Основной конфликт комедии мещанин во дворянстве. Основная проблематика комедии Мольера « Мещанин во дворянстве

Комедия «Мещанин во дворянстве» является одним из самых знаменитых произведений французской литературы. Как и многие другие работы Мольера, эта пьеса высмеивает человеческую глупость и тщеславие. Несмотря на легкость и обилие фарса, сатирическое отношение автора к главному герою и ситуации, в которую он попал, ставит произведение «Мещанин во дворянстве» на одну из самых высоких ступеней литературы с социальным подтекстом.

Статья рассматривает историю создания пьесы, ее анализ и краткий пересказ. «Мещанин во дворянстве» состоит из пяти действий с разным количеством сцен в каждом. Чуть ниже представлено краткое содержание каждого из них.

Мольер

Мольер - псевдоним автора, его настоящее имя - Жан Батист Покелин. Один из столпов французской литературы Мольер писал комедии, которые считаются лучшими за всю историю не только французской, но и европейской литературы в целом.

Несмотря на огромную придворную популярность, произведения Мольера часто подвергались критике со стороны жестких моралистов и приверженцев католической церкви. Однако критика не мешала автору высмеивать тщеславие и двуличие как первых, так и вторых. Как ни странно, театр Жана Батиста Мольера пользовался огромной популярностью. Многие критики приписывают Мольеру важную роль придворного шута - единственного человека при дворе короля, которому позволялось говорить правду.

Литература и театр времен Мольера

Мольер начал писать пьесы в то время, когда литература была строго разделена на классическую и реалистическую. Театр принадлежал к классической литературе, где трагедия была высоким жанром, а комедия - низким. По таким правилам полагалось писать Мольеру, однако автор не раз нарушал каноны жанров и смешивал в своих комедиях классицизм с реализмом, комедию с трагедией и фарс с жесткой социальной критикой.

В некотором роде его писательский дар находился далеко впереди своего времени. Можно с уверенностью сказать, что родителем современной комедии является Жан Батист Мольер. Пьесы, написанные им, и постановки под его руководством вывели театр на новый уровень.

История создания пьесы

В 1670 году король Луи XIV заказал Мольеру турецкий фарс - пьесу, которая высмеивала бы турок и их традиции. Дело в том, что приезжавшая в предыдущем году турецкая делегация сильно ранила самолюбие тщеславного самодержца, заявив, что у султана конь украшен богаче.

Луи был крайне обижен таким отношением, не улучшил настроение короля и тот факт, что турецкое посольство оказалось липовым и к султану не имело никакого отношения. Комедия «Мещанин во дворянстве» была создана за 10 дней и являлась практически полностью импровизированной. В своем произведении Мольер слегка вышел из рамок заказа, создав турецкий фарс с целью высмеять не турок, а французов, а точнее, собирательный образ богатого буржуа, стремящегося стать аристократом.

Фарс в этой комедии является не только турецким, что подтверждает представленное ниже краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» с самых первых строк погружает читателя или зрителя в представление внутри представления, где главный герой превращает в фарс всю свою жизнь.

Краткий пересказ сюжета

Действие пьесы почти полностью происходит в доме богатого купца по имени Журден. Его отец сколотил состояние на торговле тканями, и Журден пошел по его стопам. Однако на склоне лет ему в голову пришла сумасбродная идея сделаться аристократом. Всю свою купеческую напористость он направляет на то, чтобы без разбору имитировать представителей высшего сословия. Его потуги настолько смешны, что являются предметом насмешек не только жены и служанки, но и всех окружающих его людей.

Врожденное тщеславие и желание поскорее стать аристократом делает из буржуа слепого глупца, за чей счет кормятся учителя танцев, музыки, фехтования и философии, а также сонм портных и покровитель Журдена - некий граф Дорант. В своем стремлении к высшему сословию Журден не позволяет своей дочери выйти замуж за любимого ею молодого буржуа по имени Клеонт, что вынуждает юношу пойти на обман и затеять тот самый турецкий фарс.

