Что такое комикс? Истории в картинках. Как создать комикс? Виды комиксов Что такое комиксы как они появились

Окунаясь в мир рисованных историй, порой удивляешься как много сюжетов и стилей существует в наши дни. В начале своего пути все эти рисованные истории ты объединяешь простым словом «Комикс», затем получив близкий опыт общения с творчеством сети, для тебя начинают вырисовываться отличия одних историй от других.

На дворе 21 век, интернет есть почти в каждом доме и людское творчество начинает набирать обороты за счет легкого доступа и возможности быстро найти единомышленников.

Блог «сайт» посвящен именно «веб» или как их еще иногда называют «онлайн» комиксам. Однако в чем их отличие от других рисованных историй? Эта статья будет небольшим гидом по видам комиксов, а еще ты сможешь прочитать про форматы веб-комиксов .

К каждому типу комиксов я привожу несколько ссылок на произведения, которые лично меня очень сильно вдохновили. Много ссылок на Ozone, хотя всегда можно скачать и с трекеров, но удовольствие от чтения, тех же «Хранителей», в печатном издании, не сравнится с прожиганием взглядом монитора:)

Комиксы

Что такое комикс? Думаю данный пациент, для пользователя интернета, меньше всех нуждается в представлении. Как я уже сказал для начинающего читателя, любая картинка которая рассказывает историю — комикс.

Если разбирать морфологию слова, то рисованные истории изначально преследовали развлекательную цель (от слова comic – смешной ) и первым был комикс американского происхождения «Медвежата и тигр», вышедший в журнале «The San Francisco Examiner» в 1892 году. Иллюстрации пользовались большим успехом и идею тут же подхватили остальные издательства. Вот с тех пор комикс и ведет свою официальную историю.

Традиционные комиксы

Для себя я выделяю такой подвид как традиционные или американизированные комиксы. Это те глянцевые журналы и книжки про супергероев к которым все давно уже привыкли.

В основе своей идеи стоит борьба со злом, главный герой с супер способностями, ну или просто какой-нибудь «гений», а также все новые и новые злодеи, пытающиеся ограбить/уничтожить/поработить человечество.

Такие комиксы обычно очень популярные, красочные, глянцевые, имеют… как бы это сказать… около реалистичную анатомию, а не комическую. В остальных видах графический историй (за исключением фотокомиксов ), персонажи могут быть бесконечно деформированы в сторону увеличения или уменьшения своих характеристик, черт их лиц, размеры тела, рук, ног могут быть бесконечно вариативными. В то время как рассматриваемый вид комиксов стремиться к правильным пропорциям и схожести с реальным миром.

Большое количество данных журналов выпускается из расчета получения прибыли с самих комиксов и продаваемого стафа и иногда на пике популярности героя может появиться весьма посредственный продукт, который встретиться фанатами в штыки.

Графические романы

Еще один подвид комиксов, очень схожий с традиционными, но предназначен для более серьезной (взрослой ) аудитории. Графические роман существует на стыке уникального стиля графики и качественного сюжета. Почему я так говорю? Потому что иначе нет прибыли.

Ярким представителем графических романов можно назвать произведения «Хранители» Алана Мурра, и, пожалуй, «Город Грехов» Фрэнка Миллера.

Если вы читали эти романы, то знаете, что в них поднимаются отнюдь не детские темы, а насилие и жестокость становятся ключевыми персонажами истории, ведущими свою собственную игру в голове каждого человека.

Я ратую за то, чтобы историй вроде «Хранителей» было больше, гораздо больше… не всю же жизнь смеяться.

Веб-комиксы

Собственно, предмет данного блога. Я так много хочу рассказать о веб-комиксов, что не знаю с чего начать. Кстати ты можешь прочитать про «8 причин зачем тебе рисовать свой веб-комикс ».

Кхм, как видно из названия «веб-комикс» данный вид комиксов ориентирован на распространение за счет глобальной паутины и их можно охарактеризовать как от фанатов для фанатов.

