Лиза калитина образ тургеневской девушки. Черты тургеневских героинь в облике современной девушки

Кармелаева Дарья Григорьевна

В данной работе проводится анализ рассказа С.Стрельцова "Тургеневская девушка" а даётся интерпретация образа главной героини рассказа Сьюзи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IX ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЭКО»

_____________________________________________________

Секция: литературоведение

Тема: Интерпретация образа «тургеневской девушки» в рассказе С.Стрельцова «Тургеневская девушка».

Научный руководитель: Кезина Елена Витальевна

Место выполнения работы: МОУ «Лицей №230» г. Заречный Пензенской обл.

2011

Предисловие 3

I. Введение 4

II. Основная часть 5

  1. Анализ понятия «тургеневская девушка» 5

1.1. Образ Аси из одноимённой повести 7

1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо» 8

1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин» 9

1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне» 11

1.5. Основные черты характера «тургеневскойдевушки» 12

2. Характеристика главной героини рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» 13

III. Заключение. 15

Послесловие 16

Список использованных источников и литературы 17

Приложение 18

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Одной из главных проблем нашего времени является проблема нравственного и культурного падения людей. В современном обществе больше ценятся такие качества, как хитрость, изворотливость, умение льстить и наживать деньги, часто нечестным путем. Мы больше уважаем человека богатого материально, чем богатого духовно. Но почему такие качества, как благородство, доброта, милосердие, сострадание, стремление к самосовершенствованию стали неактуальны?

Наверное, одной из главных причин можно считать сокращение читающих людей. Ведь книги – один из основных источников духовного обогащения человека. В них заложен опыт многих поколений людей. Они учат нас мыслить, анализировать чужие ошибки, а следовательно – не делать их в своей жизни. По – моему, произведения русских классиков лучше всего подходят в этом плане. В произведениях А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других так много действительно умных и нравственных мыслей. Их герои – настоящие образцы для подражания.

Так же и в произведениях И. С. Тургенева есть свои герои- идеалы. Это так называемые «тургеневские девушки», которые олицетворяли в себе все самые лучшие качества, которыми должна обладать настоящая женщина. Они стали примерами для многих поколений женщин, оставивших свой след в истории.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Иван Сергеевич Тургенев является одним из общепризнанных гениев российской литературы. Его произведения живут и будут жить в веках, давая читателям и критикам возможность для мыслей и рассуждений о вечных философских вопросах. Ему принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века. Именно с именем И.С. Тургенева связано литературоведческое понятие «тургеневская девушка». Оно возникло прежде всего для обозначения ряда героинь И.С. Тургенева. А уже в двадцать первом веке (2008 г.) в журнале «Нева» появился рассказ современного писателя Сергея Стрельцова, который называется «Тургеневская девушка». Это свидетельствует о том, что творчество И.С. Тургенева не только не потеряло интереса у читателей, но и является актуальным по сей день.

В ходе предварительного обсуждения нами была выдвинута следующая гипотеза : если рассказ С. Стрельцова называется «Тургеневская девушка», значит в нем мы можем увидеть совпадение черт главной героини с общепризнанным понятием «тургеневской девушки».

Чтобы проверить верность гипотезы мы поставили перед собой следующие задачи :

  • познакомиться с литературой по творчеству И.С. Тургенева и С. Стрельцова;
  • выяснить, в чем заключаются особенности понятия «тургеневская девушка»;
  • охарактеризовать героинь тургеневских произведений, которых принято считать истинно «Тургеневскими девушками»;
  • дать характеристику главной героине рассказа С. Стрельцова, Сьюзи;
  • сравнить образ главной героини рассказа с общепризнанным понятием «тургеневская девушка».

В ходе работы мы познакомились с работами следующих авторов: Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, С.Н.Лапиной. Кроме того обратились к словарю школьника «Литературные герои» и Энциклопедии литературных героев, но исчерпывающего ответа на поставленный нами вопрос не нашли.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Анализ понятия «тургеневская девушка».

Значимость женских персонажей у Тургенева была отмечена еще его современниками. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица (1:57). Эту мысль, несомненно, поддерживал и сам автор, о чем свидетельствует тот факт, что во французском переводе роман назывался «Елена», а название было одобрено самим автором.

Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых.

В типологии женских образов тургеневских романов принято выделять два типа женских образов (7: 2-3). Первая группа - те, кто живут собственными интересами, ибо сосредоточены на себе (хотя это может, конечно, по-разному выражаться). Это такие женщины, как Одинцова и Ротмирова. И вторая группа - это именно тургеневские девушки, мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. К ним относят следующих героинь: Асю, Лизу Калитину, Наталью Ласунскую, Елену Стахову.

Образ тургеневской девушки развивает пушкинскую традицию «идеального женского типа». По отношению к этим героиням справедливо утверждение Г. Б. Курляндской о том, что их «натура лишена противоположных начал, в той или иной степени отличается цельностью, поэтому их поведение, определяемое натурой, всегда однозначно и не страдает неожиданными поворотами».

Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. «Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности», - писал он в свое время Полине Виардо. В 50-е годы XIX века писатель был проникнут беспокойным желанием художника постичь тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, прекрасного.

В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит».

Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви») Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и героиня видит, ощущает поток жизни, его незаметное течение.

1.1. Образ Аси из одноименной повести.

Идеалом истинно «тургеневской» девушки можно назвать Асю, героиню одноименной повести.

Главная героиня - это ярчайший образ в литературе (8: 40-41). Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывается трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Воспитывалась в доме отца как барышня, но быть его наследницей не могла. Всё это откладывает отпечаток на её характер. Она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит героиня. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность (6: 273-274, 7: 4). Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

Тургенев рассказывает о том, как ее впервые охватывает любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н.Н. Но его эти вести пугают, и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Не вполне ясные объяснения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать ей. Но больше всего изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремится достичь чего-то в жизни. Ася мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Это отличительная черта ее характера – жажда деятельности.

1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо».

