Кто учится на домашнем обучении. Домашнее обучение – что это такое

В последнее время все больше родителей предпочитают семейное обучение обычной школе. У всех свои причины, но для каждого ребенка Центр домашнего обучения «Алгоритм» предлагает комплексное решение. Мы разрабатываем для вас план и помогаем осуществить переход из школы на домашнее обучение, организуем процесс обучения и методическую поддержку учебного процесса. А специалисты нашей психологической службы не только помогут решить все проблемы с социализацией, но и проведут занятия по комплексной программе развития.

Вы живете за рубежом

Вы живете или уезжаете в другую страну, но есть желание продолжить обучение ребенка по российской программе? Первое, что необходимо сделать — понять, как часто Вы планируете или сможете возвращаться в Россию, от этого зависит, как будет Ваш ребенок проходить аттестацию при переходе из класса в класс. Так же немаловажно решить — будет ли ребенок обучаться в местной или международной школе, т.к. нагрузка возрастет вдвое и нужно правильно организовать режим обучения. Тем не менее это возможно, мы уже помогли многим семьям, живущим в 60 странах мира.

У ребёнка есть серьёзное и интересное хобби или он по другим причинам не может регулярно посещать школу

80% семей помимо школы отдают свое чадо на занятия в различные кружки и секции. Это могут быть спортивные или музыкальные школы, занятия эстрадным искусством или художественно-прикладным. Многие родители отдают детей на языковые курсы и курсы программирования. Объединяет их одно – катастрофическая нехватка времени, которая зачастую приводит к снижению успеваемости. Совмещать школу и другие виды деятельности достаточно сложно, а для многих — просто невозможно. Перевод ребенка на домашнее обучение поможет решить сразу несколько проблем, при этом ребенок по-прежнему может посещать занятия, но существенно сократив их количество.

Не устраивает система образования, ребенок опережает школьную программу

Все чаще родители сталкиваются с тем, что уровень и эффективность образования в школах их не только не устраивает, но и вызывает опасение за будущее ребенка.

Основные ситуации:

  • Ребенок мотивирован на обучение, но ему не интересно на уроках. Дома изучаете программу быстрее и интереснее, убежали существенно вперед по программе, но уже не знаете, что ему давать.
  • С успеваемостью вроде бы все в порядке, но реальный уровень подготовки ребенка вызывает серьезную тревогу.
  • Не нравится, как выстроен учебный процесс в школе. Уже сложилось свое представление о том, какое образование вы хотите дать своему ребенку.
  • Конфликты с учителями отражаются на успеваемости, у ребенка исчезает мотивация к обучению.

У ребенка проблемы с усвоением школьной программы

Причинами плохой успеваемости в школе могут служить как внешние проблемы (отсутствие мотивированных преподавателей, переполненность классов), семейные обстоятельства (частые переезды, невозможность регулярно посещать занятия, отсутствие контроля), так и личные особенности ребенка (невнимательность, забывчивость, гиперактивность и прочее). Нужно ли в такой ситуации переходить на домашнее обучение? Как не «упустить» ребенка? В любом случае мы поможем принять правильное решение, но предварительно проведем подробную диагностику уровня подготовки ребенка.

Домашнее обучение в школе, что это такое – вопрос, который задают несведущие родители в момент непонимания ситуации с учебой своего ребенка в школе . В случае состояния здоровья, при котором ребенок не может посещать занятия в школе, все достаточно ясно. А если ребенок здоров?

Да, как обычно, родители включаются в суету подготовки к учебному году с собраниями, посещениями магазинов одежды и обуви. И вдруг выясняется, что чей-то ребенок ходит в школу через силу, а чей-то вообще пытается под любым предлогом пропустить занятия.

Что делать в этом случае? Наказывать? Но этим делу не помочь. Разбираемся.

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников . Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости . Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители :

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени;
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей;
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых;
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана;
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику;
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия;
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети :


Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу – домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание.
Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения . Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях .

Домашнее обучение. Законные основания

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года . Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно.
В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому. В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей .

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание.
В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе .

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению . Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Домашнее обучение в школе, что это такое и какие есть варианты

В мировой практике обучения приняты шесть вариантов домашнего обучения :


Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе

Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны . Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент . Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка.

Достоинства:

  • для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов;
  • ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями;
  • нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни;
  • родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития;
  • для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам;
  • значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем;
  • для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.

Недостатки:

  • низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни;
  • на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения;
  • отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения;
  • отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта;
  • длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.


Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.

Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье . Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь . Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.

Затем вам следует :

  • собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
  • написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.

Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.

Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.

Внимание
Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете . Нет юридических оснований для написания такого заявления. А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.

Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы ( ). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.

Важно
Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.

Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.

К сведению
При переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.

Все чаще родители, стараясь индивидуализировать образовательный процесс своих детей, обращаются к понятию «домашнее обучение». Особенно это характерно для начальной школы, когда малыш может быть морально и физически не готов к одновременному смену образа жизни, качественному усвоению потока новой информации, необходимости социализации и активной конкуренции в среде сверстников.

Некоторые родители еще только обдумывают возможные последствия принятия на себя роли педагогов, а другие уже активно включились в работу, составляя планы на следующий год.

Домашнее обучение - что это такое?

Не секрет, что десятилетняя программа школы может быть изучена значительно быстрее при индивидуальном подходе к образовательному процессу. Понимая это, родители выбирают домашнее обучение как реальную возможность помочь детям сэкономить время и приобрести более широкие и полезные в современном мире знания. Осваивая стандартные предметы, ребенок одновременно овладевает дополнительными навыками альтернативной направленности, поэтапно формируясь в разностороннюю личность.

Надомная подготовка временного или постоянного характера вызвана необходимостью: медицинскими противопоказаниями к посещению школы ребенком. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его знания и успешную аттестацию.

А вот «семейное обучение» как раз является синонимом homeschooling, предусматривая открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей. Учебное учреждение может быть только одной из сторон контракта в случае организации аттестации - промежуточной или итоговой.

Правовые нормы подготовки учащихся по очно-заочной форме

В 2012 году вышел "Закон об образовании". Его суть в том, что дети теперь могут получать образование в организованном порядке: в школах и вне их. Обучение в школах делится на очное, заочное (система экстерната) и очно-заочное (надомное, домашнее). Подготовка учащихся вне учебного заведения определяется терминами «семейное образование» и «самообразование», с адекватно вкладываемым в них смыслом.

Ребенок по медицинским показаниям имеет право на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об образовании".

Домашнее обучение законом предусмотрено в следующих случаях:

  • необходимость длительного лечения;
  • инвалидность;
  • операция и последующая длительная реабилитация;
  • психоневрологические нарушения (эпилепсия, неврозы, шизофрения).

Для больных детей могут быть созданы как условия для обучения на дому, так и облегчение требований к посещению школы: дополнительные выходные дни, освобождение от уроков.

Количество часов нагрузки определяется специальными стандартами в зависимости от класса (обычно от 8 до 12 уроков в неделю).

Закон также предусматривает:

  • заключение контракта родителей с учебным заведением;
  • предоставление ребенку необходимой техники для дистанционного формата получения знаний;

Готовясь по индивидуальной программе, дети осваивают предметы в соответствии со школьным планом, а также пишут контрольные, самостоятельные, творческие работы, сдают промежуточные тестирования.

Чтобы перевести на домашнее обучение своего ребенка, родители предоставляют в школу заявление и справку, выданную медкомиссией, на основании которой дирекция издает приказ и составляет расписание уроков.

Подготовка больных детей

В соответствии с диагнозом педагоги разрабатывают рабочие программы домашнего обучения по всем предметам.

Подготовка по такой системе может происходить как персонально, через визит педагога к ребенку, так и дистанционно.

