К какому роду относится герой нашего времени. Сборник идеальных эссе по обществознанию

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.

Разве я похож на убийцу?..

Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840 году. Писатель сочинял главное произведение своей жизни в течение двух лет, публикуя его на страницах популярного журнала «Отечественные записки». Это сочинение стало знаковым не только в его творчестве, но и в русской литературе в целом, ведь данная книга стала первым смелым и одновременно удачным опытом подробного психологического анализа главного персонажа. Необычной была и сама композиция повествования, которая оказалась разорванной. Все эти особенности произведения привлекли к нему внимание критиков, читателей, а также сделали его эталоном в своем жанре.

Замысел

Роман Лермонтова не возник на пустом месте. Автор опирался как на зарубежные, так и на отечественные источники, которые вдохновили его на создание неоднозначного персонажа и необычного сюжета. Книга Михаила Юрьевича по своей задумке очень похожа на «Евгения Онегина» Пушкина, хотя и написана в более драматичном стиле. Кроме того, писатель опирался на иностранный опыт в создании внутреннего мира героя. Психологический роман уже был известен в Европе. "Герой нашего времени" можно определить как психологический роман за счет пристального внимания автора к поведению и настроению Печорина.

Особенно ярко такие черты проявились в творчестве французского просветителя Руссо. Также можно провести параллели между сочинением автора и произведениями Байрона, Бестужева-Марлинского. Создавая свое оригинальное сочинение, автор ориентировался в первую очередь на реалии своего времени, что и отразилось в названии. По словам самого писателя, он стремился создать общий портрет своего поколения - молодых интеллигентных людей, которые не могут ничем себя занять и тратят свои силы на бесполезные занятия, которые вредят, как им самим, так и окружающим.

Особенности композиции

Роман Лермонтова имеет необычное построение по сравнению с другими произведениями аналогичного рода. Во-первых, в нем нарушена хронологическая последовательность происходящих событий; во-вторых, повествование ведется от нескольких действующих лиц, в том числе, и от самого главного героя. Такой прием выбран автором не случайно. Он намеренно начал рассказ с середины жизни Печорина. Читатель получает о нем представление со слов постороннего человека, его бывшего сослуживца Максима Максимыча. Затем писатель показывает его глазами рассказчика, который видел его мельком, но тем не менее успел составить о нем в целом правильное представление.

Изображение героя

Поскольку психологический роман предполагает подробный анализ внутреннего мира персонажа, то последние две части написаны от имени самого Печорина в виде дневниковых записей. Таким образом, читатель видит персонажа в разные моменты его жизни, которые внешне как будто никак не связаны между собой. Так Лермонтов добивался эффекта разорванности времени, стремясь показать бесцельность существования своего персонажа, который в разные периоды своей жизни демонстрирует себя не с самых лучших сторон.

Сравнение с Онегиным

Жанр произведения «Герой нашего времени» - роман психологической направленности. Это сочинение, как уже было сказано выше, стало первым опытом в русской литературе в создании нового типа персонажа - так называемого лишнего человека. Впрочем, и до Лермонтова некоторые писатели создали персонажа, который не вписывался в устоявшиеся социально-политические рамки российской действительности первой половины 19 века. Самый яркий пример - Евгений Онегин, который так же, как и Печорин, был дворянином и так же безуспешно пытался найти хотя бы некоторое применение своим силам и способностям. Однако если Пушкин изобразил своего персонажа с добродушным юмором, то Лермонтов сделал акцент на драматическую составляющую. Психологический роман Михаила Юрьевича стал одним из самых значимых произведений того времени.

Особенность образа Печорина

Устами своего героя он зло критикует пороки современного ему общества, желчно высмеивает недостатки окружающего мира. В этом состоит характерная особенность образа Печорина - он не проводит праздно время, как Онегин в деревне, его отношение к жизни довольно активно, он не только критикует отрицательные стороны того общества, где вращается, но и действует, подвергая окружающих своеобразным психологическим испытаниям.

