Что такое пасха и откуда она произошла. Значение праздника Пасхи

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!".

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

© Sputnik / Константин Чалабов

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

© Sputnik / Игорь Руссак

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Sputnik

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Дохристианская Пасха считалась семейным еврейским праздником кочевников-скотоводов. В этот день в жертву еврейскому Богу Яхве приносили ягненка, кровью которого мазали двери, а мясо запекали на огне и быстро съедали с пресным хлебом. Участники трапезы должны были быть одеты в дорожную одежду.

Позднее Пасху стали связывать с событиями, изложенными в Ветхом Завете, исходом евреев из Египта. Считается, что название праздника произошло от еврейского глагола «пасах», означавшего «переходить». Ритуал поспешного поедания мяса стал символизировать готовность к бегству. В период праздника, отмечавшегося в течение 7-ми дней, пекли только опресненный хлеб – это связывалось с тем, что перед исходом из Египта евреи 7 дней питались хлебом, испеченным без использования египетской закваски.

Тайная вечеря состоялась как раз в день ветхозаветной Пасхи, которую Христос праздновал вместе с апостолами. Однако он внес новый смысл в древний обряд. Вместо ягненка, Господь принес в жертву самого себя, превратившись в Божественного Агнца. Его последующая смерть символизировала искупительное жертвоприношение на Пасху. Во время введенного на Тайной вечере обряда Евхаристии, Христос предложил верующим вкушать свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино).

В первые века христианства возникла традиция праздновать 2 Пасхи, символизировавшие смерть и воскресение Христа. Первую проводили в глубокой скорби и строгом посте, а вторую – в ликовании и с обильной трапезой. Лишь позднее было принято решение праздновать одну Пасху, отделив ее от еврейской.

Празднование Пасхи сегодня

Современный христианский праздник Пасхи основан на истории воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Теперь Пасха стала днем, который христиане посвящают воспоминаниям о жизни, смерти и воскресении Спасителя. Первоначально в разных местах она праздновалась в разное время. В 325 году было принято решение Первого Вселенского Собора Христианской Церкви праздновать Пасху в воскресенье, которое наступает после первого весеннего полнолуния. Этот день приходится на период с 4 апреля по 8 мая. Однако расчет пасхальных дат в Православной и в католической Церкви происходит по-разному. Поэтому и католическому календарю Пасха нередко отмечается в разные дни.

Большая часть пасхальных обрядов сохранилась до наших дней, в том числе – всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, приготовление куличей и пасох. Христосование – это обмен поцелуями, который сопровождается произнесением традиционного пасхального приветствия: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Тогда же происходил обмен крашеными яйцами.

Существуют разные версии происхождения традиции крашения яиц. Согласно одной из них, куриные яйца, упав на землю, превратились капли крови распятого Христа. Слезы рыдавшей у подножия креста Богоматери падали на эти кроваво-красные яйца, оставляя на них прекрасные узоры. Когда Христос был снят с креста, верующие собрали и поделили между собой эти яйца, а услышав радостную весть о Воскресении, стали передавать их друг другу.

Традиционными блюдами пасхального стола являются кулич и творожная . Считается, что до распятия Христос и его ученики вкушали пресный хлеб, а после Воскресения – квасной, т.е. дрожжевой. Его и символизирует пасхальный кулич. Пасха изготавливается из протертого творога в форме четырехгранной пирамиды, олицетворявшей Голгофу – гору, на которой был распят Иисус Христос.

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

Размышляя о том, почему толкование слова «пасха» объясняет величие жертвенности смерти Христа, верующий приходит к пониманию глубокого смысла догмата: телесное Воскресение Христова и есть основа веры. Для каждого верующего значение и смысл слова «пасха» многогранны, понятие это гораздо шире, чем просто название праздника. Основной смысл его ясен из чтения Священного писания, Евангелий: это воссоединение с Христом и воскресение к жизни вечной. Первоначально обозначавшее ветхозаветное событие, слово «пасха» расширяло своё значение, пока не наполнилось тем смыслом, которое мы вкладываем в него сегодня: очищение от грехов, победа над смертью и вечная жизнь.