Все началось с авторских историй про вселенные любимых игр/фильмов/книги и прочих произведений, чуть позже, начали появляться самостоятельные истории, открывающие до этого неизведанные миры и, как финал, стали образовываться огромные сообщества вокруг нового формата и понеслась…

  • Автор комикса выступает одновременно и сценаристом, и художником, и маркетологом, и кем только не выступает, вплоть до программиста;
  • Истории обычно публикуются самими авторами на своем сайте, либо на какой-то площадке посвященной веб-комиксам;
  • Основа большинства веб-комикса это идея (удачная или нет это разговор отдельный ), а цель понравиться как можно большему количеству читателей (вместо продать как можно больше копий, для традиционных комиксов );
  • Ну и конечно произвольный формат подачи, ведь сеть она на то и сеть чтобы давать свободу для творчества;
  • Так же веб-комиксы могут делиться как на цветные, так и на черно-белые.

На западе индустрия развлечения достаточно неплохо развита в этом отношении и даже веб-комиксисты могут зарабатывать на своем творчестве в сети, в России же большинством авторов являются люди молодые и выпускающие свои историй как хобби.

Манга и манхуя

Так, тех кто уже знает, чем отличаются данные виды комиксов от всего остального, просьба не гневаться на меня за то, что я объединил их в одну категорию, да еще и манхву сюда не включил.

Итак, манга это рисованные истории от японцев, а манхуя от китайцев. В них много различий по стилю и содержанию (из-за разного менталитета двух стран ), но во многом они все же похожи.

В отличии от предыдущих видов читаются справа налево, являются почти всегда черно-белыми, а цветные страницы воспринимаются как манна небесная. Тут стоит сделать замечание, что манга и манхуя рисуются в основном на бумаге и очень редко на компьютере, затем сканируется и тиражируется, отсюда за цветные страницы комиксистам платят в два раза больше.

В Японии о манге знают все от мало до велика и это является целой статьей в бюджете государства. В Китае дела скромнее, но государство так же пропагандирует свои ценности через рисованные истории, качество которых порой оставляет желать лучшего.

В основе манги лежать может все что угодно, как проработанный сюжет, так и стиль мангаки, от закрученных сюжетных поворотов, до бессмысленной драки из главы в главу, к счастью, последнее редкость. Восточные комиксы имеют огромное деление на виды и подвиды, от детских историй, до 21+.

В среде фанатов не принято называть мангу или манхую комиксом, дабы не приписывать недостатки последних к достоинству первых.

Манхва

Манхва — это как манга или манхуя, но уже корейского происхождения. Я выделил ее в отдельный пункт по ряду причин: во-первых, манхва читается слева направо, во-вторых, в своей стране манхва не имеет такой поддержки как манга с манхуей, и в-третьих, большинство манхвы обретается в глобальной сети.

Не смотря на отсутствие поддержки, комиксисты и читатели стараются изо всех сил, чтобы сделать свои работы на уровне соседей с востока. Я знаком с небольшим количеством корейских комиксов, но те что знаю, оставили неизгладимое впечатление у меня (причем сугубо положительное ): The Breaker, Sun Ken rock и др.

Фотокомиксы/фотоновеллы

Если бы я руководствовался своими интересами, то не стал бы включать сюда данный вид графического искусства, но огромная популярность в таких странах как Испания, Франция и Латинская Америка сделала фотоновеллы достаточно прибыльным делом. Сюжеты для фотокомиксов часто берут из популярных анекдотов, придумывают похождения игрушек или популярных персонажей.

В рунете же огромной популярностью пользуются мемы и коллажи скриншотов из популярных фильмов с необычными, в основном забавными, подписями. По этой причине пользователи не знакомые с перечисленными мною видами рисованных историй ставят фотокомиксы в один ряд с веб-комиксами.

Одним из подвидов фотокомиксов являются фотожабы – разновидность монтажа, известного определенной группе людей изображения, и придание ему комичного виды, зачастую кардинально отличающегося от оригинала. Это если научным языком, но... кто из нас не знает что такое фотожаба? Вот и понятно все с нами:D

В своих поисках «видов комиксов» я наткнулся еще на пару очень интересных видов рисованных историй.

Лубки


Вид графики, отличающийся простотой стиля и развернутым повествованием происходящего. Я бы не обратил на него особого внимания если бы в Википедии не говорилось, что «Лубок» – это древний русский комикс. Это меня конечно позабавило.

Советую нажать на изображение и попробовать прочитать что там написано, при небольших усилиях это вполне возможно.