В пяти действиях комедии зритель наблюдает, как предприимчивый и расчетливый купец становится одержим идеей стать не тем, кто он есть на самом деле. Его глупое поведение описывает краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» - пьеса, состоящая из пяти неравных по времени действий. Что в них происходит, изложено ниже.

Структура пьесы и оригинального спектакля

Сегодня «Мещанин во дворянстве» является одной из самых популярных комедий и ставится на сценах театров всего мира. Многие режиссеры решаются на переработанные и пересмотренные варианты постановки. Мало кто ставит эту комедию именно в той форме, в которой она была задумана Мольером. Современные постановки сокращают не только балетные, но и музыкальные, и поэтические сцены, делая комедию больше похожей на краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» в оригинальной постановке Мольера выглядит действительно как фарс в средневековом значении слова.

Дело в том, что оригинал постановки является комедией-балетом, где танец играет особую роль в сатирическом отношении к главному герою. Конечно, основная ценность комедии не теряется, если опустить балетные сцены, однако оригинальное представление способно перенести зрителя в театр XVII века. Важную роль также играет музыка, написанная Жаном-Батистом Люлли, которого своим соавтором называл сам Мольер. «Мещанин во дворянстве» использует музыку и танец в качестве литературных приемов, необходимых для раскрытия персонажей.

Сюжет и краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» по действиям

Комедия состоит из ряда эпизодов и комических ситуаций, каждая из которых описывается в отдельном акте. В каждом акте из Журдена делают дурака его же собственные неоправданные амбиции. В первом акте главный герой сталкивается с лестью учителей танцев и музыки, во втором к ним присоединяются учителя фехтования и философии, каждый из них пытается доказать превосходство своего предмета и его ценность для настоящего аристократа; спор ученых мужей заканчивается потасовкой.

Третий акт, самый длинный из пяти, показывает, насколько слеп Журден, который позволяет своему мнимому другу графу Доранту тянуть из себя деньги, подкупая лестью, ложью и пустыми обещаниями. Четвертый акт комедии дает начало турецкому фарсу, в котором переодетый слуга посвящает Журдена в ряды несуществующей турецкой знати. В пятом акте ослепленный от сбывшихся амбиций Журден соглашается на брак дочери и служанки.

Действие первое: подготовка к званому ужину

В доме Журдена дожидаются хозяина два мастера - учитель танцев и учитель музыки. Тщеславный и глупый Журден стремится в аристократы и возжелал иметь даму сердца, коей и стала маркиза Доримена. Он готовит славный пир с балетом и другими развлечениями, надеясь впечатлить знатную особу.

Хозяин дома выходит к ним в ярком халате, мотивируя это тем, что так нынче одеваются по утрам все аристократы. Журден спрашивает мнение мастеров относительно его внешнего вида, на что те рассыпаются в комплиментах. Он просматривает и прослушивает программу, встревает в исполнение пасторальной серенады и убеждает мастеров остаться взглянуть на его новый костюм, сшитый по последней моде, который ему вот-вот должны принести.

Действие второе: склока учителей и новый костюм

В дом приходит учитель фехтования и среди мастеров возникает спор о том, какое из искусств нужнее аристократу: музыка, танцы или умение колоть рапирой. Спор перерастает в потасовку с кулаками и криками. В самом разгаре потасовки входит учитель философии и пытается угомонить бушующих мастеров, убеждая их, что философия - мать всех наук и искусств, за что и получает тумаков.

Закончив драку, потрепанный учитель философии начинает урок, из которого Журден узнает, что, оказывается, он всю жизнь изъяснялся прозой. По окончании урока в дом входит портной с новым костюмом для Журдена. Буржуа сразу надевает обновку и купается в похвалах льстецов, которые только и хотят, что вытащить из его кармана еще больше денег.

Действие третье: планы

Собираясь на прогулку, Журден зовет служанку Николь, которая смеется над видом хозяина. На шум приходит и госпожа Журден. Оглядев наряд мужа, она пытается втолковать ему, что своим поведением он лишь развлекает зевак и усложняет жизнь себе и близким. Мудрая жена пытается втолковать своему мужу, что тот ведет себя глупо и на этой глупости наживаются все, кому не лень, включая и графа Доранта.