Главную героиню романа «Дворянское гнездо» Лизу Калитину относят к типичному образу «тургеневской девушки». Д.И.Писарев считал ее одним из самых грациозных женских образов Тургенева (5: 273-274). Это духовно одаренная девушка, ищущая натура, кристально чистая и честная. В Лизе совмещается покорность, смирение и твердая воля. Ее воспитанием родители не занимались, поэтому она и отличается от них. Лиза много размышляет, всякая несправедливость больно ранит ее сердце. Это приводит её к мысли, что люди ведут бессодержательную жизнь. Однако будучи мало образованной, она неправильно определяет смысл жизни, деятельности. «Любить всех, и никого в действительности» - вот ее девиз. В фальши и несовершенстве мира Лиза убеждается на примере своей семьи. Образ Лизы достаточно противоречив (3: 251,253). Автор не дает внутреннего монолога героини, но дает ее психологический рисунок: через восприятие других персонажей, портретную зарисовку. Тургенев все время сопоставляет поступки Лизы, диктуемые ее нравственным долгом, ее слова о смирении. Писатель дает понять, что аскетическая мораль приводит Лизу к отказу от счастья, но она тоскует по нормальной жизни. Жажда любви, счастья у нее остаётся. В силу обстоятельств она не может быть вместе с любимым, поэтому решает уйти в монастырь. Объясняет свое решение Лиза так: «Кончена моя жизнь с вами. Счастье ко мне не шло, даже когда у меня были надежды на счастье. Я все знаю, и свои и чужие грехи, и как папенька наше богатство нажил; я знаю все. Все это отмолить надо. Чувствую я, не жить мне здесь, отзывает меня что-то, тошно мне, хочется запереться навек».

1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин».

Еще одной яркой представительницей типа «тургеневской девушки» является героиня романа “Рудин” - Наталья Ласунская.

Это типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное - способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.

Основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, являются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические книги и назидательные сочинения, но и - тайно от матери и гувернантки - Пушкина. Кроме того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, “училась прилежно, читала и работала охотно”.

С первых строк заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет, он говорит, что “с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки”. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”.

Сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более не “холодная”, непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Как и на многих других, красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к полезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров, чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же собственных глазах.

Но Рудин повел себя как слабовольный и неуверенный человек в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он посоветовал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и готова была на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо или хотя бы дать надежду.

Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”.

В нескольких строках выражена боль разочарования, печаль и смирение, которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским девушкам - в особенности.

1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне».

Елена Стахова - героиня романа И.С.Тургенева «Накануне» (1860). Автор изображает тип новой женщины, которая проходит путь от безотчетных порывов и неудовлетворенности привычным укладом жизни до самостоятельного выбора своей судьбы, до самопожертвования во имя родины ее мужа, Дмитрия Инсарова, борца за независимость Болгарии. Елене свойственны мечтательность, нравственная чистота, но у нее, в отличие от предшественниц, готовность к подвигу соединяется со способностью его совершить.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем ее облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому. Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали ее нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом ее забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это ее увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда. С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!»

Добролюбов не случайно придавал в романе «Накануне» большое значение образу Елены. Он считал ее настоящей героиней, во многом возвышающейся над Натальей Ласунской и Лизой Калитиной; по силе характера он ставил в один ряд с Еленой только Катерину из драмы Островского «Гроза». Елене свойственны необычайная жажда деятельности, целеустремленность, способность пренебречь мнением и условностями окружающей среды и, главное, непреодолимое стремление быть полезной народу.

1.5. Основные черты характера «тургеневской девушки».

Проанализировав эти образы, мы можем выделить общие черты, характерные для понятия «тургеневская девушка». Героини наделены доброй и чуткой душой, которая откликается на все прекрасное. И Лизе, и Асе, и другим героиням присуще чувство долга, их поступки можно назвать нравственными.

Ася не побоялась первой признаться в любви Н. Н., хотя в то время это было верхом неприличия, настолько сильно она любила. А Лиза, поняв, что не может быть вместе с любимым, бросает все и уходит в монастырь.

Все героини готовы на все ради любви. Но Ася горда, поэтому после объяснения с Н. Н. она немедленно уезжает в неизвестном направлении. Лиза, уйдя в монастырь, жертвует собой ради счастья других.

Каждая героиня живет мечтой о будущем, они строят планы, стараются воплотить их в жизнь.

Тургеневские девушки сами принимают все решения, будь то отъезд в другую страну или уход в монастырь, и вполне осознают ответственность перед другими людьми за свои поступки.

Главные герои неслучайно влюбляются в тургеневских девушек. Их душа покоряет всех.

Таким образом, общими чертами характера всех тургеневских девушек можно назвать следующие черты:

  • богатство внутреннего мира;
  • способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
  • устремленность в будущее;
  • сильный характер, способность к самопожертвованию;
  • активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

2. Характеристика главной героини рассказа С. Стрельцова
« Тургеневская девушка».

Сергей Стрельцов – современный русский писатель. Автор многих известных произведений. Родился в 1971 году. В 1991 году создал первый в истории мультимедиа учебник английского языка для детей. Был главным редактором Интернет-портала « The Saint George Journal». Живет в Москве (2: 88). Считается одним из лучших православных писателей современности.

Сергей Стрельцов в своем рассказе «Тургеневская девушка» представляет нам свое видение «тургеневской девушки» в образа главной героини рассказа – молодой американки Сьюзи.

Сьюзи - главная героиня рассказа. Это молодая американка, сирота. Она не знает своего отца, а мать умерла. Девушка провела все детство в приюте. Здесь она познакомилась с творчеством И. С. Тургенева и буквально влюбилась в его произведения. Для нее образ «тургеневской девушки» становится идеалом, которому она хочет следовать. Сьюзи начинает изучать русский язык, чтобы прочитать произведения своего любимого писателя в оригинале.

В надежде реализовать свою мечту она едет в Россию, где и находит счастье.

