Ты сам мастер дпи ваза. Ты сам мастер

Дата публикации: 2016-10-21

Краткое описание: Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов. Идея необычного урока. На урок изобразительного искусства в 5 классе приглашается не писатель и не мастер, а ученики всего дев...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебычевская средняя общеобразовательная школа»

Выборгский район Ленинградская область

Нетрадиционная форма проведения урока изобразительного искусства в 5 классе с участием учащихся 9 класса в роли мастеров и химиков-консультантов.

учитель изобразительного искусства Путькина Галина Константиновна,

учитель химии Шам Ольга Афанасьевна

2016 год

Урок - основная форма учебно-воспитательной работы в школе. Именно на уроках усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни государства. В современных условиях работа учителя многообразна. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать, что одним из путей активизации познавательной деятельности школьников является проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, интервью, репортаж; уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, «живая газета», устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника; перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, утренники, спектакль, концерт, инсценировка.

Непривычные формы используются в связи с ранее проведенными уроками. В моей практике преобладают итоговые формы: урок-откровение, урок-совершенствования, урок-отчет, урок обобщение, урок-путешествие, урок-экскурсия, творческий отчет, урок-конференция.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, опережающее обучение, знакомство с материалами с которыми ребята работают и историей их открытия, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

    использование коллективных форм работы;

    привитие интереса к предмету;

    развитие умений и навыков самостоятельной работы;

    активизацию деятельности учащихся;

    при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

    более полное осуществление практической, воспитательной,

    образовательной и развивающей целей обучения;

    становление новых отношений между учителем и учениками,

учениками разного возраста,

    опережающее обучение;

    привлечение к проведению урока учащихся старших классов;

    знакомство с предметами, которые ребята будут изучать в будущем.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на школьников вдохновляюще, вселяют уверенность в свои силы и способности. Учащиеся становятся общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Пример реализации нетрадиционной формы урока представлен ниже.

Вывод: Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, повысить качество технологического образования школьников.

Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме, и каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Список литературы

    Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. 5 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.;

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011.

    Рабочая программа «Изобразительное искусство». Декоративно-прикладное искусство. 5 класс_ под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013

    СаНПиН

    Химический справочник «Интересное о веществах» Москва, «Просвещение» 2000.

    Химия 9 класс, О.С. Габриелян Москва, Дрофа, 2014

Сценарий нетрадиционного урока в 5 классе.

Тема урока: «Ты – сам мастер декоративно-прикладного искусства».

Урок направлен на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству, где появляется необходимость экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие современных художественных материалов и техник, подготовленных учениками 9 класса.

Цель урока : обеспечение урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского с этапами опережающего обучения, которые проводят учащиеся 9 класса.

Задачи:

    повторить правила техники безопасности при работе с инструментами;

    познакомить с историей возникновения техники, строением и свойствами материалов, с которыми будут работать пятиклассники;

    обеспечить иллюстративным материалом, опытами для более детального знакомства с рабочими материалами;

    научить последовательности выполнения изделия в определенной технике;

    закрепить изученный материал;

    поблагодарить за работу.

Пятиклассники слушают мастера-наставника.

Роль мастера играет учащийся 9 класса. Каждый готовит свою тему мастер-класса для группы пятиклассников по плану:

    У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать сувенир из данного материала?

    Из истории: ________________

    Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно работать с материалом.

    Для работы нам понадобится:_______________

    Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.

    Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Практическая работа

Учащиеся 9 класса в роли мастеров разных видов современного декоративного искусства приглашают на мастер-класс пятиклассников. Мастера каждого направления предлагают свой мастер-класс отдельной группе пятиклассников. Формироавание группы. Демонстрируют свои творческие работы, знакомят учащихся 5 класса со строением рабочих материалов, историей их возникновения, совмещая это с практической иллюстрацией.

Ученики 5 класса выбирают предложенные различные художественные материалы для передачи собственного замысла, распределяются по группам попробовать себя в той или иной технике современного декоративно-прикладного искусства. На уроке они своими руками создают красивые декоративные вещи и узнают, как появились материалы с которыми они будут работать. Созданные сувениры оживят интерьер школы или их дома, наполнят теплом, но самое главное – они подарят радость всем, кто умеет по–настоящему ценить красоту. А самое главное эти работы могут стать подарком для родных и близких на празднике «День семьи», на последнем обобщающим уроке изобразительного искусства.

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника современного декоративно-прикладного искусства.

Девятиклассники самостоятельно подготовили следующие темы:

    Мастер-класс по квилингу.

    Мастер-класс топиарии.

    Мастер-класс «Соленое тесто».

    Мастер-класс оригами.

Пример мастер-класса топиарии .

