Осенний призыв. Как правильно призвать к действию

Хороший разговор или публичное выступление - это как хорошая игра, кино, или песня. Он захватывает внимание слушателя, излагает материал по пунктам, а затем блестяще заканчивается. Но если вы не знаете, как закончить выступление, основные идеи, которые вы пытаетесь донести, будут утеряны.

Слова, которые вы говорите в начале, и особенно в конце вашей речи, будут помнить дольше, чем любую другую часть вашего выступления. Некоторые знаменитые общественные деятели так заканчивали свою речь, что даже сегодня многие ее помнят.

Как же закончить речь и получить овации?

1) Тщательно продумайте заключительные слова

Чтобы убедиться в том, что ваше заключение произведет сильное впечатление на публику, нужно спланировать каждое слово.

Задайте себе вопрос: "В чем заключается цель этой речи?" В ответе нужно указать на действия, которые вы хотите, чтобы ваши слушатели выполняли, послушав вашу речь. Когда вы четко осознаете, какой конечный результат желаете получить, то становится намного легче спланировать такое заключение, которое наталкивает ваших слушателей на мысль о том, что надо действовать так, как вы предлагаете.

Лучшая стратегия планирования убедительного и яркого завершения речи состоит в том, чтобы спланировать завершение в первую очередь, а потом уже построить весь текст речи. Затем вернитесь в начало и сделайте вступление, которое готовит почву для этого заключения. В основной части выступления вы просто раскрываете свои идеи и призываете аудиторию мыслить и действовать согласно вашим желаниям.

2) Всегда завершайте речь с призывом к действию

Очень важно говорить слушателям о том, что вы хотите, чтобы они делали после того, как послушают вас. Призыв к действию является лучшим способом впечатляюще закончить речь. Например:

У нас есть серьезные испытания и большие возможности, и с вашей помощью мы преодолеем все трудности, и этот год станет лучшим годом в нашей истории!

Что бы вы не говорили, представьте себе восклицательный знак в конце, и по мере приближения к завершению, подберите соответствующий темп и ритм речи. Выделите интонацией самое важное в окончании. Поставьте финальную точку.

Независимо от того, собираются ли присутствующие в аудитории разделить вашу точку зрения или готовы ли они сделать то, что вы просите, вы должны четко и последовательно излагать свои мысли.

3) Подведите итог

Существует простая формула итога любой речи:

  • Перечислите то, о чем вы собираетесь рассказывать.
  • Расскажите об этом.
  • Подведите итоги того, что рассказали.

По мере приближения выступления к концу, скажите что-то вроде: "Позвольте мне кратко изложить основные моменты..." Затем перечислите ваши ключевые моменты, один за другим, и повторите их для аудитории, показывая взаимосвязь между ними.

Слушатели положительно воспримут последовательное повторение того, что они только что услышали. Они понимают, что вы подводите итоги.

4) Завершите речь какой-то пикантной историей

Когда завершаете свое выступление, вы можете сказать:

Позвольте мне рассказать вам историю, которая иллюстрирует то, о чем я говорю...

Расскажите краткий поучительный рассказ, и скажите слушателям, в чем состоит его поучительный смысл. Они не должны сами пытаться понять смысл вашего рассказа.

Вы можете завершить речь историей, которая иллюстрирует все ключевые моменты и связана с ключевым сообщением, которое вы собираетесь донести аудитории.

5) Заставьте всех смеяться

Расскажите анекдот, который связан с вашей темой и подчеркивает главную мысль или основные моменты, и к тому же может всех рассмешить.

Публичное выступление - призыв (уроки развития речи в 6-м классе)
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи. Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.
В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.
Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)
Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: «обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».
Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя:
усвоение правил (теория);
анализ образцов;
упражнения с разбором и критикой выступлений;
речевая практика и упражнения по технике речи.
В 6-м классе программой отводится 3 часа по теме «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности».
Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория. Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:
зачем говорю? (цель)
для кого говорю? (особенности аудитории)
что говорю? (содержание).
Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:
изобретение речи;
ориентировка;
расположение;
запоминание;
произнесение.
Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), результаты фиксировались учениками в тетради.
Следующая часть урока посвящена обсуждению «Памятки оратора» (см. приложение 2).
Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:
цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).
На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса«Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.
Цели данного урока:
углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;
развитие умения произносить речь побуждающего характера.

