Презентация на тему "исторические жанры в детском и юношеском чтении". Исторические жанры в детском и юношеском чтении Агиографические жанры в детском чтении

Cлайд 1

Исторические жанры в детском и юношеском чтении Исполнитель: Тихонова М.Ю. Студентка 12 р/н группы

Cлайд 3

Жанры Народные предания. Былина и песня. Летописные сказания. Агиографический жанр. Историческая проза.

Cлайд 4

Предания Виды: Исторические (о Жане д’Арк, Иване Грозном). Топонимические – о происхождении названий (названия городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Церковные предания. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события.

Cлайд 5

Былины и песни Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Каждая былина делится на две части: сообразная и типическая

Cлайд 6

Летописные сказания В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками. Первая Киевская летопись – «Повесть временных лет». Новгородские - отличались сжатостью слога, Псковские – живо рисуют общественную жизнь, Южнорусские – литературны, местами поэтичны.

Cлайд 7

Агиографический жанр Житие святого – это не столько биография, сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Примеры: «Житие князя Андрея Невского»

Cлайд 8

Историческая проза Л.Н. Гумилёв «От Руси к России» Г.Нарышкин «Каменная летопись – тревога наша» А.П.Гайдар «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» Л.А.Кассель «Улица младшего сына» В.Никитин «Песня старорусских партизан» И.Савинова «Ты прости, что опять про войну» Г.Бакланов «Навекидевятнадцатилетние» Рассказы для детей Ишимовой, Платонова, Сиповского

Cлайд 9

Об авторе… Борис Васильев родился 21 мая 1924 года. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Произведения: Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Повесть Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979)

Cлайд 11

Трагические действия повести происходят весной 1942 года в Карелии на мало известном 171-м разъезде в стороне от Мурманской дороги.

Cлайд 12

Герои повести Старшина Васков Ф.Е. – 32 года, комендант разъезда, «пенёк замшелый», хмурый, военный человек. Личная трагедия – жена бросила его после финской войны, умер сынишка Игорь. Младший сержант Осянина М.С. – Строга, мало смеётся, спокойна и рассудительна, гордячка, жила затянутая ремнём, держалась особняком ото всех. Личная трагедия – потеряла любимого мужа в начале войны.

Cлайд 13

Комелькова Е. – Высокая, рыжеволосая, белокожая, с детскими большими как блюдце зелёными глазами, остра на язык, артистична, общительная озорная. Личная трагедия – на её глазах, немцами были расстреляны её мама, братишка и сестра. Бричкина Е. – Коренастая, плотная, дочь лесника. Всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Личная трагедия – всё хозяйство было на ней т.к. её мама была тяжело больна, безответная любовь.

Cлайд 14

Четвертак Г. – Замухрышка, худющая, востроносая городская пигалица, косички из пакли, грудь плоская как у мальчишки. Личная трагедия – не знала своих родителей, подкинута в дет.дом. Гурвич С. – Была переводчиком в отряде, робкая, городская пигалица, некрасивое лицо, тощие плечики. Личная трагедия – сирота, её родители возможно погибли в Минске.

Cлайд 15

Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в её условиях показано на примере героев повести. Тема войны актуальна в любое время.

Cлайд 16

Особенности Внешность и характер героев автор частично взял от одноклассниц, частично от девушек служащих радистами, медсёстрами, разведчицами. В названии использована фигура умолчания, включает не суть происходящего, а душевное состояние и эмоциональное напряжение передаваемое героями.


Предания Виды: Исторические (о Жане д’Арк, Иване Грозном). Топонимические – о происхождении названий (названия городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Церковные предания. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события.


Летописные сказания В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками. Первая Киевская летопись – «Повесть временных лет». Новгородские - отличались сжатостью слога, Псковские – живо рисуют общественную жизнь, Южнорусские – литературны, местами поэтичны.


Историческая проза Л.Н. Гумилёв «От Руси к России» Г.Нарышкин «Каменная летопись – тревога наша» А.П.Гайдар «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» Л.А.Кассель «Улица младшего сына» В.Никитин «Песня старорусских партизан» И.Савинова «Ты прости, что опять про войну» Г.Бакланов «Навекидевятнадцатилетние» Рассказы для детей Ишимовой, Платонова, Сиповского


Об авторе… Борис Васильев родился 21 мая 1924 года. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Произведения: Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Повесть Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979)


Герои повести Старшина Васков Ф.Е. – 32 года, комендант разъезда, «пенёк замшелый», хмурый, военный человек. Личная трагедия – жена бросила его после финской войны, умер сынишка Игорь. Младший сержант Осянина М.С. – Строга, мало смеётся, спокойна и рассудительна, гордячка, жила затянутая ремнём, держалась особняком ото всех. Личная трагедия – потеряла любимого мужа в начале войны.


Комелькова Е. – Высокая, рыжеволосая, белокожая, с детскими большими как блюдце зелёными глазами, остра на язык, артистична, общительная озорная. Личная трагедия – на её глазах, немцами были расстреляны её мама, братишка и сестра. Бричкина Е. – Коренастая, плотная, дочь лесника. Всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Личная трагедия – всё хозяйство было на ней т.к. её мама была тяжело больна, безответная любовь.