Мастер-наставник : ученица 9 класса Корциганова Ангелина.

Загадка

Я белая как снег.
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)

Что такое бумага? Какая она?

Ответ пятиклассников :

Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...

Мастер-наставник:

- Значит: Бумага - материал универсальный. Из нее делают книги, но и газеты, журналы, тетради, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности. Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Когда и как появился материал под названием – бумага? И из чего его делают?

Химик-консультант знакомит с историей возникновения материала .

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма.

Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.

Затем на берегах Нила-реки, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезают на тонкие полоски и укладывают их друг на друга, смазывают клеем, проглаживают деревянной гладилкой, сушат на солнце и свертывают в трубку. Длина такой книги 100 шагов.

В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Его делают из шкур телят и овец. Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома.

Наши русские предки в далёкие времена писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги костяным или железным писалом.

Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. На бумажную фабрику привозят бревна. Для бумаги используются: сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Чтобы бумага была белой, гладкой, плотной добавляют серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Химик-консультант знакомит со строением материала с помощью приборов (работают с микроскопом.)

Из чего же состоит бумага? Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой. Приложение 1(РИСУНОК 1. ) Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом. (РИСУНОК 2, 3, 4). Смотрим в микроскоп.

Проведение мастер-класса . Приложение 2(РИСУНОК 5-8) .

Подведение итогов. (Рефлексия) Приложение 3.

Фоторепортаж с мастер-класса. Приложение 4.(РИСУНОК 9-13).

Работы детей (РИСУНОК 9, 10).

Приложение 1

РИСУНОК 1. Структура целлюлозы, из которой изготавливают все сорта бумаги, под микроскопом.

РИСУНОК 2. Смотрим в микроскоп.

Приложение 2

Мастер-класс «Изготовление топиарии».

РИСУНОК 5. Наглядный материал. Работы мастеров девятиклассников.

РИСУНОК 6. Приёмы работы.

РИСУНОК 7. Последовательность выполнения изделия.

РИСУНОК 8. Работы мастера Корцигановой Ангелины, ученицы 9 класса.

Приложение 3

Урок ИЗО в 5 классе.

Тема: В гостях у мастера

Подведение итогов работы

(Фамилия Имя)

1. Достигли ли вы своей учебной цели?________________________________

2. Какие трудности вы испытали при работе над новой темой? Что вам давалось легко? Над чем еще надо поработать? Что вам особенно понравилось?_____________________________________________________

_________________________________________________________________

Шкала успеха

Плохо - - - - - - - - Отлично

    Отметьте свое настроение на уроке, выделив соответствующий значок в технологической карте.

    Выставление итоговой оценки в дневник.

Приложение 4

Фоторепортаж мастер-класса ученицы 9 класса Анучиной Алисы

РИСУНОК 9. Ученица 9 класса Корциганова Ангелина - мастер топиарии.

РИСУНОК 10. Работа ученика 5 класса Мигаль Василия.

Фоторепортаж урока в 5 классе ученицы 9 класса Блиновой Анастасии

РИСУНОК 11. Мастер-класс по квилингу.

РИСУНОК 12. Мастер по квилингу Марина Коршунова, ученица 9 класса.

РИСУНОК 13. Мастер-класс оригами. Мастер Мария Брага, ученица 9 класса.

Предмет: Изобразительное искусство.

Учитель : Кылосова Е.И.

Дата: 28.04.2016.

Класс: 5 «г»

Учебник: Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2014 г.

Тема: «Ты сам мастер ДПИ. Изготовление декоративного панно в технике аппликация».

Цель: способствовать расширению и закреплению знаний о декоративном панно . Выполнение декоративного панно в технике аппликации.

Задачи:

Обучающая: формирование умения изготавливать панно в технике аппликации.

Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развитие художественных и способностей учащихся.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку изобразительного искусства путём вовлечения каждого в активную деятельность; ответственности за результат учебного труда; самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный .

Формы работы : парная и индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся должны понимать, что такое – панно, объяснять роль панно в интерьере, знать тематику панно.

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Личностные:

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

Учиться выполнять различные роли в паре.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре;

Уметь организовать рабочее место.

Основное содержание темы, понятия, термины: Панно как вид современного ДПИ, история панно, разнообразие материалов для изготовления панно.

Понятие аппликация.

Технологическая карта урока

«Ты сам мастер ДПИ. Изготовление декоративного панно в технике аппликация. Урок №2»

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

    Организационный этап

    Эмоциональный настрой.

Организация местоположения каждого ученика.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Проверим на месте ли ножницы, клей.

А дневники на месте?

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

    Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

Ребята посмотрите на доску. Все буквы перепутались,помогите найти им свои места и определите тему нашего урока.

Кто догадался, о чём пойдёт речь?

Как звучит наша тема?

Ученики формулируют содержание темы урока.

Изготовление декоративного панно в технике аппликация.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

    Постановка учебной задачи

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Давайте вспомним чем мы занимались на прошлом уроке. О чем вели разговор.

Предположите? Какая тема и цель нашего урока.

А теперь давайте наметим план нашего урока.

1.Повторим изученный материал.

2.Узнаем что-то новое.

3.Завершим работу, начатую на 1 уроке.

4.Закрепим материал.

Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, вспоминают содержание прошлого урока. Цель: научится изготавливать панно. Продолжить работу над декоративным панно в технике аппликация.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные6

постановка вопросов;

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

    «Открытие» обучающимися нового знания

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Давайте вспомним все что вы узнали о панно.

Что такое панно?

Что такое аппликация?

Из каких материалов изготавливают панно? С каким материалом работаем мы?

Ученики отвечают на поставленные вопросы .

Панно – это элемент декора помещения, который призван украшать стены,потолок,а иногда даже фасады зданий.

Аппликация – самый распространённый вид ДПИ.Это наклеивание на основной фон различных материалов. Панно изготавливают из различных материалов бумага, природный материал кожа, нитки, ткань, соленое тесто и т.д.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Решение учебной задачи. Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Работа с текстом. История развития панно. (Приложение №1. Парная работа.) Ребята сейчас прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Работают в парах. Изучают полученный материал. Ищут ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные:

сотрудничества с друг другом.

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Динамическая пауза

Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

Личностные

    Творческая самостоятельная практическая деятельность.

8.Самооценка.

Сейчас мы продолжим работу начатую на первом уроке. У вас есть технологическая карта.(Приложение №2)Техника безопасности.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Самооценка работ учащихся по критериям (Приложение №3)

Учащиеся выполняют творческое задание. Продолжают работу над панно начатую на первом уроке Добавляют новые элементы в работу. Техника безопасности.

Самооценивание в листе достижений.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

самоопределение.

Личностные

Умение определять уровень владения знаниями.способом деятельности.

9 .Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Как вы думаете где можно разместить получившиеся работы?

Мы достигли цели которую ставили?

Как вы думаете зачем нужно панно?

Закончите фразу:

Я знаю что…..

Для меня было открытием…..

У меня получилось…..

Мне понравилось….

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Высказывают свое мнение.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

10.Домашнее задание.

Стр.168- 173. Подбор иллюстраций по теме панно.

Записывают задание в дневник.

Использование нового знания.

Тип урока: Изучение нового материала, урок - творчества.

Цель урока: Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы с гофрированным картоном в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить, создать изделие декоративно – прикладного искусства для украшения интерьера.

  • Обучающие : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике “квиллинг”.
  • Развивающие : Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, развивать пространственное воображение.
  • Воспитывающие : Воспитывать интерес к работе с бумагой в технике “квиллинг”, совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оборудование для учителя: ПК, мультимедиапроектор.

Оборудование для детей: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Повторение изученного материала. Фронтальный опрос. 5 минут.

Практическая часть. Мастер-класс по квиллингу из гофрированного картона с демонстрацией презентации. 30-32 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 5 мин

Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

Повторение изученного материала:

На прошлом уроке мы с вами вели разговор о современном декоративном искусстве.

(Просмотр презентации)

Слайд 2. - Давайте вспомним, какие существуют виды современного декоративно-прикладного искусства. Какие материалы используют художники. (Ответ учащихся – керамика, художественное стекло, металл, гобелен, батик.)

Слайд 3. - Правильно, а сегодня на уроке я предлагаю каждому стать мастером декоративно-прикладного искусства и выполнить объемную работу из гофрированного картона для украшения интерьера.

Слайд 4. - Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

Слайды 5-6-7-8. Квиллинг – от английского слова “наматывать”. Квиллинг – это закручивание серпантином полосок из бумаги или гофрированного картона, которые принимают ажурный филигранный вид.
Умелыми руками мастеров можно сделать удивительные изделия. Посмотрите.

Слайд 9. – Приступаем к работе. Возьмите полоску гофрированного картона желтого цвета и скрутите тонкую трубочку. Докрутите трубочку в катушку-ролл.

Слайд 10. - Выполните точно такие же катушки-роллы из полосок гофрированного картона другого цвета. Затем из каждой катушки сделайте форму сердечка.

Слайд 11. – Изготовление стебелька. Сложим пополам зеленую полоску картона, склеим обе половинки, оставив место для цветочка. Вклеим желтый цветок-сердечко. Повторим тоже самое с другими полосками картона.

Слайд 12. - Изготовление листочков. Возьмем кусочек зеленого гофрированного картона, разрежем его по диагонали – получим треугольные листочки. Выполним таким же образом листочки для других цветов.

Слайд 13 - Приклеим листочки к стебелькам цветов. Загнем нижний край у стебельков. Выполним вазу – скрутим катушку – ролл большего диаметра, выдавим пальцами форму, проклеим ее внутри. Вклеим цветы в вазу. Заполним вазу “грунтом” - мягкой бумагой.

Слайд 14. - Приклеим “травку” на мягкую бумагу в вазе (нарезанные кусочки картона).

Заключительная част. Выставка работ.

Ребята, вы настоящие мастера декоративно-прикладного искусства. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на партах.

Вместе с учителем определяют лучшие.)

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы познакомились с техникой квиллинг, надеюсь, что вы продолжите работу с гофрированным картоном в этой технике. Желаю всем успехов.

На этом урок закончен. До свидания.

Список используемой литературы.

1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – “Феникс”, Ростов-на-Дону: 2011

2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.

3. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2008

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2007

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.




Декоративная кукла Попробуй создать куклу-образ Сверни из картона конус – это туловище Теннисный шарик надетый на карандаш – голова, или поролон в кусочке ткани Осталось сделать русский народный костюм- его можно сшить используя нитку и иголку или приклеить. Рукава в виде трубочки сшитые и стянутые вверху и внизу крепить их в последнюю очередь Осталась отделка- бисер, кружева, тесьма. А также можно нанести узор народных промыслов гуашью.







Декоративная ваза Основа вазы – стеклянная банка, конусы картонные различных размеров для создания формы вазы Одеваем основу– веревка, ткань, кожа и т.д. Украшение – кожа, соленое тесто, веревка, гофрированный картон, бисер и т.д. Фантазируй! Бросовый материал может ещё жить и радовать тебя и твоё окружение!






Декоративная изба Попробуй создать избу Сначала из бумаги сделай много трубочек – накручивая прямоугольные кусочки бумаги на карандаш Подготовь основу избы – склей коробочку в форме будущей избы Теперь готовыми трубочками обклей основу со всех сторон так чтобы получилась изба в уменьшенном виде Осталось дело за декорированием окон, дверей, крыши и т.д. Если ты делал избу не из цветной бумаги, то тебе осталось раскрасить её.


Цели занятия:

1. Образовательные:

    познакомить с декоративно-прикладным видом искусства-мозаикой;

    совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги;

    создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2. Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии,художественного вкуса,восприятию цвета,зрительной памяти,творческих способностей;

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

    способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

    способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 . Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

    способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение занятия:

    Материально-техническая база:

    Презинтация,выполненная в Power Point;

    Мультимедийный проектор,экран,компьютер;

    Дидактическое обеспечение:

  • репродукции;

  • образцы работ.

Методы обучения:

    проблемный;

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

Словарная работа:

    мозаика, смальта.

II Ход занятия.

    Организационный момент:

    проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

    Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

    Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.

    Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины.

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

    Изложение нового материала:

      Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

      История развития.

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Предположительно зародилась она еще в Древней Греции и распространилась на соседние территории, всюду, где появлялись греческие колонии. Не меньшую популярность мозаика имела в Древнем Риме. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры прекрасных мозаик, обнаруженных при раскопках города Помпеи. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при росписи стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII-IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.

Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Изображение греческой богини моря Фетиды.

Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского.

Портрет М.Ломоносова.

Мозаику используют также для украшения произведений декоративно прикладного искусства:кувшинов,тарелок,чаш и других предметов.Стеклянная мозаика,незаменима для облицовки:бассейнов,водопадов,фонтанов,ванных,кухонь,фасадов зданий.

Мозаика для фасадов домов. Мозаика для бассейнов.

Мозаика для ванной комнаты.

Мозаика на посуде.

Мозаику можно выполнять с помощью ткани,из разноцветных кусочков пластелина,цветной бумаги.

4. Закрепление материала.

    Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики.

    Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

    Кто возродил смальтовую мозаику в России.

    Практическая работа.Самостоятельная работа(творческая).

Последовательность выполнения работы.

- работа выполняется в технике мозаики из цветной бумаги;

-выбор палитры цветной бумаги по эскизу;

-составление мозаики из разноцветных кусочков цветной бумаги;

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

    Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

    Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

    Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

    Рациональное использование учебного времени учащимися.

7.Рефлексия.

    Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    Что узнали нового?С каким видом искусства познакомились на уроке?Что понравилось на уроке?

    Почему целесообразно сначала выполнять работу в эскизе, а затем в материале?

    Просмотр работ.

    Выставление отметок.Уборка рабочего места.

Детские работы