2 теория раскольникова и идейные двойники. Теория Раскольникова о праве сильной личности

Во всех произведениях Ф. М. Достоевского иссле­дуется нравственная суть человека. Писатель всегда освещал самые трагические стороны жизни, побуж­дая читателя к осмыслению глобальных проблем, та­ких как добро и зло, жестокость и милосердие, состра­дание и черствость. Человеческую трагедию, нравст­венную и физическую гибель людей видим мы и на страницах романа «Преступление и наказание».

В попытке осмысления граней добра и зла Достоев­ский создает систему образов, включающую в себя как близких по духу людей, так и тех, чьи взгляды полностью противоречат друг другу. Главный герой романа - Родион Раскольников является одним из самых ярких образов произведения, который рас­крыт с удивительной глубиной и психологизмом. До­брый по натуре, молодой человек очень любит свою мать и сестру, жалеет Мармеладовых, оказывает им посильную помощь. И в то же время именно у него за­рождается противоестественная, античеловеческая теория о разделении людей на две группы, на тех, кто «тварь дрожащая», обреченная на покорность и стра­дания, и тех, кто «право имеет» - право убивать ради высших целей, ради нелепых принципов.

Какой же итог ждет Раскольникова, причисляюще­го себя к тем, кто «право имеет», взявшего на себя от­ветственность убивать никчемных и ненужных людей ради сомнительного блага «униженных и оскорблен­ных»? Мучительное раскаяние, нравственные страда­ния, одиночество заставляют его задуматься о верно­сти своего предположения, о жизнеспособности и пра­вомерности ужасной теории. Через многое пришлось пройти герою, чтобы обрести понимание основных жизненных ценностей, очистить душу, покаяться.

На своем «крестном» пути Раскольников встречает людей, оказывающих разное воздействие на него. Среди них есть и те, кто претворяет его теорию в жизнь, не мучаясь при этом угрызениями совести. Один из таких персонажей - Свидригайлов - чело­век, давно идущий по тому пути, на котором Расколь­ников сделал первый шаг. Не мучаясь сомнениями, он превращает свою жизнь в беспрерывное сладостра­стие, принося в жертву тех, кто не может дать ему дос­тойный отпор. «...Единичное злодейство позволитель­но, если главная цель хороша»,- говорит он. На нем много грехов - изнасилование глухонемой сироты, убийство слуги, карточное шулерство, смерть жены. Совершенно спокойно он относится к преступлению Раскольникова, полагая, что он с ним, Свидригайловым, «одного поля ягоды», презирая Родиона за нрав­ственные мучения: «...понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? ...Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Уверившись в полной безнаказанности, он не подчиняется никаким запретам, подтверждая тем самым царящую в обществе несправедливость.

Кажется, что в душе Свидригайлова не осталось ничего святого. Но в то же время он не причисляет себя к злодеям и еще способен совершать добрые по­ступки. Проснувшаяся в нем любовь пробуждает его совесть, и он помогает Соне, детям Катерины Иванов­ны. Но ставшая бессмысленной жизнь подводит его к самоубийству.

Да, между ним и Раскольниковым действительно «есть какая-то точка общая», но различие их в том, что Раскольников, совершив преступление, «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.

Близки идеи Раскольникова и Петру Петровичу Лужину, который живет по принципу «возлюби, пре­жде всех, одного себя, ибо все на свете на личном инте­ресе основано». Без лишних сомнений он распоряжа­ется судьбами других людей ради собственной выго­ды. Конечно, мысль об убийстве не придет ему в голову, но, по меткому выражению Раскольникова, «...доведите до последствий, что вы давеча проповедо­вали, и выйдет, что людей можно резать...». Чтобы по­губить человека или самоутвердиться на чужом не­счастье, Лужин не пренебрегает никакими средства­ми, поэтому он не менее жесток и безнравственен, чем обычный убийца.

Раскрыв в романе образы «двойников» Раскольни­кова, Достоевский в то же время противопоставил им главного героя, в душе которого добро одержало верх. Пусть не сразу, пройдя долгий путь страданий, но он находит выход из тупика, в который завели его лож­ные идеи о допустимости превосходства «сильного» над слабым.

На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание » перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры. Среди персонажей великой книги много лиц, лишь на несколько минут привлекающих наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не состоялся бы. Это семья Мармеладовых, Дуня, Порфирий Петрович, Лебезятников и некоторые другие.

Особое место в романе принадлежит «сильным мира сего» - Лужину и Свидригайлову, которых можно считать «двойниками» Раскольникова.

