Как празднуется еврейская пасха. Для всех и обо всем Когда заканчивается песах

Для иудеев Еврейская Пасха является важнейшим днем в году. Она была учреждена ещё в ветхозаветные времена в память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. Эти события не только дали свободу еврейскому народу, но и положили начало зарождению его национального осознания.

Именно поэтому иудейская Пасха, получившая название Песах, имеет огромное значение для всех израильтян, независимо от степени их религиозности. В этот день они пекут еврейский пасхальный хлеб и собираются всей семьей за праздничным столом, где во время трапезы рассказывают детям историю этого великого праздника.

История праздника Песах, который нередко называют , уходит своими корнями в древнейшие времена, когда такой нации, как евреи, еще и в помине не было. Тогда у праведного человека Авраама и его жены Сары был сын Исаак, у которого потом появился наследник Иаков. Последний имел дюжину сыновей, одним из которых был Иосиф.

Иосиф старался жить в соответствии с праведным учением отца, просил своих братьев также встать на верный путь и отказаться от нечестивых деяний. Но они не вняли его кротким просьбам, а только еще больше озлобились и возненавидели Иосифа. Они боялись, что он возвысится над ними и решили его убить, но потом передумали и продали праведного брата в рабство.

Так Иосиф оказался в Египте. Там на его долю выпало множество испытаний, но он с Божьей помощью преодолел все невзгоды и со временем превратился из раба в чиновника, приближенного к самому фараону. Правитель Египта очень ценил умного и праведного Иосифа. А когда тот предсказал великий голод, и фараон успел вовремя сделать большие запасы пищи, то Иосиф завоевал любовь и уважение не только правителя, но и египтян.

И когда во всех странах начался страшный голод, фараон разрешил своему любимому советнику привести в Египет отца и братьев. Иосиф, который не держал зла на родственников, был очень рад воссоединению с семьей. Пока он был жив, израильтяне были в Египте почетными гостями и не испытывали ни в чём нужды.

Но время шло, одно поколение сменяло другое… Коренные жители постепенно забыли о том, что евреи были гостями египтян, и превратили их в рабов. Иудеи были вынуждены работать на своих господ более 400 лет и не видели спасения, пока однажды Бог не послал им Моисея, которому он велел потребовать, чтобы фараон освободил его народ. Правитель отказался отпускать своих рабов, и тогда Бог наслал на Египет девять страшных казней, но фараон не поменял свое решение.

После чего Бог сказал Моисею, что следующей ночью наступит самая страшная, десятая казнь - смерть первенцев. Он велел пророку предупредить еврейские семьи, что бы те в канун этой смертоносной ночи принесли в жертву ягнят и намазали их кровью двери своих домов, а мясо - зажарили и съели до наступления утра. Той ночью ангелы принесли смерть многим египетским детям, не тронули они лишь тех малышей, что жили в домах, двери которых были отмечены кровью агнцев. После этих страшных событий фараон разрешил евреям покинуть Египет, что положило конец их длительному рабству.

В память об «освободительной» ночи была учреждена иудейская Пасха - Песах, которая по праву считается одним из древнейших торжеств и начала праздноваться еще за полтора тысячелетия до периода земной жизни Иисуса Христа.

Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Исход из Египта стал началом не только свободной жизни еврейского народа, но и лёг в основу зарождения его самобытного национального осознания. Поэтому иудейская Пасха уже ни одну тысячу лет является главным еврейским праздником. Название «Песах» переводится с древнееврейского как «прошедший мимо» и означает, что ангел смерти миновал дома израильтян.

Иудеи отмечают Песах ежегодно, на 14 день нисана. По еврейскому календарю это первый месяц библейского года, и он, как правило, приходится на март или апрель обычного, «гражданского» календаря. Даты еврейской Пасхи, также как и христианской, являются переходящими.

В ветхозаветные времена одной из главных традиций было принесение в жертву агнца или козленка. Это делалось в память о той ночи, когда кровь жертвенного животного спасла еврейских малышей от ангела смерти, карающего египетские семьи. Конец этому обычаю был положен Иисусом Христом, когда он во время на Тайной Вечере, преломил праздничный хлеб и поднял символический бокал вина.

Изначально, в древние времена Песах - Еврейская Пасха - отмечалась в течение недели, где первый и последний дни были праздничными и выходными. Также на протяжении всего этого срока было принято отказываться от тяжелой работы и неприятных обязанностей.

В наше время практически во всем мире Песах празднуется 8 дней, а в Израиле - 7.