Четвертак Г. – Четвертак Г. – Замухрышка, худющая, востроносая городская пигалица, косички из пакли, грудь плоская как у мальчишки. Личная трагедия – не знала своих родителей, подкинута в дет.дом. Гурвич С. – Была переводчиком в отряде, робкая, городская пигалица, некрасивое лицо, тощие плечики. Личная трагедия – сирота, её родители возможно погибли в Минске.


Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в её условиях показано на примере героев повести. Тема войны актуальна в любое время.


Особенности Внешность и характер героев автор частично взял от одноклассниц, частично от девушек служащих радистами, медсёстрами, разведчицами. В названии использована фигура умолчания, включает не суть происходящего, а душевное состояние и эмоциональное напряжение передаваемое героями.


Задание № 3 Какие виды преданий вы знаете? Первая Киевская летопись? Кто впервые ввёл термин «былина»? Примеры произведений агиографического жанра? Почему «Зори…» являются новаторским произведением в «лейтенантской прозе»? Где происходят действия произведения?

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Историческая литература начинается национальным эпосом, былинами, историческими песнями, которые долгое время (вплоть до XX в.) остаются живым устным синкретическим словом, исполняются сказителями, и для содержания их не посторонни и «актерское» исполнение, и музыкальное звучание. Христианство привносит новые источники, родники исторической литературы. Они разнообразны. 1. Это Священная история, значительно расширяющая географические рамки исторического пространства. Она обращается к временам библейским, более того, ветхозаветным, значительно отдаленным от настоящего Древней Руси, но, что чрезвычайно важно, дающим новые контуры представлений о мире и месте человека в нем. 2. Это святоотеческое наследие, принесенное из Византии, жития Святых, мучеников, страстотерпцев, которых поминает в своих службах православная церковь. Впоследствии этот круг чтения и слушания будет расширен за счет житий православных мучеников и святых, прежде всего князей первых русских святых Бориса и Глеба (в иночестве Романа и Давида), князя Черниговского Николая, Александра Невского (в иночестве Алексия), князя Владимира Киевского, князя Дмитрия Донского, а также святых подвижников церкви, прежде всего Сергия Радонежского и его учеников и последователей, каким был, например, Савва Звенигородский. Житийная литература положила начало первым историческим биографиям, художественным биографиям выдающихся людей на Руси и в России. Это была изложенная в рамках житийного канона в высшей степени воспитательная литература, дававшая не только образцы подвижнической жизни, но утверждавшая основными ценностями духовные приоритеты, любовь к Отечеству. Она помогала уже тогда воспитывать граждан. Карион Истомин (1640 - не ранее 1718 или 1722) издает «Службу и житие Иоанна Воина», посвященную Иоанну, жившему в Царьграде при Юлиане Отступнике и прославившемуся тем, что вместо гонений на христиан, которые он должен был чинить, укрывал и защищал их, за что и был подвергнут заточению и претерпел муки, но от веры не отрекся. Повесть эта переиздавалась в XVIII в. неоднократно. Дальнейшее развитие этот жанр получил в начале XIX в., когда был издан в 1809 г. «Плутарх для юношества» в 10 томах. «Плутархами» назывались в России вслед за «Сравнительными жизнеописаниями» этого древнегреческого писателя и историка сами эти жизнеописания. Переведенные с французского (написанные Пьером Бланшардом и Катрин Жозеф Пропиак), изданные в России, они включали и жизнеописания князей, Петра I, Феофана Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, а в издание 1823 г. вошло жизнеописание М. И. Кутузова. Четырехтомное издание «Плутарха для молодых девиц», куда входили жизнеописания 76 выдающихся женщин, было осуществлено Федором Глинкой. Обратим внимание на то, что в воспитании девицы считалось обязательным включение «примеров» подвижнической жизни женщин, а вовсе не ограничивало круг девичьих интересов «гаданиями» и разного рода развлечениями. 3. Для не владеющих грамотой начиная с X в. источником множества поучительных впечатлений, в том числе и исторических, были церковь, ее архитектурное строение и внутреннее убранство. По внешнему виду храм представляет собой или ковчег, или корабль, в котором верующие спасаются от суеты житейской и вечной погибели, или же - крест, орудие и символ спасения. Излюбленными издревле формами храма, заключающими в себе глубокий символический смысл, были: а) продолговатая форма, наподобие корабля, означающая, что святая церковь, как корабль, проводит верующих чрез житейское море к пристанищу вечной жизни; б) крестообразная, означающая, что церковь через крест получила жизнь и силу; в) круглая, означающая вечность церкви; г) восьмиугольная, в виде звезды, символически указывающая, что церковь, как звезда, сияет благодатным светом Христовым. Верх храма венчается куполами или главой и знаменует собой невидимого Главу церкви Иисуса Христа. На верху главы воздвигается крест, как знамя победы, которую вера Христа одержала над миром. Иногда на храме воздвигаются три главы во образ св. Троицы, а иногда пять глав, из которых средняя изображает Иисуса Христа, а остальные - четырех евангелистов40. Росписи, иконы с клеймами, по сути, «читались», почти как читаются сегодня современным ребенком обычные книги. С сожалением можно говорить, что «эта грамота» для подавляющего большинства современных детей утрачена. Это была история в лицах, принимавшаяся человеком близко к сердцу. 