Сьюзи – неординарная и исключительная личность. Как это обычно было с героинями Тургенева, у девочки тяжелая судьба. С самого рождения она осталась одна, все детство прошло в детском доме. Одиночество приучило девушку рассчитывать только на себя. Героиня очень упорна в достижении своей цели. Она решает выучить русский язык- и она это делает, хотя было очень трудно. Сьюзи долго работает над произношением и ударением, для того чтобы совершенствовать свои навыки она даже устраивается няней в русскоговорящую семью. Мы видим то же упорство в Асе, когда она решает во что бы то ни стало быть вместе с любимым.

К тому же Сьюзи еще и творческая натура. Она пишет прекрасные стихи и прозу. Это ее способ самовыражения. Ее стихи печатаются в известном журнале, а влиятельный сайт признает ее поэтом года (4: 5, 8-9). Хотя мы не можем сказать ни об одной героине Тургенева, что она была поэтессой или писательницей, но стремление к самовыражению у них тоже было. Лиза нашла себя в религии. А Ася еще находилась в поиске. Она была то серьезной и чопорной, то веселой и резвой. Неслучайно Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!» Сьюзи, как и Ася и Лиза, свято верит в свои силы. Для них всех характерно стремление к деятельности, желание сделать что-нибудь полезное для других. Если Ася мечтает совершить какой-нибудь подвиг, то для Сьюзи этим подвигом становится возможность ухаживать за своим женихом, бедным художником-инвалидом.

Наивность – еще одна отличительная черта героини рассказа Стрельцова, приближающая ее к тургеневским героиням. Можно заметить, что, несмотря на все суровые жизненные испытания, эти девушки сумели сохранить в себе лучшие чувства и мысли. Но детская мечтательность и доверчивость не приносят счастья Асе и Лизе, а Сьюзи, наоборот, помогают осуществить мечту.

Сергей Стрельцов неслучайно называет рассказ именно «Тургеневская девушка». И в названии, и в самом рассказе скрыт глубокий смысл. Показывая нам эту девушку, автор рисует образ человека, для которого важна не материальная, а духовная сторона жизни. Это характерно и для героинь Тургенева. В наш век, в котором всем заправляют деньги, люди чаще всего стремятся приобрести материальное благополучие и построить карьеру, а духовные запросы оставляют на втором плане. Но писатель С.Стрельцов нам показывает, что еще остались бескорыстные люди, для которых материальное благополучие не имеет значения. Автор заставляет нас невольно задуматься над тем, ради чего мы живем, над смыслом нашего существования. Сделав свою героиню американкой, автор говорит, что черты «тургеневской девушки» присущи не только русским женщинам. Это общечеловеческие черты, свойственные людям всех народов и национальностей.

Таким образом, главную героиню рассказа С. Стрельцова Сьюзи можно назвать «тургеневской девушкой», так как ей присущи черты, свойственные этому типу. Только в отличие от героинь Тургенева, судьбы которых сложились трагично, Сьюзи в конце рассказа обретает свое счастье.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своей исследовательской работе мы выявили сходство черт главной героини рассказа С. Стрельцова с общепринятым понятием «тургеневская девушка». На основании этого мы сделали вывод о том, что Сьюзи можно назвать истинно «тургеневской девушкой». Первоначальная гипотеза подтвердилась. Автор в своем рассказе продолжает традиции русской классической литературы и дает нам, читателям, уроки доброты, как это в свое время делал И.С. Тургенев. Можно сказать, что эти традиции продолжают свое существование в произведениях современных русских писателей.

Мы считаем, что данную работу можно использовать как на уроках литературы, посвящённых творчеству И.С.Тургенева, современных писателей, так и во внеклассной работе по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Таким образом, проблема падения нравственного и культурного уровня людей является одной из самых актуальных сегодня. И если ничего не предпринять, то в скором времени наверняка случится катастрофа.

Так что же нужно сделать, чтобы решить этот насущный вопрос? Конечно же, необходимо много читать. Книги – лучшие помощники в нравственном обогащении человека. Кроме того, необходимо сохранять традиции и обычаи, как это делает С. Стрельцов. Он сохраняет и развивает в своих произведениях традиции русской классической литературы. И поэтому необходимо включать таких современных авторов в школьную программу, чтобы уже со школьной скамьи развивать в детях лучшие человеческие качества.

Список использованных источников и литературы.

1. Добролюбов Н.А. Собр.соч.: В 9 томах. Т.2. М-Л, 1962.

2. Журнал «Нева» 2008 №10.

3. Классика для школы. И.С.Тургенев «Дворянское гнездо». Изд-во: «Стрекоза-пресс», 2002.

4. Лапина С.Н. Дискурсивный анализ рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» www. revolution.allbest.ru

5.Писарев Д.И. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» соч. в 4 томах. Т.1, статьи и рецензии 1859-1862г. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1955.

6. Словарь школьника «Литературные герои». Изд-во: «Современник», 1988.

7. Типология и своеобразие женских образов в произведениях И.С. Тургенева. revolution.allbest.ru

8. Энциклопедия литературных героев. Изд-во: «Аграф», 1998.

10. www. revolution.allbest.ru

Приложение.

С.Стрельцов

Тургеневская девушка

Сьюзи родилась сиротой, отец бросил ее мать, когда узнал, что та беременна. А мать ее умерла родами. С рождения Сьюзи скиталась по приютам, но ничуть не унывала. В шесть лет она выучила буквы и стала писать стихи.

Казенная еда, одежда и жилье нисколько не смущали ее, она чувствовала себя поэтессой. Она читала свои первые опыты и в классе, и в церкви, и в библиотеках, когда там проходили дни молодых поэтов. Любимым ее поэтом был царь Давид, выше него она ставила одного лишь Иисуса Христа, считая молитву Господню самым прекрасным стихотворением.

Когда ей исполнилось двенадцать, она решила попробовать печататься. Разослала свои стихи в журналы через Интернет. Единственным, кто напечатал ее в этот год, был Times Literary Supplement. Обычно там печатают только зрелых поэтов, а она попала на страницы издания потому, что не указала свой возраст. Она не знала этого. Отчаявшись, решила, что будет писать прозу. Чтобы решить, какую прозу следует писать, она стала читать книги известных авторов.

