взаимопонимание и поддержка. Они активно участвовали в судьбах друг друга, помогали даже тогда, когда поступки провинившихся оказывались предосудительными. Патриотизм, который проявляется у Ростовых, доказывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Старший сын стал гусаром, Наташа отдала телегу для изувеченных, родители пожертвовали своим домом для укрытия пострадавших, а младший сын Петя геройски погиб в партизанском бою.

Курагины – семья, абсолютно противоположная двум первым. В этом семействе никто не умеет любить и переживать друг за друга. Князь Василий живет лишь ради выгоды и всегда знает, с кем заключать помолвку детей, с кем стоит дружить, чтобы прибыльно устроиться в жизни. Он подстраивается под ситуацию, а о преданности родине и речи быть не может в их роду.

В конце романа семьи Болконских и Ростовых роднятся. Их всегда связывало духовное родство. Толстой показал каждый род, как индивидуальную и неповторимую ячейку общества, где все члены активно живут и воспитывают новые поколения в лучших традициях предков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели урока:

  • показать, что толстовский идеал- патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»;
  • раскрыть шире и глубже эпитет семейный у Толстого;
  • формировать умения анализировать эпизоды;
  • способность созданию творческой, доброжелательной атмосферы на уроке.

Оборудование: книга « Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах», Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 1956.

Семья - группа живущих вместе родственников; единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. (С. Ожегов «Словарь русского языка»)

План урока

1. Отражение мысли семейной в романе.

2. «Глаза человека- окно в его душу» (Л. Толстой)

3. Почему в доме Ростовых нельзя быть иным?

4. Дом Болконских.

5. Нет нравственного стержня в родителях - не будет и в детях.

6. Семейные «кружки».

7. Эпилог.

Учащиеся получали опережающее задание:

1 группа – анализируют портретные характеристики Наташи, Веры, Андрея, Марьи, Элен;

2группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Ростовых;

3 группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Болконских;

4 группа – семейная жизнь Курагиных;

5 группа – семейные «кружки» в романе;

6 группа – «Эпилог».

Вступительное слово учителя

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине 19 века. Несмотря на то, что в романе ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроникальность повествования. Истории семей, представленные в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Л.Толстой.

Семья для Толстого- это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.

В романе «Война и мир» семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего.

В системе всех основных образов романа Л.Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.

Выступление 1 группы

У любимых героев Толстого лучатся, светятся глаза, потому что (по народному представлению) глаза – зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами» Жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.

НАТАША - «улыбка радости и успокоения», то «счастливая», то «появившаяся из-за готовых слез», то «задумчивая»то «успокоительная», «восторженная», то «торжественная», то«более чем ласковая». «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…» (сравнение). Глядит «вопросительно-удивленными глазами», «широко раскрытыми, испуганными», «красная и дрожащая», она смотрит на Анатоля «испуганно- вопросительно».

Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств. В глазах - богатство духовного мира.

НИКОЛЕНЬКА - «Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами…»

КНЯЖНА МАРЬЯ – «лучистые глаза и тяжелая поступь», которые в минуты душевного оживления делали прекрасным некрасивое лицо Марьи. «…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты»;

Марья «всегда хорошела, когда плакала» в минуты глубокого волнения.

«Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось…Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование- все это светилось теперь в этих лучистых глазах…В каждой черте ее нежного лица».

Определением лучистый Толстой рисует внутренний мир своих героев, подчеркивая именно «высшую духовную жизнь» Болконских. Слово лучистый выступает в тексте в сочетании с существительными глаза, взгляд, свет (глаз), блеск (глаз).

АНДРЕЙ – «…добрыми глазами смотрел. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства». (встреча с Пьером).

ЭЛЕН – «спокойною и гордою улыбкою Элен в восторге кричали браво, - там, под тенью этой Элен, там это было все ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно» - думала Наташа (метафора-«под тенью этой Элен»).

Бездуховность, пустота, по Толстому, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная красавица Элен - «красивая статуя» с застывшей улыбкой- блестит и сияет всем, кроме глаз: «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», успокаивалась в сияющей улыбке» (в каждом портретном описании Элен присутствует иронический оттенок). У Элен неизменная, обычная, однообразно красивая или самодовольная улыбка. Глаз Элен мы не видим. По-видимому, они красивы, как и ее плечи, губы. Толстой не рисует ее глаз, потому что они не светятся мыслью и чувством.

ВЕРА - холодное лицо, спокойное, которое «улыбка делает неприятным».

Н. Толстому важно подчеркнуть характер улыбки или своеобразие выражения лица того или иного персонажа, чаще всего автор сосредоточивает внимание на выражении глаз, характере взгляда.

Одним из доминирующих средств при создании портретных характеристик является употребление световых прилагательных как художественных определений.

Выступление 2 группы. РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3)

Ростова - старшая «графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми,… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».

Дети Ростовых.

Открытость души, радушие (именины, праздник в честь гостя Денисова, обед в английском клубе в честь князя Багратиона).

Способность Ростовых притягивать к себе людей, понять чужую душу, умение сопереживать, сочувствовать (Петя Ростов и французский барабанщик; Наташа и Соня, Наташа «оживит» сердце Андрея; Наташа-патриотка, не задумываясь, отдает все подводы под раненых; уход за раненым Болконским. Николай Ростов защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков.)

Вывод: Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Истинно русское радушие. Бескорыстие отличают всех членов семьи. Искренность, естественность, живость этих людей автор передает через их движения. Образы необыкновенно пластичны, полны жизненного обаяния.

Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову в 43 тысячи. Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем; напишет письмо княжне Марье о разрыве с Андреем.

Выступление 3 группы . БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)

С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских.

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ. В Лысых горах свой особый порядок, особый ритм жизни. Князь вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то, что давно не состоит на государственной службе. Деятельный ум его постоянно чем-то занят. Он воспитал прекрасных детей.

КНЯЖНА МАРЬЯ. Сострадательное сердце княжны переживает чужую боль сильнее, чем свою. «Я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других. Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и поощрению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга.

Анализ глав вторжения князя Василия со своим сыном в чистый мир княжны Марьи.