Первая часть

Жанр произведения «Герой нашего времени» определил и особенность построения текста романа. Автор задался целью переломить традицию русской литературы, заложенную Бестужевым-Марлинским, предполагавшую авантюрный сюжет и динамичное повествование. Лермонтов сделал акцент на детальный анализ внутреннего состояния своего героя. В первую очередь его интересовало объяснение причин странного, необычного, противоречивого поведения Печорина. Первую попытку разъяснить характер молодого офицера предпринял Максим Максимыч, командир кавказской крепости, где Печорин проходил службу.

Добрый капитан искренно пытался дать хотя бы какое-то объяснение эксцентричным поступкам своего сослуживца: похищению Бэлы, его любовь к ней и быстрое охлаждение чувств, его видимое, кажущееся безразличие к ее ужасной смерти. Однако Максим Максимыч, человек очень простой и бесхитростный, так и не смог понять причину душевных метаний Печорина. Рассказчику он только говорит о том, что последний представлялся ему человеком очень странным, поскольку с его появлением последовала целая цепь странных и трагических событий.

Портрет

На школьных уроках по литературе очень важно, чтобы ученики поняли жанр произведения «Герой нашего времени». Эта книга представляет собой психологический портрет Печорина, который, в свою очередь, является коллективным портретом современного писателю молодого поколения. Вторая часть произведения интересна тем, что в ней читатель видит Печорина глазами человека одного с ним социального положения, возраста, образования и воспитания. Поэтому описание, данное рассказчиком этому персонажу, заслуживает особенного внимания, потому что оно, несмотря на беглость осмотра и краткость встречи, более верно, чем объяснения капитана. Важен тот факт, что повествователь описывает не только внешность, но и старается угадать душевное состояние Печорина, и это ему отчасти удается. Именно это объясняет тот факт, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Рассказчик подмечает в характере Печорина такие черты, как задумчивость, расслабленность и усталость. Причем он отмечает, что это был не физический, а душевный упадок. Особое внимание автор уделяет выражению его глаз, которые блестели каким-то фосфорическим светом и не улыбались, когда он сам смеялся.

Встреча

Кульминацией этой части является описание встречи Печорина со штабс-капитаном. Последний жаждал этой встречи, он спешил к молодому офицеру как к старому другу, однако встретил довольно прохладный прием. Старый капитан был очень обижен. Однако автор, который впоследствии опубликовал дневниковые записи Печорина, отметил, что после их прочтения многое понял в характере персонажа, подробно проанализировавшего собственные поступки и недостатки. Именно это позволяет понять, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Однако в сцене встречи с Максимом Максимычем читатель может удивиться и даже укорить персонажа за подобное равнодушие. В данном эпизоде симпатии всецело на стороне старого капитана.

Повесть «Тамань»

Это произведение открывает начало дневниковых записей Печорина. В ней молодой офицер не только повествует об эксцентричном приключении в маленьком морском городке, но и анализирует свое поведение. Он сам удивляется своей неуемной жажде жизни, отмечая, что бесцельно и бессмысленно вмешался в жизнь контрабандистов.

Стремление персонажа участвовать в жизни окружающих людей, пусть даже помимо их воли, - вот в данном случае основная тема. «Герой нашего времени» - это роман, который акцентирует внимание не столько на описании внешних событий, сколько на подробном анализе внутреннего состояния действующих лиц. Во второй части Печорин становится свидетелем махинаций контрабандистов и довольно неосторожно выдает свою тайну. В результате его чуть не утопили, а шайка была вынуждена бежать с насиженного места. Таким образом, попытка Печориным понять собственное неуместное поведение - это во второй части основная тема. «Герой нашего времени» интересен тем, что последовательно раскрывает образ персонажа с самых разных и неожиданных сторон.

«Княжна Мери»

Это, пожалуй, самая главная и интересная часть в произведении. Именно в данной части персонаж раскрывается в полной мере. Действие происходит на лечебных кавказских водах.