Оформление доски:
Эпиграфы:
Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон.
Умение просто и красиво говорить – целая наука. К.С.Станиславский.
Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем. Исократ.
«Памятка оратора» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подготовленная детьми информация об ораторах ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подготовительная работа.
Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.
Ход урока
Организационный момент. Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.Упражнение на дыхание «33 Егорки».
Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.
Актуализация полученных ранее знаний. Беседа по вопросам:
Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?
Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?
Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?
Каковы особенности речи-призыва?
Выступления учащихся.Сначала выступает оратор с готовой речью «О бабушках» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования «Памятки».Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.
Подведение итогов урока. Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.
Домашнее задание. Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»
Литература
С.Никольская. Техника речи. – М., 1978.
Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995
В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994.

Навыки ораторского мастерства полезны человеку любой профессии, ведь умение общаться с публикой делает его уверенным в себе и повышает ценность сотрудника в глазах работодателя. Именно поэтому так важна ораторская речь — примеры выступлений особенно. Ведь они помогут вам правильно подобрать стиль речи для определенного случая.

Ораторское выступление всегда имеет определенную цель, а именно убеждение публики при помощи тех или иных ораторских методов. Целью может быть информирование аудитории о тех или иных событиях или результатах, мотивация для достижения улучшения каких-либо показателей, призыв к определенным действиям, убеждение в правоте своих мыслей или идей и т.д.

Риторика предлагает разные методики для достижения вышеописанных целей. Следовательно, в зависимости от цели или характера выступления разные виды имеет и ораторская речь примеры которой будут рассмотрены в данной статье.

Согласно современной классификации, выделяют 5 типов ораторской речи, каждый из которых включает еще несколько видов.

  1. Социально-политическое красноречие (агитационная речь, дипломатические выступления, выступления по политико-экономической тематике, митинговая речь и т.д.).
  2. Академическое красноречие (лекции, доклады, конференции и т.д.).
  3. Судебное красноречие (речи прокурора, обвиняемого, адвоката, присяжных судей и т.д.).
  4. Социально-бытовое красноречие (поздравительная речь, тост, поминальная речь и т.д.).
  5. Духовное красноречие (проповеди, речи на духовную тематику и т.д.).

Примеры публичных выступлений помогут более детально рассмотреть каждый из предложенных видов красноречия.

Социально-политическое

Рассмотрим три жанра социально-политического красноречия.

  • Агитационная речь направлена на получение мгновенного отклика от публики. Выступление оратора склоняет аудиторию на сторону выступающего и призывает ее сознательно и добровольно действовать в интересах оратора для достижения общей цели.

Пример: «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».

  • Дипломатическая речь – официальное выступление оратора, представляющего то или иное государство. Речь отличается сдержанностью, но четким выражением позиций государства.

Пример:«Современное мироустройство постепенно переходит от системы однополярности к многополярности, так как гегемония одного сильного государства не может обеспечивать безопасность населения планеты.
Мы стоим на том, что в складывающихся условиях нового миропорядка все вопросы могут решаться только путем мирных переговоров и поиска консенсуса. Только так мы сможем сохранить этот мир для наших потомков».

  • Митинговая речь – это та речь, которая заряжает толпу на отстаивание какой-то общей идеи. Такая речь обычно затрагивает острые социально-политические темы и собирает людей для протеста или поддержки того или иного решения руководства страны, города, завода, школы и т.д.

Пример: «Мы собрались здесь для того, чтобы выразить свое несогласие с закрытием предприятия. Мы не отдадим родной завод тем, кто хочет нажиться на его сносе.
Если сейчас мы остановим этот беспредел, мы сможем обеспечить рабочими местами своих детей и внуков. Сохраним производство! Пусть руководство услышит нас!».

Академическое

Жанры академического красноречия в основном работают в рамках науки и образования, однако в некоторых случаях академическое красноречие носит популистский и пропагандистский характер.

