Пасхальные звоны. Церковный год Традиции Лютеранской Пасхи

Первый известный случай, когда епископ Римский назвал себя «папой», относится к 384-му году.

Однако, 1-м римским папой считается св. апостол Пётр, он же Шимон бар Йона, он же Симон Кифа

Кифа (арам . скала или камень) (Ин 1:42; 1Кор1:12; 1Кор 3:22; 1Кор 9:5; 1Кор 15:5; Гал 2:9) – имя, данное Господом Симону, сыну (потомку) Ионы, первому апостолу Христову. Сам апостол всегда называл себя греческим именем Пётр, имеющим то же значение.

Хотя точные датировки события, когда Иисус назначил Петра главой Церкви, и времени его (Петра) смерти отсутствуют, приблизительно сроки его понтификата всё же можно определить. Иисус Христос назначил Петра главой Церкви не позже Своего распятия на Голгофе в 31-м году, в соответствии же с церковным Преданием смерть самого Петра наступила в Риме в 67-м году.

То есть св. апостолу Петру можно приписать самый продолжительный понтификат в сравнении с другими римскими папами.

Тогда 2-е место по продолжительности понтификата отводится 255-му по счёту римскому папе бл. Пию IX (1846-1878) – 31 год, 7 месяцев и 23 дня. Ad hoc cамый короткий понтификат характеризует 228-го папу Урбана VII (15-27 сентября 1590-го года, всего 13 дней). (В эти сравнительные расчёты не включен Стефан II, избранный в 752 году. Он умер 25 марта 752 года на 4-й день после избрания. Хотя Стефан был избран с соблюдением канонических правил, он не был посвящён и не приступал к исполнению обязанностей понтифика. С 1961 года он не считается законным папой).

Сегодняшний верховный иерарх Католической церкви 266-й папа римский Франциск – Хорхе Марио Бергольо (исп . Jorge Mario Bergoglio; род. 17 декабря 1936, Буэнос-Айрес) – аргентинец итальянского происхождения, понтификат с 13.03.2013. Первый в истории папа из Нового Света и первый за более чем 1200 лет папа не из Европы (после 90-го папы сирийца Григория III, правившего с 731 по 741 год). Первый папа-иезуит. Первый папа-монах со времён 254-го папы Григория XVI (1831-1846), состоявшего в ордене камальдулов (камальдолийцев).

53-й по счёту римский папа св. Иоанн I (итальянец из Тосканы; понтификат с 523 до 18 мая 526 года) в 525-м году поручает римскому аббату, святому Румынской Православной Церкви, уроженцу Малой Скифии гето-даку Дионисию Малому (Dionysius Exiguus, ок. 470 – ок. 544) составление пасхальных таблиц (т.н. пасхалий, или методик расчёта даты Пасхи). Дионисий это поручение, я бы сказал. даже «перевыполнил», став в итоге основоположником летосчисления от начала нашей эры, неточно установившим дату рождения Иисуса Христа, зато точно установившим дату воскресения Спасителя (25 марта 31 года), как и многие убеждённые в этом древние восточные хронологи христианской эпохи.

Дата начала новой эры (нашей эры, христианской эры) соответствует 3761-му году от Сотворения мира (Anno Mundi; A.M.) по иудейскому летосчислению, широко используемому исследователями Библии.

Несколько слов о Пасхе

От сроков Пасхи зависят сроки других церковных праздников, числа которых меняются каждый год. Это праздники с непостоянной переходящей датой: например, Вознесение Христа (die Himmelfahrt Christi) мы всегда празднуем в 40-й день после Пасхи. Это относится, пожалуй, ко всем «вменяемым» христианам планеты.

Через следующие 10 дней, т.е. в воскресенье, в пятидесятый день после Пасхи, у православных наступает праздник Сошествия Святого Духа (Ausgießung des Heiligen Geistes), или Пятидесятница (das Pfingsten), или Троица (Dreieinigkeit; Trinitatis), или Зелёные Праздники (Grünfeste). А вот здесь уже наступает межнаправленческий и межконфессиональный разнобой. Если православные и иже с ними Пятидесятницу и Троицу празднуют единовременно, то в западнохристианской традиции за многие сотни лет сюжеты и духовные основания (обоснования) этих празднеств существенно разошлись.