Возможно, что именно благодаря строгим, подчас суровым правилам, которые установил старый князь в своем доме, и смогла сформироваться эта чистая, светлая душа, так близко находящаяся к богу, как это возможно для человека.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ. « Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».

Как и почему меняется отношение к семейной жизни у князя Андрея?

«Никогда, 0никогда не женись, мой друг… чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым,» - говорит Пьеру. Мечта о славе, о своем Тулоне. Но мысли его принимают иное направление, когда его, раненого, уносят с поля Аустерлица. В душе Андрея совершается переворот. Честолюбивые мечты сменяются тягой к простой и тихой семейной жизни. Но вспомнил «маленькую княгиню» и понял, что в своем пренебрежительном отношении к ней часто бывал несправедлив. Жизнь мстит ему за болконскую гордость. И когда подобревший и смягченный Князь возвращается в родное гнездо, умирает от родов жена.

4 группа – КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5)

Л.Н.Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Всепоглощающая устремленность накладывает свой отпечаток на характер, поведение, внешность князя Василия, Элен, Анатоля, Ипполита.

ВАСИЛИЙ светский человек, карьерист, и эгоист (стремление стать наследником умирающего богатого вельможи-графа Безухова; выгодная партия для Элен – Пьер; мечта: женить сына Анатоля на княжне Марье;). Презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю.

АНАТОЛЬ (разыграл спектакль пылкой любви к Наташе Ростовой). Позор сватовства Анатоль переносит легко. Он, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. «Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая не посмеяться над этим странным случаем, и,пожав плечами, прошел в дверь…» Один раз заплачет, как женщина, потеряв ногу.

ИППОЛИТ - умственная ограниченность, что делает его поступки нелепыми.

ЭЛЕН - «Я не дура, чтоб рожать» В этой «породе» нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.

Вывод. Цель их жизни - все время быть в центре внимания света. Они чужды толстовской этике. Пустоцветы. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего. По мнению С.Бочарова,семья Курагиных лишена той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Ростовых, Болконских, где отношения строятся на любви. Их объединяет только родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (отношения Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «родительской любви» и дети –«обуза его существования»).

Эта семья интриганов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен -запутавшись в них, она умирает.

Выступление 5 группы. СЕМЕЙНЫЕ «КРУЖКИ » (т. 1, ч. 2, гл. 13-21; ч. 3, гл. 14-19; т. 3, ч. 2, гл. 24-29; гл. 30-32; т. 3, ч. 3, гл. 3-4)

Дом как спокойная, надежная пристань противопоставляется войне, семейное счастье - бессмысленному взаимному уничтожению.

Понятие ДОМА расширяется. Когда Николай Ростов вернулся из отпуска, полк показался домом, таким же милым, как и дом родительский. Сущность дома, семьи с особой силой проявилось на Бородинском поле.

БАТАРЕЯ РАЕВСКОГО «.. здесь на батарее… чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». «солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью…» (Анализ глав)

Вывод: вот откуда черпали защитники Бородина силы, вот истоки мужества, твердости, непоколебимости. Национальное, религиозное, семейное начала чудесно соединились в решающий час в русском войске (Пьер «весь поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же… разгорался и в его душе) и дали такой сплав чувства и такие действия, перед которыми бессилен любой завоеватель. Мудрым старческим умом Кутузов понимал это как никто другой.

ТУШИН – неловкий, совершенно не военного вида артиллерист, с «большими, добрыми и умными глазами». Батарея капитана Тушина героически выполнила долг, даже не думая об отступлении. Во время боя капитан не думал об опасности, «лицо его все более и более оживлялось» Несмотря на его невоенный вид и «слабый, тоненький, нерешительный голосок», солдаты любили его уважали его, и «все, как ДЕТИ в затруднительном положении, смотрели на своего командира».Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили Его солдат.

КУТУЗОВ ДЛЯ МАЛАШИ – дедушка (так по-родственному она называет полководца) .Эпизод «Совет в Филях».

БАГРАТИОН - « сын, беспокоящийся о судьбе Родины».

НАПОЛЕОН - анализ глав 26-29,ч.2,т.3 . Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, нарочитое глубокомыслие в выражении лица Наполеона.

Особенно резко вырисовывается одна его черта-позерство. Он ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно величествен». Наполеон уверен: все, что он делает и говорит, «есть история»

РУССКАЯ АРМИЯ . Существует точка зрения, что Платон Каратаев, по мысли Толстого, обобщенный образ русского народа.(Эпизоды, связанные с Пьером в плену).Своим отцовским, отеческим отношением учит Пьера как сына незлобивости, всепрощению, терпеливости; Каратаев выполнил свою миссию-«остался навсегда в душе Пьера».

«ЭПИЛОГ» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжелых драматических конфликтов. Все просто и надежно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие,

Семья Николая Ростова.

Семья Пьера Безухова.

ВЫВОД : Л.Н. Толстой в романе показывает свой идеал женщины и семьи. Этот идеал дан в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской и образах их семей. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг - это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...

    Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа....

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

  1. Новое!

    Понятие «мысль народ­ная» определяет основу идейно-тематического содержания произ­ведения и раскрывается на самых разных тематических уровнях. Оно неразрывно связано не только с исторической темой, но и с те­мами, относящимися к частной жизни человека....

В романе «Война и мир» Толстой поднял много важных тем: война, честь, преданность родине, любовь, взаимоотношения между людьми. Список можно долго продолжать, но я хочу более внимательно рассмотреть, как автор раскрывает тему семьи в своем произведении. Болконские, Курагины и Ростовы - истории трех совершенно разных семей вошли в основу романа. Но Ростовы наиболее близки к толстовскому идеалу.

Семья - то, с чего начинается жизнь каждого человека. Первые опыты, первые впечатления и знания об устройстве мира мы получаем от родителей. И важно даже не то, чему учат нас мама и папа. Важно то, какой они подают пример своими поступками, насколько они чтут, поддерживают и передают детям семейные традиции, как действуют в тех или иных критичных ситуациях. И Ростовы - подходящий эталон сплоченной русской семьи.

Ростовы - это граф Илья Андреевич, его жена и четверо их детей - Вера, Наташа, Николай и Петя. Также практически членом их семьи стала Соня, племянница графа, которая с детства росла и воспитывалась в доме Ростовых.