Этот обычай связан с тем, что в период расселения иудеев ещё не было чётко установленного единого календаря, и они, боясь пропустить памятную дату, отмечали все праздники по два дня. И в этом случае выходными являются два первых и два последних дня праздничного периода.

Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Подготовка к празднику начинается заблаговременно.

  1. Иудеи собирают по всему дому все квасные продукты, которые сжигаются до наступления Песаха, так как в течение всего праздничного периода им запрещено употреблять мучные изделия из забродившего теста и можно есть только пресный хлеб.
  2. Также в утро перед праздником иудейские мужчины-первенцы держат символический пост. Они приносят эту жертву в память о чудесном спасении еврейских младенцев во время смертоносной ночи, предшествующей исходу иудеев из Египта.

По еврейскому календарю смена дат происходит не в полночь, а в момент захода солнца, поэтому иудеи начинают отмечать Песах вечером. Особую роль здесь играет Седер - специальная трапеза, на которую обязательно должна собраться вся семья, начиная с самых старших членов клана и заканчивая малышами.

Главный атрибут праздничного ужина - еврейский , который выпекается в виде лепешек и называется «маца». Это блюдо готовиться в память об исходе из Египта, когда у евреев не было времени ждать, пока забродит тесто, и они испекли пресный хлеб, который во время путешествия спас их от голода.

Помимо мацы, на праздничном блюде обязательно должны быть такие кушанья.

Продукты Что символизируют
Мясо на кости или куриное крыло Символизируюют агнца, принесенного в жертву.
Отварное куриное яйцо. Олицетворяет несокрушимую силу духа еврейского народа, который только крепчает от переносимых испытаний.
Марор (разновидность горького хрена). Подаётся на стол в память о горькой жизни иудеев в период рабства;
Харосет. Это сладкая однородная масса из протертых фруктов, орехов, корицы и вина. Она символизирует глину, из которой евреи в период рабства изготавливали кирпичи.
Солёная вода в широкой пиале. По различным толкованиям она символизирует слезы израильтян, пролитые во время мучений в Египте, либо олицетворяет память о водах Красного моря, которые сначала расступились, пропуская иудеев, а затем сомкнулись, погребя египетских солдат, пущенных за ними в погоню.

В течение трапезы на Еврейскую Пасху иудеи обязательно должны вкусить все эти блюда. При этом во время ужина младший член семьи задает старшему четыре вопроса о событиях памятной «освободительной» ночи, и глава семьи отвечает на них.

Несмотря на схожие называния, еврейская и христианская Пасха по своей сути являются двумя абсолютно разными праздниками и даже отмечаются в разное время. Иудеи в этот день вспоминают освобождение своего народа от рабства и зарождение еврейской нации, а у православных христиан Пасха - это исключительно религиозный праздник в честь Светлого Христова Воскресения.

Еврейская Пасха (Песах) – самый древний и самый большой семейный праздник у иудеев, который ежегодно отмечается весной и длится целых семь дней. Какова история данного праздника и откуда происходит его название? Как отмечают Песах в еврейских семьях: особенности, традиции и запреты праздника. Порядок проведения торжественного ужина Садер: последовательность действий. Когда будет еврейская Пасха в 2018 году: какого числа начнётся и какого закончится?

История и смысл праздника

Несмотря на схожесть названия данного праздника у православных и евреев, его значение и традиции у каждой религии свои. Еврейская Пасха Песах, что в переводе с иврита значит «пройти мимо», посвящена освобождению евреев из многолетнего египетского рабства.

Свыше трёх тысяч лет назад Господь решил наказать Египет и его правителя за то, что он не хотел давать Израилю свободу. Бог повелел всем евреям в ночь на 14-е число месяца ниссана принести ему в жертву годовалого ягнёнка. Мясо животного должно быть приготовлено на огне и съедено с горькими травами, а кровью ягнёнка следовало пометить дверные косяки в доме. Ангел смерти прошёл мимо всех помеченных домов, оставив в живых еврейские семьи. Все первенцы в домах, которые не были измазаны кровью пасхального ягнёнка, были уничтожены карой Господней. В ту же ночь все евреи под предводительством Моисея покинули египетскую землю.

Когда отмечается Песах в 2018 году?

Время наступления Песах определяется по лунному календарю, поэтому каждый год дата празднования разная. В 2018 еврейская Пасха отмечается с вечера пятницы 30 марта по вечер субботы 7-го апреля. При этом первым днём Песах считается 31 марта.

Что касается выходных, то в Израиле нерабочими являются только первый и последний дни празднования. В это время для евреев любая работа запрещена. Период между началом и окончанием Песах также считается праздничным, но с существенным послаблением к запретам относительно работы.