Песах - так называется важнейший иудейский праздник, впервые описанный в библейском Ветхом Завете. Этимология слова «песах» связана с реальным историческим событием: исходом народа Израилева из Египта. Своё название праздник получил в честь спасения евреев от десятой казни, посланной Яхве для уничтожения всего первородного, от человека до скота, в домах египтян. Принесённая по велению Бога жертва и пометки кровью её на дверях домов спасли израильтян: Ангел смерти прошёл мимо домов с этим знаком, не тронув младенцев народа иудейского и поразив только младенцев египетских. В переводе с арамейского на русский ‏פס (песах) означает: «миновал», «прошёл мимо», «обошёл».

После чудесного избавления от гибели иудеи покинули Египет, дав обет отмечать этот праздник вечно, принося в жертву однолетнего непорочного ягнёнка в 14-й день первого месяца года. Обряд пасхальной трапезы был свидетельством главного события, о котором рассказывает ветхозаветная Библия, - Исхода евреев из плена Египетского, и жертвенный агнец также называется «песах».

Итак, ветхозаветное название «пасха» означает:

  • непосредственно праздник (иногда и примыкающая к нему неделя опресноков, не квашеного хлеба);
  • пасхальная жертва - непорочный агнец;
  • все жертвы, приносимые в честь праздника.

Ветхозаветный Песах, будучи праздником прохождения от смерти к жизни, в новозаветной Пасхе получил значение избавления всех людей от вечного рабства греха.

Новое время - новый смысл

События Страстной недели, описанные в Евангелии, происходят в дни Песаха. Кульминацией их стали слова Иисуса во время Тайной вечери: «Отныне я - агнец ваш, причащаясь моей плотью и кровью, вы получаете спасение своё». И суть этого праздника радикально изменилась после принесённой им жертвы: теперь Иисус заменил собой непорочного агнца. Вот почему для верующих понятие «пасха» толкуется прежде всего в духовном смысле и означает:

Второе истолкование слова «пасха» в значении жертвы, принесённой Господом, хорошо раскрывается словами апостола Павла: «Пасха наша, Христос». В привычном для нас звучании слово имеет греческое происхождение. Этимология его связана с историей миссионерской деятельности учеников Христа.

В то время, когда христианство уже распространялось за пределы Палестины, апостолы несли благую весть, обращаясь к представителям разных культур, в том числе и эллинистических общин. Если Евангелие Матфея было обращено прежде всего к иудеям и только позднее стало известно в переводе на греческом, то евангелисты Лука, Марк и Иоанн сразу избрали языком своих писаний койне - распространённый в то время в Римской империи, игравший роль средства межнационального общения разговорный вариант греческого языка.

Название праздника Песах из звучания на арамейском языке легко трансформировалось в произношение на койне: в этом языке существовал созвучный глагол «πάσχα», что в переводе на русский язык означает «страдать», «сострадать».

Пасха как символ Воскресения

И, наконец, слово «пасха» имеет ещё одно значение, знакомое и понятное каждому верующему с детства. Так назвали блюдо из творога, которое готовится только раз в год, к Светлому Воскресению. Это непременный .

В его оформлении нет ничего случайного, все детали подчиняются идее и смыслу празднования Воскресения Христова. Форма усечённой пирамиды символизирует Небесный Иерусалим, в котором Господь сам и Храм, и Агнец. Распятие и буквы ХВ на боковых и верхней сторонах означают, что Христос, приняв крестные муки, свершил затем чудо своим Воскресением.

Приготовленная с соблюдением всех традиций, с искренней молитвой и чистой душой, нарядно и обильно украшенная фруктами, сладостями, орехами, легчайшими миндальными хлопьями, пасха творожная - это символ блаженства и сладости райской жизни. Во время праздничной трапезы пасха замещает жертвенного агнца, напоминая и о жертве самого Христа. Вот почему без этого атрибута невозможно представить ни пасхальные яства, ни сам праздник Христова Воскресения.