Глава семьи Ростовых - граф Илья Ильич Ростов - мягкий, доверчивый, бескорыстный человек. В ранних набросках к роману Толстой характеризовал своего героя как небрежного, непоследовательного, несколько тщеславного, но в целом добродушного человека. Граф очень любит своих детей и жену. Он глубоко чувствует искусство, прекрасное. Но этот герой крайне непрактичен в житейских вопросах. Он может потратить немногие оставшиеся у него деньги на роскошный бал. Илье Андреевичу чужды расчет, корысть, алчность. Его жена - старая графиня - отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам. Она находит отраду в своих детях.

У детей много схожих черт: они откровенны друг с другом, имеют понятие о чести и достоинстве, способны испытывать глубокие чувства, добры и отзывчивы. Пожалуй, только старшая Вера отличается от других. Она редко появляется на страницах романа и неприятно удивляет своей холодностью, излишней «правильностью» и бесчувственностью. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. Возможно, Вера была старшим ребенком, она знала, что такое быть единственной дочерью и поэтому скрыто ревновала родителей с младшим братьям и сестрам. На мой взгляд, с помощью образа Веры Толстой хочет подчеркнуть, что чем больше в семье детей, тем больше хороших качеств у них развивается.

В отличие от старшей дочери, к воспитанию младших графиня подошла с иной стороны. В основу взаимоотношений с детьми были положены откровенность, доверительность, «незаметное» воспитание. Эти идеи были взяты у модного в то время философа Ж.Ж. Руссо. Поэтому, когда младшие дети начали подрастать, в доме Ростовых поселились смех, веселье и праздник. Любое событие, будь то бал, охота или именины становятся настоящей радостью для всех, кто в них принимает участие.

Отец смог привить своим детям чувство чести. Именно поэтому он с легкой душой отпускает младшего сына Петю на войну. Гибель мальчика трагична. В романе дано описание такого материнского горя, равное которому трудно найти у других писателей. Старая графиня поседела и чуть не лишилась рассудка. Наташа разделила с матерью ее горе. Именно она помогла графине справиться с горем, была вместе с ней в трудный момент.

Николай очень походит на Наташу и Петю. Он стал военным, повзрослел, приобрел жизненный опыт. Все отчетливее в его характере стали проступать «отрицательные» черты ростовской породы. Во всех трудных случаях, когда надо размышлять, он действует не раздумывая. Чем взрослее становится Николай, тем все более выясняется, что он - посредственный, недалекий человек. В конце романа этот герой становится рачительным хозяином. При этом Николай заявляет, что будет до конца своих дней защитником старых порядков. В этом герое больше чем в других просматривается продолжение семейных традиций Ростовых. Крестьяне отмечают, что у Николая лучше получается вести хозяйство, чем у старого графа, простые люди ценят и уважают молодого барина. В этом образе Толстой выразил свою приверженность к крепостничеству и патриархальному укладу жизни.

Несомненно, любимой героиней в семье Ростовых является Наташа. На страницах романа мы видим, как она из девочки превращается в женщину, совершает не всегда правильные поступки, но искренние и идущие из самого сердца. Наташа живет в полном смысле этого слова. В ее любви нет места корыстным интересам, ее дружба крепка и надежна. Для матери Наташа - близкая подруга и лучик света. И еще больше поражает в этой хрупкой девушке огромная духовная сила и доброта. Судьба отняла у Наташи горячо любимого брата, будущего мужа Андрея Болконского. Но в итоге подарила ей радость материнства. Наташа тоже является идеалом Толстова, где женщина, прежде всего - мать и жена, и ее интересы ограничиваются семьей и детьми.

Искреннюю любовь испытывает писатель к семье Ростовых. В этой большой и дружной семье царит атмосфера любви, взаимопонимания. Здесь очень теплые и дружеские взаимоотношения. Ростовы принимают самое живое участие в радостях и бедах друг друга. Семья в понимании Толстого - нравственный ориентир, которым должен дорожить человек.

В романе «Война и мир» изображение исторических событий, «диалектики души» сочетается с описаниями нескольких совершенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый -- личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он получил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лысые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того -- самодержавным диктатором. «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек». Но был та­кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и которого князь уважал, несмотря на простое происхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обратить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благословение на свадьбу с Наташей Ростовой. Это казалось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик, молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье -- Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и религию. Эти две неотъемлемый детали того времени были запрещены в империи князя Бол­конского, самому ему праздники заменяла ра­бота за станком, а веру -- постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княжну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью просит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Болконского.

Князь Андрей -- один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патриот, хороший друг и советчик -- таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же время и князь Андрей проходит через противоречия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, когда он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Горами». Небо Аустерлица -- первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с необычайным мастерством, тонким психологизмом: «...совсем не так ползут облака, поэто­му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира -- князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастье! -- как будто говорил этот дуб. -- И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А потом, возвращаясь, князь Андрей увидел новую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский -- герой ищущий, изменяющийся и потому положительный у Л.Н. Толстого. Своей последней вершины он достигает на Бородинском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и победу всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении. литературный болконский толстой

И старый князь, и Андрей, и Марья Болконские -- каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских -- отдельный, духовный центр романа «Война и мир».

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий знал, что влияние в свете - капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние. Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему, что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу".

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении "пристроить" своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей. "…И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь отвечает: "Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец".

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен, дочь Василия Курагина - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную, бездушную статую. Вот как описывает мастер слова появление Элен в салоне Шерер:"Шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действия этой красоты".

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения. Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я не такая дура, чтобы иметь детей", - признается она. Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Она ничего не любит в жизни, кроме своего тела, дает брату целовать свои плечи, а не дает денег. Она хладнокровно выбирает себе любовников, как блюда из меню, умеет сохранить уважение света и даже приобрести репутацию умной женщины благодаря своему виду холодного достоинства и светскому такту. Такой тип мог выработаться только в том кругу, где жила Элен. Это обожание собственного тела могло развиться только там, где праздность и роскошь давали полный простор всем чувственным побуждениям. Это бесстыдное спокойствие - там, где высокое положение, обеспечивая безнаказанность, учит пренебрегать уважением общества, где богатство и связи дают все средства скрывать интригу и заткнуть болтливые рты.

Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявляется в ней под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждает, в других чуть ли не уважение.

В конце концов Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".

Ипполит Курагин, брат Элен, "… поражает своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он поразительно дурен собой. Черты его лица те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив, тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам "в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его не смущает.

Глупость его проявлялась в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся к сути обсуждаемой темы.

Приведем пример из романа.: "Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Канде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом".

Благодаря отцу Ипполит делает карьеру и во время войны с Наполеоном становится секретарем посольства. Среди офицеров, находящихся на службе в посольстве, он считается шутом.

Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту.

Князь Василий называет Ипполита "покойным дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся". Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин, младший сын Василия Курагина, по мнению Толстого, "простой и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрит, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше минуты его удовольствия и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову.

Одна из черт характера Анатоля - медлительность и отсутствие красноречия в разговорах. Зато у него драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность:"Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. Кроме того, в обращении с женщинами у Анотоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, - манера презрительного сознания собственного превосходства".

По просьбе брата Элен познакомит Наташу с Анатолем. Через пять минут разговора с ним Наташа "чувствует себя страшно близкой к этому человеку". Наташа обманывается ложной красотой Анатоля. Ей в присутствии Анатоля "приятно, но почему-то тесно и тяжело", она испытывает удовольствие и волнение, и вместе с тем, страх от отсутствия преграды стыдливости между нею и этим человеком.

Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет, что, если Наташа скажет "да", он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удается, записка Наташи попадает в чужие руки, и план похищения проваливается. На следующий день после неудачного похищения Анатоль на улице попадается Пьеру, ничего не знающему и едущему в этот момент к Ахросимовой, где ему будет рассказана вся история. Анатоль в санях сидит " прямо, в классической позе военных щеголей", лицо его на морозе свежо и румяно, на завитые волосы падает снег. Ясно, что от него уже далеко все то, что было вчера; он доволен собой и жизнью сейчас и красив, по-своему даже прекрасен в этом своем уверенном и покойном довольстве.»

В разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы:

…- вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия размозжить вам голову…

Обещали вы ей жениться?

Я, я, я не думал; впрочем, я никогда не обещался…

Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? - Повторил Пьер, подвигаясь к Анатолю.

Анатоль взглянул на него и полез в карман за бумажником…

- …вы завтра должны уехать из Москвы.

-…вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней.

На другой день Анатоль уехал в Петербург. Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу, князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

5) Семья Ростовых.

"Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе.

В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров". Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино.

"Как это все просто и ясно", - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека.

Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и будет рассмотрен эпизод именин в доме Ростовых.

Курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других - любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с материнской ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: "Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел". Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру Безухову, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тетушки - графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед "никому не нужной тетушкой" Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.

Что привлекает читателей в семье Ростовых? Прежде всего то, что это ярко выраженная русская семья. Уклад жизни, обычаи, симпатии и антипатии- все это русское, национальное. Что составляет основу «ростовского духа»? Прежде всего поэтическое мироощущение, безграничная любовь к своему народному, русскому, к родной природе, родным песням, праздникам и их удалью. Они впитали в себя дух народа с ее жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Недаром дядюшка, слушая песни Наташи и любуясь ее пляской, поражается, где эта графинюшка, воспитанная француженками, могла так понять, почувствовать подлинность русского, народного духа. Поступки Ростовых непосредственны: радости их подлинно радостные, горе их горько, любовь и привязанности сильны и глубоки. Искренность составляет одну из главных черт всех членов семьи.

Жизнь молодых Ростовых идет замкнуто.Им весело и легко, когда они вместе. Общество с его лицемерием долго остается им чуждо и непонятно. Появляясь впервые на балу. Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и «светом».

Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов.

Обратимся к характеристике отдельных членов семьи Ростовых. Рассмотрим вначале представителей старшего поколения.

Старый граф Илья Андреевич человек ничем не примечательный: мотоватый барин, любитель задать пир на всю Москву, разоритель состояний, оставляющий горячо любимых детей без наследства. Кажется, за всю свою жизнь не совершил он ни одного разумного поступка. Не слышали от него и умных решений, а между тем он возбуждает симпатию, а порою и очаровывает.

Представитель старого барства, не смыслящий толка в управлении имениями, доверившийся плуту-приказчику, обирающему крепостных, Ростов лишен одной из самых отвратительных черт помещичьего класса-стяжательства. Это не барин- хищник. Нет в его натуре и барского презрения к крепостным. Они для него люди. Пожертвовать материальными благами ради человека ничего не составляет для Ильи Андреевича. Он признает не логикой; а всем существом, что человек, его радость и счастье – выше любых благ. Все это выделяет Ростого из среды своего круга. Он эпикуреец, живет по принципу: человек должен быть счастлив. Его же счастье в умении радоваться с другими. И пиры, которые задает он, это не желание пустить пыль в глаза, не стремление удовлетворить честолюбие. Это радость доставить счастье другим, возможность радоваться и веселиться самому.

Как блистательно раскрывается характер Ильи Андреевича на балу во время исполнения старинного танца-Данилы Купора! Как обаятелен граф! С какой удалью отплясывает он на удивление всем собравшимся.

«Батюшка ты наш! Орел!» - говорят слуги, любуясь танцующим стариком.

«Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па…, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнул правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи.

Вот как в наше время танцевали, матушка»-сказал он.

Старый граф вносит в семью атмосферу любви и дружбы. Ему обязаны и Николай, и Наташа, и Соня, и Петя тем поэтически-любовным воздухом, который вбирают они с детства.

Князь Василий называет его «грубым медведем», а князь Андрей - «глупым стариком», старый Бол­конский отзывается о нем нелестно. Но все это не сни­жает обаяния Ростова. Как ярко проявляется его са­мобытный характер в сцене охоты! И юношеская ра­дость, и волнение, и смущение перед доезжачим Данилой,- все это как бы сливается в законченную характеристику Ростова.