Zombie Strip

Комиксы, авторы которых ушли из жизни, а историю продолжают либо родственники, либо фанаты, либо специально нанятые издательством люди. Зомбо-комиксы часто отругиваются фанатами, причем не без причины. Как правило качеств таких комиксов заметно падает по сравнению с уровнем оригинала.

Происходит это вследствие нескольких причин: первое – автор оригинала был банально лучше, у последователя нет той «искры» в работе, будь то стиль или сюжет; второе – издательство хочет банально заработать на славе почившего создателя комикса, что на мой взгляд является вообще крайне отвратительно.

Вот и все виды, и подвиды комиксов, которые я выделяю на данный момент. Постепенно границы между ними размываются, как к примеру фотокомиксов, и веб-комиксов, и возможно в ближайшие годы нас ждет появление новых вариаций подачи истории. Но как бы там не было главное, чтобы комиксы продолжали приносить нам удовольствие, а читатели в таком случае примут любой формат.

Есть категория весьма брутальных парней, у которых на лице не отражена ни одна эмоция, ходячее хладнокровие воплоти. Но у них есть одна серьезная тайна, о которой они мало кому говорят, а если и говорят, то очень осторожно, чтобы не быть осмеянным кем-то из своего окружения, которое не прочь пустить пару-троек злорадных насмешек. Как говорится, по-братски, по старой дружбе. Так вот, тайна эта заключается в том, что многие мужественные типажи читали в детстве или читают до сих пор комиксы. Страшная тайна? Давайте разберемся в ней поподробней. И настолько ли страшен черт, как его малюют?

Суть комиксов

Прежде чем коснуться истории возникновения комиксов, хорошенько было бы адекватно понимать, что такое комикс и почему это не обязательно история приключений «бетменов» и «спайдерменов». Давайте отнесемся к этому вопросу буквально, прям узколобо и без включения каких-либо проявлений фантазий. Комикс — это картинки, при помощи которых рассказывается история. Порой авторы и художники-составители могут использовать текст для пущей ясности повествования, а могут ограничиться банальным изложением фактов при помощи иллюстрации пары фрагментов из реальной или вымышленной истории. А вот теперь давайте включим мозг и подумаем, на что это похоже.

Вроде бы первобытные люди занимались чем-то похожим — наскальной живописью, и не иначе как комиксами в современной интерпретации это не назовешь. Что дальше подходит по аналогии? Конечно же, Египет. О, да. Знаменитые расписанные различными изображениями стены гробниц фараонов, местная посуда и прочее. Из той же оперы? Конечно. Ну, и сюда же мы отнесем фрески и религиозные мозаики средневековья, а также эпохи Ренессанса. Чем не комикс? Комикс и есть. Только в сугубо конкретной интерпретации комикс — это все-таки продукт печатного станка для различных газет и журналов, которые начали заполонять сначала европейские города, а потом и мировые. И несмотря на то, что комиксы перенеслись и в электронные форматы, все-таки считать отправной точкой стоит те времена, когда вышли первые бумажные газеты, в которых составители при помощи рисунков старались рассказать какую-то историю, чаще всего религиозного характера.

А теперь давайте внимательней отнесемся к названию. Комикс, от английского comic — смешной, забавный. Получается, что основная задача комикса — смешить людей. Но все ли комиксы напоминают сгусток шуток и забавных реплик? Конечно, нет. Даже пресловутые истории про Дональда Дака и Микки Мауса не всегда отличались комедийным сюжетом. Порой приходилось встречать что-то отдаленно напоминающее жизненную драму. Поэтому неспроста во многих странах мира у комикса есть свои названия, которые не намекают на юмористическое предназначение этого вида изобразительно-письменного искусства. Чаще всего все эти названия сводятся к простому определению — «рисованая история», «графический роман», «манга». В этом и есть правда.

Просто так сложилось, что в России любят заимствовать слова, не совсем понимая их истинного значения, поэтому случаются нестыковки. Но уже ничего не поделать, и комикс мы так и будем именовать комиксом, потому что более короткой и емкой альтернативы этому определению нет, да и во главу угла мы поставим суть этого полу-беллетристического дела, а не когда-то имевшийся смысл, пошедший от дословного перевода.