Программы учитывают:

  • достижение к концу процесса определенных поставленных задач;
  • количество часов по каждой теме;
  • формы контроля знаний.

Основное внимание при разработке индивидуальных схем подготовки больных детей уделяется следующим направлениям:

  • умению выражать собственные мысли;
  • освоению терминологии конкретного предмета;
  • тренировке памяти;
  • стимулированию творческого мышления.

Большую роль играет воспитательный процесс: развитие силы воли, коммуникабельности, ответственности, понимания значимости изучаемой дисциплины.

Семейное образование: пункты закона

Домашнее обучение в России реализовывается также формой получения знаний вне школы.

Родители обязаны в письменной форме уведомить местные органы самоуправления и дирекцию образовательного учреждения, что они берут на себя полную ответственность за дальнейшую подготовку своих детей. Для прохождения промежуточных и итоговой аттестации заключается также контракт со школой об экстернате. С этих необходимых процедур начинается процесс семейного образования.

Наличие просроченных академических задолженностей недопустимо. Это может быть прецедентом для перевода на очную систему обучения в школу без возможности выбора способа подготовки в дальнейшем.

"Закон об образовании" регламентирует правовые нормы семейного обучения в следующих статьях:

  • Статья 17 - о видах учебного процесса.
  • Статья 33 - о системе экстерната.
  • Статья 44 - о правах родителей и детей.
  • Статья 58 - о неудачной аттестации и ее последствиях.
  • Статья 63 - о необходимости извещения органов самоуправления.

Также имеется письмо Министерства образования с разъяснениями, как перейти на домашнее обучение. Homeschooling в России, таким образом, регламентирован законодательными актами и полностью реализует демократические права и свободы граждан.

Почему родители решают учить детей самостоятельно?

Подготовка детей вне школы - серьезный шаг семьи и требует понимания всего комплекса проблем, которые могут сопровождать процесс образования.

Причины, в связи с которыми выбирается домашнее обучение:

  • идеологические - нежелание воспитывать ребенка в рамках общей системы;
  • религиозные;
  • перегрузка ребенка в спортивных, музыкальных, художественных школах, вызванная основным увлечением и планируемой дальнейшей карьерой;
  • психологическая неготовность малыша к адаптации в большом коллективе;
  • желание родителей защитить ребенка от пагубного влияния школы (стрессов, плохих компаний);
  • возможность учиться далеко за пределами цивилизации - в глухих родовых поместьях, так популярных в последнее время;

  • ребенок может перемещаться вместе с родителями к их местам работы в разных концах мира;
  • недовольство семьи качеством школьного образования.

Плюсы домашнего обучения детей полностью зависят от причин перехода на него.

А вот к минусам следует отнести возлагаемую на семью ответственность не только за образовательный процесс ребенка, но и за его последующую адаптацию в обществе, возможный дефицит общения со сверстниками и отсутствие опыта выстраивания отношений с системой, существующей за пределами семейного мира. Стоимость необходимых частных услуг репетиторов также может быть весомым фактором.

Возможно, минусы носят субъективный характер и вполне преодолимы?

История семейного образования, или «Мы все учились понемногу...»

Домашняя подготовка по разным предметам - давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством. Штудировали тогда церковные книги: Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху широкое распространение академического образования инициировало стремление к просвещенности в разных кругах общества. В качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы. Целая серия сатирических произведений, высмеивающих принципы провинциального воспитания, раскрывает убожество и недалекость мелкопоместного дворянства и нанимаемых им «педагогов». Тем не менее в качестве учителей могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний - академической.

Образование в семье в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин и даже более близкие к современной эпохе, например физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

А как за рубежом?

Пожалуй, всем известна легенда о Томасе Эдисоне, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его подготовкой занималась мать, причем весьма успешно.

Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование (homeschooling): Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее обучение детей - залог их успешного будущего.