Молодой офицер, чтобы подразнить своего приятеля Грушницкого, влюбляет в себя молодую княжну Мери. Несмотря на то что и сам к ней неравнодушен, тем не менее он не способен полюбить ее по-настоящему. Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в данной повести показывает себя с самой невыгодной стороны. Он не только обманывает девушку, но и убивает на дуэли Грушницкого. Вместе с тем именно в этой части Григорий Александрович самым беспощадным образом обличает свои недостатки. Здесь же он объясняет свой характер: по его словам, бесцельное времяпрепровождение, отсутствие друзей, сочувствия и понимания привели к тому, что он стал желчен, злобен и нелюдим. При этом он заключает, что «странно сердце человеческое вообще». Он относит свое высказывание не только к окружающим, но и к себе.

Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в этой повести раскрывается в полной мере. Наиболее интересна его запись размышления накануне дуэли с Грушницким, в которой он подводит итог своей жизни. Молодой офицер утверждает, что его жизнь, несомненно, имела смысл, но что он так и не сумел его понять.

Любовная линия

Лучше понять героя помогают его отношения с женщинами. В романе присутствуют три любовных сюжета, каждый из которых раскрывает личность молодого офицера с разных сторон. Первый из них связан с линией Белы. По своей натуре она была девушкой свободолюбивой, так как выросла в горах среди кавказских племен.

Поэтому быстрое охлаждение к ней Печорина фактически убило ее. Роман «Герой нашего времени», женские герои которого позволяют лучше понять психологический портрет персонажа, посвящен детальному объяснению поведения молодого офицера. Во второй части также присутствует любовная линия, однако она носит довольно поверхностный характер.

Тем не менее именно этот сюжет послужил основой интриги во второй повести. Сам герой не знает, как оценивать собственные действия: «Глупец я или злодей, не знаю», - говорит он о себе. Читатель видит, что Печорин прекрасно разбирается в психологии окружающих людей: он сразу угадывает характер незнакомки. Вместе с тем он склонен к авантюрным приключениям, в чем сам признается, что привело к странной развязке.

Произведение «Герой нашего времени», женские герои которого интересны тем, что так или иначе повлияли на судьбу Печорина, завершается последней любовной линией офицера и княжны. Последняя заинтересовалась оригинальным характером Печорина, однако не сумела до конца его понять. В этой же повести присутствует описание отношений Григория Александровича с княгиней Верой, которая лучше всех остальных поняла его характер. Итак, первым психологическим романом в отечественной литературе стало произведение «Герой нашего времени». Цитаты главного персонажа показывают его как сложного и неоднозначного человека.

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». 9 кл .

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

1. романтизм 2. критический реализм

3. сентиментализм 4. просветительский реализм 5. классицизм

2. Тема художественного произведения – это:

1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.

3. Определите идею романа «герой нашего времени»:

1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.

4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».

1. Печорин 2. Онегин 3. Доктор Вернер 4. Грушницкий

5. В чём трагедия Печорина?

1. В конфликте его с окружающими.

2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).

3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

4. В эгоистичности.

6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:

1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.

3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая натура.

5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

1. Грушницкий 2. Княжна Мери 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер 5. Бэла

7. О ком из героев романа идёт рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»

1. Грушницкий 2. Печор 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер

8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».

1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. предисловие к журналу Печорина

4. «Тамань» 5. окончание журнала Печорина 6. «Княжна Мери» 7. «Фаталист»

9. Определите принадлежность портрета героя:

«…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».

1 Грушницкий 2. Печорин 3. Вернер 4. Максим Максимыч

10. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?

«…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

1. дуэль Печорина и Грушницкого 2. похищение Карагёза

3.гибель Бэлы 4. выстрел Вулича

11. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»:

1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.

2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира человека.

12. Печорина звали:

1. Максим Максимыч 2. Григорий Александрович

3. Сергей Александрович 4. Александр Григорьевич

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Ключ.

    1 – Максим Маскимыч, 2 – Грушницкий, 3 – Вернер, 4 – Бэла, 5 – княжна Мери.

    4 – «Тамань», 6 - «Княжна Мери», 7 - «Фаталист», 1 - «Бэла», 2 - «Максим Максимыч», 3, 5 - журнал Печорина.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.
- Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже...
Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:
- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.
В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!