4. Значительный исторический компонент заключался в жизни по церковному календарю, во владении семантикой происходящего на литургии. В движении вперед и *возвращении на круги своя> человек Древней Руси, и ребенок в частности, прекрасно сознавал чрезвычайно важную для любого связь с прежним: древний христианин пускался не в какое-то неизвестное грядущее, впереди его шли предки, а он следовал за ними. Эта связь: деды-родители-дети - имела значение не только как память семьи, рода, но и как память нации, государства, человеческого всеединства (Вл. Соловьев). Умалять важность такого исторического образования - значит игнорировать его духовно-нравственную составляющую вообще. 5. До последней трети XVI в. (первая «Азбука» Ивана Федорова вышла в 1574 г.) книга была рукописной. Книгописание было не просто ремеслом, но искусством, которому учились и владение которым было почетным. Одним из важнейших жанров рукописной исторической литературы Древней Руси был жанр летописи, включавший хроники жизни и деяний государственных деятелей, описания важнейших событий, а также своеобразные произведения, которые ученые считают началом литературы на Руси. Это «Начальный свод» (1095), «Повесть временных лет» (начало XII в.), «Поучение Владимира Мономаха» (ок. 1117 г.), «Слово о полку Игоре- ве» (1187). Это произведения разных жанров: «повесть», «поучение», «слово», но все они имеют ярко выраженную историческую составляющую. XVII в. положил начало развитию исторической прозы для детей, когда стали перелагаться для подрастающего поколения ратные, воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» (о Куликовской битве), «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», написанная начальником войсковой канцелярии Федором Ивановичем Порошиным (1642). Можно сказать, что первой книгой для детей по русской исто- рииу хотя книгой все еще рукописной, была «История...о царях и великих князьях Русской земли», написанная дьяком Федором Грибоедовым. Это учебник истории, заказанный дьяку Федору царем для обучения царских детей. Следуя «Степенной книге» и «Государеву родословцу», автор излагает историю государства в лицах, в их деяниях. Впрочем, все содержание сжато в заглавии книги. Для сегодняшнего читателя оно как заглавие выглядит весьма странно: «История, сиречь повесть или сказание вкратце, о благочестиво державствующих и свято поживших боговенчанных царей и великих князей, иже в Рустей земли богоугодно державствующих, наченше от святаго и равноапостол- ного великого князя Владимира Святославича, просвятившаго всю Русскую землю святым крещением, и прочих, иже от него святаго и праведнаго сродствия, тако жь о Богом избранием и приснопамят- нем великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержце, в которые времена по милости всемогущего в Троицы славимаго Бога учинились они, великие государи, на Московском и на Владимирском и на всех великих и преславных государствах Российский державы, и откуда в Велицей России их великих и благочестивых и святопомазанных государей царей Богом насажденный корень прозябе и израсте, и процвете, и великому Российскому царствию сторичный и прекрасный плод даде». На основании сравнения 10 известных списков книги можно заключить, что первоначальный вариант, который и был подносным, содержал 34 главы, дальнейшие дополнения из тех же источников, каким пользовался сам писатель, были сделаны для «постороннего читателя» и включали уточнения дат, имен, родословный перечень князей Рюриковичей, так что из 36 глав книги вышла 41 глава. Появление печатной книги не позволило широко распространиться «Истории» Федора Грибоедова. Первой печатной исторической книгой исследователи называют «Синопсис» (от греч. - обозрение), изданный в 1674 г. в Киеве и приписываемый архимандриту Киево-Печерской лавры, духовному писателю и историку Иннокентию Гизелю. В издании 1680 г. книга озаглавлена следующим образом: «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев, о начале славянороссийского народа, и первоначалных князих богоспасаемаго града Киева... до пресветлаго благочестиваго государя нашего царя и великаго князя Феодора Алексеевича...». Основным источником «Синопсиса», между прочим, с 1674 до 1680 г. увеличившегося почти вдвое в объеме, являются «Хроника» Мацея Стрыйковского, различные летописи. «Сказание о Мамаевом побоище» включено как раз в это и в последующие издания. Эта книга, несмотря на разночтения в ее оценке современников (и историков и филологов), впоследствии была не просто известной, но популярной. «Синопсис» был переведен на греческий и латинский языки и с XVII по XIX в. выдержал около 30 изданий. «Синопсис» переиздавался и пользовался заслуженным успехом у читателя, писатели и поэты XVIII в. зачастую пользовались «Синопсисом», черпая именно из него историческую канву своих литературных сочинений. Этому не могли помешать появлявшиеся другие издания, не имевшие тех достоинств, которыми обладал этот своеобразный учебник. Следует, однако, упомянуть, что всемирная история была изложена для ребенка во «Введении кратком во всякую историю» (1699) и составляла почти половину книги: 36 страниц из 70. В конце XVIII в. выходит в свет «Краткое познание о всеобщей истории в пользу детей», изданное Ив. Волковым и в том же 1798 г. выходит «Новая Всемирная история» в 2 частях Ильи Яковкина. Популярной становится и переведенная и изданная в 1818 г. «Сокращенная всеобщая история древняя и новая для употребления юношества. С картинами и картами» француза графа Сепора. Новый импульс к развитию исторической детской книги в России был дан Н. М. Карамзиным его «Историей государства Российского» (1816-1818). Внимание к русской древности, к корням исторической и духовной жизни было подпитано исторической победой России над Наполеоном в 1812 г. «Русские исторические и нравоучительные повести» Сергея Глинки, написанные в 1810 г., снова издаются в 3 частях в 1819-1820 гг., а его «Русская