Когда ей было четырнадцать, в книге Генри Джеймса «Портрет леди» она прочла, что автор этой книги восторженно говорил о каком-то русском по имени Иван Тургенев, и нашла в библиотеке своего приюта книгу «Отцы и дети». Книга удивила ее уже тем, что американцы и англичане так не пишут. Она стала искать другие книги этого же автора и нашла еще две: «Рудин» и «Дворянское гнездо». Они были печально беспечальными, странными и раздразнили ее любопытство. Она решила, что ей следует выучить русский язык.

Она нашла русскую семью, где требовалось иногда сидеть с детьми, купила учебник с лазерными дисками. Алфавит она учила две недели, но на этом ее испытания не закончились. Попробовав читать, она поняла, как нелегко справиться с произношением. Трудно было все - от самых простых звуков до ударений. Через полгода регулярных разговоров с русскими и занятий в свободное время она поняла, что начинает говорить на новом для нее языке. Она стала брать русские книжки для детей и пыталась их читать, это было труднее, чем учебник. Так она узнала Пушкина, Лермонтова и Агнию Барто. Дело двигалось, и в шестнадцать лет она прочла всего Тургенева по-русски, скачивая его книги из Интернета. Радости ее не было границ. К тому же американские журналы стали печатать ее стихи и рассказы. Денег это не приносило никаких, но было приятно видеть свое слово напечатанным.

Когда она кончала школу лет, ее признали поэтом года на www.poetry.com, и она получила десять тысяч премии. На эти деньги она решила поехать летом в Россию. Собирая вещи, она написала разноцветными фломастерами в тетради: « Flight / to the sky / is / whatever / am I // dash / to the rot / is / whatever / I’m not » .

Стихотворение ей понравилось, и она отправилась в аэропорт. По дороге она открыла книгу - ее на прощание подарили русские, с ребенком которых она периодически сидела. В книге был аляповатый портрет какого-то старика. Она знала, что русские очень чтят такие изображения и называют их иконами. Она улыбнулась старику и сказала: «Если ты святой, то подари мне приключение». Старика звали святитель Николай.

По прилете в Москву она решила первым делом побывать на Красной площади. Не заезжая в гостиницу, направилась туда прямо из Шереметьево-2.

На площади она увидела церковь и удивилась, так как знала только про мавзолей Ленина. Она поднялась по лестнице и вошла в храм. Она нашла этого старика с иконы и сразу узнала его.

Где же мое приключение? - спросила она весело, и ей показалось, что он улыбнулся ей в ответ.

Выйдя из церкви, она обнаружила, что рюкзак с вещами, который она оставила у входа, пропал. В рюкзаке были все ее деньги и документы, кроме паспорта, который лежал у нее в кармане джинсов. Она заплакала не сразу, но когда зарыдала, зарыдала всерьез.

Что делать, она не знала.

Шла и рыдала. У стены Исторического музея сидели на скамеечке двое. Один был одет и загримирован под Ленина, другой - под Маркса.

Что случилось? - спросил он.

I’m robbed clean , - пролепетала она сквозь слезы.

Ты по-русски не разговариваешь? - спросил он ее.

Меня обокрали, - нашлась наконец она.

Ну, и дела, - сказал Ленин.

У меня остался только мой паспорт.

Тебе есть где жить? - спросил ее Ленин.

Нету, - ответила она, качая головой.

Тогда пойдем со мной, и мы разберемся, где ты будешь сегодня ночевать.

Я американка, - сказала она.

Это я понимаю, - улыбнулся он ей в ответ.

Выйдя из метро, она поняла, что они в каком-то пригороде. Они сели на автобус и вскоре вышли в ухоженном и застроенном одинаковыми домами месте.

Это Новогиреево, - обвел вокруг себя рукой Ленин.

Это уже не Москва? - спросила она.

Это еще Москва, - утешил ее он.

Они вошли в какой-то подъезд. Дом был дешевый, стены лестничных пролетов разрисованы, везде валялись бутылки и окурки.

Вот здесь ты и будешь пока жить, - сказал Ленин, открывая какую-то дверь.

Они вошли в бедную, но аккуратно убранную квартиру.

Папа, я думал, ты будешь позже, - донесся голос из соседней комнаты.

Коля, появись, у нас гости.

Из комнаты выкатился на инвалидном кресле молодой человек в тельняшке и тренировочных.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, я Сьюзи, - она протянула руку.

А я Коля, - он пожал ее легкую ладонь.

Я переберусь пока на диван на кухне, а она будет в моей комнате, - сказал сыну Ленин и пошел мыть руки.

Вечером, когда выяснилось, что у нее нет ни одной родной души на свете, они решили, что пока суд да дело, она останется у них и будет помогать Коле и по дому.

Мы бедные, а бедные должны друг другу помогать, - сказал Ленин и представился: - Николай Николаевич, сын Николая Николаевича и отец Николая Николаевича. Женщины у нас нет, жена моя померла уж года как от рака.

Я понимаю, - сказала Сьюзи.

Мне приходится скоморошествовать перед туристами, чтобы хоть как-то прожить. По профессии я физик.

Врач? - спросила она.

Нет, ученый, - ответил ей он.

Делали атомную бомбу, - сказала она, подумав.

Да, делал.

А я пишу стихи.

А Коля у нас художник. Ты видела? Вся его комната в холстах.

Да, это хорошо, - сказала Сьюзи.

Что ж хорошего? - спросил Коля-младший,- Инвалид, да еще и художник, так я никогда не женюсь.

Нет, женитесь, - сказала она и покраснела.

На ком? - спросил он, не видя, как она краснеет.

Я буду за вами ухаживать, - сказала она и покраснела еще больше.

Ты на него не смотри, что он не ходит, - сказал Николай-старший,- это его от пули в Чечне перекосило.

Вы солдат? - спросила она молодого человека.

Бывший, - сказал он и, взглянув в ее глаза, тоже покраснел.

Он еще и дворянин, - сказал отец. - У нас даже поместье есть свое. Флигелек в колхозной усадьбе нам отвели, в бывшей вотчине.