С визитом является тот самый Дорант, ласково здоровается с Журденом, накрывает его волной комплиментов относительно костюма и попутно берет у него в долг две тысячи ливров. Отведя в сторону хозяина дома, Дорант сообщает ему, что все обговорил с маркизой и нынче вечером лично сопроводит знатную особу на ужин в дом Журдена, чтобы она могла насладиться галантностью и щедростью своего тайного поклонника. Конечно, Дорант забывает упомянуть, что за Дорименой ухаживает он сам и все знаки внимания со стороны сумасбродного купца хитроумный граф приписывал себе.

Госпожа Журден тем временем пытается устроить судьбу дочери. Люсиль уже на выданье, и за ней ухаживает молодой Клеонт, которому девушка отвечает взаимностью. Мадам Журден одобряет жениха и желает устроить этот брак. Николь с радостью бежит сообщить эту новость молодому человеку, ведь и она не прочь выйти замуж за слугу Клеонта - Ковьеля.

Клеонт лично является к Журдену просить руки Люсиль, однако сумасброд, узнав, что молодой человек не благородных кровей, наотрез отказывает ему. Кленот расстроен, но его слуга - хитрый и проницательный Ковьель - предлагает своему хозяину план, с помощью которого Журден с радостью выдаст за него Люсиль.

Журден отправляет жену в гости к сестре, а сам дожидается приезда Доримены. Маркиза уверена, что ужин и балет - знак внимания к ней со стороны Доранта, выбравшего дом Журдена, дабы избежать скандала.

Действие четвертое: ужин и посвящение в мамамуши

В разгар богатого ужина домой возвращается жена Журдена. Она возмущена поведением своего мужа и обвиняет Доранта и Доримену в пагубном влиянии. Обескураженная маркиза быстро покидает застолье, Дорант отправляется за ней. Журден тоже выбежал бы за маркизой, если бы не прелюбопытные гости.

В дом входит переодетый Ковьель, который убеждает Журдена в том, что его отец был чистокровным аристократом. Гость убеждает хозяина дома, что в городе в это самое время гостит сын турецкого султана, который к тому же без ума от его дочери. Не желает ли Журден познакомиться с перспективным зятем? Совсем кстати незваный гость отлично знает турецкий язык и смог бы занять место переводчика при переговорах.

Журден сам не свой от восторга. Он ласково принимает «турецкого вельможу» и сразу же соглашается отдать ему в жены Люсиль. Переодетый в сына султана Клеонт говорит на тарабарщине, а Ковьель переводит, предлагая Журдену немедленное посвящение в ряды турецкой знати - несуществующего дворянского сана мамамуши.

Действие пятое: замужество Люсиль

Журдена одевают в халат и тюрбан, дают в руки кривой турецкий меч и заставляют его произносить клятвы на тарабарщине. Журден зовет Люсиль и вручает ее руку сыну султана. Сначала девушка и слышать не хочет об этом, но потом узнает под заморскими нарядами Клеонта и с радостью соглашается выполнить дочерний долг.

Входит госпожа Журден, она не знает о плане Клеонта, поэтому изо всех сил противится браку дочери и турецкого вельможи. Ковьель отводит ее в сторону и открывает свой план. Госпожа Журден одобряет решение мужа тотчас послать за нотариусом.

Мольер, «Мещанин во дворянстве»: краткий анализ

В некоторой мере «Мещанин во дворянстве» - это всего лишь легкая комедия-фарс, однако она по сей день является любимым произведением европейской литературы, а господин Журден - одним из самых запоминающихся персонажей Мольера. Именно его считают архетипом буржуа с аристократическими амбициями.

Образ Журдена не динамичный и неглубокий, он выделяется одной главной чертой характера - тщеславностью, что делает его односторонним персонажем. Глубиной внутреннего мира не отличаются и другие герои. «Мещанин во дворянстве» отличается минимумом персонажей. Самым глубоким и завершенным из них является госпожа Журден. Она наименее комична и олицетворяет собой голос разума в этой пьесе.