Во время событий двенадцатого года Илья.Анд­реевич предстает с самой привлекательной стороны. Верный себе, он отдает во время оставления Москвы подводы раненым, бросая имущество. Он знает, что будет разорен. Богачи выставляли ополчение, уверен­ные, что это не принесет им большого. ущерба. Илья Андреевич отдает подводы, помня одно: раненые рус­ские не могут оставаться у французов! Примечатель­но, что вся семья Ростовых единодушна в этом реше­нии. Так поступали подлинно русские люди, уходившие без размышления от французов, ибо «под французами всего хуже».

С одной стороны, на Ростова воздействовала лю­бовно-поэтическая атмосфера родной семьи, с дру­гой - нравы «золотой молодежи»,- кутежи, поездки к цыганам, игра в карты, дуэли. С одной стороны, формировала его всеобщая атмосфера патриотиче­ского подъема и закаляли боевые дела, товарищество полка, с другой - отравляли бесшабашные оргии с развратом и пьянством.

Под влиянием таких противоположных факторов шло становление характера Николая. Это и создало двойственность его натуры. В нем - и благородство, и пылкая любовь к отчизне, и отвага, и чувство долга, товарищество. С другой стороны, презрение к тру­ду, к умственной жизни, верноподданнические настроения.

Николаю присущи черты времени: нежелание до­ходить до причины явлений, стремление уклониться от ответов на вопросы: зачем?" почему так? Тонкая реакция.на окружающую среду делает его отзывчи­вым. Этим он выделяется из среды- бессердечной «золотой молодежи». Ни офицерская среда, ни грубая мораль общества не убивают в нем человечности. Толстой раскрывает сложные переживания Николая в так называемом островненском деле. За это дело он получил георгиевский крест, прослыл храбрецом. Как сам Ростов расценил свое поведение в этом сраже­нии? Столкнувшись в бою лицом к лицу с молодень­ким французским офицером, Николай нанес ему удар саблей. Перед ним возник вопрос: за что он ударил мальчика-офицера? За что ударил бы и его этот француз?

«Весь этот и следующий день, друзья и товарищи Ростова, замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен... Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге... И никак не мог понять чего-то». Однако сталкиваясь с подобны­ми вопросами Ростов стремится уйти от ответа. Он ограничивается переживаниями и, как правило, ста­рается истребить в себе мучительное чувство 1 беспо­койства, Так было, с ним в Тильзите, когда он хлопо­тал за Денисова, тем же окончилось и размышление:над островненским эпизодом.

Особенно убедительно раскрывается характер его в сцене освобождения княжны Марьи от взбунтовав­шихся крестьян. Трудно себе представить более исто­рически верное изображение всей условности дво­рянской морали. Толстой не высказывает прямо свое­го отношения к поступку Ростова. Отношение это вырисовывается из описания. Ростов с ругательства­ми избивает мужиков ради спасения княжны и ни минуты не колеблется, чиня подобную расправу. Ни одного укора совести не испытывает он.

Сыном своего века и своего сословия Ростов схо­дит со сцены. - Едва минула война - гусар сменил мундир на поддевку. Он помещик-хозяин. Расточи­тельность и мотовство юности заменяются скупостью и расчетливостью. Он ничем теперь не напоминает добродушного, бестолково-мотоватого отца.

В конце романа складываются две семьи - Росто­вых и Безуховых. Каковы бы ни были взгляды Ни­колая, когда он оказывается хозяином-помещиком, как ни трубы многие его поступки, новая семья, с Марьей Болконской в центре, сохраняет многие чер­ты, выделявшие и прежде Ростовых и Болконских из круга дворянского общества. Эта новая семья станет благодатной средой, в которой воспитаются не только Николенька Болконский, но, быть может, и другие славные люди России.

Носительницей «ростовского духа», самым ярким лицом в семье, бесспорно, является любимица всех Наташа, центр притяжения к дому Ростовых всего лучшего, что есть в обществе.

Наташа- натура щедро одаренная. Поступки ее оригинальны. Над нею не тяготеют никакие предрас­судки. Руководит ею сердце. Это пленительный образ русской женщины. Строй чувств и мыслей, характер и темперамент - все в ней ярко выраженное, нацио­нальное.

Впервые появляется Наташа подростком, с то­ненькими руками, с большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. Писатель как бы подчерки вает, что вся ее прелесть заключена во внутреннем своеобразии. В детстве это своеобразие проявлялось в бурном весель, в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Ни единый фальшивый звук не ус­кользал от ее внимания. Наташа, по выражению знающих ее, «порох», «казак», «волшебница». Мир, в котором она растет,- поэтический мир семьи с свое­образным строем с дружбой и детской влюбленно­стью. Мир этот являет собой резкий контраст общест­ву. Словно инородное тело появляется на именинном вечере среди милой молодежи Ростовых чопорная Жюли Карагина. Резким контрастом русской речи звучит французский говор.

Сколько задора, энергии в своевольно-шаловливой Наташе! Она не боится нарушить светски-приличное течение именинного обеда. Ее шутки, детское упрям­ство, смелые нападки на взрослых - это игра свер­кающего всеми гранями таланта. Наташа даже бра­вирует нежеланием признавать общепринятые услов­ности. Ее юный мир полон поэтической фантастики, у нее даже язык свой, понятный только молодежи Ро­стовых.

Развитие Натащи идет бурно. На первых порах богатство ее души находит выход в пении. Ее обучает итальянец, но все очарование таланта идет из самых глубин ее темперамента, строя ее души. Гусар Дени­сов, первый по-настоящему обвороженный Наташей, называет ее «Волшебница!». Впервые встревоженная, близостью любви Наташа мучается жалостью к Де­нисову. Сцена объяснения ее с Денисовым одна из поэтических страниц романа.

Пора детства Наташи кончается рано. Совсем де­вочкой ее вывозят в «свет». Среди блеска огней, на­рядов, в громе музыки, после поэтической тишины ростовского дома, Наташа чувствует себя потрясенной. Что может значить она, худенькая девушка, пе­ред ослепительной красотой графини _Элен?

Выезд в «большой свет» оказался концом безоб­лачного её счастья. Началась новая пора. Пришла любовь. Так же, как и Денисов, князь Андрей испы­тал на себе очарование Наташи. Со свойственной ей чуткостью и она увидела в нем человека, не похожего на других. «Неужели это я, та девочка-ребенок (вес так говорили обо мне),- думала Наташа,-неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим».