Первые комиксы

Если отбросить в сторону различные публикации религиозного характера XVI и XVII века, в которых пересказывают библейские истории, то первым комиксом можно назвать творчество Родольфа Тепфера, который был родом из Швейцарии. На дворе был XIX век и популярность начинала набирать печатная промышленность. Станки стали появляться во всех развитых уголках Европы. Со временем печатное дело в виде газет и печатных книг немного поднадоело, и появились энтузиасты, которые с превеликим удовольствием разработали новый жанр — истории в картинках. Они-то и стали забавлять местную публику.

Такие книжечки с рисованными историями любили приобретать не только для себя, но и в качестве подарка. Получалась своеобразная открытка с разворотом. Первые открытки подобного плана были действительно юмористического характера, поэтому вполне уместно назвать конкретную дату возникновения именно комикса — 1830 год. Это была первая работа Родольфа Тепфера.

В США же первый комикс вышел лишь в 1892 году и назывался он «Медвежата и тигр». Далее стали появляться аналогичные и не замысловатые сюжеты. Чаще всего комиксами в газетах занимались карикатуристы, которым давали за сверхурочные в качестве составителя комикса. Но интерес к комиксам стал расти настолько серьезными темпами, что пришлось выводить для этого дела отдельную должность с отдельной ставкой. Но это было только зарождение культа, которому в будущем суждено было перерасти в некое подобие субкультуры. Пройдет время и в Америке начнется настоящий бум на комиксы, не обошедший стороной Европу и, естественно, Советский союз. У нас были свои намеки на похожий жанр, причем первооткрывателем выступал сам Маяковский в своих Окнах Роста, но до фанатизма не дошло.

750″ />

Золотой век

Золотой век комиксов пришелся на период с 30-х по 50-е годы ХХ века, когда комичность сюжетов окончательно сошла на нет, предоставив дорогу боевикам, приключениям и прочим видам экшена на страницах газет и журналов. В 1938 году появился культовый для всех американцев персонаж — . Количество экранизаций его истории идет вровень с легендой о , который также появился в те годы. Из сюжета про этих героев выжимали все, что могли, потому что их популярность была настолько высока, что голод до историй про Супермена и Бэтмена приходилось постоянно чем-то уталять. Между прочим, на Олимпе супер-героев оба персонажа были не единственными представителями. С ними в одном ряду шел и Капитан Америка, а вот остальным претендентам не удалось завоевать симпатии публики, и многие канули в лета.

Серебряный век

50-е и 70-е годы считаются серебряным веком для комиксов и рисованных историй в США. Это время было примечательно не только появлением новых супер-героев — , Железный человек, Халк, но и выходом на лидирующие позиции на этом поприще компании , которая не только запатентовала своих новых героев — Фантастическая четверка, Тор и проч., но и заполучила права на многих других персонажей. Теперь мы частенько смотрим фильмы про сверхлюдей, а в самом начале непременно наблюдаем заставку самого популярного и могущественного производителя комикса за всю его историю.

Темные времена

А следующие годы стали эпохой затухания интереса к комиксам. Сначала шел бронзовый век с 70-х по 90-е, а потом началась современная эпоха, в которой практически не осталось места для печатного издания такого формата, как комикс.

Это началось с бронзового века, когда телевизоры стали появляться практически в каждой семье, и истории супер-героев переносились с бумаги на экраны тв. Сериалы, полнометражные фильмы и мультфильмы стали царствовать в мире супер-героев. А с приходом компьютеров и интернета стало понятно, что комиксы продолжают читать только преданные фанаты и немногочисленные энтузиасты, которые кайфуют от самого процесса чтения и следования сюжету истории также, как раньше кайфовали ожидавшие нового выпуска мальчишки 50-х годов. Они копили каждый цент из фонда карманных расходов, отказывали себе во многом, лишь бы насладиться продолжением истории, в которой их любимый супер-герой снова будет на коне и спасет планету от надвигающейся бури. И именно эти энтузиасты до сих пор продолжают дело своих предшественников, действительно напоминая некое подобие субкультуры. Кто-то обзаводится любимым персонажем и собирает все, что с ним связано, вплоть до трусов и постельного белья. Не напоминает случаем футбольный фанатизм? А их тематические встречи? На таких было бы интересно поприсутствовать хотя бы из чистого любопытства.