К сожалению, несмотря на то что homeschooling - термин англосаксонского происхождения, в большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейной подготовки детей по факту имеет много проблем. Среди них можно назвать навязчивый контроль со стороны инспекторов, особенности организации аттестации, умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США. Для поступления в вуз ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке. Другими словами, государственный аттестат не нужен вообще.

Как выстроить процесс семейной подготовки

После прикрепления ребенка к школе, которая будет проводить промежуточные тестирования, надо переходить к обучению. Основные подготовительные этапы состоят в:

  • получении учебников;
  • выяснении у учителей списка необходимой дополнительной литературы по изучаемым темам;
  • определении возможных требований на экзаменах;
  • составлении программы домашнего обучения;
  • формировании расписания занятий с перечнем дисциплин к освоению.

Как может быть построен процесс:

  1. Чтение и пересказ параграфа в учебнике, ответы на вопросы.
  2. Просмотр видеоролика по теме урока.
  3. Выполнение теста или творческого задания по материалам Интернета.

В день обычно проводится 2-3 занятия по разным предметам. Свободное время можно посвятить спорту, развитию творческих навыков: музыке, танцам, рисованию, углубленному изучению интересного материала, иностранных языков, а также общению со сверстниками и прогулкам на свежем воздухе.

Плюсы налицо: не нужно покупать школьную форму, сдавать деньги на шторы, ремонт класса и подарки учителям. В условиях домашнего обучения занятия проходят в максимально комфортных условиях как по времени проведения, так и по выбору удобной позы, допустимости выражения любого мнения, с возможностью перекусов и отдыха.

Обязательные тесты проводятся в 9 и 11 классах, поскольку предполагают выдачу документов об образовании. Также может быть осуществлен контроль знаний за начальную школу (после 4-го класса). Остальные экзамены не являются обязательными.

Учиться дома - это просто!

Информационная среда предлагает в широком доступе возможности для овладения не только школьными предметами, но и серьезными академическими дициплинами.

Она также насыщена:

  • тематическими библиотеками;
  • фондами видеороликов;
  • on-line курсами;
  • ресурсами дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
  • различными форматами широкого общения.

Поэтому домашнее обучение маникюру, парикмахерскому мастерству, вязанию, столярному делу, ремонту помещений - обычная практика интересующихся людей, которым нужны практические знания.

К сожалению, получить диплом пока можно только в аккредитованных учреждениях, оплатив им стоимость обучения или тестирования.

Будущее семейного образования

Современный мир требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной - стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем в некоторых странах для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин: родному и иностранному языку, истории, математике, информатике. Получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование в настоящее время стремится к преодолению разрыва между школьной системой и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому домашнее обучение будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

  • упрощением перемещения между странами;
  • возможностями быстрых коммуникаций;
  • снижением стоимости информационных ресурсов;
  • распространением системы freelance как наиболее удобной в ряде хозяйственных областей;
  • переходом торговли на основные обороты в Интернете;
  • развитием дистанционных форм обучения;
  • перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;
  • более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;
  • растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Главное, чтобы оно не походило на сатирический короткометражный фильм «Домашнее обучение», где родители выглядят сумасбродами с сумасшедшими идеями, а ребенок ограничен в общении со сверстниками, ведя навязанную ему жизнь отшельника.

Понятие хоумскулинг (в переводе с английского, “домашнее обучение”, становится все более популярным в последнее время. Для того, чтобы понять что это такое, я предлагаю для начала обратиться к Википедии :

«Термином homeschooling обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах».

При этом понятие не ограничивается лишь тем, что дети учатся дома. У хоумскулинга есть несколько видов:

Анскулинг — это обучение детей без заранее продуманной и четко расписанной программы. Также нет у анскулинга и заранее предопределенных целей и задач. Но при этом, метод не означает, что детей ничему не учат. Это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения.