Еврейские традиции пасхального Седера

Для празднования Песах по всем канонам, существует множество раввинских заповедей, указаний и наставлений, которые собирались и хранились веками. Одним из символов пасхи у евреев является торжественный ужин, именуемый Седер (иуд. «порядок»), который предполагает определённый план действий. Последовательность правил и традиции этой трапезы следующие:

  1. Кадэш (освящение) – благословение с наполненным бокалом вина.
  2. Урхац (омовение) — ритуал умывания рук.
  3. Карпас – процедура окунания кусочка овоща карпас в солёную воду.
  4. ЯХАЦ – преломление мацы на две половины, большую из которых откладывают в сторону.
  5. Магид (повествование) – чтение Агады, истории об исходе евреев из Египта.
  6. Рахца – умывание рук и благословение перед поеданием мацы.
  7. Моци-Маца – поедание мацы.
  8. Марор – вкушение горькой зелени после произнесения благословения на исполнение заповеди.
  9. Корех – поедание мацы с зеленью.
  10. Шулхан-орех – переход к поеданию всего, что есть на столе.
  11. Цафун – съедание десерта (второй половины мацы).
  12. Барех – молитва после приёма пищи.
  13. Алель – чтение благодарственной молитвы пророку Элиягу.
  14. Нирца – распитие вина с просьбами и пожеланиями.

Помимо подготовки к праздничному ужину, хозяевам необходимо заблаговременно позаботиться о чистоте дома. Поэтому в канун еврейской пасхи в квартирах и домах проводится генеральная уборка, которая предполагает очищение от пыли и грязи даже самых труднодоступных мест.

Праздничный стол на Песах

На еврейскую Пасху хозяйки готовят множество угощений, которых бы хватило на весь период празднования. По традиции в эти дни на стол ставится самая лучшая посуда (кошерная), которая используется только в этот праздник.

Блюда на Песах:

Название Описание
Маца Хлеб из пшеничной муки, который выпекается без дрожжей
Зроа Жареная баранина на косточке или куриная шея
Карпас Весенние овощи
Марор Горькая зелень (смесь листового салата с хреном)
Бейца Неочищенное сваренное в крутую яйцо
Харосет Сладкая закуска из овощей, фруктов, вина и специй

Для каждого присутствующего за столом должно быть предусмотрено столько красного вина, чтобы хватило на четыре бокала. Ведь именно вино у иудеев символизирует счастье, радость и благодать. Для детей, а также людей, страдающих какими-либо заболеваниями, вино сменяется на сок из винограда.

К запретным продуктам на столе относятся те, которые прошли процесс брожения. Это могут быть:

  • пиво, ликёр и квас,
  • хлебобулочные изделия (макароны),
  • майонез,
  • консервированные продукты.

Такое ограничение записано в священном писании:

«Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа того будет истреблена из народа Израиля…» (Шмот, 12:15,19).

Что касается такого явления как приметы, то для евреев это понятие определяется законами Бога и материализацией природы, а не психологией человека. Суеверие для них чуждо.

Далеко не все современные еврейские семьи по разным причинам в точной последовательности соблюдают традиции празднования Песах. Но как бы не сложились жизненные обстоятельства, этот праздник они отмечают всегда. При любых условиях и при любой погоде…

Еврейская Пасха - это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта. Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.

Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход". Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта. По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой "казнью египетской" было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.

Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.

Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального седера.

Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.

На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).

За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.

По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную "ночь бдения", поэтому в конце седера в ознаменование "бодрствования духа" открывают входную дверь.

Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".

В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта - рождения еврейского народа как нации.

В Израиле Песах - пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.

Песах - это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории - освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.

По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев - есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца - символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.

К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи "кашировали" к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили.

Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая "Седер". Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: "Чем отличается эта ночь от других ночей?").

Песах отмечается в память избавления евреев от 400-летнего рабства. Это библейское событие произошло 3,5 тысячи лет назад, когда пророк Моисей вывел свой народ из египетского плена. Иудейская Пасха, вычисляемая по лунному календарю, продолжается восемь дней, из которых особо выделяются два первых и два последних. На них распространяются все законы шаббата - субботы покоя, запрещающие работать и даже пользоваться транспортом.

Одна из главных традиций - употребление мацы (пресного бездрожжевого хлеба) как память о ниспослании евреям в египетской пустыне манны небесной. Три года назад российские еврейские организации полностью отказались от закупки мацы в Израиле. В Москву было поставлено самое современное оборудование для выпечки этого национального пресного хлеба. Общинные пекарни поставляют его в регионы России. Песах - один из трех паломнических еврейских праздников. В Израиле - это пора массовых экскурсий и прогулок по стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих древнее паломничество освобожденного из рабства народа.

