Почему герой времени заканчивается фаталистом. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М.Ю

Почему именно повесть "Фаталист" завершает роман "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова?

Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - это произведение социально - психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя - Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.

О Печорине читатели получают представление из разных источников. В первой главе «Бэла» Печорин показан глазами - отставного штабс - капитана Максима Максимовича, его сослуживца. Далее автор - повествователь описывает внешность Печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «Максим Максимыч». В дневнике Печорина, куда входят «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. Но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. Немалую роль играют и пейзажные образы.

На мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.

Во - первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».

Во - вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.

Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…

«Фаталист» завершает главное прозаическое произведение Лермонтова. Впрочем, это с небольшой натяжкой можно сказать и о жизни Печорина (или о событиях, которые освещены в романе). После случая с Вуличем их остается, по сути, только два: ссора с Максимом Максимычем (как следствие - передача журнала главного героя рассказчику) и сообщение о смерти Григория Александровича во время возвращения из Персии.

Таким образом, краткое содержание «Фаталиста», ввиду особой композиционной роли повести, должно рассматриваться более детально.

Опасный спор

Однажды две недели Печорину довелось проживать в казачьей станице. Так начинается повесть «Фаталист». На вечере у майора С. офицеры засиделись допоздна. Разговор зашел в метафизическую область и касался неразрешимого вопроса: правда ли, что человеческая судьба изначально уже предрешена? Многие присутствующие поддерживали эту точку зрения, но Печорин относился к этому скептически (о чем поспешил заявить). Тогда серб Вулич, образ которого окутан таинственностью, предлагает тут же решить этот спор, причем сразу на практике. И очень интересным образом. Вулич приставил к голове пистолет и попросил Печорина подкинуть червонный туз. Не успела карта лечь на стол, как авантюрист нажал на курок. Выстрел не прогремел. Однако затем Вулич нацелился на висящую фуражку, и на сей раз осечки не было.

«Нынче вы умрете...»

Продолжаем описывать краткое содержание «Фаталиста». Увиденное потрясло Печорина. Он, привыкший сомневаться во всем, презирающий фатум, на вопрос, верит ли теперь в предопределение, ответил положительно. Но серб радоваться победе в споре долго не смог. Еще до выстрела Григорий Александрович, заметив на лице Вулича неуловимый отпечаток приближающейся кончины, сделал ему мрачное пророчество. И осечка не повлияла на убежденность Печорина. Вулич, задетый словами главного героя (что весьма странно, ведь он несколько минут назад целился себе в голову), покидает собрание.

«Я люблю сомневаться во всем»

Краткое содержание «Фаталиста» подходит к концу. Возвращаясь домой, Печорин с усмешкой думает, как раньше люди верили, что в их мелких делах принимало участие небо. Однако довольно метафизики: Григорий едва ли не споткнулся о свинью, которую убил мертвый казак... В четыре часа утра Печорина разбудили офицеры со страшной вестью: Вулич погиб, его заколол тот самый пьяный казак. А сейчас убийца скрывается в пустой хате. Рассудив, что ничего страшнее смерти нет, а ее все равно не избежать, Печорин хитростью ловит преступника. С возвращением в крепость Григорий рассказывает историю старому знакомому Максиму Максимычу, но тот не понял всей парадоксальности произошедшего, он вообще был не склонен к метафизическим рассуждениям.

Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»?

При анализе различий между композицией и сюжетом романа Лермонтова стало уже общим местом утверждение, что нарушение порядка повествования служит средством лучшего раскрытия главного героя. Что сначала характер Печорина подается с точки зрения наивного Максима Максимыча, потом повествователя (человека, несомненно, более проницательного) и самого Григория Александровича. В то же время завершающая часть романа на то и завершающая, что должна быть неким итогом, чертой, довершающей образ Печорина. Хотя, на первый взгляд, произошедшее с Вуличем (см. краткое содержание «Фаталиста») ничего принципиально нового в понимание главного героя не добавляет. Читатель уже познакомился с крайним индивидуализмом главного героя: позади остались страницы с Беллой, княжной Мери, Грушницким и т. д. Видимо, в последней главе писатель стремился раскрыть причину такого мировоззрения своего героя.

Философская проза Лермонтова

В завершающей части «Героя нашего времени» мы осознаем, что рефлексия Печорина куда глубже, нежели предполагалось ранее. Ведь, рассуждая о роли предопределения в жизни человека, Григорий затрагивает очень глобальные, бытийные вопросы. При этом Богу в традиционно-христианском понимании места в размышлениях Печорина нет - это доказала повесть «Фаталист». Герой нашего времени пытается найти ему замену, по сути, размышляя о смысле человеческой жизни. И находит его заключенным в самом человеке, в крайнем индивидуализме. Отсюда - постоянные со стороны Григория психологические эксперименты над судьбой остальных персонажей, позволяющие проверить, каких пределов достигает его влияние. По сути, от произведения Лермонтова остался лишь шаг до книг Толстого и Достоевского, философских трактатов Ницше.