история в пользу воспитания» издана в 1817 г. в8 частях, а в 1823-1825 гг. в 14 частях. В 1838 г. издается «Живописный Карамзин» в 3 частях. А. О. Ишимова издает «Историю России в рассказах для детей». Первая часть выходит в 1837 г., вторая - в 1841 г. «История» А. О. Ишимовой показательна как произведение для детей с нескольких актуальных для детской литературы позиций. Она написана в форме беседы - одной из древнейших форм преподавания ребенку знаний вообще и исторических, об истории родного Отечества, в частности. К такой форме общения с ребенком в книге XVIII-XIX вв. весьма активно прибегает православная церковь, она сохраняется и в «Библии для детей» протоиерея Александра Соколова. Первый том произведения Ишимовой открывается главой, посвященной славянам до 862 г. христианского летосчисления: «Милые дети! Вы любите слушать рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков»41. Уже это первое обращение указывает и на «образ адресата», и на его возраст, и на общую тональность повествования. По началу повествования можно было бы заключить, что это в самом тривиальном смысле слова «дамская историческая проза для детей», однако композиция отдельных глав и всей «Истории» в целом свидетельствуют о том, что ее автор обладает и педагогическим, и художественным, и историческим вйдением материала. В 90-е гг. XX в. несколько издательств переиздало этот двухтомник, некоторые учителя обратились к нему как учебнику по отечественной истории. Сразу скажем, что для сегодняшнего школьника хоть начальной, хоть средней школы «История» А. О. Ишимовой не учебник, а книга для домашнего (семейного) чтения. В своем изло^ жении исторического материала автор следует за Н. М. Карамзиным, его «Историей государства Российского», но не просто адаптирует Карамзина для детского возраста. А. О. Ишимова соединяет прозаическое повествование со стихотворной интерпретацией исторических событий Г. Державиным, В. Жуковским, Н. Языковым, А. Пушкиным и др. Материал излагается в соответствии с господствовавшими в то время взглядами на движущие силы исторического процесса. Так и сегодняшний ребенок воспринимает в книге А. О. Ишимовой историю России как историю князей, историю царствований монархов. Причем историческая канва, стержень повествования фиксируются таблицей, указывающей на родословную, на родственные связи в княжествах или царствующих династиях Российской империи. В такой подаче материала, адресованной ребенку, был и есть свой резон: ребенок вообще воспринимает мир изначально через призму самого близкого мироустройства - семьи, что позволяет в конечном счете не только «образовывать» детей, давая им определенную сумму знаний по истории, но воспитывать граждан, достойных своего Отечества. Именно этой цели служит и акцентирование внимания юных читателей на роли детей в истории государства Российского. А. О. Ишимова не случайно выносит в отдельную главу первой книги сюжет с характерным названием «Русские дети. 1359-1362 годы». Впрочем, очень многие названия глав несут в себе нравственно-оценочную характеристику. Например: «Неблагодарность», «Два хитрых врага», «Скромность Романовых», «Величие души Алексея», «Изменник Мазепа и битва Полтавская», «Непостоянство счастья». Вообще же говоря, даже в названиях «история Отечества» в изложении А. О. Ишимовой «дышит»: одни главы посвящены судьбоносным событиям, другие - быту и нравам определенной эпохи, иные - выдающимся соотечественникам, а есть даже глава «Первое стихотворение русское» - название явно интригующее и в сознании ребенка запечатлевается вся глава как поэтическое толкование истории. Автор не злоупотребляет иллюстрациями, соблюдая меру, при которой и развивается воображение самих читателей, и есть основание, база, дающая возможность «домысливать» эпоху и ее героев, опираясь на достоверное. Книга А. О. Ишимовой представляет собой такой синкретический жанр, который был развит и продолжен другими писателями- историками. Несомненно, имея огромную популярность в России своего времени, она дала толчок к трансформации этого жанра произведений для детей, где доминантный образ исторической личности или почти мифообразующее событие (Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинская битва) уже диктовали законы более «чистого жанра», в котором определяющими были «портрет героя» или «батальное полотно». Последующий период отмечен выходом «Истории города Москвы» И. М. Снегирева, «Мстислава Ростиславовича Храброго» и «Памятников московских древностей» С. Соловьева. В. А. Панов печатает «Очерк черногорской истории», «Историю хорватов», «Историю Болгарского государства». Первый исторический роман на Руси был переводным (XI- XII вв.). Это был роман об Александре Македонском и назывался «Александрия». В XVII в. в сокращенном варианте, точнее в двух вариантах, он входил в состав скорописных азбук. Сегодняшнему читателю этот роман вообще может показаться сказкой, однако надо учитывать, что писался он не позитивистски мыслящим человеком, а вполне соответствовал системе мировоззренческих координат своего времени. Ждать от этой книги реализма конца XX в. по крайней мере антиисторично. Напомним, что общий интерес к роли личности в жизни общества, в истории, спровоцированный эпохой Просвещения, в начале XIX в. отражается и в детской литературе благодаря тем историческим событиям, которые не могли не высветить на самом деле незаурядную роль отдельных людей, по праву называвшихся героями. «Большое видится на расстоянье» (С. Есенин), - это замечание поэта в полной мере может быть отнесено к историческим личностям, запечатленным русскими писателями в повестях для детей. Таков исторический рассказ П. И. Небольсина «Ермак», «История Петра Великого» в 2 частях Владимира Строева, многочисленные исторические