Иудейский праздник Песах схож с православной Пасхой. Празднования также длятся неделю. Как вычисляется иудейская Пасха? Наступает она на четырнадцатый день священного месяца нисана, который соответствует марту-апрелю в григорианском календаре. Этот праздник считается самым главным и святым для иудеев, он знаменует начало зарождения еврейского народа. Как появился этот праздник? Какие традиции ему соответствуют? Как правильно соблюдать ритуалы и праздновать Песах?

Дата Песаха в 2019 году

Приближается период празднования главного торжества израильтян. В 2019 году иудейская Пасха выпадает на период с 19 по 27 апреля. Основной считается ночь с 19 на 20 апреля, далее - шесть дней праздничных будней и последний, седьмой день, выходной.

История праздника

Согласно традиционным верованиям, Песах отмечается в знак исхода иудеев из плена египетского. Подробное повествование о мытарствах еврейского народа излагается во второй книге Моисея - «Книге Исхода». Это второй из пяти томов Торы.

Само слово «песах» переводится как «перепрыгнуть». По другой версии - «проходи дальше». Что за праздник Песах? История иудейского народа начинается со времен Иакова. Он поселился с семьей на земле фараонов и жил богато и счастливо. Но годы шли, сменялись правители Египта, писались новые законы и устанавливались новые правила. Людей, прибывших из других стран, стали притеснять. Постепенно род Иакова из мирных поселенцев превратился в рабов.

Тем временем Моисею явились чудеса Господни. И приказал Бог ему следовать в земли египетские и освободить еврейский народ. Чудеса он посылал в знак своего намерения и благословения. Моисей предстал перед фараоном, но тот отказался отпустить иудеев. Тогда Господь наслал на него десять казней. Страшные бедствия захватили Египет: по стране пронесся мор и убил стада скота, пропал весь урожай.

Несмотря на грозящий голод и разруху, фараон не соглашался отпускать рабов. И пришло время самой страшной десятой казни. Господь проклял народ на земле египтян и сказал, что в одну ночь будут убиты все первенцы в каждом доме. Моисею же Бог дал предостережение. Для защиты иудеев и их детей на каждом доме, где они жили, необходимо было нанести метку. Вечером, перед наступлением кровавой ночи, евреи зарезали ягненка и его кровью на каждой двери нарисовали охранный знак. Ангел смерти увидел отметину и обошел еврейские семьи стороной. И в ночь на четырнадцатый день месяца нисана Ангел убил всех первенцев египтян, а еврейские первенцы остались невредимы. Именно этот знак и называется «Песах» (с иврита - «проходи мимо»). Только после этого фараон отпустил народ иудейский с Моисеем. Так четырнадцатый день нисана ознаменовался освобождением еврейского народа из под гнета египтян. И все дети иудеев были спасены.

Значение праздника для иудеев

Темой Исхода пронизана вся религия евреев. Следующие за ним события связаны с приходом на Израильскую землю и созданием отдельного государства. В древние времена праздник знаменовался гуляниями, богослужениями и торжественной трапезой с ритуальным умерщвлением ягненка.

Время празднования исхода евреев с египетской земли совпало с праздником прихода весны. Поэтому у торжества есть ряд схожих названий. Песах - основное наименование, смысл ритуального действа в чествовании еврейского народа в знак освобождения и получения независимости.

Второй вариант - Хаг а-Мацот, от слова «маца». Такое название у праздника появилось в связи с тем, что, уходя из Египта, измученные иудеи так спешили, что не успели взять с собой практически ничего. Еды у них тоже не было, хлеб приходилось готовить на ходу из того, что имелось в наличии. Так появилась маца - бездрожжевой хлеб. С ней связаны интересные ритуалы современного празднования Песаха.

Еще один вариант - Хаг а-Авив, в переводе - праздник весны. Это традиционный весенний праздник у многих народов, и иудеев в том числе. Знаменует начало посева, радость и новое рождение природы.

Четвертый вариант - Хаг а Херут, праздник свободы. Значение относится также к исходу иудеев. Песах по еврейским верованиям празднуется как время освобождения и справедливости. Существует целый свод законов празднования Песаха, название его - Псахим.

Подготовка к празднованию

Предшествует торжеству генеральная уборка. Особенность ее в том, что хозяину или хозяйке дома необходимо вынести и уничтожить то, что способно бродить (квасное). В эту категорию попадают все хлебобулочные изделия, крупы и злаковые, соусы и много чего еще. Эти продукты можно съесть до праздника или отнести в дом людей другой веры на хранение. Квасные изделия называются хамец.