Но необходимо заметить, что «Герой нашего времени» имеет черты и философского, и социально-психологического романов. Последнее проявляется в том, что состояние Печорина обозначается писателем как целая болезнь, поразившая его современников, как несладкий плод, порожденный сумрачно-неуверенной николаевской эпохой. Герцен однажды заметил, что вопросы бытия в их время становились все сложнее. Свое решение этих философских загадок пытался найти и Печорин.

Говоря о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, нельзя обойти стороной его знаменитый философский роман «Герой нашего времени». В своем произведении писатель старался исследовать психологический образ Григория Печорина, однако обойтись одним Печориным не удалось, так как главный герой захватывает множество судеб, после прикосновения которого все они либо гибнут, либо теряют смысл, интерес и любовь к жизни.
Лермонтов рисует жизненные ступени главного героя в своем романе, начиная его с главы под названием «Бэлла», заканчивая абсолютно - философской и глубокомысленной главой, заключающей в своем названии главный смысл всего содержания. «Фаталист» последний раздел дневника Печорина. По-мнению одного из критиков, отсутствие последней главы романа сделало бы образ Печорина нецелостным. Почему же без этой главы внутренний портрет главного героя был бы незавершенным?
Читая роман Михаила Лермонтова, мы наблюдаем жизненный цикл Григория Печорина. В течение своей жизни Печорин оставил в памяти людей одни только страдания, однако, сам он был ужасно несчастным человеком. Противоречия и одиночество, рождавшиеся в его душе, поглотили его, не дав жизни искренним эмоциям и чувствам. Именно так, глава за главой, мы узнавали главного героя, раскрывая в его душе новые порции человеческих пороков. Но главной точкой всего романа является глава «Фаталист». В ней показано отношение Печорина к судьбе, именно в ней ставится под сомнение явление предопределенности. Тем самым, автор не снимает ответственности с героя за все, совершенные им поступки. Писатель, варьируя жизненные ситуации, лишь проводит по ним Печорина, исследуя новые грани его души. Именно это глава утверждает истинность высказываний Печорина и мыслей автора в том, что значимость активности человека в собственной судьбе, весьма и весьма важна. Так, идя наперекор року событий и фатуму, Печорин входит в избу, где бушует убийца-казак, которого он довольно быстро и умело обезоружил. В этот момент проявились лучшие качества натуры героя.
Финальная глава романа «Герой нашего времени» «Фаталист» доводит до логического завершения и полного раскрытия главного героя основную мысль романа. Собирательный образ, вместивший в себя как хорошие качества, так и совершенно непростительные, утверждает свои позиции в последней части произведения. Писатель оставляет открытым вопрос о фатализме, завершив жизнь Печорина на пути в Персию. Именно в этой главе образ Григория Печорина исчерпан до самого конца, без остатка поглощен философскими размышлениями о судьбе, о смысле жизни и о том, что борьба человека за собственную жизнь возможна и необходима.
Безусловно, завершающая глава романа является самым главным разделом дневника Печорина. Только в ней мы раскрываем последние закоулки души главного героя, находя в нем размышления о предопределенности, которые непременно находят свое пристанище в душе самого писателя.

Ответ:

Роман «Герой нашего времени» это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин – герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.

Открывает роман повесть «Бэла», где Печорин представляется читателям со слов штабс–капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием «Максим Максимыч». В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы – дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.

Последней расположена повесть «Фаталист». В ней Печорин находится в обществе офицеров–пограничников и заключает пари с одним из них – Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет, когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин убежден, что видит на лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича шашкой зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом, Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.

В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в «Фаталисте» получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельствует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни, получил положительный ответ. И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?

Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов еще в предисловии заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. «Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечить».

Комментарий. Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию. Он также достаточно определенно формулирует свою точку зрения, однако в конце работы немотивированно звучит мысль о том, что автор «не помощник» читателю в постижении характера Печорина. Кроме того, в работе ряд тезисов не раскрыт до конца (не поясняется, например, какую позицию отстаивает Печорин, заключая с Вуличем пари).