повести П. Фурмана, среди которых «Саардамский плотник» и «Сын рыбака, Михаил Васильевич Ломоносов». При всем порой негативном отношении к творчеству П. Фурмана революционеров-демократов следует отдать ему должное. Он был человеком своего времени, значение его как популяризатора Русской истории велико. Популярность П. Фурмана у читателя была следствием того, что к его книгам и дети и педагоги проявляли живой интерес, за что этот автор и поощрялся и вознаграждался но достоинству. Личность, как понимали педагоги и писатели в XIX в., воспитывается на примерах доблестной жизни. Еще более притягательными для ребенка являются примеры достойного поведения сверстников. Об этом, например, была книга безымянного автора «Знаменитые дети, или Жизнеописание людей, которые в детстве своем прославились необыкновенными успехами в науках и искусствах, так же и похвальным поведением. Сочинение, могущее возбудить соревнование в юношестве» (1853). Еще раньше, в 40-е гг. XIX в., переводятся с французского «Картины из истории детства знаменитых музыкантов», «Картины из истории детства знаменитых живописцев». Таким образом, наряду с панорамными историями Отечества особую ценность приобретают художественно -документальные истории личностей. Неоромантическая эпоха на рубеже веков возбудила новый импульс интереса к истории, к прошлому, в котором бы прозревалось грядущее. История личностей от «Плутархов» и житий святых переходит к романтическому, а впоследствии и к реалистическому живописанию деятельности людей, прославивших себя во благо нации и человечества. Так возникает литература биографий выдающихся людей, которая целенаправленно создается как пример для юношества. В Советской России идея создания серии биографий «Жизнь замечательных людей» принадлежала А. М. Горькому. Это многотомное издание состоялось, в него входят биографии выдающихся государственных деятелей, ученых, писателей, деятелей культуры. В советское время был осуществлен еще один проект - серия повестей-биографий «Пламенные революционеры», адресованная юношеству. Дети среднего школьного возраста получили художественно-исторические, хотя отчасти и идеализированные, биографии пионеров-героев. К этому корпусу произведений примыкает литература, повествующая о жизни обычных людей во времена, судьбоносные для человечества, для России. Октябрьская революция способствовала выходу в свет произведений, где дети оказывались и жертвой, и творцами событий, определяющих судьбы истории. Воспитательная доминанта, провозглашенная К. Д. Ушинским, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским, которые настаивали на том, чтобы детская литература воспитывала социально активную, деятельную личность, была подхвачена А. М. Горьким, К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком и развита в работах детских писателей новой социальной эпохи. Историческое, а значит, документальное свидетельство об эпохе 20-х гг. воссоздано в оригинальной форме «Дневника Кости Ряб- цева» Н. Огнева, в котором повествуется о жизни школьников того времени, отличавшегося изобилием педагогических экспериментов. В форме сказки разрешается философская дилемма у А. П. Гайдара в «Горячем камне». В этом произведении, собственно, нет ничего сказочного, кроме волшебного камня (волшебное средство), которым никто и не воспользовался. Зато мы узнаем историю жизни старика-сторожа, в которой угадывается мятежная жизнь бойца, воевавшего за Советскую власть. Образ ребенка-ге- роя выведен тем же А. П. Гайдаром в его кажется до прозрачности ясной и одновременно глубоко символической «Сказке о мальчише Кибальчише и его крепком слове». Историческое в этих произведениях сочетается с нравственноназидательным, волшебно-сказочным и приключенческим. Дидактическое не декларируется, однако, преподнося читателю «пример для подражания», автор должен рассчитывать на «жизнестроительную» функцию детской литературы, сильной своими идеалами, которым ребенок даже неосознанно стремится подражать. Усиление роли исторической составляющей в детской литературе XX в. можно сравнить с похожим явлением в России в середине XIX в. При этом необходимо отметить, что если романтическая составляющая в исторической художественной прозе для детей XX в. менее декларирована, то лирическое здесь присутствует обязательно, апеллируя не только к детской осведомленности о каких-то событиях, но и к чувствам персонажа, к сопереживаниям героя и читателя. Большой пласт литературы для детей существует об Октябрьской революции в России, о ее деятелях. Так же целый блок произведений составляют проза и стихи о Великой Отечественной войне, о ее реальных героях и вымышленных персонажах, действующих в конкретных исторических обстоятельствах. Сегодня, кажется, внимание к истории в литературе для детей не является обостренным. Катаклизмы конца XX в., меняющие точки зрения на грандиозные события российской и советской истории, заставляют детских писателей «держать паузу», ибо многое уже освещено ранее и сделано это талантливо. «Разрушать» - это по большому счету не искусство, тем более что многим известна восточная поговорка: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». При этом насущно важным остается сегодня чтение того, что уже состоялось в литературе, какими являются, например, произведения Анатолия Митяева или Сергея Алексеева. В конце XIX в. в философском труде «Оправдание добра, или Нравственная философия Владимира Соловьева» автор настаивал, что человеческое мы можем сохранить в себе, если не утратим «связь цепи поколений»: деды - родители - дети. Обращаясь к исторической литературе, руководитель детского чтения должен знать об этих самых «концентрумах исторической памяти» и заботиться, чтобы они были запечатлены в сознании ребенка.

