Проблематика и поэтика романа Тургенева «Отцы и дети» И.С. Тургенева

Основной конфликт романа


Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Нравственные проблемы в произведениях русской литературы 2-ой половины 19-го века. (По одному или нескольким произведениям русской литературы 2-ой половины 19-го века).

Произведение вызвало множество статей, эпиграмм, карикатур. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа Евгения Васильевича Базарова. А.И.Герцен наиболее верно отозвался о сути споров вокруг романа и заметил: «Крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». В романе показана актуальнейшая проблема не только 60-х годов 19 века, но всякого времени,- это нравственная проблема несходства поколений. Будучи аристократом, поклонником красоты, эстетом, поклонником революции, великий русский писатель в произведении изобразил бесполезность, никчемность, духовное омертвление дворян. Вот как он сформулировал авторский замысел: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?..» Следовательно, Иван Сергеевич Тургенев утверждает, что его симпатии не на стороне аристократов. Он с уважением относился, как это ни странно, к нигилисту, разрушителю, революционеру, причем сам автор неоднократно заявлял о том, что, во-первых, «Базаров - мое любимое детище», во-вторых, «если он называется нигилистом, то надо читать – революционером».

Из проблемы несходства поколений вытекают и другие нравственные проблемы тургеневской эпохи, Являющиеся популярными и сейчас, в начале 21 века. Это раздумье о дружбе и о любви и об их роли в жизни людей, мысли о том, нужны ли такие люди, как Базаров.

Значит, именно эти нравственные проблемы должны интересовать нас в романе Ивана Сергеевича Тургенева, так как они «вечные», всегда актуальны. Прав А.В.Луначарский, который писал: «Отцы и дети» - еще живой роман, и все споры, которые вокруг него велись, находят известный отклик и в наших думах». Эти слова можно повторить в любое время, так как И.С.Тургеневу присуща замечательная черта – умение угадать только зарождающееся в обществе движение.

Поражает удивительный лаконизм тургеневского стиля: в небольшом по объему произведении умещается огромный материал, хотя писатель не дает развернутых картин в русской жизни, не вводит большого числа действующих лиц – он отбирает самое характерное, наиболее существенное.

При помощи художественных деталей и «тайной психологии» писатель сумел кратко, но убедительно рассказать о людях, о жизни России в один их переломных периодов её истории.

Уже с первых страниц книги Иван Сергеевич Тургенев убеждает нас в том, что «преобразования необходимы», в первую очередь это преобразования в сельском хозяйстве, так как автор тревожится за судьбы народа, создатели всех духовных и материальных ценностей, однако находятся на крайней степени нищеты. Возникает горькое раздумье у автора и читателя: «Нет, не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы, но как их исполнить? как приступить?» Этот вопрос тревожит героев романа: Николай Кирсанов толкует «о предстоящих правительственных мерах, комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д.»; Павел Петрович возлагает надежды на «мудрость правительства и на народную общину»; Аркадий провозглашает принципы нигилизма, ничего не понимая в революционно-демократическом режиме. На фоне неустроенной жизни страны вырисовывается могучая фигура Базарова, человека нового поколения, борца, революционера, пришедшего на смену «отцам», неспособным решить основных проблем эпохи.

Иван Сергеевич Тургенев резко противопоставляет Евгения Васильевича миру аристократов. Первое, что бросается в глаза, когда мы знакомимся с молодым нигилистом, - черты демократизма, присущие этому персонажу. Одежда, которую он небрежно называл «одежонкой», состояла из «длинного балахона с кистями» и старой грязной шляпы, «к тулье которой пристало какое-то болотное растение». Вспомним, в каком костюме вышел к утреннему чаю аристократ Павел Петрович: «на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска». Все детали костюма были изящно подобраны хозяином, которому, видимо, кроме того, больше заняться было нечем. Мы понимаем: перед нами два человека с разными манерами, вкусами, убеждениями, ведущие различный образ жизни.

Евгений Васильевич – естествоиспытатель, он занимается изучением медицины, зоологии, ботаники, что является чертой культурной жизни России 60-х годов 19-го века. Однако не на этом поприще он достигнет той известности, которую ему пророчат. Нетрудно догадаться, что талант нигилиста развернется в революционной деятельности. Иван Сергеевич Тургенев так писал о любимом действующем лице: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель…» Евгений Базаров натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все суду мысли. И если любовь к Анне Сергеевне Одинцовой побеждает принципы нигилизма, то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, но не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Он должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. В чем же трагизм героя и как рисуется безвыходное положение Базарова? С точки зрения писателя, в том, что «время базаровых»помним, в каком костюме вышел к утреннему чаю аристократ Павел Петрович: "еловека нового поколения, борца, революционера, приш еще не пришло, тургеневский персонаж сам это ощущает: умирая, он говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Следовательно, Иван Сергеевич подчеркивает трагическое одиночество нигилиста не только среди «отцов», не только с мнимым другом (Аркадием), но и в самом главном для него – во взаимоотношениях с народом. Но взаимоотношения Базарова с народом очень сложны. С одной стороны, крестьяне видят в нем не барина, а «своего брата». С другой стороны, называют его «шутом гороховым». Однако в романе есть эпизоды, которые могут вызвать недоумение читателя.