В сочинении есть фактические ошибки: неверным является утверждение, что Печорин находился в кругу офицеров–пограничников, ошибочно утверждать, что роман – это «прежде всего психологическое произведение» и что только в повести «Фаталист» дано представление о мировоззрении Печорина. Экзаменуемый явно упрощает сущность понятия «предопределение»: «предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет, когда ему суждено». (По первому критерию 1 балл.)

Отвечая на предложенный вопрос, экзаменуемый показал хороший уровень владения теоретико–литературными терминами, необходимыми для анализа литературного материала. Он уместно использует такие термины, как «роман», «повесть», «глава», «герой», «психологический портрет». Вместе с тем в сочинении неточно употреблено понятие «автор»: имеется в виду утверждение о том, что в главе «Максим Максимыч» с Печориным знакомит читателя «сам автор» (в действительности это делает рассказчик). (По второму критерию 2 балла.)

В целом работа характеризуется смысловой цельностью и композиционной стройностью. Ее части логически связаны между собой, но высказанные мысли не всегда находят подтверждение и обоснование, что приводит к отдельным логическим нарушениям внутри частей сочинения. Так, содержание первого и заключительного абзаца не исчерпано до конца: рассказывая о пари Вулича, экзаменуемый не объясняет, почему второй выстрел был сделан в воздух. (По четвертому критерию 2 балла.)



В работе допущены некоторые речевые ошибки и недочеты: «где Печорин представляется со слов штабс–капитана», «предопределение судьбы», «глава наиболее философская», «последней расположена повесть». Обращает на себя внимание неуместность союза «а» в третьем предложении, неоправданные повторы слов (например, «сам» во втором абзаце), неточность выбора слова (в обороте «обнажает свои недостатки» лучше было бы использовать слово с более сильным значение «пороки»). В то же время большинство указанных нарушений носит характер недочетов, а не грубых ошибок, что позволяет поставить по пятому критерию 1 балл.

Оценка за сочинение: 8 баллов (по пяти критериям: 1;2;2;2;1).

Основная проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени» чётко определена автором в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает». Его герой – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».
Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредтвенном развитии, во всей последовательности происходящих в жизни героя событий. «История души человеческой…» - способ раскрытия внутреннего мира героя.
Произведение интересно в композиционном плане. Структура «Героя нашего времени» - тонкий художественный приём, который, наряду с системой образов героев, особенностями языка, подчинён раскрытию образа Григория Александровича Печорина – героя своего времени.. Роман составляют пять самостоятельных глав, объединённых фигурой Печорина, авторской идеей. Лермонтов не случайно нарушает хронологическую последовательность повествования. Подчёркнутая «разорванность» повествования и смена рассказчика (автор – Максим Максимыч - Печорин) постепенно открывают героя читателю, постепенно переходя от внешнего к внутреннему.
По какой же причине автор завершает произведение новеллой «Фаталист»?
Название определяет главную мысль заключительной части: речь пойдёт о вере в судьбу. Фатализм (в словаре Даля) - судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности.Фатали?сты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела.
Повествование в этой главе ведётся от лица главного героя. Печорин, размышляя о предопределении, вспоминая юношеские мечты или принимая решение в момент опасности, обнажает перед читателем свою душу, раскрывает свой сложный и противоречивый внутренний мир. Кто может точнее описать сокровенные мысли человека, кроме него самого? Оставаясь наедине с собой, нет необходимости лгать, маскировать чувства, играть роль.
Новеллу условно можно разделить на две основные части. Первая посвящена игре в русскую рулетку. «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» - вот главный вопрос спора. Основное внимание здесь уделено поручику Вуличу.
В поступках и высказываниях Печорина, как и в предыдущих главах, есть то, что кажется жестоким и эгоистичным. Так, он предлагает пари, ставкой которого становится жизнь поручика Вулича. Ощущая печать смерти на лице Вулича, Печорин с хладнокровной уверенностью делится своей мыслью: «Вы ненче умрёте!»
Во второй части главным героем выступает Печорин. Он с тем же присущим его характеру хладнокровием, смелостью сам решает бросить вызов судьбе и, рискуя жизнью, обезвреживает разъярившегося казака. Смерть Вулича предначертана. То есть рок отрицать нельзя Но как бы ни была сильна вера в судьбу, нужно всегда пытаться действовать. Человек способен вмешаться в ход задуманного свыше. Иначе не будет развития. То же касается всего общества.
Именно в этой главе мы отчётливо слышим голос автора, отражающийся в мыслях героя. Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Печорин, как нигде более, предстаёт здесь глубоко мыслящим человеком, ищущим в своей душе ответы на вопросы.
Не случайно повесть «Фаталист» завершает роман. Она более остальных наполнена глубочайшими философским смыслом.