Термин анскулинг в 1977 году ввёл в оборот Джон Холт в журнале «Растём без школы». Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами. Он предлагал родителям отказаться от искусственных условий обучения, а использовать для этого реальную жизнь. Джон Холт критиковал школьную систему и писал, что обязательное школьное обучение вредит здоровью и психике детей. В итоге он предложил избавиться от школ и от систематического образования вообще. Адепты теории считают такое обучение естественным, отталкивающимся от потребностей самого ребенка.

Какие формы домашнего обучения бывают?

Семейное обучение

Родители заключают договор со школой, в котором указаны формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Ребенок может ходить на занятия, которые ему нравятся.

Экстернат

Ребенок самостоятельно изучает школьную программу в удобном для него темпе и затем сдает промежуточные экзамены. Можно изучить два года школьной программы за полгода.

Надомное обучение

Договориться о надомном обучении можно, если у вас есть медицинские рекомендации. Тогда домой приходят школьные учителя и проводят занятия — от 8 до 12 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.

Нонскулинг — вот здесь ребенка действительно специально ничему не учат, ничего ему не запрещают. Все, что он хочет делать сам, рассматривается, как естественная потребность в получении новых знаний.

Домашнее обучение преимущества и недостатки

Аргументы хоумскулеров

— Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.

— В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.

— Постоянное принуждение к учебе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать.

— Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.

— Школа ограничивает познавательный интерес ребенка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.

Критика домашнего обучения

— Без школы дети не социализируются, не учатся общаться и работать в команде.

— Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Школа все же учит мыслить.

— Не все родители могут сидеть с детьми дома. И не все родители могут эффективно организовать обучение детей вне школы.

— В будущем могут возникнуть сложности с адаптацией к учебе в университете и поиском работы

Марина Озерова, руководитель дистанционного семейного центра, педагог-психолог, Израиль

Я выбираю домашнее образование в первую очередь потому, что хочу обеспечить ребенку индивидуальный подход в обучении. Хочется свободы выбора — чему и как учить, когда и сколько. А, главное, чтобы обучение не было оторвано от практической деятельности и активной жизни семьи.
Степень общительности (которую часто путают с социализацией) зависит не от домашнего обучения, а от характера и темперамента человека. Кроме домашнего (или школьного обучения) умение быть в социуме зависит от множества факторов.

Уроки по 45 минут пять дней в неделю в здании школы — не единственный вариант получения среднего образования. Елена Гидаспова из Москвы уже к моменту двухлетия своего сына Матвея знала: ее ребенку будет лучше учиться индивидуально, дома. О том, почему была выбрана такая форма обучения, чем она отличается от школьной, что это дает детям, а что — родителям, Елена рассказала «О!».

Как мы узнали о домашнем обучении

Еще до рождения сына мы покупали развивающие материалы, читали разную литературу, тогда же и узнали о . Когда в 2003 году родился Матвей, мы стали искать еще больше информации по этой теме. Просмотрели огромное количество форумов, на некоторых из них зарегистрировались, стали общаться, узнавать что-то новое, спортом по специальным методикам .

Через пару лет наших занятий стало ясно, что Матвей развивается «вне формата». Он опережает своих сверстников, и общаться с ними ему не очень неинтересно. Он по натуре своей созерцатель: любит досконально изучить процесс, до мельчайших деталей. И если он владеет какой-то темой, то на очень высоком уровне, почти как специалист. А дает средние знания, ориентируясь на средние способности человека. Когда есть возможность заниматься с учетом индивидуальности ребенка, почему бы этим не воспользоваться?