Сталкивая «идейного» убийцу с этими людьми, писатель глубже опровергает, обличает его теорию властелина и толпы, обнажает антигуманную, бесчеловечную суть этой теории. Картины социального зла, гениально нарисованные Достоевским, убедительно доказывают, что «основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления» (В. Шкловский). Вся окружающая жизнь укрепляет убеждение Раскольникова в том, что задуманное им убийство не противоречит человеческим законам. Он укрепляется в своем намерении не как уголовник, а как сторонник нравственной вседозволенности, индивидуалистического бунта против общества (кстати, показателен и смысл его фамилии: раскол в нем самом, раскол сознания, морали, поведения). Об этом говорят его суждения о «разрядах» людей, о праве «необыкновенной» личности на преступление, о том, как отличить «необыкновенную личность от «твари дрожащей». Но, совершив преступление, Раскольников, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда» «право имеющих»; он презирает себя за эти муки, за то, что оказался «тварью дрожащей », однако «теория» в его сознании не развенчана. В эти страшные для Раскольникова дни писатель сталкивает его с Лужиным и Свидригайловым - людьми, которые, не испытывая угрызений совести, постоянно преступают законы нравственности в своей повседневной жизни и считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами.

Петр Петрович Лужин живет по принципу «возлюби прежде всего самого себя». Этот принцип позволяет ему, не задумываясь, унизить, погубить человека, растоптать чужую жизнь. Добиваясь власти над Дуней (он называет это любовью), Лужин хочет опоро - чить ее брата, убедив всех, что Соня Мармеладова, которой помогает Родион, не только проститутка, но и воровка. Незабываема душераздирающая сцена во время поминок у Мармеладовых, когда только случайность спасает Соню. У Лужина полностью отсутствует нравственное чувство, он не знает, что такое совесть, порядочность. Его бездушие ведет к неприкрытой подлости.

Свидригайлов - натура гораздо более сложная. Это не полный эгоист, как Лужин, не просто злодей и преступник. Потенциально он человек большой совести и большой силы. Но его поведение непредсказуемо, в нем часто проявляются зверские инстинкты. Достоевский показывает, что причина нравственной, а затем и физической гибели этого человека социальная. Он приходит к выводу, что справедливость в этом мире невозможна. Отсюда его отчаяние, презрение и недоверие к людям. В нем погибают добрые начала. Он делает добро и причиняет зло (вспомним его роль в судьбе Дуни) с одинаковым равнодушием - «от скуки». Но жить без веры в истину и добро невозможно - и он погибает, сам казнит себя. Сталкиваясь с этими людьми, Раскольников не может согласиться с их «моралью» и в то же время не может не признать, что они живут по его «теории», оправдывая свое презрение к «толпе», к «низшим». Ему нечем опровергнуть утверждение Свидригайлова, что они (он и Раскольников) «одного поля ягоды» и что между ними «есть точка общая».

Более того, Раскольников сам говорит Лужину: «А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, так и выйдет, что людей можно резать», - тем самым обличая теорию, по которой хотел, но не смог («натура» победила!) жить. Отношение героя к «сильным мира сего» показывает, что он, видя в них своих «двойников» (хотя он ни за что не признается даже себе в этом), испытывает к ним глубочайшее отвращение и примкнуть к ним не может, не может принять мир людей, живущих по его «теории». В этом сила «натуры» Раскольникова, его превосходства над «сильными мира сего», над всеми лужиными и свидригайловыми. В этом - надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова, с его идеей «разрешить кровь по совести». Все остальные персонажи так или иначе связаны с Раскольниковым. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея.

Один из двойников Раскольникова в романе — Петр Петрович Лужин. Достоевский характеризует этого героя резко отрицательно. Это богатый человек, блестящий делец, приехавший в Петербург в надежде устроить свою карьеру. «Пробившись из ничтожества», он привык «болезненно любоваться собой», высоко ценил свой ум и способности. Главная же мечта Лужина была о женитьбе. Более всего ему хотелось «возвысить до себя», облагодетельствовать какую-нибудь бедную девушку, непременно красивую и образованную, ибо он знал, что женщинами можно «весьма и весьма много выиграть в Петербурге».

Эти мечты, болезненное самолюбование — все это свидетельствует о душевной неуравновешенности героя, о его цинизме. «Пробившись из ничтожества» с помощью денег, в душе и по характеру он остался ничтожеством.

Лужин — деловой человек, который более всего на свете ценит деньги, добытые «трудом и всякими средствами». Он уважает себя, считает себя умным, прогрессивным человеком, трудящимся на благо всего общества. У Лужина даже есть своя теория, которую он с удовольствием развивает перед Раскольниковым. Эта «теория разумного эгоизма» гласит: «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Лужин считает: если каждый будет действовать, руководствуясь лишь собственным интересом, то в обществе будет больше преуспевающих граждан, «устроенных частных дел». Следовательно, «приобретая единственно и исключительно себе», человек трудится на благо «всеобщего преуспеяния», на благо экономического прогресса.

В жизни Петр Петрович последовательно руководствуется своей теорией. Женитьба на Авдотье Романовне тешит его болезненное самолюбие, к тому же она может способствовать его карьере. Раскольников выступает против этого брака, и Лужин быстро находит способ исправить ситуацию. Чтобы очернить Родиона в глазах родных и вернуть расположение Дуни, он обвиняет Соню в воровстве, подложив ей ассигнацию.