В начале читатель узнает, что «Базаров владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях из народа», а в конце книги совсем по-иному раскрывается отношение народа к Евгению и его взгляд на крестьян.

Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим, Дмитрий Иванович Писарев правильно замечает: «умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». На последних страницах романа появляется все лучшее человеческое, что было в Базарове: нежность к родителям, поэтичность любви к Одинцовой, жажда труда и подвига во имя родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». Из его слов она могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Для него убеждения дороже любви, а для Одинцовой дороже любви – покой и комфорт.

Мы слышим необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова, обращенные к любимой женщине: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим полные любви и жалости слова о родителях, когда он просит Анну Сергеевну позаботиться о них: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Базаров умер молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, но мы уверены, что если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя дела.

Роман заканчивается картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронен Евгений Васильевич. Здесь царят покой и тишина. Роман заканчивается такими раздумьями автора: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазками; они говорят нам о вечном примирении и жизни бесконечной…» Базаров умер, а вместе с ним умер и его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Цветы на могиле Евгения подтверждают, что истинная жизнь бесконечна.

Иван Сергеевич Тургенев решал в романе «Отцы и дети» нравственные проблемы, говоря нам, людям 21-го века, о «вечности» таких понятий, как любовь к родителям, к Родине, к природе, как высокая романтическая любовь мужчины и женщины, как бессмертие тех людей, которые верны своему долгу.

Базаров – человек нового типа. Умирая, он желает последний раз взглянуть на любимую женщину. Это говорит о способности Евгения к глубокому чувству. Иван Сергеевич Тургенев заканчивает роман смертью Базарова, потому что не знает, что дальше должен делать его герой, а также, потому что не хочет, чтобы Евгений в будущем совершил какие-нибудь ошибки или преступления.

07.10.2017

Замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» возник у писателя в дореформенный 1860 год. Уже через год в России будет отменено крепостное право. И в произведении автор передает атмосферу времени перелома и смуты. О проблематике этого произведения мы и поговорим в этой статье.

Крепостные уже не столь охотно выполняют приказания своих помещиков. Появляется большое количество молодых людей с радикальными взглядами и идеями. Назревает идейный конфликт революционеров-разночинцев и либералов. В романе Базаров представляет революционера-разночинца, а Павел Петрович – либеральное дворянство.

В это время в России уже появляются люди нового поколения, нигилисты, взгляды которых разделяет и Базаров. Главный герой прекрасно понимает, что время таких людей еще не настало и прямо заявляет об этом: «…да наделай детей побольше. Умницы они будут, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой». Нигилизм – это отрицание всего того, что признано в обществе: любви, семьи и других ценностей.

На фоне убеждений Базарова у него возникает идейный конфликт с дядей его друга Павлом Кирсановым. Первый спор между ними происходит на тему науки и искусства. В нем главный герой роняет фразу, которая емко изобличает направленность его взглядов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Этот спор породил первую волну непонимания между Базаровым и Павлом Кирсановым.

Спустя некоторое время их ссора возобновилась с новой силой и достигла своей кульминации. В этот раз предметом разногласий Павла и Евгения стали вопросы о народе, законах, общественном строе. Базаров видит необходимостью «расчистить место», что является программой-минимум, но при этом в его планах отсутствует программа-максимум. В вопросе о народе Базаров придерживается мнения, что народ должен быть образованным, а Павел Петрович, наоборот, склонен придерживаться противоположной точки зрения. При обсуждении законов Базаров утверждает, что они не выполняются, в то время как Павел Петрович уверен в обратном.

Базарову с его нигилистическими взглядами должно быть чуждо чувство любви, но внезапно он осознает свои чувства к Одинцовой. Это смущает и раздражает главного героя, но все-таки он решается высказать свои симпатии, открыться, однако в ответ получает отказ, ведь для Анны Сергеевны «спокойствие…лучше всего на свете».

В конце романа мы наблюдаем, как день за днем болезнь истощает силы Базарова. В это время он задумывается о многом в своей жизни. Когда в последние минуты к нему приезжает Одинцова, он рассуждает: «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Возможно, Евгений понимает, что его убеждения еще только зарождаются в умах молодежи, впереди время новых, прогрессивных событий. Таких людей, как Базаров, общество пока не принимает и не рассматривает их мировоззрение всерьез. Но в какой-то степени можно утверждать, что нигилизм мешал Базарову жить полноценной жизнью, которая должна быть наполнена реальными чувствами и переживаниями.