Метод проб и ошибок

В начале пути мы столкнулись с проблемой: вокруг нас не было единомышленников, людей, с которыми можно было обсудить какие-то важные моменты, понять, туда ли мы идем. Это не значит, что у нас не было понимания в ближнем кругу: наши родные нас поддерживали и уж точно не мешали. Но нам нужно было пространство творчества, пространство идей. А оно в те годы только начало формироваться. Очень важным для нас оказалось интервью одного из первых практиков российского семейного образования Игоря Чапковского. Мы поняли, что его тезисы нам близки, узнали о том, как организован учебный процесс в его школе. Но по ряду причин она нам не подошла. И нам пришлось идти по этому пути самостоятельно, совершая ошибки и исправляя их. И этот путь был полон вызовов, на которые надо было отвечать. У нас не было времени рефлексировать, правильно ли мы поступаем, в ту ли сторону двигаемся. Нам просто было нужно продолжать движение.

Другая философия обучения

Многие интересуются: справится ли родитель в роли учителя с поддержанием дисциплины в «классе». У нас этот вопрос никогда не стоял: мы не превращали дом в школу. Домашнее образование, в нашем понимании, не предполагает расписания, перемен и звонков. Это совсем другая философия обучения. Понять окружающий мир можно в парке, в лесу, на прогулке, в деревне у бабушки, а — при покупках в магазине. Еще Матвей ходил в математический кружок, занимался с репетитором иностранными языками, как и другие дети, которые ходят в обычную школу.

Есть такой стереотип, что у ребенка на домашнем обучении дефицит общения. Это не так: он и не сидит за партой в кругу своих ровесников, но это не значит, что у него неразвитые коммуникативные навыки и он ни с кем не общается. Матвей учился в музыкальной и спортивной школах, участвовал в концертах, соревнованиях, занимался в научно-образовательном центре, где преподают химию, физику, информатику, автодело. А однажды сын даже дал интервью для телевидения. И во всех перечисленных случаях у него не было никаких проблем с общением.

У такого типа обучения есть важное преимущество для всей семьи: нет привязки к месту, можешь уехать хоть на дачу, хоть в другую страну. . Можно самостоятельно регулировать нагрузку, где-то брать повышенную программу, а где-то довольствоваться базой. У ребенка есть возможность развиваться по интересам и способностям. Минусы в том, что ты не можешь переложить ответственность на других людей, отправить ребенка в школу и… забыть. Мотивация ребенка — тоже отдельная, большая работа. Да и самому родителю тоже нужна мотивация. Ведь иногда приходится погружаться в заведомо неинтересный тебе материал.

Юридические аспекты

Ребенок на домашнем обучении должен проходить регулярные аттестации. Сначала это было в районной школе: каждую четверть Матвей писал контрольные работы по основным предметам. Сложность была в том, что мы должны были синхронизировать свои занятия со школьными. Нужно было заниматься по тем же учебникам, по той же методике, что и класс, к которому был прикреплен Матвей. Контрольные были адаптированы под эту программу. Вот и получалось, что мы хотели развиваться в системе интересов, близких именно нашему ребенку, а приходилось подстраиваться под стандартизированную программу.

В какой-то момент школу обязали принимать экзамены у тех, кто находится на альтернативных формах обучения, по стандартам Московского центра качества образования. Это были некорректные тесты, представляющие собой причудливую смесь разных программ. Подготовиться к ним было очень сложно, потому что мы не знали, что могло попасться на экзамене. Приходилось использовать в своей подготовки предэкзаменационные материалы. Занятия по ним отнимали много сил и времени и были больше похоже на натаскивание. Именно поэтому нам пришлось отказаться от сотрудничества с районной школой и перейти к интернет-образованию, законом это разрешено.

При этом у нас не было никаких юридических проблем в связи с такой формой обучения. Никто в управлении образования нам не препятствовал, и лишних вопросов не возникало. Пару лет мы даже получали небольшую денежную компенсацию, которая шла на дополнительное образование. Потом компенсацию отменили, а мы вынуждены были сменить статус с семейного образования на очно-заочное.

Надеюсь, наш опыт окажется полезен родителям, которые . Этот вариант сложно назвать альтернативным, потому что он самостоятельный, у каждого свой путь и свои методики. И очень сложно сказать заранее, подойдет ли вашей семье такой способ получения образования. Но кто мешает попробовать и решить?