Да, комиксы — это не удел придурковатых очкариков и недорослей, которым не на что больше потратить деньги и свободное время. Комиксы, как и книги, помогают нам на время отвлечься от реальности и перенестись в места событий и историй, которых, может, никогда и не было и не будет, но пережить ее вместе с любимым персонажем хочется всей душой.

В наши черствые дни, когда рациональность и желание максимально эффективно распорядиться своим свободным временем стоят на первом месте, и практически не осталось времени на чтение книг, стоит с великой настойчивостью поискать хотя бы 10 минут на чтение комиксов, чтобы и вы, и окружающий мир поверили в существование романтиков. Романтиков с хорошей стороны, без лизоблюдства. Речь о том романтизме, который толкает на подвиги, который предлагает совершать решительные поступки во благо кого-то другого, а не ради себя. Может быть поэтому считается, что люди середины прошлого века были более чуткими к чужим проблемам и более смелыми в беде, чем мы все сейчас вместе взятые, потому что они много читали. И читали в том числе те самые комиксы.

Вначале были рассказы в картинках на религиозную тематику, которые в шестнадцатых, семнадцатых веках продавали народу в Испании, и назывались они аллилуями. Потом были политические карикатуры Уильяма Хогарта. И появились на свет предшественники: швейцарец Родольф Тепффер, англичанин Томас Роулендсон и немец Вильгельм Буш.

Именно с этих имен стоит начинать историю создания комиксов. Родольф в 30-х годах девятнадцатого века выпускает серию карикатурных альбомов под названием «The Adventures of Obadiah Oldbuck», которые в дальнейшем были распространены по всему миру. Томас, карикатурист и живописец, чуть раньше публикует в газетах истории о докторе Синтаксисе. Вильгельм стал известен благодаря серии комиксов «Макс и Мориц», которая рассказывает историю о мальчиках-хулиганах.

Дальнейшее развитие комиксы получают вместе с изобретением фотогравюры в конце девятнадцатого века, когда газеты становятся недорогими, и в них появляется больше иллюстраций. Впоследствии комиксы становятся все больше похожи на то, какими мы их знаем и активно развиваются как искусство в США.

Первым в Америке, кто напечатал цветной комикс в своей газете «The San Francisco Examiner» был Уильям Херст. Назывался он «The little bears» и был выпущен в 1892 году. Уловив тенденцию, в своей газете комиксы выпускает и Джозев Пулитцер. Самым популярным становится «Yellow Kid», который был создан и нарисован Ричардом Аутколтом.

Свой вклад в создание внес такой человек как Рудольф Деркс. Он придумал рамочки, в которых размещают речь персонажей, которые, кстати, называются филактерами.

С конца девятнадцатого века по всему миру распространялась вставка комиксов в газеты. Пока американская компания Cupples & Leon не выпустила их в формате покетбука, это позволило ей войти в историю. Другое издательство, которое оказало влияние на историю - это Dell Publishing. Они выпускали журналы еженедельно в 20-х 30-х годах двадцатого века. Также была типография Eastern Color, которая усовершенствовала печатный процесс, и привила любовь аудитории к цветным комиксам.

В это время индустрия комиксов активно развивалась. В 1929 году появляется персонаж матрос Попай. Такая компания как National Allied Productions выпустила в 1935 году популярную серию комиксов «New Fun», которая впоследствии стала называться «Adventure Comics», а сама компания DC Comics. Именно эта компания сформировала моду на создание новых сюжетов и персонажей, а не перепечатывание старых.

Вот мы и подошли к главному периоду в истории комиксов, конец 30-х начало 50-х. И знаменательным событием в этом промежутке становится появление Супермена, Бэтмена, Капитана Америка, Человека-факела, Пластика. Тогда супергерои штамповались большим количеством, многие из них не дожили до нашего времени. Вторая мировая война и холодная война не могли не оказать влияние на героев комиксов, поэтому персонажи боролись с нацистами и коммунистами, имели ядерные способности. Этот период проложил главное направление в комиксах с новыми мирами и их супергероями.

Если в Америке на комиксах выросло не одно поколение, то в России интерес к этому жанру появился сравнительно недавно. До сих пор бытует мнение, что истории в картинках предназначены, в основном, для детей и подростков. Но так ли это на самом деле? Что такое комикс - развлекательное чтиво про Супергероев или вид искусства, сопоставимый с кино и литературой? Попробуем разобраться в этом.