Анализируя теорию Лужина, мы замечаем ее поразительное сходство с теорией Раскольникова, в которой тоже доминирует личный интерес человека. «Наполеонам все дозволено», — безапелляционно утверждает Раскольников. В убийстве старухи-процентщицы, безусловно, присутствует и личный интерес героя. Один из мотивов этого убийства — желание Раскольникова проверить свою теорию, выяснить, к какому же типу людей относится он сам: «...тварь ли я дрожащая или право имею?»

Теория Раскольникова, по его мнению, тоже призвана спасти человечество от мирового зла, направлена на развитие прогресса. Магометы, Наполеоны, Ликурги — люди будущего, которые «двигают мир и ведут его к цели». Они «разрушают настоящее во имя будущего».

Характерно, что теория Лужина крайне не нравилась Рас-кольникову. Возможно, интуитивно он чувствовал в ней сходство со своими собственными идеями. Недаром же он замечает Петру Петровичу, что по его, лужинской, теории выходит, что и «людей можно резать». Как замечает Ю. Карякин, этим сходством, вероятно, и объясняется безотчетная ненависть Раскольникова к Лужину.

Таким образом, Лужин опошляет теорию главного героя, предлагая «экономический» вариант этой теории. Лужин — «двойник» Раскольникова в жизненно-бытовом плане.

Крайнее же выражение идеи Раскольникова, ее философский контекст мы находим в образе Свидригайлова. Этот образ в романе очень сложен. Свидригайлов «нигде не однолинеен, не так уж однотонно черен». Именно Свидригайлов восстанавливает доброе имя Дуни Раскольниковой, открыв Марфе Петровне истинное положение вещей. Он помогает осиротевшей семье Мармеладова, организовав похороны Катерины Ивановны и пристроив малолетних детей в «сиротские заведения». Аркадий Иванович помогает и Соне, снабдив ее средствами для поездки в Сибирь.

Это, безусловно, умный человек, проницательный, по-своему тонкий. Он прекрасно разбирается в людях. Так, он сразу же понял, что за человек Лужин, и решил воспрепятствовать браку с ним Авдотьи Романовны. Как замечает В. Я. Кирпотин, «потенциально Свидригайлов — человек большой совести и большой силы», но все задатки его загублены образом жизни, российскими общественными условиями, отсутствием у этого героя каких-либо идеалов, четких нравственных ориентиров. К тому же от природы Свидригайлов наделен пороком, бороться с которым он не может, да и не желает. Речь идет о склонности героя к разврату. Живет он, подчиняясь лишь зову собственных страстей.

При встрече с Раскольниковым Свидригайлов замечает, что между ними есть «какая-то общая точка», что они — «одного поля ягоды». Кроме того, и сам писатель в известной степени сближает героев, развивая в изображении их один и тот же мотив. Это мотив ребенка, мотив невинности и чистоты. О Раскольникове сказано, что у него «детская улыбка», в первом сне своем он видит себя семилетним мальчиком. Соня, с которой он все больше сближается, напоминает ему ребенка. Детское выражение было и на лице Лизаветы в момент нападения на нее Раскольникова. Свидригайлову же дети являются в кошмарных сновидениях, напоминая о совершенных им злодействах.

И уже в развитии этого мотива обнаруживается разница между героями: если Раскольников эту детскость и чистоту несет в себе (это лучшее в герое), то для Свидригайлова — это поруганная чистота и невинность. Недаром Раскольников чувствует отвращение, разговаривая с Аркадием Ивановичем: ведь Свидригайлов покушается на то, что присутствует в глубине души Родиона.

В дальнейшем различие между ними становится все ощутимее. Преступление Раскольникова символизировало собой протест против несправедливости и жестокости окружающего мира, невыносимых условий жизни. Безусловно, вторичными мотивами его явились и бедственное положение героя и его семьи, и желание проверить свою теорию. Но, совершив убийство, Раскольников уже не может жить по-прежнему: он «как будто ножницами себя отрезал ото всех», ему не о чем говорить с окружающими. Чувство мучительного отчуждения от людей вдруг охватывает его.

Однако, как отмечает В. Я. Кирпотин, и до и после преступления для Раскольникова значимы понятия добра и зла, в душе его сохранились идеалы. Так, после совершения убийства герой помогает Мармеладовым. Последние двадцать рублей Раскольников отдает на похороны Семена Захаровича.