А ещё через 7 дней, с понедельника, начинается Петров пост, который длится до праздника апостолов Петра и Павла. Петров (Апостольский, или «летний») пост, в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла, в 2017 году длится с 12 июня по 11 июля (всего 30 дней).

Таким образом, от даты Пасхи зависит длительность периода между «неподвижным» праздником Сретения и началом Великого Поста, а также и продолжительность Петрова поста.

Великий Пост начинается у православных и греко-католиков в понедельник, за 48 дней до Пасхи, у римо-католиков – в Пепельную среду за 46 дней до Пасхи (в нашей Евангелическо-лютеранской общине мы отмечали её в 2016 году 10 февраля, а в 2017 году – 1 марта).

Ещё несколько слов о Пасхе и Кириопасхе

Кириопасха (Господственная (Господня) Пасха) – именование православной Пасхи, исчисленной по александрийской пасхалии, приходящейся на 25 марта (7 апреля), – то есть на день праздника Благовещения. Случается весьма редко: так, в XX веке была в 1912 и 1991 годах; а в XXI веке будет также две кириопасхи в 2075 и 2086 годах. После этого следующая кириопасха будет только в 2159 году.

Древние восточные хронологи христианской эпохи были убеждены, что Иисус Христос воскрес 25 марта 31-го года н.э.

Византийский канонист Матфей Властарь (XIV) полагал, что не всякая Пасха 25 марта есть Кириопасха, но для сего потребно, чтобы и луна в сей день была та же самая, что и в год крестной смерти Христа. За период одного индиктиона (532 года) таких совпадений бывает 4 из 12 случаев, когда Пасха падает на 25 марта, как, например, в 1912.

Кириопасха может иметь место как по Юлианскому, так и по Григорианскому календарям, но в разные годы. Она не случается по новоюлианскому календарю, принятому в 1920-е некоторыми православными поместными Церквами.

Хотя Церковь не имеет какого-либо определённого разъяснения особого смысла Кириопасхи, в народном сознании православных греков ей усвояется предзнаменовательный смысл как указания на имеющее в том году произойти событие чрезвычайной исторической важности. В частности, в связи с Кириопасхой 1991 года указывают на прекращение существования СССР.

25 марта Пасха будет праздноваться в текущем столетии последователями западнохристианской традиции, к которым относимся и мы с Вами, дорогие сёстры и братья, только в 2035, 2046, 2057 и 2068 годах.

В прошлом столетии в этот день праздник Пасхи отмечался нашими единоверцами только дважды – в 1951 и 1973 годах, а в позапрошлом только трижды – в 1810, 1883 и в 1894 годах.

Даты пасхальных празднеств вообще христианами Запада и Востока очень разнятся и совпадают не часто. Так, в 1907 году разница между Пасхами была 5 недель, в 1926 – 4 недели, в 1877 – 1 неделя, а в 1896 году Пасхи совпали.

Лютеранская Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Евгений Надалинский

Татьяна Горохова

«В наш храм обычно приходит не больше 150 человек, но на Рождество и Пасху собирается уже 500 человек, – говорит настоятель Евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла в Москве пастор Виктор Вебер. – Слава Богу, собор достаточно вместительный: он рассчитан на 1000 человек».

Численность лютеран в нашей стране по разным оценкам составляет от 85-ти до 170 тыс. человек, утверждает специалист по истории Лютеранской и Римско-католической церквей в России Ольга Лиценбергер. А когда-то цифры были совсем другими: до революции у нас проживало почти 3,7 млн лютеран, из них в прибалтийских губерниях – около 2,5 млн. Октябрь 1917 года внес существенные коррективы в общую численность верующих страны. Официально их почти не осталось. Но многие российские немцы сохранили свою веру – в годы гонений и на церковь, и на них самих.