  • Лекция – ораторская речь, имеющая четкую структуру, соблюдающая все логические связи и в большинстве случаев имеющая своей целью информирование слушателей. Так, лекции могут быть посвящены не только образовательным дисциплинам, но и определенным тематикам (вред курения, алкоголя, наркотиков и прочее).

Пример: «Сегодняшняя лекция посвящена развитию науки. План лекции следующий: этапы развития науки, модели развития науки, типы научных революций и феномен псевдонауки.
Итак, начнем с того, что любая наука развивается в процессе познания окружающего мира. Выделяют 5 этапов развития науки: донаучный, античный, средневековый, этап классической науки и, наконец, современная наука. Разберем подробнее каждый этап».

  • Доклад – выступление оратора, которое проводится в рамках конференций, симпозиумов и т.д. и выносится на обсуждение слушателей. Обычно доклад является подведением итогов проведенных исследований и опытов в той или иной научной области.

Пример:«Целью доклада на тему «Концепт «Дружба» в немецкой и русской лингвокультурах» является изучение особенностей восприятия концепта «дружба» носителями немецкой и русской лингвокультур, а также выявление сходств и различий.
После проведения социологических опросов и свободного ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод, что немцы и русские воспринимают дружбу практически одинаково».

  • Научное сообщение – публичная речь, ограниченная по времени и обращенная к одной конкретной мысли. Сообщение научного характера выражается лаконично и логично.

Пример:«Современное состояние Тихого океана вызывает опасения. Мусорное пятно, образовавшееся в северной части океана, является серьезной угрозой не только для обитателей самого океана, но и для человека. На повестку дня вынесено несколько предложений по решению данной проблемы».

Судебное

Ораторская речь судебного характера включает в себя практически все выступления, которые проводятся в зале судебных заседаний.

  • Обвинительная речь – ораторская речь государственного обвинителя или прокурора, дающая оценку ходу следствия и имеющимся доказательствам того, что именно обвиняемый совершил преступление. Также прокурор предлагает на рассмотрение ту или иную меру наказания для обвиняемого.

Пример:«Сегодня нам предстоит стать участниками в слушании по делу серийного убийцы. Сторона обвинения хотела бы уделить особое внимание наиболее значимым обстоятельствам дела, а также представить неопровержимые доказательства совершения серии преступлений обвиняемым».

  • Адвокатская речь – это публичная речь, которая направлена на парирование обвинений прокурора и на предоставление собственных доказательств, отводящих вину за преступление от обвиняемого.

Пример:«Да, вы правы, товарищ прокурор, мой подзащитный состоял в неоднозначных отношениях с убитой. Однако стоит отметить, что мотив был не только у моего подзащитного, но и у сестры убитой. Более того, найденные улики доказывают, что на орудии преступления были найдены элементы искусственной кожи. Именно той кожи, из которой сделаны перчатки сестры убитой».

Социально-бытовое

Ораторские выступления в рамках социально-бытового красноречия являют собой проявление общественных отношений.

  • Поздравительная речь – выступление с целью выразить свое восхищение, радость по тому или иному случаю. Это может быть чей-то юбилей, день рождения, свадьба, открытие предприятия, рождение ребенка и т.д. Особенностью такой речи является торжественность и пафосность.

Пример:«Дамы и Господа! Мы собрались здесь сегодня, чтобы отметить прекрасное событие – десятилетие нашей компании. Я хочу поздравить каждого, кто вложил свой вклад в развитие нашего общего дела, а также пожелать нашей фирме дальнейшего процветания и преданных клиентов!».

  • Поминальная речь – читается по случаю чьей-либо смерти. Такая речь обычно строится на воспоминаниях об усопшем, на подчеркивании его положительных качеств, а также на словах поддержки близким родственникам умершего. Поминальная речь также отличается трагическим пафосом.

Пример:«Он был замечательным человеком. Хотя я знаю его только как коллегу и могу сказать, что это был человек слова и невероятной любви к своему делу, могу также добавить, что он всегда оставался, прежде всего, любящим отцом и мужем».

Духовное

Церковное красноречие оказывает сильное воздействие на народные массы. Религия является одним из регуляторов поведения за счет моральных устоев.