Желательно, чтобы в процессе подготовки к празднику принимало участие все еврейское семейство. Так уборка проходит более тщательно, ведь запрещено нахождение даже крошки хамеца в жилище. Всю имеющуюся посуду промывают горячей водой, очищая от остатков пищи. Перед первым днем иудейского праздника Песаха традиционно хозяин дома со свечой в руке обходит все комнаты. В руках у него должны быть перо и ложка. Этот процесс символизирует розыски хамеца в доме. Найденное необходимо немедленно уничтожить.

Каббалистическое учение говорит о том, что брожение теста символизирует гордость в человеке - то, о чем он думает, когда его кто-то задел, обидел. Уничтожение хамеца направляет верующих на усмирение гордыни. Песах возрождает божественное в душе. Поэтому необходимо вымести из нее все лишнее, забродившее.

Ритуалы

Единственный хлеб, который разрешен в иудейскую Пасху, это маца. Она символизирует ту спешку, с которой евреи вырвались на свободу из рабства. Маца - это лепешка из не успевшего подойти теста. Готовность мацы достигается в период не более восемнадцати минут. К празднику готовят специальную лепешку, она называется шмура.

Для первого вечера празднования Песаха изготавливают три мацы и выкладывают одну на другую. К первому ужину готовятся все члены семьи. На стол накрывают самую лучшую скатерть и ставят красивую посуду. Если есть приборы из серебра, то разрешается использовать их. Особо верующие семьи держат отдельный набор посуды для торжества. На стол подают горькую зелень в знак горечи, перенесенной народом Израиля, и вино. Напитки для празднества должны быть приготовлены только евреем, иначе сок или вино будут считаться некошерными.

Существует отдельный свод правил иудейского праздника Песаха - Агада. Перед началом празднования хозяйка дома зажигает свечи, их должно быть не менее двух. Если Песах выпал на ночь с пятницы на субботу, то свечи используют те же, что для Шаббата. Зажигают их за восемнадцать минут до того, как солнце сядет за горизонт. На свечи читаются молитвы и благословения.

Когда Песах наступает в субботу, свечи ставят максимум через пятьдесят минут после захода солнца. В другие дни недели их вносят непосредственно перед началом празднования, но от огня, который был разожжен до захода солнца. Такие тонкости связаны с верованием, что в Священную Субботу нельзя прикасаться к тому, что дает огонь. А в праздники нельзя создавать пламя, но есть разрешение передавать его от одного человека к другому, зажигая свечу от другой свечи, например. Таким путем праздник отделяется от будней, освящается пламенем.

Седер Песах

В первый вечер праздника евреи собираются за богатым столом. Этот вечер называется Седер. Его суть сводится к тому, что евреи вспоминают исход из Египта (поминать в иудаизме запрещено, поэтому каждый Седер еврейские семьи заново проживают освобождение). Первым делом на стол ставится специальное блюдо. На нем в строго определенном порядке расположена кошерная пища. Каждый приготовленный продукт несет свой смысл и символику. Даже его место на блюде выбрано не просто так. Существует определенный порядок действий (само слово Седер переводится как «порядок») в процессе празднования первого вечера Песаха. Он состоит из нескольких этапов:

1. Кадеш. На этом этапе произносится молитва из трех благословений. Ее название - Кидуш. Этим действием дается благословение на празднование. Выпивают первый бокал вина. Рекомендуется для этих целей начинать с небольшой емкости, дабы выпить все целиком без остановки.

2. Урхац. Омовение рук. В процессе ритуала глава семьи восседает в начале праздничного стола. Предметы для совершения процедуры ему преподносят остальные члены семьи.

3. Карпас. Этим словом называют блюдо, состоящее из овощей. Для его приготовления используют картофель, сельдерей. Оно является символом тяжелого труда, который выполняли иудеи на египетской земле. Карпас перед тем как съесть обмакивают в воду с растворенной солью, символом слез, читают молитву-благословение.

4. Яхац. Приготовленную для торжественной трапезы среднюю мацу ломают на несколько кусочков. Самый крупный ломтик заворачивают в салфетку и прячут в доме. Тот из детей, кто найдет этот кусочек, получит подарок. Название этого ломтика мацы - афикоман. Оставшиеся кусочки прячут между двумя другими мацами.