Сатира в произведении сведена к минимуму, однако явно прослеживается. Жан Батист Мольер с легкостью высмеивает тщеславие и неумение человека быть на своем месте. В лице Журдена явным насмешкам подвергается целый класс французской общественности - купцы, у которых денег намного больше, чем ума и образования. Кроме буржуазии изрядную долю насмешек получают льстецы, лжецы и желающие разбогатеть на чужой глупости.

Творческая деятельность Мольера, крупнейшего комедиографа нового времени, тесно связана с классицизмом - ведущим направлением во французской литературе XVII века.

Согласно требованиям классицизма, комедии Мольера, как «низкий» жанр, изображают мастную жизнь простых горожан в комическом плане. Он умеет сосредоточить действие вокруг одного главного конфликта, сделать его концентрированным и динамичным. Композиция мольеровских комедий отличается строгой последовательностью, внутренней гармонией и симметрией. Комедии Мольера не богаты внешними событиями, главное внимание в них сосредоточено на диалоге, в котором раскрываются взаимоотношения действующих лиц и их характеры. Персонажи мольеровских комедий являются либо обобщенным выражением какого-нибудь морально-психологического качества (скупости, лицемерия, мизантропии и т. п.), либо воплощением какой-нибудь смешной слабости, которая превращается в манию, определяющую все поведение героя (буржуа Журден в комедии «Мещанин во дворянстве» обязательно хочет получить дворянское звание, Арган, герой комедии «Мнимый больной», помешан на своих болезнях).

Иногда законы классицизма ограничивали стремление Мольера к правдивому изображению действительности и приходили в столкновение с его демократическим взглядами. На протяжении всей творческой деятельности Мольер сохранял верность фарсовым традициям («Тартюф»), что резко вызывало осуждение со стороны Буало, который считал фарсовый смех грубым и непристойным. Мольер вольно обращается с правилом «трех единств» (в комедиях «Дон Жуан», «Лекарь поневоле» нарушено правило единства места действия). Вопреки законам классицизма, Мольер в комическом виде изображает дворян и вводит картины деревенской жизни, в то время как теоретики классицизма деревню исключали из сферы искусства. Все эти отступления от законов классицизма не нарушали художественных достоинств его комедий, а, напротив, способствовали более полному изображению жизни и созданию живого комического действия.

Одной из лучших комедий Мольера, посвященных критике буржуазии, является «Мещанин во дворянстве». По форме она относится к жанру комедии- балета, т. к. в комедию введены танцевальные номера, тесно связанные с действием.

Мольер высмеивает буржуазию, которая стремилась сблизиться с дворянством и приобрести аристократический титул, манеры и образ жизни дворян. Богатый мещанин Журден помешался на дворянских титулах и светском обхождении. Для этого он хочет усвоить аристократические манеры и обучиться тем искусствам и наукам, которые необходимы дворянину. Он щедро платит учителям, те охотно служат ему, хотя внутренне и посмеиваются над ним. Сцены обучения Журдена очень забавны. Автор использует и приемы фарсового смеха (учителя ссорятся, грубят друг другу, завязывают драки), и более тонкий юмор, который направлен и против невежества Журдена, и против того аристократического искусства и той формалистической науки, которые ему преподносятся.

Журден не только смешон, но и социально вреден. Он обманывает жену, разрушает счастье своей дочери, запрещает ей выйти замуж за человека не дворянского происхождения.

Мольер раскрывает полную несостоятельность аристократии. Граф Дорант - это разорившийся аристократ, человек без совести и чести. Журден преклоняется перед людьми, которые этого не заслуживают. Но Журден не только смешон. Когда глупая мания соединится с эгоизмом буржуа-самодура, она становится опасной для других людей.

Люсиль и Клеонт выступают в комедии носителями естественного человеческого чувства, свободного от всяких предрассудков, расчета и тщеславия. Но их любовь встречает препятствие. Журден в жертву своему эгоизму приносит счастье дочери.

Кульминацией комедии считается церемония посвящения Журдена в «мамамуши», так как мания Журдена достигает в этой сцене своей высшей точки и вся нелепость, уродливость его поведения обнажается здесь в особенно яркой форме.