О проблематике романа «Отцы и дети» рассказала Филиппова Анастасия

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова "необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом". И вообще, весь облик дяди Аркадия «...был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями". Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, лицо длинное и худое, с широким лбом и вовсе не аристократическим носом. Портрет Павла Петровича - это портрет "светского льва", чьи манеры под стать внешности. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит "демократу до конца ногтей", что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным.

Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественно-научным занятиям. Во второй половине XIX века естественные науки переживали подъем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. И Базаров - прототип такого ученого. Павел Петрович, напротив, проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша медного не стоит"), к природе подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа - чепуха. Выйдя на крыльцо, «...он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - "английская свобода», то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов", считает их ненужными и бессильными: "Вас всего 4-5 человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.

Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - это проявление именно народного духа.

Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин».

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах».

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать - не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, - помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком».

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: «.. года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею». И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

Жаль, конечно, что Тургенев «убивает» Базарова. Такому смелому, сильному человеку жить бы да жить. Но, возможно, писатель, показав, что такие люди существуют, не знал, что делать со своим героем дальше... То, как умирает Базаров, могло бы сделать честь любому. Он жалеет не себя, а родителей. Ему жаль так рано покидать жизнь. Умирая, Базаров признает, что «попал под колесо», «но еще топорщится». И с горечью говорит Одинцовой: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, вилять хвостом не стану».

Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе.

На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал; "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?"

Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: «...страстное, грешное, бунтующее сердце». Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.

Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

Особенностью творчества Ивана Сергеевича Тургенева была злободневность затрагиваемых автором проблем, он очень чутко понимал и чувствовал проблемы времени и посвящал им свои хрестоматийные романы. Так случилось и с романом «Отцы и дети». Современники увидели в нём злободневный конфликт между демократами и либералами. И хотя в книге поставлено множество проблем важных как для того времени, так и для сегодняшнего дня, все-таки важнейшей является проблема взаимоотношений между двумя поколениями. Противостояние двух персонажей - Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова - это не только противостояние двух поколений, это и столкновение двух мировоззрений, двух разных философских концепций. Противостояние даёт о себе знать с первых страниц романа: встреча будущих противников, становится той искрой, из которой возгорится пламя будущих непримиримых споров. Подчёркнутая изысканность в туалете П.П.Кирсанова, его рука в оправе из белоснежного манжета с запонкой-опалом и красная в «цыпках» натруженная и неухоженная рука молодого студента. Даже в диалоге они по-разному произносят слово принцип: Базаров грубо - «Прынципы», а Павел Петрович мягко - «Принсипы». В их спорах затрагиваются практически все основополагающие проблемы современности: культура и образование, церковь и политика, семья и законность - причем Павел Петрович представляет идеализм, а Базаров - материализм. Но материализм Базарова слишком вульгарен. Он молод и максималистичен, поэтому не признает ничего, кроме практической пользы. Если Павел Петрович считает, что личность должна самосовершенствоваться ради самосовершенствования и всегда сохранять внутреннюю культуру, то для Базарова существует только вопрос практической пользы.

Так же упрощенно Базаров воспринимает красоту природы и искусство. «Природа - не храм, а мастерская», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - говорит Базаров. Демократ-материалист отрицает все, что выходит за рамки разума, все, что относится к душевной жизни, но его собственная душа восстает на него - и он влюбляется.

Ирония Тургенева особенно проявляется, когда персонажи спорят об отношении к русскому народу. Базаров утверждает, что народ невежественен и его надо просвещать, Павел Петрович на это возражает, что Базаров, дескать, презирает народ. А мужики-крестьяне и Базарова, и Кирсанова воспринимают как господ, которые мало чего понимают в этой жизни.

После выхода романа в свет словечко «базаровщина» стало особенно популярным. Итак, автор ставит проблемы - что есть базаровщина? В чем ее истоки? Каковы её последствия?

Причем в данном случае (в отличие от «обломовщины») герой не равен явлению. Базаров, конечно, заражен базаровщиной и заражает ею других, но не олицетворяет её. Базаровщина - это мировоззрение Ситникова и Кукшиной, троекратно упрощенный Базаровым материализм Бюхнера (любимая книга Базарова - «Материя и сила»). Это отрицание всего, что выходит за рамки пяти чувств, отвержение искусства, любви и красоты. Чисто практический, утилитарный взгляд на жизнь, а главное - стремление к разрушению. Но даже если порядок вещей плох, разрушить его - ещё не значит сотворить благо. Люди, зараженные базаровщиной, не умеют созидать, они только отрицают и разрушают. Отрицать всё нельзя - в этом главная мысль И.С.Тургенева. Он сочувствует своему герою и описывает его с явной симпатией, но всем романом доказывает, что отрицать всё невозможно, что это приводит к гибели.