Ничего подобного мы не находим в натуре Свидригайлова, который совершенно опустошен, духовно мертв. Большой жизненный опыт, самодостаточность, тонкий ум соседствуют в душе его с цинизмом и безверием. «Оживить» его не может даже любовь к Дуне, лишь на мгновение пробуждающая в душе его порывы благородства и истинно человеческих чувств. Свидригайлов скучает в жизни, ничто не занимает его ум и сердце, он ни во что не верит. При всем том Аркадий Иванович потакает всем своим желаниям, как хорошим, так и дурным. Погубив совсем юную девочку, он не испытывает никаких угрызений совести. Лишь однажды, в предсмертную ночь, его посещает кошмарное видение в образе загубленной девочки. Причем эта гнусная история, видимо, не единственное злодеяние Свидригайлова. О нем ходит много сплетен и слухов, к которым, впрочем, он равнодушен. Да и сам Аркадий Иванович вряд ли считает все эти истории чем-то из ряда вон выходящим. Для этого человека, похоже, не существует каких-либо моральных границ.

Характерно, что вначале Раскольникову кажется, что в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним», он притягивает Родиона. Но вскоре Родиону становится «тяжело» и «душно» с этим человеком, Раскольников начинает считать его «самым пустейшим и ничтожнейшим злодеем в мире».

Таким образом, по пути зла Свидригайлов идет гораздо далее Раскольникова. И в этом отношении символично даже имя этого персонажа. Имя «Аркадий» происходит от греческого слова «аркадос», что означает «житель Аркадии», буквально — «пастух». Характерно, что в православной культуре слово это часто употреблялось в значении «пастырь» — то есть руководитель в духовной жизни, учитель, наставник. И в каком-то смысле Свидригайлов — действительно учитель Раскольникова на пути зла, так как в своем цинизме и безверии он во многом «превосходит» Родиона. Свидригайлов постоянно демонстрирует «высшее», «мастерское» владение раскольниковской теорией в виде практических воплощений ее.

Третий «двойник» Раскольникова в романе — это Соня Мармеладова. «Двойничество» ее лишь внешнее. Превратившись в проститутку, она тоже смогла «преступить черту», определенную нравственную границу. Однако мотивом действий Сони явился не эгоизм, не индивидуалистическая теория, не протест против мирового зла. Она жертвует собой, чтобы спасти от голодной смерти малолетних детей Катерины Ивановны.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Родион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Писарев отмечал, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка».

Соня — натура деятельная, активная, она пытается спасти семью от неминуемой гибели. На жизненном пути ее поддерживает кротость, доброта, вера в Бога. Раскольникова притягивает Соня, потому что он начинает отождествлять ее с собой, считая их жизненные положения похожими. Однако вскоре он замечает, что не понимает ее, она кажется ему странной, «юродивой». И это непонимание обнажает различия между ними. «Преступление» Сони отлично от преступления Раскольникова, поэтому душа ее жива, наполнена верой, любовью, милосердием, Соня чувствует свое единение с людьми.

Таким образом, Раскольников имеет в романе духовных двойников. Назначение их различно. Лужин и Свидригайлов своим внутренним обликом дискредитируют теорию Раскольникова. При всем том Лужин — это примитивное воплощение теории героя, воплощение ее на жизненно-бытовом уровне. Свидригайлов же воплощает идею Раскольникова на глубинном, философском уровне. Образ Свидригайлова как бы обнажает дно пропасти, к которой ведет индивидуалистическая теория героя. Соня — лишь внешний «двойник» героя, ее «двойничество» поверхностно.

План

1.Тема «двойничества» в романах Достоевского

2.Образ двойников Раскольникова в романе

а)Разумихин

б)Лужин

в)Свидригайлов

г)Соня Мармеладова

3.Значение двойников для понимания внутреннего мира героя

Тема «двойничества» в романах Достоевского Тема раздвоения личности всегда занимала особое место в мировой литературе. Ее истоки прослеживаются еще у представителей западного романтизма конца восемнадцатого века. В русской литературе тему двойничества активно развивали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский . Особая заслуга в раскрытии данной темы принадлежит Достоевскому.

Еще в своей ранней повести «Двойник» Достоевский изображает мелкого чиновника Голядкина, сталкивающегося со своей точной копией. В романе «Преступление и наказание » читатель знакомится с бедным студентом Родионом Раскольниковым, загорающимся идеей доказать правильность своей теории. Раскольников, считающий, что «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда», решается на убийство старухи-процентщицы, которая, согласно его теории, относится к низшим людям.

Одинокая старуха, доживающая остаток своей жизни, обладает некоторым состоянием, которое больше пригодилось бы бедному студенту, за которым стоит будущее. Раскольников настолько убежден в силе своей теории, что ставит целью непременно осуществить ее. Несмотря на уникальность Раскольникова как персонажа, на протяжении всего романа читатель знакомится с двойниками главного героя.

Иногда они напоминают Раскольникова внутренними качествами (например, Соню и Родиона объединяет склонность к самопожертвованию во благо других). В ином случае, в них в полной мере выражается та негативная черта, тень которой едва заметна у Раскольникова (Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не раскаивается в своих грехах, совершив преступление, ведь ради хорошей цели, по его мнению, можно пренебречь моралью).