Под видом турецкого султана Клеонт получает руку Люсиль. Журден, осчастливленный титулом «мамамуши», не подозревает, что его обошли.

Мольер критикует но только дворянскую манию Журдена, но и те черты его характера, которые возникали на основе буржуазной практики. Он становится грубым, эгоистичным, своенравным.

Комедия «Мещанин во дворянстве» выдержана в основном в духе требований классицизма. В ней соблюдены правила трех единств. Действие происходит в пределах одного помещения - в доме буржуа Журдена - и не выходит за рамки одних суток. Единство действия выражается в том, что все события подчинены раскрытию характера одного центрального персонажа - Журдена.

Не перегружая комедию событиями, автор раскрывает характеры персонажей и их взаимоотношения средствами диалога, использует разные формы создания комического эффекта: тонкий интеллектуальный юмор, которым насыщены его диалоги, комизм внешних положений, заимствованный из фарсовой традиции (сцены ссоры учителей, переодевание Журдена, Ковьеля и Клеонта, церемония посвящения Журдена в «мамамуши», сопровождающаяся палочными ударами), комические сцены, основанные на недоразумениях и взаимном непонимании (сцена ссоры двух влюбленных пар, сцена маскарада, во время которого действующие лица не узнают друг друга и попадают в смешное положение). Мольер создает веселое живое зрелище. Все формы смеха Мольер подчиняет выполнению одной общей задачи: раскрытию комедийного конфликта, имеющего глубокий социальный смысл.

Согласно правилам классицизма, комедия имеет пять актов. Ее композиция отличается стройностью и внутренней гармонией. Язык комедии приближается к разговорному языку. Отступления от правил классицизма в этой комедии выразились в комическом показе дворян и в использовании форм фарсового смеха.

Жан Батист Мольер явился создателем комедии классицизма. Влияние Мольера испытали все крупные комедиографы XVIII в. не только во Франции, но и в других странах.

Сочинение

По своему жанру - «Мещанин во дворянстве» Мольера - комедия. Вместе с тем, если говорить о своеобразии жанрового решения комедии, то нельзя не учесть, что в этом мольеровском творении предусмотрено столь много музыки, балета - интермедий, целых балетных сцен (музыку к спектаклю написал известный французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687), что некоторые исследователи даже склонны определять жанр «Мещанина во дворянстве» как комедию-балет. Важно в этой связи, чтобы ученики поняли: эта яркая, насыщенная музыкой, балетом и буффонадой комедийная форма позволяла Мольеру с особой силой, страстью и своеобразием выставить на осмеяние всех французских «мамушей», не взирая на их титулы и происхождение. Иными словами: музыка, балет, буффонадой - это один из многих приемов, которыми пользовался драматург для расширения содержательных возможностей жанра комедии нравов. Именно эти средства позволяли Мольеру соединить в неразрывное целое два компонента: «поучать» и «развлекать», говорить остро и заинтересованно не об античных добродетелях, а о современных пороках. Мольер примелькавшееся переводил в план необычного; с обыденного срывал мишурные одеяния, чтобы бескомпромиссно обнажить неприглядную сущность социальных пороков своего времени. Это было смело, свежо, умно. Собственно говоря, эти мольеровские качества изображения и ценил превыше всего Никола Буало:

* Иного зрелища хотелось бы вельможе;
* Графиня в ужасе бежала вон из ложи,
* Маркиз, узнав ханже суровый приговор,
* Готов был автора отправить на костер,
* И не жалел виконт проклятий самых черных
* За то, что осмеять поэт сумел придворных.