  • Проповедь – речь, читающаяся представителем духовенства и имеющая своей целью распространение идеи или верования. Проповедь сообщает о любви Бога к людям, о милосердии, сострадании, о Божьей воле на все события и т.д. Такая речь пробуждает в слушателях благоговение и трепет к религии. Речь отличается высоким стилем, пафосом, морально-назидательным тоном.

Пример: «Дух Святой был на Земле тогда, когда человека еще и в помине не было. Именно Дух Святой устроил жизнь человеческую. Именно Дух Божий чрез Моисея освободил сынов Израилевых от египетского ига и привел их к земле обетованной».

  • Духовные лекции – такие же образовательные лекции, доносящие до слушателей религиозные идеи.

Пример: «Люди привыкли жить по юридическим законам и по законам природы. В первом случае, скажем, украл человек небольшую сумму денег, пошел в церковь и поставил свечку – все, душа спокойна. Во втором случае – прыгай из окна, никто тебя не накажет, но будет больно – в этом действие закона природы. Однако есть еще одна категория законов – законы духовной жизни, которые помогают человеку быть собой и принимать себя».

Теперь, когда примеры помогли понять, что такое ораторская стезя, работать над своей речью в зависимости от цели выступления будет гораздо проще. Основным правилом при подготовке любой речи всегда является сонастройка с аудиторией.

Делать заключения сухие и холодные – значит терять плод своего слова, — М.М.Сперанский

Если первые слова оратора должны привлечь внимание публики (о том, как начать публичное выступление можете прочить здесь: https://goo.gl/GEjqAA ), то последние призваны усилить эффект выступления. Сказанные под занавес слова должны звучать в ушах слушателей и после окончания выступления.

1.Сделать обзор того, что Вы сказали

Речь не можем оборваться на полуслове – это не сцена «из мыльного сериала». Речь должна закругляться, то есть возвращаться мыслью к началу, как бы напоминания слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли. Эта техника появилась не сегодня и не вчера, ее пример можно увидеть даже в Библии: «И пришел я к Вам, чтобы сказать: любите ближнего, как самого себя. И говорю я Вам: любите ближнего, как самого себя. И сказал я Вам: любите ближнего, как самого себя». Необходимость именно такого заключения продиктована тем, что ораторская речь воспринимается на слух, и слушатели не могут, как читатели книги, заглянуть в начало, где бы им объяснили значение предстоящего разговора. Напоминание после прослушанного обоснования и разбора разнообразных аргументов помогает слушателю связать все воедино. Поэтому очень важно в конце каждой части речи и всего выступления в целом подводить итоги и расставлять акценты, которые позволяют усилить эффект от выступления и призвать аудиторию к действиям.

Но особенно важна вторая часть заключения. Хотелось бы, чтобы у слушателей не только возникло ощущение, что информация классная, чтобы они не только получили удовольствие, но и стали следовать полученной информации. Поэтому в заключении речи необходимо призвать людей к действиям.

2.Призыв к действиям

Этим Вы завершаете выступление. Говорите о том, что людям надо сделать, не оставляйте место для досмысливания, люди после вашего выступления должны четко знать, куда идти и что делать.

Последняя фраза является таким же важным элементом мотивационной речи, как и первая. Ее главная задача – призвать людей к активным действиям, связанным с темой выступления. Поэтому ключевыми словами в этой фразе должны быть глаголы. Моя тема по ораторскому искусству обычно завершается такими словами: «Для того чтобы научиться ходить, что нужно делать? Ходить. Для того, чтобы научиться писать, что нужно делать? Писать. Для того, чтобы научиться выступать, что нужно делать? Выступать. Правильно! Если хотите стать высокооплачиваемым спикером, вам нужно выступать, выступать и еще раз выступать! Выступайте как можно чаще и используйте любую возможность для выступления!»

Какими способами можно еще завершить свое выступлений? Например, так:

Подвести итог сказанному, суммировать идеи речи

Рекомендую записать (запомнить) следующие выводы… Давайте сделаем выводы из нашего прошлого, чтобы такое больше не повторялось в будущем… Словом, господа, результаты технических испытаний этого устройства, а также опыт его применения, надежные принципы действия, положенные в основу его эксплуатации, и реальные средства, сэкономленные в течение года за счет предотвращения крушений, дают мне основания самым категорическим образом рекомендовать его скорейшее внедрение в нашем отделение.