Отмечая Пасху, зная какой смысл несёт в себе это слово, сегодня мы говорим об избавлении от плена греха, страданиях Христа, прохождении над смертью и Светлом Воскресении.

Пасха – это один из самых важных религиозных праздников для многих верующих людей. В это воскресенье часто проводятся не только церковные службы, но и праздничные застолья с куличами и пасхами, крашеными яйцами, народные гуляния. Однако что же представляет собой Пасха? Какой символикой обладают пасхальные атрибуты? Какой была история праздника?

Пасха в Древнее время.

Изначально праздник появился благодаря еврейскому народу. Тогда Пасха имела связь с освобождением евреев из рабства египтян. Это освобождение состоялось благодаря пророку Моисею.

Нужно отметить то, что прежде название праздника звучало как Песах, что можно перевести как «проходить». В то же время название праздника означало «щадить», «избавлять».

Для празднования Пасхи еврейский народ отводил 7 дней. Верующие люди стремились провести это время в Иерусалиме.

В память о произошедших событиях в день Пасхи евреи заклинали ягненка мужского пола, которому исполнялся всего лишь годик. Ягненок должен был отличаться отсутствием порока. При этом его мясо запекали на огне. Ягненка съедали полностью, оставляя целыми даже кости. В дополнении к такому столу было принято использовать пресный хлеб, известный под названием маца, и горькие травы. В пасхальный вечер люди кушали кашицу, которая готовилась из фруктов и орехов, пили вино. Отец всего семейства должен был рассказать в подробностях, как евреи избежали египетского рабства. Хлеб можно было употреблять только в пресном виде, так как это символизировало поспешный уход из Египта и невозможность заквасить выпечку с собой.

Пасха в эпоху раннего христианства.

После Иисуса Христа праздник переосмыслили. В результате его значение кардинально поменялось. Теперь Пасха начала представлять собой прообраз смерти и чудо воскрешения Иисуса Христа, защитника всего человечества. В настоящее время отсутствует возможность назвать точную дату, когда произошло Воскресение Иисуса Христа, а дата праздника является изменчивой. Нужно отметить то, что рассчитать дату важного религиозного праздника не так-то просто, как и хотелось бы.

Еврейский народ использовал лунный календарь вместо солнечного календаря. При этом существуют определенные отличия. Количество отличия составляет 11 дней. В солнечном дне насчитывается 365 дней, в лунном календаре – 354 дня. При этом в лунном календаре стремительно накапливаются ошибки, которые не так-то легко исправить. По данной причине в настоящее время невозможно назвать точную дату, когда нужно отмечать Пасху.

В Евангелии указано, что Иисуса Христа распяли в пятницу 14-ого дня, а воскрешение произошло 16-ого дня. При этом обе даты приходились на месяц Нисан. Прежде данный день называли Господним. Впоследствии славяне начали называть этот день воскресеньем. Нисан соответствовал марту – апрелю.

Люди начали выбирать день для того, чтобы отмечать Пасху только к II – III столетию нашей эры. Это было объяснено тем, что христиане, которые жили на разных территориях, использовали различные календари. Из-за использования разных календарей дата отмечания Пасхи начинала различаться выражено. К тому же Пасха иудеев и христиан Малой Азии существовали в виде отдельных праздников.

Церковь принимала во внимание нюансы сложившейся ситуации. В результате этого в IV столетии было принято решение, что Пасху нужно отмечать в первое воскресенье после полнолуния, приходящегося на весну. Данный период может наступить с 4 апреля по 8 мая. Ежегодно о празднике уведомлял Александрийский епископ, который использовал специальные вычисления астрономов. Все церкви знали, в какой день нужно отмечать Пасху.

В этом периоде Великий пост уже представлял собой символ страданий и мирской смерти Иисуса Христа. При этом Пасху принято было называть Крестной. Пост заканчивался только ночью в воскресенье. Затем верующие отмечали Воскресение Христово и радовались. Нужно отметить то, что многие пасхальные атрибуты сформировались в период раннего христианства.

Пасха в средневековье и Новое время.

В VIII столетии Рим принял восточную Пасхалию. Затем в течение 500 лет Пасху отмечали, основываясь на договоренностях, заключенных между восточными и западными церквями.