Новая пора - это время сложной внутренней ра­боты, духовного роста. Наташа оказывается в Отрад­ном, среди деревенской жизни, среди природы, в окружении нянек, дворовых. Это они были ее первы­ми воспитателями, они передали ей все своеобразие народного духа.

Время, проведенное в Отрадном, оставляет глубо­кий след в ее душе. Детские грезы переплетаются с чувством все возрастающей любви. В эту пору сча­стья с особой силой звучат все струны ее богатой на­туры. Еще ни одна из них не оборвана, еще ни одного удара не нанесла ей судьба.

Наташа словно ищет, куда употребить перепол­няющую ее энергию. С братом и отцом она скачет на охоту, с увлечением отдается святочному веселью, поет, танцует, грезит наяву. А в глубине, души идет непрекращающаяся работа. Счастье так велико, что рядом с ним поднимается и тревога. Внутреннее бес­покойство придает поступкам Наташи оттенок стран­ности. Она то сосредоточена, то вся отдается переполняющим ее чувствам.

Замечательно ярко написана сцена пения Наташи в кругу семьи. В пении она нашла выход тому чувст­ву, которое переполняло ее. «...она давно, прежде и долго после не пела так, как она пела в этот вечер». Граф Илья Андреевич оставил дела и слушал ее. Ни­колай, сидя за клавикордами, не отрывал взгляда от сестры, графиня-мать, слушая, думала, о Наташе: «Ах! Как я боюсь за нее, как я боюсь...» Ее материн­ское чутье говорило ей, что чего-то слишком много в, Наташе, и что от этого она не будет счастлива».

В этом мире счастливы Курагины, Друбецкие, Берги, Елены Васильевны, Анны Павловны - те, кто живет без сердца, без любви, без чести, по законам «света».

Огромной силы достигает Толстой, рисуя Наташу в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изу­чаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка» .

И в скачках на тройках святочной морозной ночью, и в плясках с ряжеными, и в играх, и в пении Наташа предстает во всей прелести своего самобытного характера. Захватывает, чарует во всех этих отрадненских сценах не то, что делается, а то, как делается. А делается это во всю русскую удаль, со всей широтой и страстностью, во всем блеске русской поэзии. Чарует колорит национальной жизни, нравст­венное здоровье, огромный запас душевных сил. И не случайно В. И. Ленин с таким удовольствием перечи­тывал сцены охоты. И спрашивая, кого из писателей Европы можно поставить рядом с Толстым, заклю­чал - «Некого!» -

В блестящем изображении национального русско­го народного характера, в звучании самых дорогих и глубинных струн русского сердца заключено не увя­дающее очарование отрадненских сцен. Так понятна и близка жизнь Ростовых, несмотря на отдаленность эпохи, на совершенную чуждость среды, в которой действуют герои. Они близки и понятны нам, подобно тому, как близки и понятны были Анисье Федоровне (экономке дядюшки), которая «сквозь смех просле­зилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела, понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком рус­ском человеке» .

Одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа после Отрадного в театре, среди столичных аристокра­тов. Ненатуральна их жизнь, фальшивы чувства, да­леко и непонятно все то, что разыгрывается на сцене!

Вечер в театре оказался роковым "для Наташи. Она, замеченная светом, понравилась своей «свеже­стью», «нетронутостью» Анатолю Курагину, оказа­лась предметом интриги.

Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлек ее. В кратковременном увлечении и в постигшем ее горе Наташа осталась все той же воле­вой и решительной- натурой, способной, и на отчаян­ные поступки и умеющей стойко встретить беду.

После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.

События двенадцатого года возвращают Наташе энергию. С какой искренностью сожалеет она о том, что не может остаться в. Москве. Как горячо требует она от отца и матери отдать подводы раненым, оста­вив имущество!

Старый граф со слезами говорит о ней: «Яйца... яйца курицу учат...» К

Оставление Москвы совпадает с наступающей зрелостью Наташи. Суровым испытаниям подверга­ются в эти дни многие и многие русские люди. Для Наташи тоже приходит пора больших испытаний. С какой решительностью идет она к раненому Андрею! Он не только любимый ею человек, он раненый воин. Что лучше могло врачевать раны героя, чем самоот­верженная любовь женщины-патриотки! Во всей кра­соте своего женственного и безусловно героического характера появляется здесь Наташа. Она руководст­вуется только велением" сердца. За неопытность она тяжело поплатилась. Но то, что дается другим года­ми и годами опыта, Наташей усвоено сразу. Она вер­нулась к жизни способной противостоять обществу, не потеряла веры в себя. Она не спрашивала других, как следует поступать в том или ином случае, а по­ступала так, как велело ей сердце. Ночью Наташа пробирается к больному Андрею и просит у него про­щения, потому что знает, что любила и любит только его, что не может он не понять ее. Самоотверженно, не считаясь с «приличиями», ухаживает Наташа за умирающим.

Болезнь и смерть князя Андрея как бы перерож­дают Наташу. Смолкли ее песни. Развеялись иллю­зии, угасли волшебные грезы. Наташа смотрит на жизнь открытыми глазами. С той духовной высоты, которой она достигла, среди сотен людей она отме­тила замечательного «чудака» Пьера, оценив не толь­ко его «золотое сердце», но и ум. всю его сложную и глубокую натуру. Любовь к Пьеру явилась победой Наташи. Эта русская девушка, не связанная путами традиций, не побежденная «светом», избрала то един­ственное, что могла в тех условиях найти такая женщина, как она – семью. Наташа- жена-друг, жена- спутник, взявшая на свои плечи часть дела мужа. В ее характере угадывается духовный мир русских женщин – жен декабристов, последовавших за мужьями на каторгу и ссылку.

В мировой литературе много Женских образов, от­меченных яркими национальными чертами. Среди них образ Наташи Ростовой занимает свое, совершенно особое место. Широта, независимость, смелость, поэ­тическое мироощущение, страстное отношение ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ.