Пастор Виктор Вебер вспоминает сегодня, как уже в послевоенные годы ходил с дедушкой на свои первые богослужения в частный молитвенный дом, пробираясь туда особыми тайными тропинками. Его дедушка-гармонист пел народные песни под аккордеон, а бабушка на Пасху пекла традиционные немецкие сладости и собирала в доме подруг. Все богослужения были на немецком языке, и мальчик, не понимая ни слова, впитывал красоту церковной службы. Именно пение хоралов и проповеди стали одними из светлых моментов его советского детства, а к вере Виктор пришел уже в сознательном возрасте.

Сегодня он хорошо знает, как отмечается Пасха в Лютеранской церкви, и объясняет интересующимся: «Лютеране не держат обязательный для православных 40-дневный пост перед Пасхой. Точнее, сам верующий решает, как ему поститься. Самое главное в это время – это общение с Богом, посещение богослужений, молитва и чтение Евангелия. Если у верующего есть семья, то он несет в нее весть о Христе, о победе над смертью. В нашей церкви всем раздается брошюрка ”Слово Божие“ для чтения, размышлений и пения хоралов дома. На вечернем богослужении в Пепельную среду на лбу каждого верующего ставится пепельный крест – начинается Страстная неделя. Церковь украшается цветами». Кстати, на Страстной цветы фиолетовые, как и пасторское облачение. А вот на божественной литургии в великий праздник Пасхи цвет облачения пастора всегда белый – это цвет чистоты и победы. Весь храм украшают белыми цветами – лилиями и ромашками, а параменты устилают белыми покрывалами.

У лютеран есть обычай сеять в глиняную миску кресс-салат, который должен взойти после Вербного воскресения. На Пасху в него можно спрятать пасхальные яйца, сладости и шоколадного зайца – их потом обязательно разыщут дети. Пустыми расписными яйцами украшают деревья.

В субботу празднуется пасхальная вигилия: в 19. 00 перед храмом на улице зажигают костер, вокруг которого собирается вся община. Из алтаря выносят Пасхал – большую белую свечу, на которой изображен красный крест и символы альфи и омеги. Пастор зажигает ее от костра и прихожане входят в темный храм. Пастор, освещая путь прихожанам, три раза восклицает: «Иисус Христос – свет миру!» Каждый верующий зажигает свою маленькую свечу от большого Пасхала – постепенно храм освещается. Эта часть богослужения символизирует переход от смерти Христа к его воскресению.

На следующий день во многих странах проводятся пасхальные завтраки общин – когда все верующие собираются за одним столом и вкушают пасхальную косу. Евангелическо-лютеранская церковь в России по-прежнему придерживается немецкой церковной традиции.

Пасха навсегда останется одним из самых значимых и древнейших праздников в истории. Христиане всех направлений ежегодно отмечают это торжество и ждут его с огромным нетерпением. Название праздника позаимствовали у еврейской Пасхи (Песах), но значение у них принципиально разное. Евреи своим торжеством отмечают день выхода евреев из рабства, а христиане — день, когда Иисус Христос воскрес.

Католическая Пасха имеет некие сходства с Православной. Но все же она совершенно другой праздник, со своими традициями и обычаями. Начать стоит, пожалуй, с истоков. Даты, на которые припадает Воскресение Господне разнятся. Это объясняется тем, что Папа Римский Григорий XIII ввел григорианский календарь вместо юлианского. И теперь все католики отмечают христианские торжественные даты по григорианскому календарю, а православные — по юлианскому.

Между двумя этими календарями существует разница — в среднем, 13 дней. Поэтому даты католической и православной Пасхи очень редко совпадают. Но бывают и исключения. Так уж вышло, что в 2017 году православные и католики будут отмечать величайший древний праздник Пасхи в один и тот же день — 16 апреля .

Традиции католической Пасхи

Каждая католическая страна имеет свои особенные традиции . Все они объединяются лишь на почве угощений. Неизменными остаются пасхальные куличи, крашеные яйца и шоколадные зайцы.