Как у Тургенева? - спросила она, затаив дыхание.

Почти, - сказал отец.

Я мечтала о таком несколько лет, - сказала она с серьезной улыбкой.

Тогда мы в твоем распоряжении, - сказал Николай-старший и вышел из кухни, чтобы оставить молодых наедине.

Полет в небеса - это то, что я. Стремление к падению мне не свойственно (англ .).

Меня обокрали начисто (англ .).

29/04/2017 - 20:00

«Слово за нами…»

Участник

Кадырова Алина, Быкова Анастасия

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы, республика Башкортостан

Российская Федерация

Руководитель:

Фёдорова Евгения Сергеевна, Лещенко Ольга Александровна

Пользователь

menu123_1

Обзор материала

У каждого времени есть свои герои, носители идеальных качеств. Летописцы Древней Руси оставили нам память о мужественных князьях и их верных жёнах. Первые русские писатели: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин – воспели силу, грациозность, стать царственных особ. Великие наши классики – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой – подарили глубокие психологические образы, отличающиеся высокой нравственностью. При этом особенное место в литературе занимают женские образы, олицетворяющие идеальные качества хранительницы народных традиций и устоев, семейного очага и нравственного здоровья человечества. И в этом отношении наше пристальное внимание привлекло творчество И.С.Тургенева, точнее созданный им образ «тургеневской девушки», к которому мы обратились в нашей исследовaтельской рaботе. Теме изучения женских образов, созданных Тургеневым, уделяется много внимания в различных работах, как критиков прошлого, так и современных литературоведов. В приложении 1 мы представили стихи и известные выражения, посвященные тургеневским девушкам. Женщина…Девушка… Кто это? Сон, видение, человек? Для Ивана Сергеевича это всегда было тайной, манящей и непостижимой. Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но неизменно все они оставили отпечаток на душе писателя. Они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить. Их образы, повлиявшие на мировоззрение и чувствительную душу писателя, Иван Сергеевич перенёс на бумагу. Анализируя образы тургеневских героинь, можно выявить ряд характерных качеств, на основании которых сформировался типаж женского характера с определённым набором черт, названного «тургеневской девушкой». Многие критики, литературоведы отмечают противоречивость этого образа: вместе с сильным характером, упорством следовать до конца своей идее и стремлением глубоко, преданно любить, «тургеневская девушка» обладает детской наивностью и мечтательностью. Так, Ю.В.Лебедев отмечает, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах». Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций. Споры вокруг созданного Тургеневым образа не утихают до сих пор. Новые времена и нравы вносят коррективы в образы современных героинь. Неужели в 21 веке не осталось места для воспетых создателем идеалов женских образов? Мы решили разобраться в этом вопросе, глубже изучив и проанализировав типичные черты характеров «тургеневских девушек», и выявить их востребованность в наше время. Данная тема является актуальной, т.к. с течением времени характеры девушек меняются, приспосабливаются к изменившимся условиям жизни, но черты «идеального» женского образа можно найти и в наших современницах. Это еще раз доказывает, что классика находит свою актуальность независимо от времени.

Объект исследов a ния: творчество И.С.Тургенева.

Предмет исследов a ния: образ «тургеневской девушки» в повестях И.С.Тургенева и в современной жизни.

Цель исследов a тельской р a боты – выявить основные черты тургеневских героинь и проследить их в облике современной девушки.

Цель определяет постaновку з a д a ч:

    изучить справочную, критическую, художественную литературу по данной теме, в т.ч. исследователей творчества И.С.Тургенева;

    выявить значение женщин в жизни писателя и определить прототипы его героинь;

    проследить создание образа «тургеневской девушки» в творчестве И.С.Тургенева через aнaлиз отдельных произведений, взятых из цикла повестей о первой любви: «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

    на основе собранных материалов выявить качества «тургеневских девушек» и составить психологический портрет литературного типа «Тургеневская девушка»;

    выявить актуальность и проявление черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе через сопоставительный анализ мнений разных возрастных групп населения.

Гипотез a : несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время.

Теоретическая база проведённого исследования: сведения из русского, советского и российского литературоведения и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.

Теоретическ a я зн a чимость: системaтизaция мaтериaлa по дaнной теме.

Пр a ктическ a я зн a чимость: работа может служить предварительным этапом к более масштабному исследованию – о роли женских образов в русской литературе XIX века. Также работа способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков литературы по творчеству И. С. Тургенева.

Методы исследов a ния: изучение литературы, сопоставление данных, срaвнительный анализ, тестирование, опрос.

База исследования: 1)повести И. С. Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

2) учащиеся 9-х классов МБОУ СОШ №2 г. Туймазы

Глава I. Женские образы в жизни и творчестве И.С.Тургенева 1.1 Исследователи творчества И.С. Тургенева

Исследованию творчества И.С. Тургенева всегда уделялось много внимания. Значимость женских образов писателя была отмечена еще его современниками. Каждое его произведение, появлявшееся в печати, сразу же оказывалось в центре внимания критики. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица. А.И. Майков писал в письме к Я.П. Полонскому, что женщин Тургенева «не видела природа», однако такие редкие женщины существуют. По мнению же Л.Н. Толстого, Тургенев «сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он писал их, они появились» . П. А. Кропоткин писал: «Тургенев <…> показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины. Он нас научил, как лучшие люди относятся к женщинам и как они любят…». Творчеству Тургенева дали весьма высокую оценку как его современники, критики и литературоведы, так и вожди, руководители советского государства, зарубежные писатели. В XXI веке в России также много внимания уделяется изучению творчества Тургенева . Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят международные научные конференции.Тургеневские юбилеи отмечаются не только в России, но и за рубежом. Так, в музее Ивана Тургенева в Буживале ежегодно проходят музыкальные салоны, на которых звучит музыка композиторов времён Ивана Тургенева и Полины Виардо. В последние десятилетия немало сделано в изучении романов Тургенева, чему способствовало издание полного собрания сочинений писателя в 28-ми томах (1960-1968 г.) и вслед за ним 30-томного собрания сочинений. Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых: в монографии И.А.Беляевой «Творчество И.С.Тургенева» (2002) изучаются произведения писателя, начиная с ранних лирических стихотворений и заканчивая «Стихотворениями в прозе». В своей работе мы систематизировали исследователей творчества И.С. Тургенева и для удобства пользования свели данные в табличную форму (Приложение 2).