Немного места отведено в романе юному Пете Ростову: Однако это один из обаятельных, надолго запоминающихся образов. Петя, говоря словами Де­нисова,- один из представителей «дурацкой ростов­ской породы». Он напоминает Наташу, и хотя не так щедро одарен природой, как сестра,- в нем та же поэтическая натура, а главное, та же неукротимая действенность. Петя стремится подражать, другим, перенимая от всех хорошее. В этом он также напоми­нает Наташу. Петя, как и сестра, чуток к добру. Но он слишком доверчив, и добро видит во всем. Сердеч­ность в соединении с порывистым темпераментом со­ставляют источник обаяния Пети.

Появившись в отряде Денисова, юный Ростов прежде всего хочет сделать всем приятное. Он про­никается жалостью к пленному мальчику-французу. Он ласков с солдатами, дурного не видит в Долохове. Мечты его в ночь перед боем полны поэзии, окрашены лиризмом. Героический порыв его совсем не похож на «гусарство» Николая Петя стремится к подвигу не ради тщеславия, он искренне хочет послужить роди­не. Недаром в первом бою он не испытывает, подобно Николаю, ни страха, ни раздвоенности, ни раскаяния, что отправился на войну. Пробираясь с Долоховым в тыл к французам, он ведет себя мужественно. Но оказывается слишком неопытным, без чувства само­сохранения и в первой же атаке гибнет.

Чуткий Денисов сразу угадал прекрасную душу Пети. Гибель его до самой глубины потрясла обст­релянного гусара. «Он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети».

«Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», - вспоминалось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него» Образ Пети дополняет галерею офицеров-героев Отечественной, войны. В нем ярко проявляются оду­шевление молодого поколения двенадцатого года, только вступившего в жизнь. Именно это поколение, выраставшее в атмосфере всеобщего патриотического подъема, несло в себе страстную, энергичную любовь к родине, желание послужить ей.

Особняком стоит в семье Ростовых Вера - стар­шая дочь Ильи Андреевича. Холодная, недобрая, чу­жая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых- тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завершает; галерею семьи Ростовых.

6) Отношения между Пьером Безуховым и Натальей Ростовой - идиллия семейного счастья.

Письмо Пьера Безухова Наташе Ростовой

Дорогая Наташа, в тот великолепный летний вечер,

когда я встретил вас на балу у императора,

я понял, что всю жизнь хотел иметь

жену, такую же прекрасную, как и вы. Я глядел на

вас весь вечер, не отрываясь ни на минуту,

всматривался в ваше малейшее движение, пытался заглянуть

в каждое, пусть самое маленькое, отверстие

вашей души. Я ни на секунду не отводил глаз от

вашего великолепного тела. Но увы, все мои усилия,

чтобы привлечь ваше внимание были безуспешны. Я думаю, что

будут лишь пустой тратой времени

все мольбы и обещания с моей стороны.

Ибо я знаю, что у меня слишком маленький

статус в империи. Но все же хочу вас заверить, что

вы самое прекрасное существо на свете.

Я никогда, никогда не встречал такой

родины. И лишь ваша преогромнейшая

скромность скрывает это.

Наташа, я люблю вас!

Пьер Безухов

После смерти князя Андрея Наташа “думала, что жизнь её кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни - любовь - ещё жива в ней”. И автор не лишает её нового счастья, которое приходит к ней довольно случайно и в то же время неожиданно быстро (потому как писатель сознает, что обрекать Наташу на долгий срок ожидания чревато непредсказуемыми последствиями).

Пьер, вернувшись из плена и узнав, что жена умерла и он свободен, слышит о Ростовых, что они в Костроме, но мысль о Наташе редко навещает его: “Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего”. Даже встретив её, он не сразу узнаёт Наташу в бледной и худой женщине с печальными глазами без тени улыбки, сидевшей возле княжны Марьи, к которой он приехал.

Оба они после трагедий, утрат если и жаждут чего, то не нового счастья, а скорее забвения. Она ещё вся в своём горе, но для неё естественно именно перед Пьером выговориться без утайки о подробностях последних дней её любви к Андрею. Пьер “слушал её и только жалел её за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая”. Для Пьера - радость и “редкое наслаждение” поведать Наташе о своих приключениях во время плена. Для Наташи радость - слушать его, “угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера”.

И встретившись, эти два созданных Л.Толстым друг для друга человека больше не расстанутся. Писатель пришёл к желанной цели: его Наташа и Пьер взяли с собой горький опыт прежних ошибок и страданий, прошли через соблазны, заблуждения, стыд, лишения, которые подготовили их к любви.

Наташе - двадцать один год, Пьеру - двадцать восемь. С этой их встречи могла бы начинаться книга, а она идёт к концу… Пьер сейчас всего на год старше, чем был князь Андрей в начале романа. Но сегодняшний Пьер - гораздо более зрелый человек, чем тот Андрей. Князь Андрей в 1805 году твёрдо знал только одно: что он недоволен той жизнью, какую ему приходится вести. Он не знал, к чему стремиться, он не умел любить.

Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. Всё хорошо, что хорошо кончается. Кажется, так назывался роман, когда Л.Толстой только начинал «Войну и мир». В последний раз Наташа появляется в романе в новой роли - жены и матери.

Своё отношение к Наташе в новой для неё жизни Л.Толстой выразил мыслями старой графини, которая “материнским чутьём” понимала, что “все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном”. Графиня Ростова “удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”.

Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший её лучшими в его глазах качествами женщины. В Наташе Ростовой-Безуховой Л.Толстой, если перейти на высокопарный язык, воспел благородную женщину той эпохи, какой он себе её представлял.

Портрет Наташи - жены и матери - завершает галерею портретов Наташи от тринадцатилетней девочки до двадцативосьмилетней женщины, матери четырёх детей. Как и все предыдущие, Наташин последний портрет тоже согрет теплотой и любовью:“Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую подвижную Наташу”. Черты её лица “имели выражение спокойной мягкости и ясности”. Непрестанно горевший прежде “огонь оживления” зажигался в ней теперь только тогда, когда “возвращался муж, когда выздоравливал ребёнок, или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее”, и “очень редко, когда что-нибудь случайно вовлекало её в пение”. Но когда в её “развившемся красивом теле” зажигался прежний огонь, она “бывала ещё более привлекательна, чем прежде”.