Новаторски расширяя возможности традиционного жанра, Мольер обращался за опытом к народному, площадному театру. Нельзя не отметить, что Мольер, оставаясь сыном своего времени и используя опыт классицистической драмы (сохранения, например, «знаменитых» трех единств) тем не менее сделал необычно много для дальнейшего развития комедии, но уже на пути к реализму. Отметим следующие приметы нового у Мольера: стремление к многогранности воспроизводимого в комедин человеческого характера (как уже подчеркивалось Журден - не только воплощение гипертрофированного честолюбия);

комедиям Мольера свойственны некоторые элемент)^ драматизма (презрение героя всегда драматично); наконец, безусловная индивидуализация языка героев Вспомним грубоватую прямолинейность речи г-жи Журден и другие примеры. Речь Клебнта книжно-патетическая. Речь Журдена в соответствии с положениями, в которые он попадает, то грубоватая, даже вульгарная, то неуклюже галантная, отчего он кажется еще смешнее. Речевое характеристики драматурга социально конкретны и точны. Рассказывают, что Мольер, прежде чем поставить комедию па сцене, читал ее своей служанке, чтобы видеть, как воспримут его пьесу простые люди. Это свидетельство того, что комедиограф, творивший в век классицизма, стремился к реалистическому изображению жизни, ориентируясь на народ.

«Художественное богатство комедий Мольера огромно. На сцене XVII века в последний.раз всеми своими красками сиял театр карнавала и площади, и в первый раз с подмостков была показана жизнь - семейная и.общественная - в формах самой действительности. Такого рада единство свойственно только комедиям Мольера… Реформа Мольера совершила еще одно небывалое слияние: в единстве оказались гневная обличительная сатира и веселый жизнеутверждающий смех. И основа этого единств оптимизм самого обличителя, непреклонная вера Моль в нравственное здоровье народа, твердое знание того его комедии, показав современникам их недостатки и ставив людей смеяться над пороками общества, сдел их умней и лучше. С этой верой него своего вздоха».

Другие сочинения по этому произведению

Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве" Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль» Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве» Что высмеивает Мольер Образы главных героев в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» Учителя господина Журдена. Какими я их вижу Сочинение Мольера «Мещанин во дворянстве» Люсиль и Клеонт Сюжет комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие 4-5 Почему смешон господин Журден (По комедии Мольера "Мещанин во дворянстве") Бессмертная комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» Живучесть образа Журдена (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве») Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» Необоснованные претензии Журдена на культуру и образованность (по комедии Мольера "Мещанин во дворянстве")

Окт 06 2010

Главная проблема, на которой построен сюжет « Мещанина во дворянстве», отображает определенный исторический этап развития буржуазии во Франции. Новоиспеченные буржуа, которые накопили немало денег, заработанных разными путями, чувствовали себя дворянам. Именно поэтому они старались подражать дворянским манерам, стилю поведения, одежде, образу жизни. Мольер (Жан-Батист Поклен) - драматург, актер - создал замечательные пьесы, которые до сих пор не сходят со сцен многих театров мира: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». И одной из наилучших, ярчайший его комедий есть « Мещанин во дворянстве», где нарисовал сатирический буржуа.

Именно об одного из таких буржуа - господине - рассказал Мольер в своей . Для мещанина Журдена уже само дворянское имя является гарантией высочайших моральных ценностей, поэтому он безоговорочно во всем полагается на хитрого дворянина графа Доранта. Через их отношения практически показанные реальные общие отношения. Поэтому, смеясь над горемычным Журденом, который во что бы то ни стало, хочет стать похожим на дворян да еще и дочь выдать замуж непременно за дворянина, мы вместе с ним сочувствуем именно ему. Граф Дорант и Доримена представляют дворянство. И вдобавок на их примере Мольер показал, что и дворяне могут быть неправдивыми, капризными, непорядочными.

Таким и есть граф Торлит, который растранжирил свои достатки и ищет богатую невесту. Да и Доримена полюбила его, убедившись, что он богатый, так как дарит дорогие подарки. О настоящих чувствах здесь и не шла речь. А вот на любовь способны другие герои - Люсиль и Клеонт, Николь и Ковьель. Они чисты сердцем, поэтому и победа на их стороне. Итак, проблема настоящего и ненастоящего, проблема правды и неправды решается через смешные ситуации, в которые попадают герои благодаря ложному представлению героев одно об одном. Изображая смешные события, которые произошли с горемычным Журденом, Мольер поднимается к широкому обобщению общественных явлений, не забывая о моральных уроках, без которых невозможна классицизма.