1.2 Женщины в жизни писателя

И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века и особое - в создания женских образов . Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но все они оставили отпечаток на душе писателя. Деспотичная, строгая мать, Варвара Петровна, милая и жизнелюбивая княгиня Екатерина Шаховская (первая любовь его), умная и смелая Татьяна Бакунина (подруга студенческих лет), робкая, задумчивая Авдотья (крепостная, родившая от Тургенева дочь), страстная, увлекающаяся Полина Виардо (любовь всей его жизни), юная красавица Ольга (дальняя родственница), романтичная Мария (сестра Льва Толстого), талантливая, чувственная артистка Мария Савина - они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить . В.Н.Топоров отмечает, что «Тургенев был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которую он искал с ранних лет. Трагическое его жизни коренилось в одержимости женским началом, в остром и горьком сознании его дефицита и невосполнимости его» . Личная жизнь Тургенева с самого начала как-то не складывалась, первая любовь вышла безответной и оставила горький осадок: дочь жившей по соседству княгини Шаховской - Катенька, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью, наивностью и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, у неё уже давно есть постоянный любовник - известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В 1841 году студент увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею (Полину), которая воспитывалась у матери Тургенева. В 1843 году он знакомится с Полиной Виардо, французской певицей, гастролировавшей в это время в Петербурге, влюбляется и всюду следует за предметом своей страсти. Это были нелёгкие отношения, поэтому он пытался устроить свою личную жизнь без Полины: с18-летней дочерью своего кузена, с Марией Савиной, Марией Толстой, но ничего не вышло, его сердце было занято. Не имея официального брака, Тургенев живет в семействе Виардо, куда забирает и свою внебрачную дочь. С этих пор Тургенев уверился в том, что его возлюбленная - святая женщина, и всю оставшуюся жизнь он проведет с ней. В произведениях Тургенева большое количество женских образов взято непосредственно из жизни . Писатель был лично знаком с подобными женщинами или наблюдал их (Приложение 3, 4). Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу», а тема любви является одной из главных в его творчестве.

1.3 Женские образы в творчестве И.С.Тургенева

Анализируя тексты выборочных произведений И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» (Приложение5), мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занявшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты, которыми всю жизнь он восхищался. Повесть «Ася» была написана в Германии в 50-е годы XIX века, которые писатель считал переломными для себя в личном плане. Он занимался вопросами «личного счастья» человека в столкновении с его нравственным и общественным долгом . История детства главной героини напоминает судьбу незаконнорожденной дочери Тургенева, Полины (от крепостной крестьянки), которая воспитывалась в доме его матери, а также сводной (по отцу) младшей сестры самого писателя, Вари . Ася - самолюбивая, открытая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей благородностью, непосредственностью и необычной внешностью. Она дочь помещика и крепостной крестьянки, что является причиной её необычного поведения в обществе. После того, как ее мать умирает, девушка оказывается предоставлена сама себе, она рано начинает задумываться над всем, что ее окружает, и над противоречиями жизни. С другими женскими образами Асю роднит искренность, нравственная чистота, мечта о подвиге, способность к сильным страстям. Онапривыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают, что доказывает одно: героиня - сильная личность, требующая во всём правды, откровенности, обладающая огромнейшим духовным потенциалом, большой нравственной силой. Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858), написанная в родовом имении Спасское-Лутовиново, - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он . Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская (соседка по даче), прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Об автобиографичности «Первой любви» пишет и А. В. Половцев: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это „Первая любовь“. Она, пожалуй, мое любимое произведение…в „Первой любви“ …описано действительное происшествие без малейшей прикраски…действующие лица встают как живые предо мною» (Царь-колокол, иллюстрированный всеобщий календарь на 1887 г.). В повести писатель очень поэтично описывает чувство неразделенной любви, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Героиня повести, Зинаида, на первый взгляд, инфантильная особа, но главный герой увидел в ней свет, говорящий о внутренней чистоте, несмотря на всю противоречивость поведения княжны. Ей хочется любви сильного человека: «кто бы сам меня сломил». Ей надоел глупый флирт с поклонниками, она ждет большого, сильного чувства. Данный образ пронизан легкостью, светом и любовью к жизни, что делает его женственным и запоминающимся . Не менее лиричный образ Джеммы из повести «Вешние воды». Находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом Джеммы. Повесть появилась в «Вестнике Европы» в 1872 году и была близка по содержанию к повестям «Ася» и «Первая любовь», написанным ранее. Тургенев признавался в том, что содержание повести в молодости он «пережил и перечувствовал лично». Но в отличие от их трагических концовок «Вешние воды» завершаются сюжетно менее драматично. Джемма - это чуткая, добрая, грациозная и талантливая девушка, обладающая необыкновенной красотой. Трепетное отношение к близким людям, внимание к окружающим характеризуют Джемму как искреннюю, заботливую, ласковую, милую девушку, способную на самопожертвование. Полюбив, девушка раскрывается в полной своей красе. Мы видим, что она смелая, благородная, чувствительная особа «с той итальянской грацией, в которой всегда чувствуется присутствие силы». Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу».Тема любви является одной из главных в его произведениях. Любовью проверяет он ценность своих героев, их соответствие высокому званию человека. К личной жизни своих персонажей Иван Сергеевич предъявляет самые строгие требования. Сравнительную характеристику образов Аси, Джеммы и Зинаиды из повестей И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» мы представили в Приложении 5.