5. Магид. На этом этапе пересказывают легенды по Агаде, истории об исходе евреев и о том, как зародился Песах. Изначально воспроизводят на иврите и в случае необходимости позже переводят для гостей. Далее младший ребенок задает главе семьи четыре вопроса о том, как отличается ночь Песаха от других, есть ли чего стыдиться евреям, почему иврит и историю израильтян забывают и об уважении к иудеям. Суть вопросов сводится к тому, что народ был рабом, а теперь освободился и может помнить свою историю и жить открыто, с гордо поднятой головой. Диалог строится в каждой семье, эта традиция уникальна и является центральной в ритуале Седера. После этой речи опустошают второй бокал вина.

6. Маца. Над второй мацой совершают молитву. Верхнюю разламывают на количество кусков, равное количеству присутствующих на торжестве. Съесть этот кусочек нужно в расслабленной позе, полулежа на подушках, как символ обретенной свободы и независимости.

7. Марор. Следующее блюдо, за которое принимаются празднующие, символизирует всю горечь иудеев в рабстве. Марор представляет собой горскую зелень или смесь с хреном, ее макают в харосет (своеобразный соус). Можно сочетать продукты, например, сделать бутерброд из мацы и марора. Он называется корех.

8. Шульхан-орех. Этап, на котором начинается пир. Можно есть все то, чем богаты хозяева стола. Подают суп, печеное мясо или рыбу.

9. Цафун. Процесс съедения нашедшегося кусочка мацы. Его делят на всех присутствующих и соединяют с той мацой, которая есть на столе. Это финальный прием пищи, после него трапезничать запрещено.

10. Барех. Заключительный момент. Читают молитву и опорожняют третий бокал вина.

Перед тем как выпить четвертый бокал, открывают дверь и «впускают» пророка Илию. Он оповестил иудеев о наступлении избавления от рабства и считается предвестником прихода Спасителя. Его бокал остается на столе нетронутым. Все присутствующие же допивают четвертый бокал вина, сопровождая это действо молитвами. В завершении праздничного вечера поют песни на тему иудейской Пасхи. Все участники трапезы общаются на богословские темы и о традициях празднования. Старшие делятся житейскими мудростями (ниже на фото - Песах в иудейской семье).

Что должно присутствовать на праздничном столе?

Перед началом вечера Седер иудеи определяют, какое место за столом достанется каждому из гостей. Подобным образом распределяются блюда, которые будут подавать к столу.

Единственным возможным хлебом, как уже упоминалось, является маца. Из бездрожжевой муки евреи делают пироги, клецки для супа, бутерброды, добавляют в салат и делают блинчики. Вкус пресной мацы возвращают иудеям память предков, символизирует лишения и горе, которые довелось перенести этому народу. Из ягненка на косточке готовят специальное блюдо - зроа. Вместо агнца можно использовать курицу. Это блюдо символизирует принесенного в жертву Спасителю барашка, кровью которого наносили знаки песах на двери еврейских домов.

Бейца - яйцо, сваренное вкрутую. В иудаизме оно означает возрождение и счастливую жизнь. Марор - горькая зелень (латук, хрен, базилик). Карпас - грубые овощи (часто вареный картофель) как символ непосильного труда рабов на египетской земле. Соус харосет - олицетворение жидкой смеси для постройки пирамид в Древнем Египте. Его использовали рабы-иудеи. В состав входят: яблоки, вино, приправы и грецкий орех. Существует масса рецептов по его приготовлению. На столе, как правило, дополнительно присутствуют орешки, фрукты.

Из напитков используется кошерное домашнее вино или виноградный сок. Отдельно взятый фужер олицетворяет четыре обязательства, которые Господь озвучил иудеям на исходе: «И выведу вас из-под ига египтян...», «И избавлю вас...», «И спасу вас...», «И приму вас...».

В первые сутки празднования евреям запрещено работать. Принято посещать синагогу, молиться, следовать традициям. Священнослужители благословляют народ на Песах.

Праздничные будни

В последующие шесть дней иудейская Пасха продолжается. Застолий, подобных Седеру, больше не будет. Благочестивые евреи работают меньше, когда празднуется Песах, или не работают вовсе. Ошибочно думать, что весь период празднования наполнен молитвами и поглощением пищи. На второй день принято посещать родственников, совместно с ними отдыхать и расслабляться. В Песах нельзя ни о ком забывать. Одиноких людей приглашают к столу соседи или знакомые. Израиль наполняется единым духом, общностью. Иудеи много общаются между собой, навещают родственников, с которыми долго не виделись.