Перед Пасхой начинается Страстная неделя, на протяжении которой люди подготавливаются к торжеству. В Страстный четверг все католики чествуют тайную Вечерю, а также убирают свои жилища и подводят итоги своих дел на работе.

В Страстную пятницу, которая символизирует момент распятия Христа, ни один католик не возьмется за важное дело. В этот день все они пытаются унять боль от мученических страданий и переживаний за Христа Спасителя. В Страстную субботу собираются всей семьей дома и поминают Христа. В эту же субботу во всех католических храмах начинается Навечерие Пасхи. Сначала проводится Литургия Света путем зажжения большого костра перед храмом. Священнослужитель должен от этого огня зажечь Пасхал, зайти в темный храм, произнести древнейший гимн “Exsultet”. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа. Тогда они подходят к Пасхалу и зажигают поочередно свои свечи.

Перед торжеством Пасхи принято не только печь вкусные пироги и красить яйца, но и украшать дом яркими цветами, салфетками и букетами. Такой декор символизирует воскрешение и жизнь для всех христиан.

Еду, которую приготовили специально для Великой Пасхи можно освятить как в храме, так и на дому. Священник в субботу приходит в дом к каждому католику лично и проводит обряд. Утром воскресения прихожане после праздничного богослужения начинают вкушать приготовленную пищу, начиная с яиц. Также за столом должен быть обязательно пасхальный хлеб и блюда из мяса. Декор стола тоже необходимо выполнить в пасхальном стиле. Для этого заранее расписываются деревянные яйца, свечи и кролики.

Довольно приятной традицией считается дарить друг другу яйца. Можно просто в руки, а можно в небольших корзинках. Ведь яйца это один из главных символов Пасхи. Согласно древним поверьям, Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос воскрес. Но тот не поверил Марии и сказал, что, как яйцо не может превратиться из белого в красное, так и люди не могут воскресать из мертвых. И яйцо вмиг покраснело. Именно поэтому существует традиция красить яйца в красный цвет.

Католическая Пасха в разных странах

В каждой католической стране имеются свои интересные особенности празднования этого чудесного праздника:

  1. В Австралии очень популярными являются шоколадные яйца больших размеров, а также животные: кролик и билби. Традиционное меню жителей этого континента на Пасху — жареная говядина или баранина или цыпленок с овощами. А утром после службы, прихожане едят сладкие горячие булочки.
  2. В Германии празднование Пасхи проходит два дня: в воскресение и понедельник. Вечером в субботу по всей стране разгораются пасхальные костры. Люди верят, что в огне сгорают все их грехи, дурные мысли и зима. На Пасху немцы дарят пасхальных зайцев и яйца — это уже давно сложившаяся традиция. Символом возрождения в Германии считается венок, который вешают на окна и двери. Его плетут из чего угодно, главное, чтобы это было красиво. Потом эти венки освещают в храмах и дарят своим близким и знакомым.
  3. В Англии существует обычай в Страстный четверг раздавать милостыню нуждающимся. В Страстную пятницу англичане, как правило, завтракают свежими булочками с изюмом и изображением креста. Перед дома, храмы и комнаты украшаются цветами. Даже банкетный стол и тот должен быть весь усыпан свежими бутонами. Обычно выбирают лилии. Эти цветы у англичан являются символом женственности, материнской любви и нежности. Английские католики предпочитают играть свадьбу как раз в праздничные дни.
  4. Во Франции существует интересная традиция: как только начинается Страстная Пятница, все колокола замолкают. И молчат до самой Пасхи. А родители говорят своим детишкам, что колокольчики “улетели в Рим”. Пост французы не выдерживают, но в воскресенье обязательно посещают церковь. Традиционное блюдо у них жареный цыпленок.
  5. В Италии празднование Пасхи всегда происходит с размахом. В Страстную пятницу совершается крестный ход от Колизея до Палатинского храма. А на площади Собора Святого Петра в день Воскресения Христова Папа Римский всех благословляет и произносит праздничную проповедь.