Студент Разумихин - друг Раскольникова. Именно он предлагает Раскольникову статьи для перевода, чтобы заработать на жизнь. В противовес главному герою Разумихин очень деятелен. В нем еще не угасла надежда, и он пытается поправить свое материальное положение, чтобы продолжить учебу в университете. Однако отчаявшийся Раскольников не ищет способа вернуться в университет. Несмотря на такую разительную непохожесть характеров, у Раскольникова и Разумихина есть объединяющая черта - оба они готовы на все ради помощи ближнему.

Лужин, являющийся женихом сестры Родиона Дуни, тоже становится двойником Родиона. Раскольников и Лужин схожи в своем желании достигнуть намеченной цели. Лужин, как и Раскольников, создает теорию. Теория «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен руководствоваться лишь собственными интересами, не похожа на теорию Раскольникова, которая высшей ценностью ставит благо общества. Таким образом, Лужин являет собой версию Раскольникова, показанную в негативном свете.

И Свидригайлов , и Раскольников совершают преступления. Раскольников испытывает раскаяние после содеянного, а Свидригайлов, напротив, не испытывает ничего. Свидригайлов - бесчестный человек, и на протяжении всего романа читатель видит только темную сторону героя. Однако в конце романа Свидригайлов совершает благородный поступок, подарив Соне три тысячи рублей. Раскольников также помогает семье Мармеладовых, отдав им часть своих денег.

Как и Родион, Соня готова принести себя в жертву. Оба героя в своем желании доходят до преступления. Раскольников убивает старуху-процентщицу, так как ее деньги нужнее бедным студентам, а Сонечка решается на «нравственное преступление» - идет по желтому билету, чтобы накормить детей мачехи.

В романе Достоевского каждый персонаж играет важную роль, важную в том числе и для понимания природы сил, движущих главным героем. Многочисленные двойники, с которыми читатель сталкивается на протяжении романа, являют собой отражение чувств и мыслей героя в определенный момент времени.

По мнению М. Бахтина, Раскольников должен преодолеть в себе какую-то слабость (наиболее выраженную в образе его двойника), для того чтобы «возродиться», очиститься от своих грехов и ступить на праведный путь.

Среди «двойников» Раскольникова можно выделить «светлых» и «темных», по-разному оттеняющих характер и мировоззрение главного героя.

Аркадий Иванович Свидригайлов барин , помещик , олицетворяющий собой нравственную деградацию дворянского сословия .

Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности . С точки зрения писателя, принятие этой идеи означает забвение Бога, попрание Его заповедей и каких-либо моральных законов. Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя – темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие тёмные истории.

Свидригайлов, при всей омерзительности его нравственного облика, неоднозначен. Он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, помощь с его стороны сиротам Мармеладовым. И всё же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова – страшное преступление героя против собственной души.

Свидригайлов – . При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников необыкновенно целомудренный человек), между ними «есть какая-то точка общая», они «одного поля ягоды», как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» – вседозволенность.

Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд, акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям .



Одно из ярких средств раскрытия образа Свидригайлова – описание его кошмаров , особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством.

Петр Петрович Лужин преуспевающий чиновник (надворный советник), служащий в двух местах и одновременно занимающийся адвокатской практикой : он собирается открыть в Петербурге собственную публичную контору.

По словам Пульхерии Александровны, это «человек благонадежный и обеспеченный», при этом он «во многом разделяет убеждения новейших поколений наших» и, как замечает Дуня, «кажется, добрый».

Лужин – новый тип русской жизни , тип приобретателя, дельца , который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.

Как и Раскольников, Лужин разработал свою «теорию» и действует в соответствии с ней. Это теория «целого кафтана» . Главная идея в этой теории заключается в сентенции, прямо противоположной по смыслу евангельской заповеди о самоотверженной любви к ближнему: «Возлюби прежде всех одного себя , ибо все на свете на личном интересе основано». Если «возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...»

В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчет .

С иронией описывает автор внешность уже немолодого Лужина, выступающего в роли жениха : «В одежде...Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные ». Запоминается и такая портретная деталь, как бакенбарды «в виде двух котлет» , которые «приятно осеняли» героя «с обеих сторон».

Наиболее ярко низость натуры Лужина раскрывается через его подлые поступки в отношении Раскольникова, Дуни и Сони.

Лужин, как и Свидригайлов, «тёмный двойник» Раскольникова . Его теория удивительным образом напоминает «моральную арифметику» , разработанную главным героем романа. Вводя в роман образ Лужина, Достоевский заявляет о своем неприятии рационализма . Это, по мысли писателя, склад ума, свойственный человеку Запада и чуждый русскому народу.

Среди персонажей, оттеняющих теорию Раскольникова, назовем студента , разговаривавшего в трактире с офицером о той же старухе-процентщице, о которой думал в тот момент Раскольников. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! » – рассуждает студент, излагая по существу ту же идею, что вынашивал в своем уме Раскольников.