(тематический план курса)

№ п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
Семестр 1
1. лекция
2. Жанры детского фольклора. семинар
3. лекция
4. семинар
5. Литературная сказка лекция
6. семинар
7. Миф в детском чтении. лекция
8. семинар
9. семинар
10. лекция
11. семинар
12. лекция
13. семинар
14. Историография души. лекция
15. семинар
16. лекция
17. Приключенческий жанр. семинар
зачет
Семестр 2
18. лекция
19. семинар
20. лекция
21. лекция
22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
23. лекция
24. лекция
25. лекция
26. семинар
27. лекция
28. лекция
29. лекция
30. лекция
31. семинар
32. лекция
33. семинар
34. Периодика и критика лекция
экзамен
лекции
семинары

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Тема 1

Литература:

Тема 2.

Литература:

Тема 3.

Литература:

Сказки А.С. Пушкина.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Тема 4. Миф в детском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 5. Эволюция романтической сказки.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 8. Историография души.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 9.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 11. Научное и художественное знание.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 17. Периодика и критика

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Контроль знаний и умений студентов по данной дисциплине осуществляется в виде устных опросов, определяется в ходе выполнения контрольных работ (навык владения ключевыми художественными жанрами: создание литературной сказки, загадки, увлекательного рассказа для детей).

Все это способствует планомерной подготовке к зачету в 1 семестре и экзамену во 2 семестре.

При оценивании уровня знаний студентов преподаватель ориентируется на требования к уровню освоения дисциплины.

К окончанию курса студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

1) иметь представление об основных закономерностях литературного процесса;

2) уметь определять специфику одного из этапов становления отечественной литературы в сравнении с другими;

3) уметь определять специфику тех или иных этапов становления отечественной литературы по сравнению с мировым литературным процессом;

4) уметь использовать аналитический подход к произведению, адресованному ребенку; представить научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками;

5) уметь определять творческие приемы писателя на всех уровнях произведения (от сюжетно-композиционного до языкового);

6) иметь представление о литературе как о виде искусства и критериях художественности;

6) уверенно владеть литературоведческой терминологией и иметь представление об использовании терминологии в условиях современной начальной школы;

7) знать основы стиховедения и уметь применять их в ходе анализа художественных произведений, адресованных детям.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения.

2. Функции детской литературы как искусства слова.

3. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры.

4. Детский фольклор.

5. Народная сказка и миф.

6. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Сказки о животных.

7. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Волшебные сказки.

8. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Бытовые сказки.

9. Миф языческий, античный, христианский в детском чтении и в истории детской литературы.

10. Библия и агиографические жанры в детском чтении.

11. Античный миф в детском чтении.

12. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А,К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой).

13. Жанр литературной сказки. Прозаическая литературная сказка.

14. Стихотворная литературная сказка. В.А. Жуковский – сказочник.

15. Протеизм сказок А.С. Пушкина. «Прототипы» и оригинал.

16. «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: специфика жанра.

17. В.Ф. Одоевский – педагог и писатель.

18. Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Героя. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.

19. Сказ в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова.

20. Лирическая поэзия Х1Х века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.

21. Русские учебники. История и современность.

22. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

23. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха.

24. Д.Н. Мамин-Сибиряк – детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.

25. Приключенческие жанры в детском чтении. Проблематика. Герой. Стиль.

26. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип героя. Особенности сюжетосложения.

27. «Русский Андерсен» - Н.П. Вагнер.

28. Миф в романтических сказках В.М. Гаршина.

29. Малые жанровые формы для детей в творчестве писателей конца Х1Х – начала ХХ века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн).

30. К.И. Чуковский в истории детской литературы. Протеизм в творчестве К.И. Чуковского и «свой голос».

31. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль «Дневника фокса Микки».

32. С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.