Перед нами мещанин - главный герой пьесы, который старается из мещанина вдруг превратиться в дворянина. Ему кажется, что для этого у него есть главное - деньги. Есть деньги, но нет элементарного образования, приличных манер, и главное - нет ума, он беспросветно глупый. В немолодых уже летах Журден надумал изучать философию (здесь он делает большое «открытие»: оказывается, он разговаривает прозой!), заниматься музыкой, танцами, фехтованием. Он всерьез считает, что, получив некоторые знания и имея деньги, можно занять место в кругу знатных дворян. Он окружает себя слугами и учителями, которые требуют высокое жалованье за работу, но не выполняют и не думают выполнять ее. Да и «благородные» науки как-то не укладываются в голове дурака мещанина. Его жена старается обратиться к благоразумию своего мужа и просит прекратить бесчисленные затраты, но тот ничего и слышать не желает. Стремится: привести на ум своего господина и служанка Николь, и при этом видно, насколько бедная необразованная девушка умнее своего хозяина.

Журден такой глупый, что даже комическое посвящение в «мамамуши» воспринимает всерьез. Казалось бы, желание Журдена набраться ума достойно уважения. Но какой же смешной он, когда хочет сделать это за несколько дней!

Мольер смеется над безграничной тупостью Журдена. И на примере мещанина лишний раз показывает, насколько низким и неотесанным может быть даже богатый , который считает, что за деньги можно купить ум. Но смеется великий драматург не с конкретного человека. Он высмеивает стремление подражать каким-то внешним признакам высшего социального положения, не изменяясь внутренне. Главное не в титуле, не в костюме, - утверждает Мольер. Честь и достоинство, ум и образованность не покупаются.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Основная проблематика комедии Мольера « Мещанин во дворянстве» . Литературные сочинения!

Классицизм начинает формироваться во Франции в конце XVI века. Начало его становления связано с именем поэта Малерба, писавшего высокие оды. Наиболее совершенное художественное выражение он получил в творчестве Корнеля, Расина, Лафонтена и Мольера. Особенности художественной системы классицизма нашли отображение и в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

В первую очередь, необходимо отметить, что время формирования классицизма совпало с эпохой господства метафизики. Метафизический способ мышления определил особенности художественного мышления писателей эпохи классицизма. Явления природы, как и явления общественной жизни, изображались ими вне их связи друг с другом, что обусловило деление «природы» на явления возвышенные и низменные, добродетельные и порочные, трагические и смешные.

В комедии всегда изображалась повседневная жизнь, причем в отрицательных ее проявлениях. Героями ее были люди нравственно неполноценные, ущербность и противоречие с «нормой», «идеалом» раскрывались с помощью смеха. Смех мог быть веселым, но мог быть и беспощадным, в зависимости от того, о каких явлениях шла речь. В понимании смешного классицизм остался на уровне античной теории, согласно которой цель комедии - просвещать, высмеивая недостатки. Недостатками считались отрицательные свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако не следует считать, что комедия классицизма была лишена общественного значения. Идеалом классицизма был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных интересов. В соответствии с этим представлением в комедии высмеивались свойства характера, снижавшие общественную значимость личности.

«Мещанин во дворянстве»- уже в самом названии комедии Мольера заключен смысл смешного в комедии. Взяв основной темой для нее попытку буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу», Мольер, категорически осуждая Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его разрыв с той социальной группой, которая в дальнейшем сформирует знаменитое французское «третье сословие», говорит о важности сохранения истинного, природного в человеке. Основную мысль произведения автор вкладывает в уста Клеонта: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости». «Молчать, говорят вам! Обе вы невежды. Вам невдомек, какие это мне дает пре-ро-га-тивы!» - спорит Журден с Николь и со своей дражайшей половиной, которая пыталась образумить стремящегося в высший свет муженька. Однако если бы причуды господина Журдена ограничивались одними только уроками, было бы полбеды. В его сознании возникает безумная мысль, не будучи дворянином по рождению, приобрести манеры дворянина, соединиться родственными узами с дворянином. В его руках оказывается судьба двух любящих сердец - Клеонта и Люсиль, чья помолвка в финале комедии подчеркивает, насколько ничтожны попытки Журдена быть тем, кем на самом деле он не является.