Седьмой день

В этот день отмечают переход евреями во главе с Моисеем Красного моря. Попросив на морском берегу Господа о помощи, предводитель иудеев получил ее. Море разверзлось на две половины и перед присутствующими открылась дорога по его дну. На седьмой день праздника иудейской Пасхи планируют гуляния. Народ танцует, поет на улицах. А ночью устраивают представление с имитацией прохода сквозь морскую пучину.

Песах и Пасха

Несмотря на явное сходство в названии, эти два праздника имеют совершенно разные корни. Песах хронологически свершился раньше Пасхи, поэтому традиционно проходит в более ранние даты. В отличие от иудеев, которые в Песах отмечают освобождение от рабства, Пасха - это Воскресение Христа. Между собой праздники не связаны никак, хотя название у них схожи.

На Пасху принято накрывать богатый стол с использованием традиционных блюд (крашеные яйца, куличи, пасха). Но духовное наполнение торжеств совершенно разное, и отношения друг к другу они не имеют. Католическая и иудейская Пасха также сильно отличаются, хотя даты празднования часто совпадают. Католики, как и христиане, отмечают Воскресение Господне.

Песах стал первым праздником, который начали отмечать евреи. Все иудейские торжества начинаются вечером, поэтому в дни их проведения закрываются раньше все учреждения, и евреи отправляются праздновать. Песах - не исключение. На время празднования хлеб пропадает не только в домах, но и на прилавках, чтобы исключить соблазн. Так как исчисление даты начала празднества происходит по еврейскому календарю, дата его начала каждый год меняется.

Маца как символ праздника иудейской Пасхи имеет несколько названий. В Торе она носит название «бедного хлеба» или «несчастного хлеба». Хоть состав ее не отличается разнообразием, на Песах печется специальная маца. Это не калорийный продукт, всего лишь 111 калорий в одном кусочке. В повседневности в мацу добавляют яблочный сок, ягоды, яйца и прочее. В Седер такой хлеб есть запрещено, разрешен исключительно бездрожжевой и без добавок. В 1838 г. А.Зингер изобрел устройство по производству мацы, но правоверные евреи стараются готовить ее дома. Этот хлеб нельзя есть целый месяц до наступления Песаха, чтобы потом лучше чувствовать его вкус. За день до прихода праздника мужчины-первенцы в семье должны соблюдать пост.

Три мацы на столе в вечер Седера - олицетворение коэнов, простых евреев и левитов. Через месяц после проведения Песаха те евреи, кто не смог отпраздновать по какой-то причине отмечают Песах-Шени. В этот день можно приготовить ягненка или курицу, а мацу можно есть, не уничтожая хамец.

В заключение

Что за праздник Песах? Он пробуждает в людях стремление к единению. Молитвы и богословские беседы стимулируют отказ от критики в отношении других. Во время празднований запрещено испытывать зависть и осуждать ближнего. Одинокого окружат заботой, голодного накормят. Основная мысль всего празднования - думать не только о себе, но и об окружающих, бескорыстно помогать.

Спасение народа иудейского путем перехода по пустыне, историческими сведениями не подтверждено. Из этого специалисты делают вывод, что исход, вероятно, произошел раньше, и его не смогли зафиксировать. Каббала трактует суть Песаха иначе. В метафорическом смысле иудеи избавились от гнета тиранов, и это способствовало установлению Израиля как отдельного государства. И все же празднования в честь освобождения евреев от рабства проводятся повсеместно, радость от обретения свободы до сих пор не утихает в крови иудеев. Говорят, что трапеза Седер - удивительное явление. Ведь на протяжении сотен веков ежегодно в каждой еврейской семье повторяется один и тот же сценарий проведения праздничного ужина. Сегодня в Израиле на Песах закрывают школы и детские сады, дети весь день находятся вместе с родителями. Израильтяне говорят, что в этот период трудно выйти на улицу, настолько там многолюдно.

Праздник иудеев Песах - древний, один из самых почитаемых. Десять заповедей Моисея, который бродил с евреями по пустыне сорок лет, легли в основу общепризнанных моральных ценностей.

Праздник Песах (Пасха) является наиболее древним и значимым в еврейской культуре, однако он знаменует не , как у христиан, а исход евреев из Египта.

Во время Песаха евреи собираются за праздничным столом, проводят традиционную пасхальную церемонию, говорят об истории своего народа, вспоминают лишения и знаковые события. Считается, что этот праздник должен достойно отметить каждый иудей, независимо от своего материального и социального положения.

Евреи используют солнечно-лунную систему летоисчисления, поэтому согласно привычному для нас григорианскому календарю, дата проведения Песаха каждый год разная. Празднование традиционно начинается с 14 дня месяца нисана, и длиться 7 дней в Израиле и 8 за его пределами. Еврейская Пасха (Песах) в 2017 году выпадает на 11-17 апреля.