Андрей Семенович Лебезятников – мелкий чиновник, «один из самых передовых молодых прогрессистов », напоминающий Ситникова из романа Тургенева «Отцы и дети».

Лебезятников увлекается идеями Фурье и Дарвина , более всего – идеей женской эмансипации . Ужасающее положение Сони он рассматривает как нормальный статус женщины в обществе (хотя именно Лебезятников был категорически против того, чтобы Соня продолжала жить в одной с ним квартире).

Рассказывая о взглядах Лебезятникова, Достоевский пародирует вульгарные воззрения социалистов на человеческую природу . Как известно, многие социалисты считали, что характер человека целиком зависит от общества. «Всё от среды, а сам человек есть ничто », – заявляет Лебезятников.

При всей приверженности модным теориям Лебезятников сохранил в своей душе некоторые представления о чести и справедливости. Он с негодованием обличает Лужина, стремящегося оклеветать Соню.

Модные нигилистические идеи Лебезятникова, направленные на разрушение традиционных нравственных норм, можно истолковать как своего рода пародию на теорию Раскольникова – в её «сниженном» варианте. В этом смысле Лебезятникова также можно рассматривать в качестве своеобразного «двойника» главного героя в некоем шутовском обличии.

Некоторые персонажи оттеняют светлые стороны личности Рас­кольникова.

Соня Мармеладова главная героиня романа . Это дочь бедного чиновника , из-за невыносимо тяжелого положения семьи вынужденная стать публичной женщиной.

Соня, как и Раскольников, «преступила» , виновна перед Богом в смертном грехе. Недаром Достоевский называет своих героев «убийцей и блудницей».

Однако Соня, в отличие от Раскольникова, не поражена такой страстью, как гордость. Она живёт в глубочайшем смирении , понимая всю греховность своих занятий. Глубокая вера в Бога, сознание собственного недостоинства исамоотверженная любовь к ближнему помогают Соне понять Раскольникова и принять искреннее участие в его судьбе. В свою очередь, сердечная расположенность Раскольникова к Соне, его надежда на ее помощь, чувство нежности и благодарности, которое испытывает к ней герой, помогают самой Соне вырваться из страшного мира греха и начать новую жизнь.

Встречи Раскольникова с Соней (чтение евангельского текста о воскрешении Лазаря, молчаливое признание героя в убийстве, наконец, искренний призыв, с которым Соня обращается к Раскольникову, принять страдания и таким образом искупить собственную вину перед Богом и перед людьми) становятся важнейшими вехами духовного пробуждения главного героя романа.

Рисуя психологический портрет Сони, Достоевский подчеркивает детское простодушие и доброту героини. «Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней... Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком», – пишет Достоевский.

Соню можно назвать «светлым двойником» главного героя . Её сострадательная и самоотверженная любовь к Раскольникову возжигает угасший было свет в душе героя, пробуждает в нём совесть и помогает ему встать на путь покаяния. Поэтому мы можем говорить, что с образом Сони связана идея духовного возрождения Раскольникова.

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Образ Дуни также оттеняет прежде всего светлые стороны души Родиона. По словам Пульхерии Александровны, Дуня – «девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Героиню отличают такие качества, как жертвенная любовь к ближнему, душевная чистота, целомудрие, искренняя вера в Бога, стойкость в испытаниях.

В то же время в характере Дуни, как и в характере Родиона, иногда проявляются самоуверенность и даже гордость . Об этих чертах, в частности, свидетельствует и портретная характеристика героини. Вот как Достоевский рисует её облик: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».

Дуня выступает в романе и как представитель мира «униженных и оскорбленных» , и как «новый человек» : вместе с Разумихиным она готова ехать в Сибирь, трудиться, жить высокими целями.

Пульхерия Александровна , мать Родиона, предстает перед нами как женщина глубоко верующая и самоотверженно любящая сына . Пульхерия Александровна оттеняет в главном герое такие качества, как доброта и любовь к ближнему .

Образы матери и сестры Раскольникова проясняют те светлые черты личности главного героя , которые в итоге взяли верх над его гибельными заблуждениями.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия – Вразумихин) – ещё один «светлый двойник» главного героя. Как замечает сам персонаж, его настоящая фамилия – Вразумихин , но многие зовут его Разумихиным.

Разумихин, по его собственному замечанию, «дворянский сын» . Несмотря на свое благородное происхождение, он чрезвычайно беден . Разумихин содержал себя сам, «добывая кой-какими работами деньги». Как и Раскольников, по причинам материального характера он вынужден на время оставить свои занятия в университете.

Автор описывает героя с нескрываемой симпатией: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты . Впрочем, под этою простотой таилась и глубина , и достоинство ... Был он очень неглуп , хотя и действительно иногда простоват... Иногда он буянил и слыл за силача».

Достоевский акцентирует внимание читателя и на портретной характеристике героя: «Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый».