33. Русская литературная сказка 20-30-х гг. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И. Лагин, В.А. Каверин, В.П. Катаев.

34. Детская поэзия в ХХ в.: основные тенденции развития. Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи.

35. «Нонсенс», стилизация и пародия в творчестве обэриутов.

36. История развития научно-художественной книги для детей в ХХ в.

37. Природоведческая книга в ХХ в. Жанр. Повествователь. Сюжет.

38. В.В. Бианки – лирик и энциклопедист.

39. Лирико-философское начало в книгах М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского.

40. Сказ в творчестве П.П. Бажова, Б.В. Шергина, С.Г. Писахова и др.

41. Сюжет, деталь, конфликт в сказках П.П. Бажова. Этнографическое и лирическое.

42. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Проблематика, особенности конфликта, герой, сюжет, композиция.

43. «Мир глазами героя» в малых прозаических жанрах о детях и для детей.

44. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези.

45. Лидия Чарская – сказочница. Принципы организации художественного пространства книги Л. Чарской «Сказки голубой феи».

46. А.М. Горький – детям.


[*] В списке литературы к семинару указаны художественные произведения и исследования по тематике семинара. Художественные произведения читаются полностью, анализируются студентами. Исследования и материала изучаются в соответствии с заданием к семинару. При выполнении заданий необходимо обращаться к базовому учебнику «Детская литература» И.Г. Минераловой с «Практикумом» (см. общий список литературы). В случае необходимости студент обращается к словарным статьям в книгах: Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998; Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЧАСОВ

(тематический план курса)

№ п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
Семестр 1
1. Введение: детская литература как учебная дисциплина. лекция
2. Жанры детского фольклора. семинар
3. Фольклор и детская литература. лекция
4. Народная сказка в детском чтении. семинар
5. Литературная сказка лекция
6. Литературная сказка А.С. Пушкина. семинар
7. Миф в детском чтении. лекция
8. Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей. семинар
9. семинар
10. лекция
11. Христианский миф в детской литературе. семинар
12. лекция
13. Историческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
14. Историография души. лекция
15. Мир глазами героя (автобиографические жанры). семинар
16. Жанры приключенческой литературы для детей. лекция
17. Приключенческий жанр. семинар
зачет
Семестр 2
18. Приключенческая литература и фантастика. лекция
19. «Гарри Поттер» Джоан Роллинг. семинар
20. лекция
21. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. лекция
22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
23. лекция
24. Стиль перевода и перевоссозданного произведения в детской литературе. лекция
25. лекция
26. Парадокс и нонсенс в детской литературе. семинар
27. лекция
28. Юмористика в детском чтении. лекция
29. лекция
30. лекция
31. Поэзия в круге детского чтения семинар
32. лекция
33. Поэтическая классика в детском чтении. Анализ периодических изданий для детей: печатные и электронные издания. семинар
34. Периодика и критика лекция
экзамен
лекции
семинары

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Указывается тема лекции на 2 часа аудиторных занятий.

Тема 1 . Введение: детская литература как учебная дисциплина.

Определение специфики детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского чтения.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. М., 2002; (базовый)

Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. М., 2001 (базовый)

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х – 1-я половина Х1Х в. М., 1990.

Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. Минск, 1984.

Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.

Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. М., 1997.

Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

Тема 2. Фольклор и детская литература. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Народная сказка.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 2004.

Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

Ильин И. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992. № 1. С.3-10.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.;Л., 1962.

Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. Главы «Человек», «Пространство», «Время».

Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я.Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я. Русская сказка(Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 2000.

Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2001 (или другое издание, первая публикация – «Русская мысль», Прага-Берлин, 1923. № 1-2. С. 220-261).

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 1. М. – Л., 1956.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 2. М. – Л., 1957.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 3. М. – Л., 1958.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 4. М. – Л., 1959.

Фольклор как искусство слова. Вып.3. (МГУ). М., 1975.

К лекции прочесть сказки: «Лиса и Петух», «Колобок», «Яичко», «Курочка Ряба», «Марья Моревна»

Тема 3. Литературная сказка. Сказка прозаическая, стихотворная и драматическая.

Литература:

Жуковский В.А. Спящая царевна. Тюльпанное дерево.

Сказки А.С. Пушкина.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Червячок.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Брауде Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Известия АН СССР, Серия литературы и языка, т. 36. М., 1977, № 3.

Брауде Л.Ю Традиции Андерсена в сказочной литературе // Детская литература. 1975. М., 1975. С. 144-157.

Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве Антония Погорельского // Проблемы эстетики и творчества романтиков: Межвуз.тематич.сб. Калининского гос.ун-та. Калинин, 1982. С. 42-53.

Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982.

Лупанова И.П. Иванушка-дурачок в русской литературной сказке ХIХ века // Русская литература и фольклорная традиция: Сб.научных трудов. Волгоград, 1983. С. 16-36.

Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика). М., 2001.

Мещерякова М.И. Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.71-75.

Минералова И.Г. Стиль культурной эпохи в сказках Ю. Олеши «Три толстяка» и А. Толстого «Золотой ключик» // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.52-55.