Глава II. Характеристика образов "тургеневская девушка"

2.1 Психологический портрет литературного типа

«Тургеневская девушка»

Один из исследователей творчества Тургенева А.Г. Цейтлин отмечал первенство Пушкина в области создания женских характеров, который «уже подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельности и чистоты характера, но новаторство Тургенева было неоспоримым. Тургенев вложил в образы своих героинь все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер; и то, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина». Исследователи классифицируют тургеневские женские характеры так: первая группа - живут собственными интересами, сосредоточены на себе, вторая группа - это именно «тургеневские девушки», мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. Творчество И. С.Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип, понятие «тургеневская девушка» стало нарицательным. В основу его ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. Всех их объединяют общие характеристики: это - гармоничный и цельный внутренний мир, врожденная скромность, простота, крепкая воля и непреклонный характер. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка органично ощущает себя наедине с природой, часто ей приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, но в своем желании достигнуть цели она идёт до конца . Женственность является главной чертой каждой тургеневской героини. Для изображения женских образов Тургенев использует различные художественные способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие. Составляя психологический портрет «тургеневской девушки», мы отметили основные составляющие: внешние данные, «идеальные» черты характера, богатый внутренний мир, отношение к людям и к любви. Однако образ тургеневской девушки не был статичным: от повести к повести он становился все более глубоким и современным, вбирая черты новой русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни: они исполнены радужных, "крылатых надежд", живут мечтами . Но по нашему мнению, такую мечтательность нельзя считать положительным свойством, т.к. нужно жить реальностью. Тургеневская девушка «много требует от жизни, она читает, мечтает», ждет героя, в котором будут воплощены все ее мечтания. Таким образом, мы проследили, как складывался образ «тургеневской девушки», увидели, какие женские качества Тургенев воспевает, воплощая их в своих героинях. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальный собирательный образженственности и чистоты (Приложение 6,7). Женские образы оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего: диалог и портрет. Они привлекали внимание и вызывали восхищениеспособностью любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. Тема изучения женских образов Тургенева является одной из наиболее популярных в изучении творчества писателя в различных работах критиков прошлого и современных литературоведов. Это еще раз показывает, что классическая литература актуальна независимо от времени.

2.2 Тургеневская девушка в современном мире

За полтора столетия трактовка образа «тургеневской барышни» исказилась: это выражение стало бытовым, его смысл значительно изменился. Современный молодой человек уже выглядит, думает и говорит совсем по-другому. А у современной девушки поменялись жизненные приоритеты: получение образования, самореализация и прочее. И это все помимо вечных ценностей: любви, семьи. Сегодня много обязанностей лежит на хрупких плечах современной женщины/девушки. Как же не измениться «идеальным» чертам характера? Многим кажется, что понятие «тургеневская девушка» в наше время неуместно, таких девушек уже нет. Сейчас так называют романтичных, слишком чувствительных барышень, про которых можно сказать: «не от мира сего». Но это заблуждение многих. Да, эта девушка отличается своей непорочностью, отсутствием вредных привычек, желанием найти своего единственного, готовностью любить и быть любимой. Но в предыдущих главах мы выяснили, что героини Тургенева, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Их способность глубоко чувствовать сочетается со способностью идти по намеченной дороге, преодолевая препятствия. «Тургеневские девушки» – понятие более емкое и широкое - это собирательный идеалженственности и чистоты. В современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих идеалам 19 века. Но девушки, имеющие в своем характере и поведении немало типичных «тургеневских» отличий, встречаются сейчас и, нам кажется, нередко. Сделав сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики красным цветом (Приложение 8). Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время. Интеллектуальность, скромность, интеллигентность, воспитанность никогда не утратят своего веса в обществе. Если современная Ася сумеет найти своего Принца, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Их будет ждать награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира. Это будет современная тургеневская девушка, но спустившаяся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь.

Глава III. Практическая часть

3.1 Психотип «Тургеневской девушки»

В предыдущих главах мы выяснили, что «тургеневская девушка» - это собирательный идеальный образ, выявили основные черты характера такого образа и пришли к выводу, что в современном обществе все же есть место качествам, которые никогда не утратят своей важности. Далее, в своей работе мы хотим также выявить «актуальные» для нашего времени черты характера «тургеневской девушки». Для этого будем использовать современные способы исследования проблемы. В выявлении личностных качеств психологи советуют учитывать психотип человека. Характер человека – это совокупность поступков, привычек и навыков. Черты его – это определенные привычки и конкретные навыки. И именно они диктуют, как поступить человеку в той или иной ситуации. Но, помимо сформировавшихся в течение жизни привычек и навыков, характер можно отнести к одному из психологических типов, которые тоже влияют на его поступки. Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность. Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, к которому он обращается, если только это необходимо для достижения какой-то цели. Интроверт – это человек, который погружен в себя. Тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Обратившись к Википедии (Приложение 9), мы выяснили, что «тургеневская девушка» - «явный интроверт»: так как замкнута, чувствительна, «плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью». Чтобы сравнить этот образ с обликом современной девушки, мы решили провести тест на определение типа личности среди учащихся, базу исследования составили 9-е классы МБОУ СОШ №2. Мы выяснили следующее: из 48 учащихся 19 (40%) - экстраверты, 24 (50%) - интроверты и 5 (10%) - амбоверты (двойственные натуры) (Приложение 10).Таким образом, мы пришли к выводу, что психологический тип, близкий образу «тургеневской девушки», сейчас распространён в большей мере, чем какой-либо другой.