Значение слова "комикс"

Этот жанр зародился на страницах американских газет в конце 19-го века. "Комикс" - сокращение от английских "comic" (смешной) и "strip" (полоса, картинка). Рисованные истории представляют собой интересный синтез литературы и графики. Комикс - это серия картинок, с помощью которых ведется связное повествование. Как и в литературном произведении, здесь имеются главные и второстепенные герои, антагонисты. Текста может вовсе не быть, либо это короткие подписи.

"Истории в картинках" близки к анимации и кино. Фильм на пленке можно сравнить с очень длинным и медленным комиксом. Не случайно Супергерои и персонажи японской манги перекочевали на голубые экраны.

История появления

Предшественниками комиксов стали рассказы в картинках. Начиная с 16-го века, в Европе продавались жития святых в гравюрах, называемые "аллилуйями". В 18-м веке Уильям Хогарт создал серию политических карикатур, объединенных одной общей мыслью.

В 19-м веке иллюстрированные рассказы стали весьма популярными. Особо следует выделить швейцарского карикатуриста Р. Тепфера, который впервые поместил текст под соответствующую картинку. Предвестником комикса считается также стихотворная серия немца В. Буша про озорников Макса и Морица, вышедшая в 1865 году. Текст и рисунки в ней тесно связаны друг с другом.

Конкуренция между газетными монополиями в США привела к окончательному утверждению жанра комикса. Истории в картинках призваны были привлечь новых читателей. Первый американский комикс "Медвежата и тигр" вышел в 1892 году.

В 1896 году в газете World стали печатать историю о маленьком китайчонке Yellow kid. По своему оформлению она похожа на современные комиксы: одинаковые персонажи, последовательный сюжет, диалоги в рамках одной иллюстрации. Автора истории вскоре переманили в издание New York Journal. Владельцы газет долго боролись за свои права на желтого малыша, за что получили меткое прозвище "желтая пресса". Впоследствии выражение приобрело иной смысл.

Характерные особенности

"Золотым временем" комиксов в Америке называют 30-50 года ХХ века. В этот период среди жанров доминировали фантастика и приключения. Родились знаменитые Супермен, Чудо-Женщина, Бэтмен, Атомный человек, Капитан Америка.

Постепенно формировался набор выразительных средств. С помощью красок художники пытались воздействовать на читателя. Так, в комиксах про Супермена преобладают яркие цвета: синий, красный, голубой, белый. Бэтмен изображен в мрачной, черно-серой гамме, что делает историю зловещей. Прорисовка персонажей, выражения лиц - все это имеет важное значение.

Комикс - это не только картинки, но и емкий, лаконичный текст. Прямая речь изображается как "словесный пузырь", вылетающий из уст или головы персонажа. Его также называют филактером. Слова автора помещают под кадром. Язык очень эмоционален, широко используются восклицания, звукоподражания, ирония, эпитеты, гиперболы, метафоры, уличный сленг. Для передачи эмоционального накала художник часто играет с формой, цветом или размером шрифта.

Виды комиксов

Масштабные исследования этого жанра ученые начали в 60-х годах прошлого века. Множество серьезных работ посвящены поиску ответов на вопрос, что такое комикс. Рассматриваются особенности визуального языка, техник, способов кадрирования, стилей. И, конечно же, разрабатываются различные классификации.

По объему комиксы делятся на:

  • стрипы (вмещают в себя несколько кадров, чаще всего печатаются в газетах и журналах);
  • классические комиксы, имеющие более сложную композицию и печатающиеся с известной периодичностью;
  • графические романы с серьезным законченным сюжетом, содержащие более 50 страниц.

Классификация по жанрам и читательской аудитории

Что такое комикс? Правда ли, что он выполняет исключительно развлекательную функцию? По своему содержанию комиксы близки к литературным произведениям. Среди них можно найти юмористические, фантастические, детективные и военные истории, приключения животных, романтику, вестерны, ужасы, криминал. Список можно продолжать бесконечно. Существуют комиксы, посвященные классическим произведениям, серьезным политическим и социальным проблемам.