Таким образом, мы видим, что основное назначение комедии, принятое в классицизме, - смешить, «издевкой править нрав», то есть смехом воспитывать отдельных представителей общества, - полностью реализуется в «Мещанине во дворянстве». Образ Журдена, в значительной степени условный, строится на изображении одной из наиболее выразительных черт его характера: «Ну уж другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» В обществе он занимает довольно стабильное положение, добившись материальных благ исключительно благодаря своему труду и таланту. Однако непомерные претензии Журдена вступают в противоречие с невежеством и крайней ограниченностью его ума. Именно в этом видит автор причину его преклонения перед чужой культурой, которую он не знает, как свою. В эпизоде, когда Журдена посвящают в мамамуши, этот аспект выходит на первый план. Во-первых, сама сцена «посвящения» довольно унизительна: Журдена ставят на колени так, чтобы руки касались земли, а спина служила подставкой для Корана. Молитву муфтий и турки сопровождают многочисленными ударами саблями: «Палка, палка, бей - не жалка». Муфтий призывает не стыдиться всего этого, так как поставлена «благородная цель» - посвящение в мамамуши. Сам Журден не может объяснить толком, что такое «мамамуши», но, заверенный муфтием в том, что это высокое дворянское звание, соглашается на экзекуцию. В его представлении «мамамуши» - это определенный сан. Как молитву повторяет он бессмысленные слова «турок»:

Я просить за Джиурдина

Его сделать паладина,

Дать ему алебардина

И отправить Палестина

На галера бригантина

И со всеми сарацина

Воевать христианина.

Комизм положения Журдена передается с помощью авторской иронии. Она обнажает противоречие между тем, что думает о себе герой, и тем, как он воспринимается остальными персонажами, автором и зрителями. Смех выступает как форма оценки, вскрывая внутреннюю несостоятельность характера героя.

Для комедии Мольера характерно «триединство» - действия, времени и места. Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена в течение одного дня. Основные события связаны, в первую очередь, с главным персонажем. Любовная коллизия позволяет автору вывести на сцену положительные характеры. Ковьель и Клеонт, хотя и поступают не по совести, пытаясь обмануть доверчивого и глупого Журдена, но, с другой стороны, выражают авторское отношение к персонажу.

Особенности языка в «Мещанине во дворянстве» соответствуют канонам комедии эпохи классицизма. В силу того что персонажи комедии классицизма являлись носителями определенных свойств характера, речь их была подчинена в каждом конкретном случае раскрытию этого свойства. Характерный пример - диалог Ковьеля и Клеонта. Клеонт не имеет благородного дворянского происхождения, но он уверен, что его предки занимали почетные должности и ему самому удастся занять не последнее место в свете благодаря собственным усилиям. При этом совершенно никого не надо обманывать, присваивая себе незаслуженно дворянское звание. Перед нами предстает характер умного, благовоспитанного, добродетельного молодого человека. Ковьель же является его слугой. Настолько, насколько разное положение занимают в обществе эти два персонажа, настолько же отличается их речь. Если речь Клеонта близка к речи героев трагедии, то в речи Ковьеля отображена народная стихия. Автор параллельно подает высказывания и того, и другого героя, которые говорят на одну и ту же тему, только разными словами. Например, Клеонт описывает свои любовные переживания: «Как пылко я ее любил, любил до полного самозабвения». Сравним слова Ковьеля на эту же тему: «Как жарко было мне, когда я за нее возился с вертелом, жарко до полного изнеможения!» Несмотря на употребление схожих слов (до полного самозабвения - до полного изнеможения) комический эффект от диалогов Клеонта и Ковьеля потрясающий.

Как видим, в комедии «Мещанин во дворянстве» черты классицизма проявляются на всех уровнях художественной системы: законам классицизма подчинена композиция произведения, способы изображения характеров, средства выражения комизма, речевые партии героев.