3.2 Соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе

Далее мы провели анкетирование на выявление идеальных женских качеств и составили примерный перечень примет современных «тургеневских девушек»: скромные, романтичные, с хорошими манерами, женственные, избегают вульгарности и агрессивности, одеваются прилично, читают книги, разбираются в классической музыке, многие играют на музыкальных инструментах, говорят на нескольких иностранных языках, умеют танцевать вальс, придерживаются строгих моральных принципов, происходят из разных социальных классов. Мы решили выяснить, как и насколько проявляются основные типические черты Тургеневских героинь в современных девушках. Для этого провели соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществесреди учащихся 9-х классов и их родителей. Мы попросили участников расположить все качества по значимости, группируя на «семейные», «деловые» и «творческие». Выяснилось, что выше всего деловые качества оценили мамы и девочки, семейные качества – мамы и папы, творческие ниже всего оценили мальчики и папы (Приложение 11). При этом: на 1 месте, по мнению девочек, находится скромность, а на последнем – решительность; по мнению мальчиков, на 1 месте - привлекательность, на последнем – сила воли; мамы поставили на 1 место - женственность, на последнее – решительность; папы на 1 место определили скромность, на последнее – силу воли. Отсюда можно сделать вывод, что современные девушки и женщины озабочены развитием деловых качеств, так как это им необходимо для личностного роста и уверенности в завтрашнем дне, в то же время сильный пол не видит смысла в творческих наклонностях дам. Также мы обратились к Интернету и соцсетям, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу об актуальности рассматриваемого нами вопроса. Там мы нашли множество доказательств, что данная тема волнует умы и души молодого поколения (Приложение 12).

3.3 Организация общешкольного творческого проекта «Женские образы в русской литературе»

В процессе изучения и исследования образов «тургеневской девушки», данной темой заинтересовались многие наши одноклассники. Они участвовали в анкетировании, анализе информации, диспутах. Постепенно для нас «тургеневские девушки» стали прорисовываться не только словесно, но и образно. Захотелось воплотить их в реальности. Эта идея была поддержана учителем технологии Ольгой Александровной Лещенко. Был разработан общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе», в котором приняли участие все желающие 6-8 классов. Проект приурочили к Году литературы в России. Девочки создавали женские образы в разных техниках: вышивка крестом, роспись по стеклу и дереву, силуэтное вырезание из бумаги, куклы и другое. Мы сделали акцент именно на образах «тургеневских девушек»: выполнили серию вышитых крестиком миниатюр (Приложение13). Наглядные изображения помогли нам в раскрытии темы работы. А общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе» получил грамоту «За лучшую экспозицию» по итогам муниципальной выставки декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений-2015».

Зa ключение

В процессе исследовaтельской рaботы был проведён aнaлиз выборочных произведений Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь». Мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занимавшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты «идеального» женского характера, которыми всю жизнь он восхищался. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальные собирательные образы женской красоты, женственности и чистоты, несмотря на многие различия в жизненных обстоятельствах. За полтора столетия образ «тургеневской девушки» очень сильно изменился, в современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих веяниям 19 века. Во времена Тургенева не было таких нравов, как в наше время. Но испытать прекрасные чувства хотят все, человеку всегда были и будут присущи все светлые чувства, независимо от времени и уровня развития общества. Сделав в своей работе сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики, и пришли к выводу, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время.

В практической части нашей работы мы провели опрос среди девятиклассников, как представителей современной молодёжи, с целью выяснить, какие качества актуальны в нашем обществе. Результаты показали, что современные девушки и женщины озабочены больше развитием деловых качеств, чем творческих, но «идеальные» семейные женские качества больше ценны у мужской части общества.

Проанализировав всю проделанную работу, мы пришли к выводу, что качества женщин, которыми восхищался великий классик, в современном обществе претерпевают изменения. Облик современных барышень разительно отличается от образа «тургеневской девушки», это продиктовано веянием времени. Но наша гипотеза о том, что, несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время, подтверждается. «Тургеневским девушкам», спустившимся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь, будет место в любое время.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

В этой статье мы рассмотрим образ "тургеневских девушек". Это словосочетание можно услышать довольно часто, но вот что оно обозначает? Для ответа на этот вопрос придется вспомнить Но сначала заметим, что современницы очень любили автора. У него было больше почитательниц, чем у любого другого русского писателя. Попробуем разобраться, чем же Иван Сергеевич заслужил такую любовь?

Личная трагедия и отношение к любви

Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно - Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним - любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Героини

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни - познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:

  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).

Что касается романа «Отцы и дети», то не подходит на роль "тургеневской барышни". Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Образ "тургеневских девушек": характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все "тургеневские девушки" очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» - очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее - быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

"Тургеневские барышни" могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба "тургеневских девушек" складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ "тургеневской девушки" по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ "тургеневской девушки" в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой - непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Лиза Калитина

Рассмотрим образ "тургеневских девушек" на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, - это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Любовь Лизы

Образ "тургеневской девушки" очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход - уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Образ "тургеневской девушки" в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

  1. Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
  2. Общая характеристика главной героини.
  3. Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
  4. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
  5. Отношения героини с возлюбленным.
  6. Сюжетная развязка и подведение итогов.

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ "тургеневской девушки". «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной "тургеневской барышней". Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление - слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, "тургеневская девушка" открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться - главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ "тургеневской девушки" безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Образ "тургеневской девушки"

Творчество И. Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип. Речь идет о таком явлении как "тургеневская девушка".

В основу явления ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. В исследовательской литературе главными прообразами рассматриваемого стереотипа принято считать Наталью Ласунскую (роман "Рудин"), Марианну Синецкую (роман "Новь"), Елену Стахову (роман "Накануне"). Всех этих героинь объединяют неизменные характеристики.

Прежде всего, "тургеневская девушка" отличается наличием гармоничного и цельного внутреннего мира. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка потрясающе органично ощущает себя наедине с природой. Многих тургеневских героинь отличает врожденная скромность и простота, но за этой видимостью стоит крепкая воля и непреклонный характер. В большинстве случаев девушкам приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, однако каковы бы ни были преграды, в своем желании достигнуть цели девушки идут до самого конца.

Кроме того, "тургеневская девушка" предполагает не только наличие специфических черт характера, но и некоторые внешние особенности. Многие героини писателя обладают фарфоровой (и даже слегка прозрачной) белой кожей, на которой то и дело вспыхивает легкий румянец (способность девушек стесняться и краснеть писатель Тургенев подчеркивает особенно выразительно). Героиням также свойственна природная стройность, тонкие музыкальные пальцы, утонченность и правильность черт лица, тяготение к нежным пастельным тонам в выборе одежды.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.