Для рисованных историй нет тематических ограничений. В последнее время комиксы все чаще встречаются на страницах учебников и научно-популярных книг. Иллюстрированный текст помогает читателю легче и полнее усвоить новую информацию.

В зависимости от читательской аудитории выделяют комиксы:

  • для мальчиков (фантастика, приключения, сражения);
  • для девочек (школьные истории, первая любовь);
  • молодежные (темы взросления, секса, влюбленности);
  • женские (взаимоотношения противоположных полов);
  • взрослые (политика, экономика, история, культура, секс).

Азиатские комиксы

Они начали появляться после окончания Второй мировой войны, но на Западе стали известны к концу 20-го века, благодаря японскому аниме. Комиксы в азиатских странах называются по-разному:

  • в Японии - манга;
  • в Китае - маньхуа;
  • в Корее - манхва.

Такие комиксы чаще всего черно-белые и читаются справа налево (за исключением корейских). Манга рациональна, несмотря на свой захватывающий сюжет. В центре событий нередко оказываются школьники, которым предстоит пройти через жизненные невзгоды, решить свои психологические проблемы. Цензура на комиксы не распространяется, поэтому есть истории с ограничением 21+. На основе сюжетов манга снимаются мультфильмы (аниме).

Маньхуа непредсказуемы, динамичны. Их трудно объяснить с точки зрения логики. Героями, в основном, являются взрослые люди, много комиксов посвящено теме зрелой любви.

Манхва повествует о положительных, но социально незащищенных героях. Например, о бедных стариках, которые не могут постоять за себя. Этот вид комиксов широко представлен в глобальной сети, так как выпуск книг правительством не финансируется.

Комиксы в России

Во времена СССР жанр не был распространен. Небольшие комиксы на русском можно было найти в детских и юмористических журналах. Но в целом явление считалось "чуждым" советскому народу.

Ситуация изменилась в "лихие" девяностые. Появились первые журналы, печатающие комиксы отечественных художников. "Муха" ориентировался на взрослую аудиторию. Издательство "Велес-ВА", основанное ветеранами Афганистана, выпускало сборники для молодежи. Публикации носили патриотический характер. В 1999 году возник журнал "Великолепные приключения", просуществовавший 4 года.

Но настоящий бум комиксов на русском начался в середине 2010-х годов и продолжается до сих пор. Открываются специальные издания и магазины, переводятся иностранные графические романы, организовываются фестивали ("КомМиссия", Comic Con Russia, ComiXfest и др.)

Как создать комикс?

На полках магазина мы видим в основном зарубежные "истории в картинках". Отечественные авторы только начинают осваивать этот жанр. Остро требуются молодые, талантливые художники, способные создавать увлекательные сюжеты и воплощать их с помощью графики.

Как создать комикс самому? Для начала познакомьтесь с творчеством признанных классиков: Стива Дитко, Джека Кирби, Фрэнка Миллера, Роберта Говарда, Уилла Айснера, Джима Стеранко, Альбера Удерзо, Масамунэ Сиро и т. д. Вам понадобятся навыки художника. Для создания комикса надо владеть портретной живописью, уметь рисовать с натуры человека и пейзаж, предавать перспективу, мимику. Изображения можно создавать как от руки, так и с помощью специальных программ. Например, Adobe Photoshop, или приложения MangaStudio.

Заранее продумайте сюжет, а также характеристики персонажей. Автор комиксов должен быть не только художником, но и писателем, способным создать захватывающую историю. Понадобятся также умения сценариста, чтобы разбить сюжет на кадры, придумать лаконичные и выразительные реплики.

Французские художники назвали его девятым искусством. Этот жанр обладает большим потенциалом, с его помощью можно передать мельчайшие смысловые и эмоциональные оттенки. Читать комиксы нужно "уметь", так же как нужно "уметь" слышать музыку, понимать живопись или воспринимать литературное произведение.

Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.

История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США

Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.

История комиксов уходит корнями в первобытные времена


Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.




Рисунки Родольфа Тепфера

В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.


Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер


Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.




«The Yellow Kid» («Желтый малыш»), 1898 год

Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.

1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.




«Wonderworld Comics», 1939 год

Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования


В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.


Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год

В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.


Родоначальником жанра комикса в России является лубок


Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.

Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».


«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года

Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.

В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.


В СССР комикс широкого распространения не получил


В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».


«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский

Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.

В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».