Наташа знает “всю душу Пьера”, она любит в нём то, что он сам в себе уважает, а Пьер, нашедший с помощью Наташи духовный ответ в земном, видит себя “отражённым в своей жене”. Разговаривая, они “с необыкновенной ясностью и быстротой”, что называется, на лету схватывают мысли друг друга, из чего мы делаем вывод о полном духовном их единстве.

На последних страницах на долю героини-любимицы выпадает доля стать воплощением идеи автора о сущности и назначении брака, основах семейной жизни, назначении женщины в семье. Душевное состояние Наташи и вся её жизнь в этот период воплощают заветный идеал Л.Толстого: “цель супружества - семья”.

Наташа показана в заботах и привязанности к детям и мужу:“Всему, что было умственным, отвлечённым делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехой в этой деятельности её мужа”.

Наташа - и поэзия жизни, и проза её одновременно. И это не “красивая” фраза. Более прозаичной, чем в финале книги, читатель ни разу, ни в горе, ни в радости, её не видел.

Изобразив в эпилоге идиллию, с точки зрения Л.Н.Толстого, семейного счастья Наташи, писатель превращает её “в сильную, красивую и плодовитую самку”, в которой теперь, как он сам признаёт, очень редко зажигался прежний огонь. Растрёпанная, в халате, пелёнкой с жёлтым пятном, идущая большими шагами из детской - такую Наташу Л.Толстой предлагает как истину книги в завершение своего четырёхтомного повествования.

Можем ли и мы вслед Л.Толстому думать так же? Вопрос, на который, как мне представляется, каждый ответит сам. Писатель же до конца дней своих оставался верен своей точке зрения, нет, не на “женский вопрос”, а на роль и место женщины в его собственной жизни. Такой и никакой иной, смею полагать, желал он видеть супругу Софью Андреевну. А та почему-то никак не вписывалась в предназначенные ей мужем рамки.

Для Л.Толстого Наташа - та самая жизнь, в какой всё, что ни делается, всё к лучшему, и в которой никому не ведомо, что ждёт его завтра. Финалом книги становится простая, незамысловатая мысль: сама жизнь со всеми её беспокойствами и тревогами и есть смысл жизни, в ней итог всего и в ней ничего нельзя предвидеть и предсказать, она же и есть та искомая героями Льва Толстого истина.

Вот почему книгу завершает не какой-нибудь великий деятель или национальный герой, не гордый Болконский и даже не Кутузов. Именно Наташу - воплощение жизни, такой, как писатель её понимает и принимает в это время - и Пьера, мужа Наташи, встречаем мы в эпилоге.

Заключение.

Исходя из написанного выше, можно сделать следующие выводы:

1. Истинная история, как её видит и понимает Л.Толстой, это сама жизнь, простая, размеренная, состоящая - как золотоносная жила с россыпями драгоценных песчинок и небольших слитков - из обычных мгновений и дней, приносящих человеку счастье, вроде тех, которые вкраплены в текст «Войны и мира»: первый поцелуй Наташи; встреча ею приехавшего в отпуск брата, когда она, “держась за полу его венгерки, прыгала, как коза, всё на одном месте и пронзительно визжала”; ночь, когда Наташа не даёт спать Соне: “Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало”; дуэт Наташи и Николая, когда пение трогает что-то лучшее, что было в душе Ростова (“И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире”); улыбка выздоравливающего ребёнка, когда “лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели больше обыкновенного от счастливых слёз”; один вид преображённого старого дуба, который, “раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца”; тур вальса на первом балу Наташи, когда её лицо, “готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой”; вечер святочного веселья с ездой на тройках и гаданием девушек по зеркалам и сказочная ночь, когда Соня находилась “в несвойственном ей оживлённо-энергическом настроении”, а Николай очарован и взволнован близостью Сони; страсть и красота охоты, после которой Наташа, “не переводя дух, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело”; степенное веселье гитарных переборов дядюшки и русская пляска Наташи, “в шелку и бархате графини, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке”…Ради этих приносящих счастье минут, куда реже - часов, живёт человек.

2. Создавая «Войну и мир», Л.Толстой искал для себя точку опоры, позволяющую ему найти внутреннюю связь, сцепление образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей, мыслей, идей, чувств. В те же годы, когда из-под его пера выходили памятные всем страницы, где улыбающаяся Элен, блестя чёрными глазами, демонстрирует свою власть над Пьером: “Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна?.. Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому, и вам тоже”; где Николай Ростов в момент ссоры и возможной дуэли с Андреем Болконским “думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом…”; где зачарованная Наташа слушает рассуждающего о деятельной добродетели Пьера, и одно смущает её: “Неужели такой важный и нужный человек для общества - вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?”, - в те самые годы он писал: “Цель художника… в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех её проявлениях”.

3. Не великие исторические события, не идеи, претендующие на руководство ими, не сами руководители-наполеоны, а человек, “соответствующий всем сторонам жизни”, стоит в основании всего. Им меряются и идеи, и события, и история. Именно таким человеком Л.Толстой видит Наташу. Её, будучи автором, и выдвигает он в центр книги, семью Наташи и Пьера он признает лучшей, идеальной.

4. Семья в жизни и творчестве Толстого связана с теплом, уютом. Дом - это место, где все тебе дороги и ты всем дорог. По мнению писателя, чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейные связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения высказывает Толстой на страницах своего романа, изображая семью Наташи и Пьера. Таково мнение писателя, который и сегодня кажется нам современным.

Список использованной литературы.

1. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». – М.: Художественная литература, 1978.

2. Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л.Н. Толстой в расцвете художественного гения.

3. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М.,1928

4. Мотылева Т. О мировом значении Толстого Л. Н. – М.: Советский писатель, 1957.

5. Плеханов Г. В. Искусство и литература. – М.: Гослитиздат, 1948

6. Плеханов Г. В. Л. Н. Толстой в русской критике. – М.: Гослитиздат, 1952.

7. Смирнова Л. А. Русская литература 18 – 19 вв. – М.: - Просвещение, 1995.

8. Толстой Л.Н. Война и Мир – М. : -Просвещение 1978


Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». – М.: Художественная литература, 1978 – с. 7

Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л.Н.Толстой в расцвете художественного гения, с. 101