В отличие от меланхолика Раскольникова, Разумихин – оптимист . Достоевский замечает, что «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Разумихин – лицо, близкое автору в идеологическом споре с Раскольниковым (третья часть, пятая глава, разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым и Разумихиным). Будучи представителем молодого поколения и участником «общего дела» (под «общим делом» автор, вероятно, подразумевает не революционную борьбу, а участие молодежи в созидательной деятельности на пользу России), Разумихин резко критикует теорию Раскольникова , особенно «разрешение крови по совести» . Создавая образ Разумихина, Достоевский стремился показать, что далеко не вся прогрессивно мыслящая молодежь одобряет революционные действия , насилие как способ борьбы с социальным злом; писатель обнаруживает в молодежной среде не только нигилизм, но и созидательные устремления . Разумихин – «новый человек» в понимании Достоевского.

Характер Разумихина наиболее полно раскрывается в действенной помощи этого герояРаскольникову, его матери и сестре . Искренняя любовь Разумихина к Дуне выявляет лучшие душевые качества персо­нажа.

Образ Разумихина, человека доброго, сильного и благородного, помогает увидеть светлое начало и в душе его друга – Раскольникова.

Порфирий Петрович , по фамилии в романе не назван, – правовед , пристав следственных дел , то есть следователь. Именно Порфирию было поручено вести следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы.

В системе двойников Раскольникова Порфирий Петрович занимает особое место. Это, можно сказать, двойник-аналитик . Обладая незаурядным умом, Порфирий исследует поведение убийцы с психологической стороны. Он первый догадывается о том, кто совершил преступление. Мало того. Сочувствуя Раскольникову, понимая его душевные терзания, Порфирий стремится помочь главному герою разобраться в себе, осознать ложность разработанной им теории, принести покаяние и принять страдания – единственное средство искупить собственную вину и вернуться к жизни.

Порфирий, кроме того, обладает насмешливым нравом и ярко выраженным чувством юмора , что, несомненно, помогает ему в общении с преступником.

Знаменательны три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Во время первой встречи , на которой, кроме Порфирия и Раскольникова, присутствуют также Разумихин и Заметов, обсуждается статья Раскольникова «О преступлении», опубликованная в «Периодической речи» и содержащая изложение теории главного героя. В беседе с Раскольниковым Порфирий стремится осмыслить психологические мотивы преступления, совершенного «по теории», разобраться в самой теории . Уже во время первой встречи с Раскольниковым Порфирию становится ясно, что убийца – это он.

Вторая встреча происходит в отделении пристава следственных дел, куда Раскольников принес заявление о часах, заложенных у процентщицы. Порфирий, тщательно анализируя мотивы преступления и психологию преступника, прилагает все усилия к тому, чтобы разоблачить Раскольникова, однако неожиданный поступок маляра Миколки, решившего взять вину на себя, на время расстраивает планы следователя.

Наконец, третья встреча героев происходит на квартире Раскольникова. Порфирий уже не скрывает своей убежденности в том, что преступление совершил Раскольников, и советует ему учинить явку с повинной.

Порфирий дает наиболее четкую и выразительную характеристику дела Раскольникова : «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с , когда помутилось сердце человеческое... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...»

Встречи Порфирия с Раскольниковым помогают главному герою осознать собственное преступление и в дальнейшем найти путь к преодолению пагубной теории. В образе Порфирия Петровича воплотились представления автора о справедливом правосудии .

Кроме собственно «двойников» главного героя, в романе много других персонажей, позволяющих автору нарисовать широкую картину эпохи, создать яркие психологические типы.

Старуха-процентщица Алёна Ивановна – фигура символическая . Она олицетворяет собой то зло, которое царит в мире и против которого направил свой бунт Раскольников.

На вид Алёна Ивановна – «ничтожная, злая, больная старушонка», по выражению студента, беседовавшего с офицером в трактире. Об этом свидетельствует описание её внешности : «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Интерьер квартиры старухи также оставляет впечатление заурядности: «Небольшая комната... с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто...»

Раскольников был убеждён, что, убивая ничтожную старушонку, он вроде бы и не совершает преступление – как будто убивает вошь. Между тем писатель стремится подчеркнуть, что старуха, несмотря на всё её ничтожество, всё-таки человек, а не «вошь», как выразился о ней Раскольников, вызвав возмущение Сони.

Лизавета , сводная сестра старухи-процентщицы, – полная противоположность Алёне Ивановне. Это человек необычайно кроткий , смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха . Кроткая Лизавета – двойник Сони Мармеладовой . Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.

Прасковья Павловна Зарницына , квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту .

Наталья , покойная невеста Раскольникова, дочь его квартирной хозяйки вдовы Зарницыной, как и Соня, олицетворяет собой смирение , кротость, душевную теплоту , выявляя светлые стороны личности главного героя.

Настасья – служанка и кухарка квартирной хозяйки Раскольникова вдовы Зарницыной – простая русская женщина, с сочувствием относящаяся к герою.