Выдвинуть конкретное предложение, вытекающее из смысла

Приведенное выше заключение является великолепным образцом концовки, призывающей к действию. Оратор обосновал свой призыв такими доводами, как экономия средств и возможность предотвращения крушений.

Заострить проблему, усилить впечатление от речи

Экология наряду с экономикой и национальными отношениями стала одной из главных проблем страны. Мы считаем, что комплекс мер, кратко обозначенный в этом выступлении, ознаменовал бы важный шаг в резком улучшении экологической обстановки. Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, то все социальные проблемы теряют свой смысл. И мы обязательно должны искать пути консолидации нашего общества.

Повторить основные этапы развития темы

С тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям. Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. В чем причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя…

Показать пути выхода из проблемы

Показать пути выхода из проблемы и наметить ее возможное развитие. Сегодня в обществе существует значительная напряженность, которая выплескивается в дискуссиях, в разговорах, беседах. Но я уверена, что выход есть, и он – в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил.

Высказать пожелание аудитории или обратиться к ней с прямым призывом

Теперь, когда тяжелая полоса позади и в бизнесе наметилось оживление, мы обращаемся к вам с краткой просьбой: «Дайте больше активности! Действуйте!»

Указание перспектив

Если Вы добросовестно освоите материал на сегодняшнем занятии, то сможете быстрее научиться…

Иллюстрированная концовка

Выглядит очень эффектно. Для этого могут быть использованы стихи, афоризмы, цитаты. Это позволяет усилить эмоциональность и емкость концовки, сделать ее более броской, запоминающейся.


Юмористический финал

Анекдот или шутка. Например, оратор, читая лекцию о постановке целей, говорит, что их надо ставить не завтра, а сегодня. А в заключении спрашивает: «Скажите, пожалуйста, когда нужно ставить цели: в понедельник или во вторник? Слушатели с улыбкой на лице отвечают: «Сегодня!»

Сочетание приема краткого повторения основных проблем с приемом отрицания

Вы не обязаны помнить, что Цицерон жил в 106 – 43 г.г. до н.э. Вы можете вообще не знать, что его палачом оказался лучший ученик и друг император Август Октавиан, но Вы должны запомнить непременно, что Цицерон был самым великим оратором всех времен и народов». В первую очередь в памяти слушателей остается то, что не рекомендуется, так как такая антирекомендация на самом деле является прямой установкой на память, а то, что Цицерон – великий оратор, известно всем и без напоминания.

Чего избегать в заключении

Люди не застрахованы от ошибок, тем более их легко совершить, когда, как Вам кажется, Ваше выступление уже позади. И все постарайтесь избегать следующих вещей:

— Заканчивать свое выступление словами: «Вот приблизительно и все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу»;

— Никогда не завершайте речь вымученной улыбкой, разведением рук или словами: «Я полагаю, это все, о чем я хотел сказать», «Вот и все, ребята!»;

— Не извиняйтесь перед слушателями за то, что у Вас не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому Вам не удалось хорошо выступить; что Вы, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели напрасно потратили время;

— Не вводите в заключение новые разделы. Убедитесь, что оно связано со вступлением;

— Избегайте длинных заключений, которые утекают в неопределенность;

— Шутки, не относящиеся к теме выступления, будут неуместны.

Резюме

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованного тезиса, предпринятого в основной части, во-вторых, усиливать впечатление, «зацеплять страсти», рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно – разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав оптимальный вариант, краткий по форме и емкий по содержанию.

Если Вы желаете «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите дальше по ссылке: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья Вам понравилась, то добавляйте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета, и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.S. Помните, ораторами не рождаються, спикерами становяться!

Еще один тип РА призыва обнаруживается в контекстах типа (12):

(12) а. ОБРАЩЕНИЕ Призыв, речь или просьба, обращённые к кому-н. [Ожегов, Шведова 1992]

б. ОБРАЩЕНИЕ, -я, ср. 4. Официальный призыв, речь к широкой аудитории, к народу. Предвыборное о. кандидата. Еженедельное о. президента. Выпустить о. Выступить с обращением.