Овчинникова Л.В. Образ детства в отечественной литературной сказке ХХ в.: традиции и жанровый синтез // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 130-135.

Саламова С.А. Поэтика сказки Л. Толстого // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.9-12.

Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1976. С. 169-184.

Тема 4. Миф в детском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Миф – Фольклор – Литература. Л., 1978.

Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология. // Русская литература, 1984, № 3. С. 55-74.

Тема 5. Эволюция романтической сказки.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Архетип в фольклоре и литературе: Сб.научных статей. Кемерово, 1994.

Лотман Ю.М., Минц З.Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам. Вып. ХIII. Тарту, 1981. С. 33-55.

Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. С. 23-41.

Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 8. Историография души.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 9. Жанры приключенческой литературы для детей. Приключенческая литература и фантастика.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 11. Научное и художественное знание.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Учебное пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1989.

Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Тема 17. Периодика и критика

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Проблематика семинарских занятий

Если не указано иного, то одно занятие – 2 аудиторных часа.

Семинар 1. Жанры детского фольклора

Цель: изучить жанры детского фольклора.

Что такое «детский фольклор»?

Какие жанры детского фольклора можно перечислить?

Привести примеры жанров детского фольклора, придерживаясь следующего плана:

*назвать жанр;

*перечислить основные жанровые признаки;

*привести примеры произведений этого жанра;

*доказать, что эти произведения относятся к указанному жанру.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы)[*].

Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

Вопросы по детской литературе

1. Понятия “детская литература” и “детское чтение”: их взаимосвязь и различие. Специфика детской литературы. Авторская позиция в произведениях детской литературы. Функции детской литературы. Критерии систематики и варианты классификации детской литературы. Понятие о литературном жанре. Ведущие виды и жанры детской литературы.

2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении. Детский фольклор в жанровом отношении. Поэтическое своеобразие малых фольклорных жанров.

3. Народная сказка и её жанровая специфика. Разновидности народной сказки и их специфические признаки. Нравственно-этические мотивы сказок. Типологическая общность и национальное своеобразие сказок народов мира. Роль сказочной фантастики в развитии творческого воображения детей.

4.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Место народной сказки в процессе эволюции жанра литературной сказки. Разновидности литературной сказки.

5.Место сказки в эстетике романтизма. Жанр литературной сказки в творчестве зарубежных и отечественных романтиков. Роль западных романтиков (Г.-Х.Андерсена, Э.Т.А.Гофмана, братьев Гримм и др.) в становлении жанра русской литературной сказки. Художественные особенности сказок А.Погорельского, В.Ф.Одоевского.

6.Художественное своеобразие сказок ​А.С.Пушкина. Место фольклорных тем и мотивов в сказках Пушкина. Значение творчества поэта в формировании русской детской литературы.

7.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие новеллы-сказки и её представители.

8.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие повести-сказки и её представители.

9.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Жанр сказочной повести в зарубежной литературе.

10.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие стихотворной сказки и её представители. Развитие жанровой разновидности в России (на примере сказок В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака).

11.Понятие о “сказочном цикле”. Способы и факторы циклообразования литературной сказки.

12.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественные особенности пьесы-сказки: композиция, характер конфликта, система персонажей. Развитие жанровой разновидности в отечественной и зарубежной литературе.

13.Творчество К.И.Чуковского как переводчика, исследователя детской психологии, детского поэта. “Заповеди для детских поэтов” и их отражение в “комическом эпосе” Чуковского.

14.Сказ как жанр. Сказ и сказка: сходство и различие. Место сказа в детской литературе.

15.Жанры научной прозы для детей. Функционально-стилевая специфика и композиционно-смысловая структура учебной книги для детей. Дидактические жанры в России, их этическое и эстетическое значение. Вклад Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского в развитие педагогики, детской литературы и детского чтения.

16.Жанры исторической прозы и поэзии для детей. Функции исторической литературы в детском чтении.

17.Научно-художественная и познавательная литература для детей. Тематический состав, функции, представители.

18.Природоведческая и анималистическая литература в детском чтении. Её идейно-художественное своеобразие, отечественные и зарубежные представители.

19.Автобиографическая литература для детей. Цели и задачи художественной автобиографии о детстве. Специфика героя, степень документального компонента, роль и функции читателя в автобиографической литературе, особенности детского восприятия.

20.Место и функции литературы о социально-обездоленных детях в детском чтении. Особенности раскрытия темы в произведениях русских и зарубежных авторов.

21.Понятие о психологизме в литературе. Психологическая проза для детей. Открытие характера и углубление психологических наблюдений в жанре школьной повести ХХ века.

22.Художественное своеобразие приключенческой литературы для детей. Приключенческие жанры в художественной системе романтизма и неоромантизма и их трансформация в детской литературе. Сюжеты, конфликты и герои приключенческой литературы.

23.Фантастика в детском чтении. Художественная специфика фантастической литературы для детей.

24.Понятие о юморе, иронии и сатире. Место юмора в детской литературе. Сатирико-юмористическая литература для детей, её жанры, цели и задачи, представители.

25.Роль иллюстрации в детской книге. Классика книжной иллюстрации для детей.