Марфа Петровна – жена Свидригайлова и, по-видимому, его жертва – соединяет в себе такие черты, как искренняя набожность , великодушие , сочувствие страждущим и одновременно взбалмошность , раздражительность , деспотичность . Все эти черты проявляются в ее отношении к Дуне.

Амалия Федоровна Липпевехзель – квартирная хозяйка Мармеладовых, Дарья Францевна – содержательница притона, Гертруда Карловна Ресслих – ростовщица, знакомая Свидригайлова, – все эти персонажи дополняют картину зла , царящего в мире.

Рассмотрим далее образы представителей семьи Мармеладовых . Эта семья олицетворяет в романе мир «униженных и оскорбленных». История этой семьи составляет трагическую сюжетную линию в произведении Достоевского.

Семён Захарович Мармеладов мелкий чиновник, титулярный советник. Это «маленький человек» , опустившийся на самое дно жизни. Страсть к пьянству лишила его места на службе, привела к тому, что он совершенно опустился, начал терять человеческий облик. Между тем Мармеладова отличают глубокое смирение , сознание собственной греховности и искренняя надежда на милосердие Бога .

Важная деталь состоит в том, что перед смертью герой испрашивает прощения у дочери Сони и сподобляется исповеди и причащения .

Катерина Ивановна , жена Мармеладова во втором браке, являет собой характер, противоположный Мармеладову . Это, по его выражению, дама «горячая, гордая и непреклонная» .

Катерина Ивановна очень больна, это проявляется в ее внешности и поведении. Вот как Достоевский рисует её портрет : «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и...с раскрасневшимися до пятен щеками».

Самоотверженное служение детям сочетается в Катерине Ивановне с такими страстями, как непомерная гордость и болезненное тщеславие . Героиня кичится своим благородным происхождением, постоянно обличает мужа, в постоянном раздражении общается с детьми. Именно Катерина Ивановна толкает падчерицу Соню на страшный поступок, принесший девушке столько горя и страданий.

В конце произведения героиня сходит с ума. В отличие от мужа, даже перед смертью она проявляет несмирение и отказывается от исповеди и причастия : «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

С образами детей Катерины Ивановны – Поленьки , Лиды (она же Леня ) и Коли – связан мотив поруганного, оскорбленного детства. Страдания детей, по убеждению писателя, – самое яркое проявление жестокости впадшего в грех мира.

Искренняя и бескорыстная помощь Раскольникова семье Мармеладовых оказывается мощным толчком к душевному воскрешению героя. Детская молитва о «рабе Родионе», наряду с молитвами матери и сестры героя, становится решающей силой, спасающей его душу: она предотвращает самоубийство Раскольникова и ведет его к духовному возрождению.

Образ пьяной девочки на бульваре дополняет картину «униженных и оскорбленных», развивает тему поруганного детства.

Рассказ писателя о детских страданиях включает в себя и упоминание семи больных детей портного Капернаумова , у которого снимала комнату Соня.

Среди детских образов в романе следует отметить также образы детей – жертв Свидригайлова . Это несчастная глухонемая племянница госпожи Ресслих , которую Свидригайлов своими надругательствами довел до самоубийства, это его юная «невеста» , которую родители готовы выдать замуж ради денег, и другие его жертвы, упоминаемые в романе. Особенно ярко образы детей – жертв Свидригайлова – предстают в кошмарах, которые видятся ему перед самоубийством.

Картину человеческих страданий дополняет также Афросиньюшка – пьяная женщина, пытающаяся покончить с собой, бросившись в канал.

Доктор Зосимов , лечащий Раскольникова, соединяет в себе профессиональную честность, добросовестность, готовность прийти на помощь с некоторым высокомерием и тщеславием , а также склонностью к распутству. По мысли Разумихина, через несколько лет Зосимов может утратить свое благородство и стать рабом материального благополучия. Этот персонаж отчасти напоминает нам чеховского Ионыча в первоначальный период его врачебной практики.

Достоевский рисует нам и мир полиции . Это вспыльчивый и одновременно необычайно добрый поручик Илья Петрович по прозвищу Порох , квартальный надзиратель Никодим Фомич , письмоводитель Замётов . Все эти персонажи дополняют широкую картину петербургской жизни, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Достоевский в своем произведении затронул и тему простого народа

Два Миколки (мужик, убивающий лошадку в первом сне Раскольникова, и маляр , ошибочно арестованный по подозрению в убийстве старухи и готовый невинно пострадать) олицетворяют, по убеждению Достоевского, два полюса в характере русского народа – его способность совершить непомерную жестокость и одновременно готовность к самоотверженному поступку, готовность принять страдания .

Символичен образ мещанина – человека, откровенно сказавшего Раскольникову о том, что тот убийца («убивец»). Этот персонаж олицетворяет собой просыпающуюся совесть героя .

Художественное своеобразие «Преступления и наказания»