История праздника

История праздника Песах связана с библейскими событиями, в частности, выводом Моисеем евреев из Египта. Согласно сказаниям, перед тем, как наслать на Египет последнюю из 10 казней, Бог приказал евреям заколоть и зажарить ягнят, а их кровью пометить двери.

В ночь на 14 нисана Всевышний миновал дома евреев, на которых были сделаны отметки, а в остальных семьях умерли все первенцы. После этого Моисей вывел еврейский народ за пределы Египта.

Название Песах пошло от слова «песах», которое в переводе с иврита означает «обойти, пройти мимо». Таким образом, праздник назван в честь того, что беда обошла дома евреев, и они получили свободу.

Традиции празднования

Одной из основных особенностей Песаха является запрет на употребление и владение квасным (хамецом) – продуктами, которые прошли процесс брожения, например, пиво, дрожжевой хлеб, макароны, сдоба и т.д. Есть разрешается только традиционный пресный хлеб, который называется маца. Запрет связан с тем, что побег евреев из Египта происходил в большой спешке, из-за чего они были вынуждены печь в дорогу хлеб из теста, которое еще не взошло, и не успели запастись квасным.

Подготовка к празднику начинается еще за неделю до установленного срока. В доме проводится генеральная уборка, по результатам которой в жилище не должно остаться ни кусочка хамеца. Все собранное квасное сжигают или продают нееврею, если уничтожить запрещенные продукты не удалось, и они остались храниться в доме, то их нельзя есть и после праздника. Как правило, семьи стараются до Песаха съесть все запасы квасного.

Первый и последний день Песаха в Израиле являются выходными, а остальные – праздничными буднями.

Праздничная трапеза

Главным моментом праздника является вечерняя трапеза, которая носит название седер (в переводе с иврита «порядок»). Она устраивается в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры – в два первых вечера. Празднование начинается после прихода семьи из синагоги и когда последний луч солнца скроется за горизонтом.

Во время седера читают молитвы, произносят традиционные благословления, поют псалмы. Также в этот вечер принято приглашать за стол нуждающихся и тех евреев, которые не имеют возможности провести праздник со своей семьей.


Стол сервируется лучшей посудой, которую предварительно обдают кипятком, чтобы уничтожить любые следы квасного. Особенно религиозные семьи имеют посуду, которая используется исключительно на Песах, и передается из поколения в поколение.

На стол также ставят вино, свечи, три куска мацы и кубок, предназначенный для пророка Илии (Элияха). Обязательным атрибутом праздничного стола являются миски, наполненные соленой водой, символизирующей слезы, которые пролили еврейские женщины, когда по приказу фараона были убиты все их первенцы.

Во время седера в определенном порядке зачитывается предание об Исходе, а затем все присутствующие едят символические блюда. Яства раскладываются на специальном блюде под названием кеар, которое используется исключительно для седера.

На него определенным образом кладут три блюда, имеющих символическое значение: карпас – любой весенний овощ, зроа – кусок жареной баранины с косточкой, бейца – сваренное вкрутую яйцо.

Перед человеком, ведущим седер, кладутся целые мацы, которые покрываются салфеткой. Напротив каждого участника трапезы кладут книгу со сказанием об Исходе из Египта (Агаду), а также все, что необходимо для совершения молитвы и благословения.

Седер предполагает прохождение пяти этапов – мицвот:

  • съесть мацу;
  • выпить 4 чаши вина;
  • съесть марор;
  • прочитать Агаду;
  • прочитать псалмы.

Для празднично трапезы часто готовят куриный суп с клецками из мацы, запеченное мясо и фаршированную рыбу.

Во время седера принято выпивать четыре чаши вина, дети и больные люди могут пить виноградный сок. Каждый бокал символизирует одно из четырех обещаний, которые еврейскому народу дал Бог. Кроме того, существует традиция наполнять специальный кубок для пророка Элияха, который должен провозгласить приход Машиаха – мессии, который принесет на землю благоденствие и вернет всех евреев в Израиль.

Выходные на Песах

Главными на Песах считаются первый и последний день. В первый день запрещается выполнять какие-либо работы. Пять последующих дней являются также праздничными, но в них разрешается осуществлять несложные работы. Седьмой день символизирует переход евреями Красного моря.

В этот день в синагогах проводится особая церемония «разделения морских вод», кроме того, существует традиция читать определенный отрывок из Торы возле реки или другого водоема. В странах диаспоры отмечается восьмой день Песаха.