в. ОБРАЩЕНИЕ 3. Призыв, речь или просьба, направленные к кому-н. О. к народу. Выступить с обращением. [Русский семантический словарь 1998]

г. ОБРАЩЕНИЕ 3 . Просьба, призыв, речь, обращенные к кому-, чему-л.; воззвание. Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира . Штабной писарь. Пестрых – выстукивал обращение штаба бригады к пластунскому полку . Вс. Иванов, Гибель Железной.

Примеры группы (12) представляют такое понимание призыва, фиксированное в языковом сознании носителей русского языка, которое характеризует контексты типа обращение к народу, выступать с обращением, Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира. О том, что часто это вид призыва, говорит, как и в предшествующих случаях, присутствие слова призыв как элемента толкования в словарных описаниях указанных контекстов. Этот вид призыва можно назвать призыв-обращение .

Данному виду призыва присущи свои особенности. Если призывы-лозунги чаще всего в качестве адресата имеют деперсонифицированную инстанцию (рабочий класс, интеллигенция, народ, народы мира, прогрессивное человечество и т.п.), то для призывов-обращений типично присутствие конкретного адресата – чаще всего политического субъекта. В этом смысле контекст (3г), в котором приводится пример из рассказа Вс. Иванова – обращение штаба бригады к пластунскому полку – воспринимается несколько необычно, впрочем, в этом можно видеть типичную для революции тенденцию к гипертрофированию политической жизни и замены ею других сфер существования, что было прекрасно отражено в произведениях А. Платонова. Армия не оказалась исключением. Кроме командного состава, в армии был создан комиссарский состав, осуществлявший политический контроль над военными действиями. Коль скоро наступление – это не только военный, но и политический акт, то и призыв-обращение к наступающему полку вполне уместен.

Второе существенное отличие призыва-обращения - в его большей структурной сложности. В отличие от призыва-лозунга, рассматриваемый тип призыва представляет собой связный текст, который как целое и называется «обращение», при этом в него входят призывы, которые структурно более просты, поскольку состоят из одной фразы – классические призывы, призывы-лозунги. Так, в призыве-обращении «Обращение к правительству России о внесении в список официальных праздников России "Дня программиста"» представлено, как минимум два призыва:

«Обращение к Правительству России

Предложение о внесении в список официальных праздников России новой записи - "День программиста", назначенной на каждый 256-ой день в году.

Наверняка слово "программирование" и всё, с ним связанное, ассоциируется у обычного человека только с персональным компьютером, однако это не так. Практически каждое электронное устройство - от пульта дистанционного управления для телевизора до сложных промышленных станков с программным управлением - в свое время прошли через руки специалистов по программированию. Мы ежечасно сталкиваемся с плодами трудов того, что сделал программист. <…>

<…> Труд программистов в полной мере способствовал использованию многих достижений современной науки, но официального профессионального праздника, отражающего высокую важность данной профессии, до сих пор не существует.

Значение профессии программиста в повседневной жизни трудно переоценить. Этот род деятельности становится всё более массовым и, в то же время, символизирует авангард современного общества. Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день. Пусть страна знает своих героев!» (Корпус публицистики).

Структурно более простые призывы вводятся в тексте приведенного призыва-обращения формами давайте и пусть : Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день и Пусть страна знает своих героев!

Приведенный пример показывает, что призыв-обращение – это одна из форм организации призыва в рамках связного текста.

Отметим, что, как и в случае лозунгов, далеко не все обращения являются призывами. Так, обращение может сообщать о намерении автора совершить какое-то общественно значимое действие, оно может иметь своей целью дать оценку тем или иным событиям. Здесь предметом рассмотрения являются именно призывы-обращения.

На основании сказанного призыв-обращение можно определить следующим образом:

Призыв-обращение – это сложный речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, представляющий собой связный текст, содержащий структурно более простые призывы и предназначенный для конкретного адресата – общества, социальной группы или значимого политического субъекта; он имеет целью побудить адресата выполнить действие, рассматриваемое как важная часть общественно полезной деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы.