Золотая маска. Фестиваль «Золотая маска» завершился необычной церемонией Что представляет собой награда

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии “Золотая маска”, которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Без наград не ушли дирижёр Теодор Курентзис, актёр Данила Козловский и режиссёр Андрей Могучий - лучший режиссёр уже второй год подряд.

В фестивале “Золотая маска 2017” были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.

В числе получивших наибольшее число номинаций - столичный Большой театр, Театр оперы и балета Екатеринбурга, Малый драматический и Большой драматический театры Петербурга, Театр Моссовета и “Красный факел” (Новосибирск).

На торжественной церемонии присутствовали директор Большого театра Владимир Урин, известный театральный режиссёр Роберт Стуруа, главный режиссёр РАМТ Алексей Бородин, Марина и Дмитрий Брусникины, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, актриса Театра Моссовета народная артистка России Нина Дробышева.

Перед началом вручения наград директор “Золотой маски” Мария Ревякина попросила зал помянуть минутой молчания Георгия Тараторкина, который более 20 лет возглавлял премию и скончался в 2017 году.

Драма

Главный приз премии за лучший драматический спектакль большой формы получил “Русский роман” Театра имени Маяковского. А лучшим режиссёром жюри второй год подряд признает Андрея Могучего, поставившего спектакль “Гроза” в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Также жюри премии наградило “Магадан/Кабаре” театра “Около дома Станиславского” - как лучший драматический спектакль малой формы.

“Я хотел бы воспользоваться возможностью отблагодарить дорогих моих людей. Прежде всего, это мой учитель, режиссёр Малого драматического театра Лев Додин, который обладает какой то мощью, силой, внутренней драмой не ставить “Гамлет” в комфортной форме, а задать в нем вопросы, которые сегодня нельзя не задать…

Я хочу сказать спасибо семье, родителям и маме, которая меня часто спрашивала, где её маска, и вот теперь она у неё есть”,

Сказал Козловский на вручении премии.

Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле “Русский роман” Театра имени Маяковского. Награда за лучшую женскую роль второго плана в драме ушла Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке “Ворон”, а мужскую - Хольгену Мюнценмайеру, исполнившему роль Дьякона в спектакле “Жили-были” Драматического театра Шарыпово.

Опера

“Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества - нести счастье людям”,

Сказал Курентзис на церемонии вручения.

Лучшим режиссером в опере, по мнению жюри, стал Ричард Джонс, поставивший оперу “Роделинда” в Большом театре. Лучшим спектаклем в опере также признали “Роделинду”.

Приз за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова, сыгравшая Виолетту Валери в “Травиате” Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми, а за лучшую мужскую роль в опере - Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперетта и мюзикл

Лауреатом премии в номинации “Лучший спектакль в оперетте/мюзикле” стал “Биндюжник и король” Театра юного зрителя в Красноярске. В номинации “Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле” победительницей стала Мария Биорк за роль Сони в спектакле “Преступление и наказание” Театра мюзикла, режиссером которого выступил Андрей Кончаловский. Также за работу в этом спектакле присудили приз композитору Эдуарду Артемьеву.

“Золотую маску” за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле “Белый. Петербург” Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Награда за лучшую роль второго плана в оперетте/мюзикле ушла Владимиру Гальченко из Театра драмы имени Горького в Самаре. Лучшим режиссером в оперетте/мюзикле стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Балет

Приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце получила Виктория Терешкина за роль в спектакле “Скрипичный концерт #2” Мариинского театра, а за лучшую мужскую роль в балете - Игорь Булицын, сыгравший Меркуцио в “Ромео и Джельетте” в Театре оперы и балета в Екатеринбурге.

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев за спектакль “Ундина” Большого театра, что, впрочем, не было интригой, так как он был единственным претендентом на награду в этой номинации за три разных спектакля.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце жюри признало спектакль “Скрипичный концерт #2” Антона Пимонова в Мариинском театре.

Лучшим спектаклем в современном танце была названа постановка “Все пути ведут на север” Театра “Балет Москва”. При этом приз за лучший спектакль в балете присудили Театру оперы и балета в Екатеринбурге за “Ромео и Джульетту”.

Спецпризы

Премией “За выдающийся вклад в развитие театрального искусства” были награждены худрук Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, народный артист России и Якутии Андрей Борисов, грузинский режиссер, сценарист, драматург, художник, худрук Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, актер и режиссер Омского музыкального театра Георгий Котов, актер Александринского театра Николай Мартон, худрук МХТ им. Чехова и “Табакерки” Олег Табаков и актер Вахтанговского театра Владимир Этуш.

Почетной премией в “За поддержку театрального искусства России” был награжден благотворительный фонд “Искусство, наука и спорт”, основанный в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.

Статью прочитали: 3 570

Каждую весну в Москве проходит одно из самых значимых событий в мире искусства и культуры - российский театральный фестиваль Золотая Маска, который привлекает внимание десятков тысяч зрителей и театралов со всей страны.

Лучшие театральные коллективы со всей России представляют свои работы на знаменитых театральных площадках столицы. Билеты на театральные постановки раскупают за месяцы до их начала.

Фестиваль Золотая Маска 2019

Фестиваль Золотая Маска 2019 пройдет традиционно в конце зимы и весной в Москве. Даты проведения фестиваля с 16 февраля по 16 апреля . Спектакли и постановки можно посмотреть на театральных площадках столицы.

Золотая Маска - Вручение Премии

В Этом году вручение премии фестиваля Золотая Маска 2019 состоится 16 апреля на исторической сцене Большого Театра. Фестиваль проводится в феврале - апреле на сценических площадках Москвы.

О Фестивале

Премия впервые была учреждена в 1993 году. Он охватывает следующие жанры: драма, балет, опрера, современный танец, а также такие жанры, как мюзикл и оперетта, театр кукол.

Ежегодно у всех театралов и любителей искусства есть уникальная возможность увидеть лучшие театральные, музыкальные, оперные, танцевальные и кукольные спектакли и постановки, которые представлены ведущими театрами страны. Уникальность этого проекта заключается в том, что все спектакли можно увидеть в одном месте, а именно на сценических пространствах и площадках столицы.

Спектакли идут везде, и не только в театрах. Улицы Москвы на дни фестиваля превращаются в грандиозную сцену, на которой можно увидеть отрывки из спектаклей и увлекательные представления.

Гости из разных городов России и зарубежья ежегодно стараются построить свой график отпуска так, чтобы отдых можно было совместить с яркими эмоциями от фестивальных постановок.

Премия Золотая Маска

Также отдельно от фестиваля ежегодно проходит премия Золотая Маска, которая является кульминацией этого грандиозного действа. Лауреаты и победители фестиваля поднимаются на сцену, чтобы получить свои награды в разных номинациях.

Проводится премия на одной из сцен столичных театров. Но перед тем, как выбрать лучшие работы опытным членам жюри и критикам нужно отсмотреть несколько десятков работ.

Принять участие в церемонии нарграждения - уже великая честь для любого человека искусства. Многие средства массовой информации пристально следят за участниками фестиваля.

Вокруг одной из самых престижных театральных премий в нашей стране всегда ажиотаж. Зрители с нетерпением ждут имена лауреатов и победителей Золотой Маски. Ежегодно благодаря фестивалю многие начинающие свой творческий путь театральные режиссеры и художники, актеры и сценаристы, танцоры и балетмейстеры, композиторы и музыканты имеют замечательную возможность показать свой талант на всю страну и получить народное признание и любовь зрителей.

Для любого театра и актера огромная честь - получить премию Золотая Маска, которая является высшей степенью признания таланта и результатов работы над ролью или театральной постановкой.

Видео

Предлагаем вам посмотреть, как проходит одно из самых ярких событий в театральном мире. Но, как говорится в старой поговорке: лучше самому один раз увидеть, чем сто раз услышать о том, как это было интересно.


Фотография: РИА НОВОСТИ

В 1993 году Союз театральных деятелей придумал собственную ежегодную премию городского масштаба, нескромно назвав ее «Золотой маской». Главой СТД тогда был Михаил Ульянов, который настаивал: главным критерием должен быть именно профессионализм, приверженность школе, выучка. Так или иначе, о фестивале речи вообще не шло, и впервые вручили премии к тому же только в 1995 году: 7 масок, на которые претендовали только московские деятели. А история непосредственно фестиваля начинается с появлением у руля в 1996 году Эдуарда Боякова, собравшего продюсерский dream team и превратившего кулуарное мероприятие СТД в федерального масштаба фестиваль, а «Золотую маску» - в престижнейшую награду российского театра. Собственно, история фестиваля хронологически делится ровно пополам: до Боякова и после. Сегодняшний фестиваль, директором которого уже 9 лет служит Мария Ревякина, по сути продолжает выполнение заложенных Бояковым алгоритмов. Сам он, с тех пор как покинул «Золотую маску», от любых комментариев на эту тему отказывается.

директор по связям с общественностью в период с 1998 по 2005 год

«О, это было счастливое время! Первые годы фестиваля - это совершенно особый командный дух, все делали одно дело, болели за это душой по-настоящему, не жалея себя. Нас было человек 10, наверное. Тон всему этому задавал, конечно, Эдуард. Структура нынешнего фестиваля была заложена как раз тогда, когда из московской премия переродилась в национальную.

Я пришла в команду в год дефолта, когда финансирование было минимальным, спонсорское участие - практически невозможным. Помню, как по пути на работу подошла к киоску «Цветы» у метро - нам нужны были цветы на церемонию - и попросила телефон руководства. Это оказалась какая-то оптовая цветочная база, я рассказала им о премии, так у нас появились бесплатные цветы на вручении. По этому принципу делалось многое, мои друзья печатали буклет, все было на энтузиазме. А когда я впервые увидела спектакль «Циники» из Минусинска в Москве, я поняла, что мы делаем очень большое и важное дело.
Когда Эдуард ушел, большая часть команды ушла следом. Почему он ушел? Он перерос это. Ему хотелось каких-то других проектов, он понимал, что у него уже недостаточно времени для управления фестивалем. А Мария Евсеевна Ревякина вполне соответствовала представлениям Боякова о том, кто может возглавить вместо него разрастающийся фестиваль».

Из чего состоит фестиваль

Константин Аркадьевич РайкинФотография: скриншот из видео «Как смотреть спектакль?» Из сезона в сезон афиша фестиваля обрастает новыми программами и подпрограммами, и не запутаться во всем этом многообразии к нынешнему году практически невозможно. Последние три года структура такова: все спектакли (их более шестидесяти) делятся на конкурсную и внеконкурсную программу. С конкурсом все просто - это спектакли всех разновидностей со всей страны, номинированные на премию в той или иной категории: «Драма» и «Куклы», «Балет» и «Опера», «Танец» и «Мюзикл», новые имена и мэтры, столичные театры наравне с провинциальными.

Внеконкурсная же программа в свою очередь состоит из следующих крупных программ: «Маска Плюс» (все самое интересное из не попавшего в конкурс), «Новая пьеса» (бывшая «Новая драма», в рамках которой сегодня показывают достижения политического, социального и документального театра со всего мира), несколько зарубежных спектаклей (с этого года под заголовком «Контекст») и «Премьеры Мариинского театра в Москве». В этом году есть еще тематическая подборка конкурсных детских спектаклей под общим названием «Детский Weekend». Хронологические рамки постепенно вместили в себя три месяца - с начала февраля по конец апреля. Завершается все вручением премий, попадают на этот вечер по пригласительным.

руководитель пресс-службы

«В последнее время фестиваль только расширяется. Принцип же придуман Бояковым, и он не менялся: есть стержень - показ спектаклей-номинантов «Золотой маски», - на который могут нанизываться разнообразные дополнительные программы и проекты. В команде примерно 30 человек. Понятно, что на время фестиваля эта цифра вырастает в разы. Количество людей росло параллельно росту фестиваля - сначала был только фестиваль и премия, а уже в 2001 мы объявили сразу о нескольких новых крупных программах «Золотой маски». Эта система позволяет экспериментировать. В разное время проводились проекты, которых сейчас уже нет: биржа российских театров «PRO-Театр», клубная музыкальная программа Goldenmask Club, буквально в этом году завершили программу «Легендарные спектакли и имена». Из нового в этом году придумали программу «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли»; в прошлом - «Институт театра», из которого, конечно, постепенно хочется сделать настоящее образовательное учреждение, большое и серьезное».

Кто участвует

Ежегодно в Москву фестиваль привозит около 5 тысяч участников. Петербург, Новосибирск, Пермь, Красноярск, Екатеринбург - помимо привычных городов-участников «Маски» особое внимание привлекают обычно редкие гости из Лысьвы, Минусинска, Прокопьевска или Магнитогорска. Импортные театры представлены в «Новой пьесе» и в «Контексте». В этом году суммарно в программе участвует рекордное количество спектаклей - 61. Участвовать в конкурсе может совершенно любой театральный коллектив страны, отправив должным образом и в положенные сроки заявку. Все заявки рассматриваются экспертами в большинстве случаев вживую, в исключительных - на видео. Но даже самый хороший спектакль не может быть номинирован против воли художественного руководства театра. Хрестоматийный пример: ни один спектакль «Практики» ни разу не участвовал в конкурсе «Золотой маски» -только по причине отсутствия заявок от театра.

Какие бывают номинации и почему они меняются


Фотография: Андрей Тульнов

Номинаций из года в год все больше. Свежайшие категории - «Работа художников по свету и костюму» (с 2008 года) и «Роли второго плана» (с 2013). Согласно «Золотой маске» драматические спектакли бывают двух типов: большой формы и малой, тогда как музыкальные делятся на оперу и балет, без всякой связи с размером зрительного зала. И если количество зрителей в самом деле диктует особые правила, то разница между наградами за лучший спектакль и лучшую режиссуру в действительности неуловима. Номинации «Театр для детей» нет; то есть в этом году, например, «Снежная королева» красноярского ТЮЗа выдвинута в номинации «Драма/Большая форма» наравне с «Идеальным мужем» Богомолова. При наличии отдельной номинации за работу композитора удивительно отсутствие профессии драматурга в конкурсном списке. Дирижер в опере, в оперетте и балете при этом - это три разные номинации. Комические ассоциации неизменно вызывает формулировка «Куклы/Работа актера» - подразумевающая, конечно, не саму куклу, а управляющего ею человека. Любопытные преобразования происходят с самым неоднозначным конкурсом, который прежде назывался «Новация», а впоследствии - «Эксперимент». До перемены названия за премию в этой категории боролись питерские художники АХЕ с московским художником Дмитрием Крымовым, после - спектакли для инвалидов и алкоголиков со спектаклями Волкострелова.

Кто и по каким критериям определяет победителей


Фотография: Андрей Тульнов

Отбирают заявки и определяют список номинантов эксперты, судьбу наград решает жюри. Эксперты - исключительно критики - делятся на две группы: музыкальный театр и драматический («Куклы» и «Эксперимент», так вышло, относятся к драме). Их задача - в сложном компромиссе между тем, чтобы представить объективный срез театрального сезона, и тем, чтобы собрать именно лучшее. Дирекция фестиваля экспертов ни в чем не ограничивает ни эстетически, ни количественно. Поэтому критерии отбора достаточно универсальны: убедительная картинка, достойный профессиональный уровень, общая представительность. Ежегодно экспертный совет обновляется с целью сохранения трезвости коллективного взгляда. Жюри в свою очередь состоит преимущественно из практиков всех видов театра, чьи работы в этом году не участвуют в конкурсе. В ходе фестиваля они несколько раз устраивают обсуждения, где, к примеру, балетные прислушиваются к мнению оперных, а академисты - к хореографам современного танца и наоборот. Таким образом, критерии оценок жюри лежат, как завещал в самом начале Михаил Ульянов, в профессиональной плоскости, оценивается в первую очередь мастерство. В финале происходит тайное голосование, и до объявления победителей результат известен только председателям жюри и человеку, запечатывающему церемониальный конверт. Списки экспертов и членов жюри опубликованы на сайте премии.

председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол 2014 года

«Я работала экспертом «Золотой маски» в разные годы, иногда выбирать приходилось между оттенками серого, иногда коллеги говорили: «Несчастная судьба свела нас вместе». А прошедший год, когда я была главой экспертного совета, был исключительным. В какой театр ни приедешь - везде подъем. Мы провели год в состоянии, близком к эйфории. Было чувство причастности к расцвету театра. Причем расцвет переживал и театр психологического реализма, который давно морально устарел - появились спектакли, оправдывающие и метод, и то, что его придерживается большинство театров. Новое направление появилось у театрального поиска; оформился такой тренд, как социальный театр. Словом, все живое в театре переживало настоящий взлет.

С чем это связано? Может быть, с тем, что театр - явление общественное, спектакль - происшествие между сценой и зрительным залом. Сегодня отчетливей понятно, чем пять, десять лет назад, что театр - это искусство коммуникации. Два года назад страна переживала общественный подъем. Возникли надежды на возникновение у нас гражданского общества. Болотная, Сахарова, самоорганизация людей по спасению пострадавших в Крымске - театр переживал подъем одновременно с подъемом гражданского общества. В тот момент он осознавался общественным форумом. Местом, где создаются смыслы и рождается доверие. Мы приезжали смотреть премьеры - а оказывались в эпицентре общественной жизни. Это было сильное чувство: театр, который еще недавно казался захиревшей окраиной современной культуры, вдруг стал главным из искусств.

Споры в экспертном совете начались только в финале, когда мы должны были отказываться от тех или иных спектаклей, чтобы конкурсная программа не разбухла и была посильной для жюри. Тем не менее многие достойные спектакли доехали до Москвы - мы рекомендовали их в программу «Маска Плюс». Теперь критики смотрят эти спектакли - «Вассу Железнову» из Минусинска, «Анну Каренину» из Хабаровска, «Тихий Дон» Григория Козлова из Питера - и удивляются, почему они не в конкурсе. Но в целом мы были единодушны. К тому же группа у нас подобралась из исключительно приятных и компетентных людей. Мы провели год в поездках по стране и обсуждениях потрясающих спектаклей. В общем, нам можно было только позавидовать».

Кто финансирует и почему это важно

Бюджет фестиваля примерно поровну состоит из государственных и спонсорских денег - это результат завоеванных временем договоренностей. Приезд российских театров, к примеру, покрывает Министерство культуры, тогда как щедрое участие, условно говоря, Сбербанка позволяет привезти в Россию ряд заграничных шедевров и напечатать буклет, а правительства Москвы - провести церемонию награждения и оповестить население города. Дирекция пользуется распространенными бартерными схемами со всевозможными партнерами из сферы логистики, гостиничного сервиса и проч.; и, конечно, самое отрадное -неизменная поддержка бескорыстных меценатов. Ни один из этих источников финансирования не может гарантировать собственного постоянства, в то время как отказ от участия любого из них грозит фестивалю прекращением существования.

Что представляет собой награда


Фотография: предоставлен «Золотой маской»

Никаких денежных премий лауреаты не получают, только маску; это изначальная установка, исходящая не из экономии, но из этических соображений. Дизайн придуман знаменитым сценографом, соавтором лучших работ Марка Захарова Олегом Шейнцисом. Никаких ребрендингов вручаемый предмет за историю премии не претерпевал: это сувенирное изделие на зеркальной поверхности в раме. Изваяние представляет собой лицо в маскарадной маске (не все замечают здесь двуглавого орла), судя по форме губ, женское и, пожалуй, японское. Дирекция предпочла сохранить тайну о составе фарфоровой на вид маски, намекнув только на нешуточную стоимость ее изготовления.

Кто получает «Маски» чаще всего


Фотография: РИА НОВОСТИ

Миф о том, что фестиваль чествует достижения двух столиц, обращая внимание на неконкурентоспособные регионы (второй миф) лишь из обременительной необходимости, рушится на раз о статистику. За 20 лет «Золотые маски» украсили стены театров без малого 30 городов страны. Москва и Петербург, подобно России и Норвегии на зимних Олимпиадах, естественно и неизменно разделяют между собой основное количество наград, периодически по праву уступая шедеврам из Екатеринбурга или Новосибирска. Случаются и внезапные откровения вроде победившего в 97-м в трех номинациях спектакля «Женщина в песках» Омского театра драмы. В музтеатре неожиданного меньше - стабильно лидирует Мариинка, за ней -московский Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко с Большим театром. В регионах есть свои безусловные чемпионы - Екатеринбург, Новосибирск и набирающая обороты Пермь. И деятели музыкального театра, в общем, соревнуются из года в год одни и те же - Черняков (7 масок) с Тителем (3), Курентзис (3) с Гергиевым (4). В contemporary dance правят балом костромичи из Dialogue Dance, «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и челябинский «Театр современного танца», тогда как питерцы «Каннон Данс» и столичный «Балет Москва» - в роли догоняющих. Очевидных фаворитов в драматическом театре практически нет. Номинально чаще всех премии за лучший спектакль и лучшую режиссуру отправлялись в Мастерскую Петра Фоменко и МДТ; Петру Фоменко и Льву Додину соответственно. Больше одной маски пока не получила ни одна актриса, среди актеров постоянства в этом смысле больше - работы Евгения Миронова и Константина Райкина трижды были признаны лучшими. В балете подобным достижением может похвастаться только один человек - прима-балерина Диана Вишнева. За четыре года существования номинации «Художник по свету» Дамир Исмагилов в постоянной конкуренции с Глебом Фильштинским четырежды оказывался победителем; притом что в этом году в конкурсе впервые ни один из них не участвует - наконец появились новые имена в достойном количестве. В кукольном театре своя любопытная статистика: если номинируется театр «Ульгэр» из Улан-Удэ, то он точно возьмет премию, даже если в номинации рядом будет представлена новая работа питерского мастера Руслана Кудашова или московского хулигана Арсения Эпельбаума.

Помимо фестиваля

Московский фестиваль и вручение премий - это только половина «Золотой маски». Вторая половина - ежегодные гастроли лучших российских спектаклей по всей стране и уже несколько лет в станах Балтии. В Риге, Таллине и Вильнюсе за восемь лет с первого приезда успели к фестивалю привыкнуть как к родному. От случая к случаю «Золотая маска» является и другим странам Европы вроде Польши и Израиля, формируя таким образом в тамошнем восприятии близкий к реальности образ современного российского театра. Прямой путь к экспорту отечественного театра в мир - специально придуманная для иностранных экспертов программа Russian Case. Полсотни критиков, кураторов, арт-директоров фестивалей со всего мира съезжаются на месяц в Москву - смотреть the best of Russia. Таким образом, к примеру, воронежские «14 красных избушек» могут в следующем году оказаться в программе сербского фестиваля Bitef или Венского фестиваля.

Церемония

Редкий момент, когда в одном месте можно встретить весь свет отечественного театра - от Цискаридзе и Табакова до Угарова и Волкострелова. Помимо единственного вышедшего за пределы театрального комьюнити происшествия - вырезанной из эфира речи Кирилла Серебренникова в 2013 году - из ряда вон события здесь не случаются. Нередко в интригующем конверте обнаруживается сообщение от жюри, что в этой номинации решено наград не вручать, - как, например, остались с носом трое режиссер-кукольников по причине своего небольшого количества. Бывают и курьезы - в 2011 году в номинации «Дирижер оперетты» был представлен только один участник, Борис Нодельман из екатеринбургской Музкомедии, и ко всеобщему ликованию повода не вручать премию у жюри не нашлось.

Уже заметили, что главные «Золотые маски» в этом году получили Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Софья Апфельбаум и Юрий Итин. Об арестованных по делу «Седьмой студии» говорили со сцены Большого театра почти все, начиная с генерального директора премии Марии Ревякиной и заканчивая Львом Додиным, получавшим финальную «Маску» за лучший драматический спектакль большой формы. И каждый раз зал встречал это единодушным одобрением.

Сюжетно церемония с текстами Валерия Печейкина и музыкой Алексея Наджарова, танцующими роботами и летающими дирижаблями, которую изобретательно поставила Нина Чусова, была посвящена будущему, в котором все люди занимаются искусством и никакие премии уже не важны. Но по сути 24-е вручение национальной театральной премии «Золотая маска» выстроилось в цельный сюжет – можно назвать его гражданским, политическим или сюжетом единения театрального сообщества.

Драма

Эмоциональную речь о том, что театр не должен обслуживать запрос на развлечение, произнесла Алла Демидова, награжденная за лучшую женскую роль в спектакле «Гоголь-центра» «Ахматова. Поэма без героя», где значатся два постановщика – она сама и Кирилл Серебренников.

Михаил Патласов, получая награду за лучший спектакль малой формы – «Чук и Гек» Александринского театра, – предложил молчанием почтить всех жертв политических репрессий. Именно этой теме посвящен сам спектакль, в котором сказка Аркадия Гайдара монтируется с документальными свидетельствами о ГУЛАГе.

Фотогалерея

Специальный приз жюри вручило коллективу «Гоголь-центра» за «смелые поиски языка театральной современности» и пожелало фигурантам дела свободы. Хочется заметить, что в условиях той атмосферы единения и поддержки, которая чувствовалась в зрительном зале, свободу коллегам надо не желать – за нее надо продолжать бороться. Как обойдется с гражданскими заявлениями лауреатов телеканал «Культура», остается только гадать. Вырезать их – значит вырезать половину церемонии.

Но выбор лауреатов в двух самых громких драматических номинациях отправил церемонию не в будущее, а в прошлое. Из 14 спектаклей-номинантов в категории «Большая форма» жюри выбрало «Страх любовь отчаяние» Льва Додина в МДТ. Из более 20 претендентов на звание лучшего режиссера – Юрия Бутусова («Дядя Ваня» в Театре им. Ленсовета). Кажется, что молодых режиссеров и новый театр не рассматривали вовсе. Ни спектакль «Гоголь-центра» «Кузмин. Форель разбивает лед» в постановке Владислава Наставшева. Ни «Розенкранц и Гильденстерн» концептуалиста Дмитрия Волкострелова. Даже номинация «Эксперимент» прошла мимо проекта «В гостях. Европа» немецкого коллектива Rimini Protokoll – едва ли не главных ньюсмейкеров мирового театра нового века. Оба состава жюри – драматического и музыкального театра – назвали лучшим «Экспериментом» спектакль Упсала-цирка «Я – Басё» с участием особых детей и неблагополучных подростков. Это признание важности социального театра, но все же больше эмоциональный выбор – а в новаторских театральных работах хочется видеть победу мысли.

С другой стороны, новый театр прокладывает себе дорогу не обязательно через режиссуру. Одним из главных триумфаторов церемонии стала художник Ксения Перетрухина, поднимавшаяся на сцену несколько раз, в том числе как лучший художник в драматическом театре («Дыхание» в Театре наций).

Балет и танец

В балетных номинациях жюри, как всегда, разрывалось между знаменитыми спектаклями, впервые перенесенными на российскую сцену, и новой авторской хореографией. Результат споров – компромисс.

Лучшим спектаклем названа «Сюита в белом», поставленная в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), а сочиненная на музыку Эдуара Лало Сергеем Лифарем в 1943 г. для Парижской оперы. Этот фантастически красивый белоснежный балет, гимн классическому танцу, был манифестом чистого искусства – пусть по улицам ходят фашисты, мы выше этого и такой гадостью, как политика, не занимаемся. Лифарь после освобождения Франции получил по полной за эту свою позицию – но в истории остался этот балет немыслимой красоты, чуть-чуть перебарщивающий с пафосом (ну, когда отстаиваешь неправедную идею, слог невольно подрастает). В репертуаре МАМТа «Сюита в белом» возникла после прихода на пост худрука балета звезды Парижской оперы Лорана Илера – и дотошный француз добился образцового качества воспроизведения этого текста.

Лучшей работой хореографа признана работа главного балетмейстера Пермской оперы Алексея Мирошниченко. «Золушка» Прокофьева (за нее награжден и Теодор Курентзис как лучший дирижер в балете) – пример не разучивания старинного балета, а сочинения оригинального: Мирошниченко превратил сказку в историю юной балерины Большого театра, в 1957 г. в Москве встретившей своего французского принца. Мирошниченко внятно воспроизвел прокофьевскую лирику и прокофьевский сарказм (в сцене зарубежных гастролей, когда труппа Большого кидается за покупками, зал всегда стонет от хохота) – и оказался победителем в отчетливом противостоянии с Вячеславом Самодуровым, который руководит балетом Екатеринбурга. Ну, кажется, веселую и изобретательную «Снежную королеву» жюри оставило без наград только потому, что екатеринбургский балет уже несколько лет подряд получал награды и явно получит их через год – премьера «Пахиты» в этом сезоне стала сенсацией.

Последний спектакль

Награда за лучшую работу драматурга была вручена Дмитрию Данилову за пьесу «Человек из Подольска», которая была поставлена в Театре.doc. Этот спектакль стал последней режиссерской работой Михаила Угарова, умершего 2 апреля этого года. Зрительный зал почтил память драматурга, режиссера и художественного руководителя Театра.doc стоячей овацией – как и память ушедшего незадолго до него худрука МХТ Олега Табакова.

Премию за лучшую женскую роль получила балерина Большого Анастасия Сташкевич (за отличную роль Новенькой в кровожадном балете Джерома Роббинса «Клетка» – танцовщица, став насекомым, чуть не с урчанием ликвидировала особей противоположного пола).

За лучшую мужскую роль был награжден Нурбек Батулла – казанский артист был главным и единственным танцовщиком в спектакле «Зов начала», хореографическом гимне старинной татарской письменности.

Из множества спектаклей современного танца жюри выбрало «Имаго-ловушку» Татьяны Багановой (екатеринбургские «Провинциальные танцы»). Видимо, история про стрекозу и муравья показалась почтенному жюри самой понятной – не то что какие-то бессюжетные авангардистские эксперименты.

Опера и мюзикл

В том, что музыкальное жюри наградит необыкновенной глубины и человечности оперу Бенджамена Бриттена «Билли Бадд», не было сомнений. Вопрос был только в том, в каком количестве номинаций победит эта копродукция Большого театра и Английской национальной оперы. Жюри проявило чувство меры: «Билли Бадд» назван лучшим спектаклем в опере, а укрепило награду признание Пола Стейнберга как лучшего художника. Хоть остальные участники этого спектакля тоже уверенно оспаривали награды, жюри не забыло о других удачах в оперном жанре. Екатеринбургский спектакль «Пассажирка» был награжден в лице дирижера Оливера фон Дохнаньи и артистки Надежды Бабинцевой, «Фауст» из «Новой оперы» – в лице баса Евгения Ставинского, а «Чаадский» из «Геликон-оперы» – конечно, в лице режиссера Кирилла Серебренникова. Композиторский конкурс в этом году не имел безусловного фаворита. Выбрали пермский Cantos Алексея Сюмака, дублировав победу композитора спецпризом всей команде спектакля. Душой этой команды была сценограф Ксения Перетрухина, она же взяла «Золотую маску» и как лучший художник в драме. Получая обе «Маски», Перетрухина так проникновенно говорила об искусстве и снова о свободе, что церемония обрела подлинную героиню. Российский театр сделал знаки высокого признания одному из своих молодых лидеров.

В номинации «Оперетта/мюзикл» в этом году не состязались театральные компании, лидирующие в развлекательном бизнесе. Победителем стал спектакль Театра на Таганке «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Сам спектакль признан лучшим в жанре, персональные награды получили артист Петр Маркин и режиссер Алексей Франдетти.

Фотогалерея

24-е вручение национальной театральной премии «Золотая маска»

    Маска - получить на Академике действующий промокод JOY by JOY или выгодно маска купить со скидкой на распродаже в JOY by JOY

    - «Золотая маска» Всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл … Википедия

    ЗОЛОТАЯ МАСКА, российская национальная театральная премия. Учреждена Союзом театральных деятелей в 1994. Присуждается за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства: драме, опере, балете, оперетте (мюзикле), театре кукол. Премии… … Энциклопедический словарь

    Золотая Маска - Masque d or Pour l’article homonyme, voir Masque d Or. Le Masque d or (en russe Золотая Маска) est un festival russe de théâtre créé en 1994 et doté d un prix prestigieux. Le festival accueille des spectacles de théâtre, d opéra, de… … Wikipédia en Français

    Золотая маска - (приз) … Орфографический словарь русского языка

    Золотая маска Всероссийский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России. «Золотая Маска» Национальная театральная Премия, которая учреждена в 1994 году Союзом театральных… … Википедия

    Национальная театральная премия "Золотая Маска" Энциклопедия ньюсмейкеров

    История фестиваля и премии "Золотая Маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Театральный фестиваль "Золотая маска" - Российская Национальная театральная премия Золотая Маска была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за творческие достижения в области театрального искусства. Основные цели премии и фестиваля - … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Маска - Знаменитая золотая маска мумии Тутанхамона. МАСКА (французское masque), 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Ритуальные маски надевались… … Иллюстрированный энциклопедический словарь