В 1582 году юлианский календарь был заменен грегорианским календарем. В результате в 1583 году папой Григорием XIII была введена новая Пасхалия. С этого времени католическая Пасха может отличаться раньше иудейского праздника или совпадать с ним, опережая православную Пасху приблизительно на месяц.

Пасха в наши дни

В первой трети X столетия было предпринято несколько попыток для создания новоюлианского календаря, который отличался бы еще большей точностью, по сравнению с григорианским. Несмотря на это, стремления не оказались успешными. В результате было решено, что Пасха и все остальные религиозные праздники переходящего характера следует отмечать по юлианскому календарю, а не переходящего характера – по календарю, используемому Церковью.

В настоящее время юлианский календарь – это основа для Русской, Иерусалимской, Сербской, а также Грузинской Церкви, Афона. Нужно отметить то, что Финляндская Православная Церковь полностью пользуется григорианским календарем. Другие Церкви для переходящих праздников используют старый календарный стиль, а не переходящих праздников – новый.

В наши дни перед Пасхой принято проводить пост в течение 7 недель. Данного времени хватает для того, чтобы люди покаялись в ошибках и осознали их, прошли очищение на духовном уровне.

По традиции в воскресенье начинается особенное богослужение. Среди отличий нужно отметить уникальную структуру и специальные слова, которые принято произносить. Верующие люди стремятся побывать на церковной службе, а затем – пройти причастие, христосоваться. Нужно отметить то, что христосование представляет собой взаимные поцелуи при встрече, объятия и перемен двумя фразами, а именно «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес».

Празднование Пасхи продолжается 40 дней. Именно такое количество дней Иисус Христос представал перед своими учениками, после чего он отправился к Богу-Отцу на небеса. Особенно важной является первая неделя, а поистине важную роль играет воскресенье. Именно в этот день принято отмечать Пасху, ходить в гости друг к другу, обменивать яйцами и приготовленными куличами, пасхами.

Что обозначают пасхальные атрибуты?

Многие люди готовят пасхальные куличи, красят яйца, проводят христосование. С чем же это связано? Почему в течение длительного времени сохраняются подобные атрибуты?

Кулич представляет собой символ церковного артоса, священного хлеба больших размеров с изображением тернового венка, креста либо образа Воскресенья. Длительное время именно этот хлеб символизирует победу Иисуса Христа над мирской гибелью, ведь он продолжает жить, но иначе. Апостолы привыкли к тому, что за своим столом нужно оставлять пустое место. При этом они клали небольшой хлеб, думая о Иисусе Христе. По-прежнему существует следующий обряд: священный хлеб нужно обносить с крестным ходом вокруг церкви, а затем – оставлять на праздничном столе. В субботу после того, как проводится благословение, выпечку раздают верующим людям, которые живут бедно.

Что же имеет отношение к яйцу? Считается, что Мария Магдалина прибыла в Рим для того, чтобы проповедовать Евангелие. Именно Мария сообщила императорскому императору Тиберию о воскрешении Иисуса Христа и именно тогда подарила яйцо ему. Яйцо принято красить в красный цвет, так как император не поверил в возможность воскрешения и сказал, что это не возможно так, как и невозможно то, что яйцо станет красным. В этот момент произошло чудо, ведь яйцо все-таки стало красным.

Перед Пасхой многие верующие с нетерпением ожидают появления огня, который представляет собой символ Света Божьего. Именно этот огонь просвещает всех людей в мире. Благодатный огонь принято разносить по православным храмам для того, чтобы верующие люди могли воспользоваться им для своих свечей.

На Западе, как и прежде, рядом с храмами принято разжигать большие костры, символизирующие Свет и Обновление. В некоторых случаях костер трактуют как символ сожжения Иуды. Процесс христосования, особенного пасхального приветствия, позволяет людям открыть сердца друг другу, зажечь огонек надежды на светлое будущее.

Пасха – это возможность обновиться и провести день по-особенному, приблизившись к душевному умиротворению, побыв со своими близкими.