© Фото Николая Ульянова

Пепельная среда — это начало Великого поста у западных христиан. С 1 марта 2017 года последователи католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей начинают 45-дневный пост, который, как и у православных, закончится Пасхой. В этом году католическая Пасха практически совпадает с православной.

Сегодня католики, в соответствии с древним обычаем, наносят на лоб знамение креста освященным пеплом. В храме во время обряда возложения пепла священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься».

Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост. Пепел получают после сжигания пальмовых или вербных ветвей, сохранившихся после праздника Входа Господня в Иерусалим (Пальмовое воскресенье).

Католическая Церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи обязательно во все пятницы года, кроме больших праздников. В Пепельную среду и Страстную пятницу католики должны соблюдать строгий пост: отказ от мяса, а также лишь один прием пищи в день.

В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, Церковь позволяет провести дни покаяния иначе. При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются дела милосердия и молитва.

Еще вчера у католиков был так называемый Жирный вторник. Это — как день широкой Масленицы у православных. К Жирному вторнику верующие закупают продукты для вкусных и обильных трапез, готовят блинчики. Тем более что вчера же был Международный день блина.

У православных христиан в 2017 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а 16 апреля, в воскресенье, наступит Пасха. Великий пост установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после крещения удалился в пустыню и постился там, а также в память сорокадневного поста Моисея и Илии.

Православные до Пасхи не употребляют мясо, молоко и молочные продукты, рыбу, растительное масло. Этим строгим правилам могут не подчиняться лишь дети, беременные женщины, а также больные, немощные и престарелые.

Веселее проводят время буддисты — у них сейчас Новый год. Наступил Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов и запуска «коней ветра удачи».

Лютеранская Пасха отмечается в воскресенье вслед за первым полнолунием, наступившим после дня весеннего равноденствия (20 марта). Это центральное событие лютеранского календаря и главный церковный праздник года, посвященный великому таинству Воскрешения Иисуса Христа.

Традиции Лютеранской Пасхи

Традиции Лютеранской Пасхи во многом схожи с пасхальными обычаями католиков и православных. Пасхальное торжественное богослужение начинается в Страстную Субботу, за несколько часов до полночи. В темный храм (в котором заранее потушены все огни) вносят одну зажженную свечу, украшенную первой и последней буквами греческого алфавита - альфа и омега. Эти буквы означают первую и последнюю точку земного существования Христа и символизируют начало той новой жизни, которая ждет каждого истинного христианина на Небесах.

В первый день Пасхи у лютеран принято обмениваться подарками, жертвовать деньги незнакомым людям, нищим и бездомным. Также в праздничный день устраиваются народные гуляния и концерты. В некоторых лютеранских церквях проводят ритуал сжигания чучела Иуды - ученика Христа, который предал своего Учителя за тридцать серебренников.

На праздничном столе у лютеран обязательно присутствуют традиционные пасхальные блюда: куличи, крашеные яйца и творожные пасхи.

Протестантская Пасха

Пасха для протестантов - второй по значимости праздник после Рождества. В западных странах Протестантская Пасха совпадает с Католической. В России протестанты отмечают день Воскресения Христова одновременно с православными.

Традиции и обычаи Протестантской Пасхи

Традиции празднования Пасхи у протестантов не отличаются от католических и лютеранских. Торжественное богослужение происходит в ночь с субботы на воскресенье. Во время церковной службы проводится «Благословление Огня». Это литургия, на которой читаются отрывки из Ветхого и Нового заветов и исполняются древние гимны в честь Иисуса.

Главный символ праздника у протестантов - пустая гробница Христа, которая напоминает о том, что Господь воскрес и вознесся на Небеса. На Пасху принято накрывать пышные столы, украшая их свечами и букетами цветов, дарить подарки знакомым и незнакомым людям. Как правило, вечером в пасхальное воскресенье устраиваются благотворительные концерты.